text

Бесплатный вебинар 19 октября >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Из опыта создания рабочих программ учителем

  • 24 июля 2012
  • 3935
Автор: Ким Наталья Викторовна, учитель химии МБОУ МО г. Нягань "СОШ №6" (ХМАО-Югра)

Рабочая программа – это индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого он определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с определенными Стандартом целью и результатами обучения. Рабочая программа формируется на основе авторской учебной программы и соответствующего ей учебно-методического комплекта.

Элемент

Содержание

Титульный лист

  • название образовательного учреждения;
  • название учебного предмета;
  • обозначение класса, для которого разработана рабочая программа;
  • сроки действия рабочей программы (учебный год);
  • краткая информация об авторе-разработчике данной рабочей программы (Ф.И.О. учителя, его разряд или квалификационная категория, педагогический стаж, опыт работы с данным учебно-методическим комплектом);
  • место для отметки об утверждении рабочей программы руководителем ОУ.

Пояснительная записка

  • авторская программа и учебники, используемые в процессе обучения (Ф.И.О авторов, год издания);
  • педагогическая цель и задачи, актуальные при обучении предмету в данном классе;
  • особенности обучения в данном классе (развивающее, коррекционно-развивающее, работа с одаренными детьми и т.д.);
  • особенности и проблемы, существующие в организации работы в данном классе;
  • информация об изменении сроков и/или времени изучения отдельных тематических блоков (разделов) с указанием причин и целесообразности изменений;
  • информация об изменении содержательной части авторской программы, обоснование изменений, описание резервов, за счет которых они будут реализованы. Если количество изменений, внесенных учителем, достигает 20% и более, то требуется согласование и рецензия компетентного органа образования (научно-методического центра, ИПКРО и т.д.).

Планирование учебной деятельности

  • календарно-тематическое планирование с выделением характеристик деятельности учащихся.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

  • список развивающе-познавательной литературы для учащихся;
  • список методической литературы для учителя;
  • база заданий (КИМов);
  • база творческих заданий (темы проектов и исследований, сочинений и наблюдений, ролевых игр);
  • перечень иллюстрированных таблиц, карт, макетов, муляжей, тематических коллекций, лабораторного оборудования и т.д.

Составление рабочих программ является, чаще всего, самой проблемной и трудоемкой частью процесса подготовки всей необходимой для работы документации, особенно для молодых учителей.

  • Во-первых, именно потому, что и оформление, и содержание рабочей программы должно строго соответствовать определенным правилам.
  • Во-вторых, потому, что этот процесс ограничен жесткими временными рамками. Специфика работы, перегруженность учителя в начале и в конце учебного года, необходимость вовремя сдать рабочие программы на утверждение приводят к тому, что заниматься их составлением приходится летом, во время отпуска.
  • В-третьих, одному учителю составлять, как правило, приходится несколько программ, по разным дисциплинам, для разных классов, по разным учебникам, которые иногда приходится изучать летом, чтобы к началу года сдать рабочую программу в учебную часть.
  • В-четвертых, даже если учитель имеет в наличии целый комплект рабочих программ, которые он разрабатывал несколько лет, их все равно приходится ежегодно изменять, модифицировать, переделывать, подстраиваясь под новые стандарты, новые требование, новые классы...
  • В-пятых, рабочую программу мало создать, разработать, напечатать, утвердить на заседании методического совета школы, района или в городском Управлении образования.

По новым требованиям она должна пройти ещё экспертную оценку и получить одобрение большинства членов экспертного совета (чаще всего, при городском ММЦ).

Использование типовых программ сейчас невозможно, их просто нет. Каждый автор предлагает свой УМК, но школы по-разному оснащены, учителя по-разному и в разное время обучались, дети в крупных городах и в сельской местности всё-таки отличаются.… Вот и приходится каждому учителю создавать свою авторскую программу.
И если с базовыми учебными предметами хоть что-то понятно, то с профильными предметами на старшей ступени школы и с так называемыми "курсами по выбору" в 9 классах и «элективных курсах» в 11 классах, пока каждый учитель творит сам. Нет учебников, нет даже примерных программ, каждый курс создаётся и защищается учителем перед экспертами, которые сами находятся в таком же положении.

На протяжении ряда лет в нашей школе формируются профильные химико-биологические классы, в которых Базовой программой предусмотрены элективные курсы по химии и биологии в 10 и в 11 классах. Элективный курс по химии для 10 класса "Механизмы реакций в органической химии" я создавала и корректировала 4 года. В прошлом году рабочую программу этого курса я представила экспертному совету ММЦ города, предварительно опубликовав её на методическом сайте NUMI.ru, чтобы узнать мнение коллег-химиков. Что-то опять переделывалось, дополнялось.
Эта программа в позапрошлом году участвовала в межрегиональном конкурсе рабочих программ элективных курсов в Кировском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и была удостоена диплома призёра этого конкурса.

Мой первый опыт по созданию, а главное, по окончательному утверждению рабочей программы занял почти 5 лет. Конечно, приходится постоянно вносить корректировку, но имея основу – рабочую программу, мне уже легче учитывать изменения в учебной нагрузке, изменения в сменности обучения и уставаемости учеников, обучающихся во вторую смену. Результатами применения этой рабочей программы курса я и мои ученики довольны: их трёх классов, изучающих этот курс, поступление в медицинские ВУЗы составило более 87 % (из них 80 % на бюджетные места). Несколько человек поступили на специальности с профильной предметом - химия.

Источник: www.menobr.ru

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Здравствуйте, Гость!
Вам предоставлен неограниченный доступ к журналу "Справочник старшего воспитателя"
23
 : 
56
 : 
45

После активации Вы сможете читать экспертные статьи, скачивать образцы документов и использовать полезные сервисы

Темы сентября

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.