Конспект занятия по рисованию "Волшебные краски зимы"

13569

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе.

Задачи:

  • Закрепить умение детей задумывать сюжет рисунка, передавая свои ощущения и чувства в изображении.
  • Учить детей работать в технике граттаж, строя композицию рисунка, используя трафареты деревьев, птиц.
  • Закреплять умение детей ориентироваться во времени и пространстве.
  • Развивать чувство композиции, творческое воображение, фантазию, эстетический вкус.
  • Обогатить эмоциональный опыт детей.
  • Активизировать речь детей, закрепляя умения связного рассказывания.
  • Воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус, чувство прекрасного, доброжелательное отношение друг к другу.
  • Снять психоэмоциональное напряжение у детей.

Методы и приёмы реализации задач занятия:

  1. Информационно - рецептивный метод: рассматривание картин, сопоставление с поэтическим образом.
  2. Словесный метод - художественное слово, беседа, рассказ педагога о гратаже.
  3. Репродуктивный метод - выполнение формообразующих движений рукой (метод упражнений - закрепление знаний и навыков детей).
  4. Эвристический метод - выполнение рисунка частично самостоятельно.
  5. Исследовательский метод - дети выполняют полностью работу самостоятельно, включая фантазию и творчество.
  6. Метод музыкального сопровождения.
  7. Использовался игровой приём - упражнение на дыхание, на напряжение и расслабление мышц.

Игровой элемент - путешествие по временам со свечой.

Занятие построено на принципе диалогического общения взрослого и ребёнка, активизации речи детей, закрепляя умения связного рассказывания.

В занятии учитывались когнитивные способности детей этого возраста, с опорой на индивидуальные особенности детей: визуалисты, аудисты, кинестетики. Воздействие на слух, зрение и тактильные ощущения, посредствам художественного слова, музыки, рассматривание репродукций картин, упражнение "Снегопад", использование трафаретов.

Развитие креативных способностей детей - проблемная ситуация с непишущей ручкой, трафаретами и сам процесс изобразительной деятельности.

В процессе занятия по рисованию и лепке в ДОУ дети овладевают техникой граттаж; закрепляют умение строить композицию, ориентироваться на листе, в пространстве и во времени.

Результат занятия по рисованию в ДОУ. Дети получили знания о технике рисования граттаж, научились работать в этой технике.
Научились анализировать продукт своей деятельности (свой рисунок).

Материал: безопасная свеча, наборы трафаретов на каждого ребёнка, "Снежинки" (бумажные кружочки диаметр 0,5см) , заготовки фона граттаж А4, ручки, влажные салфетки, бумажные салфетки, обруч, "Островки" (бумажные определители места для ребёнка, по количеству детей), репродукции картин из серии "Зимняя ночь", аудиозапись П.Чайковского "Декабрь. Святки", "Январь", "Щелкунчик. Сцена в сосновом лесу", Г.Свиридов "Тройка", "Метель', А.Вивальди "Зима".

Ход занятия:

I часть. Знакомство.
Дети проходят в изостудию.
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Встаньте, пожалуйста, на "снежинки" вокруг обруча.
Дети встают, педагог зажигает свечу
Педагог:
Эта свеча - не просто свеча
Свет и добро излучает,
Вы не задуйте её сгоряча,
Она нам во всём помогает.
Свечка поможет отправиться нам
В волшебную сказку по временам,
Она, как волшебный ковёр - самолёт,
Хоть в лето, хоть в зиму перенесёт.

Если свеча затухает: Гори, гори ясно,
Чтобы не погасла,
Чтобы яркий свет несла
Помогала и вела.

Педагог: Дети, передавая друг другу свечу , думайте о самом приятном, о самом хорошем, свои самые добрые мысли передайте свече, а затем передайте свечу своему соседу.

II часть. Сопоставление поэтического образа с изобразительным.

Когда свеча возвращается к педагогу:
Свечка волшебная ярче гори,
В зиму волшебницу нас унеси.

На мольберте прикреплены репродукции картин из серии "Зимняя ночь".

Педагог:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

- В какое время суток можно увидеть такую замечательную картину? (Днём).
- Почему вы так думаете? (на солнце блестит снег, небеса голубые - это бывает только днём).

Педагог открывает репродукции.
- Как вы думаете, подходит ли это стихотворение к этим картинам? (нет)
- Почему? Какое время суток изображено на картинах? (ночь)
- Докажите мне, что это ночь. ( светит луна, темно....)
- Какого цвета снег на этих картинах? (Тёмно - синий, фиолетовый, чёрный, серый ....)
- Как вы думаете в какое время суток падает снег? (предположения детей).
- Правильно, снег может идти и днём, и ночью, и утром, и вечером, и даже круглосуточно.
- А как это - круглосуточно? Что означает это слово? (Предположения детей)
- Круглосуточно - это и утром, и днём, и вечером, и ночью, не переставая. Давайте повторим вместе это слово - круглосуточно. (Дети повторяют).

III часть. Упражнение на дыхание.

Педагог: Давайте мы с вами устроим снегопад, подставляйте ладошки, в них насыплю я волшебные снежинки. По моему сигналу тихонько подуем и устроим волшебный снегопад.
Дети дуют на "Снежинки".

IV часть. Образная релаксация.

Педагог: Сейчас на полянку, друзья, приглашаю
И в белых снежинок я вас превращаю.
Снежинками детки на стулья присели.
Снежинки на ветках,
Снежинки на ели.
Расслабились,
Глазки спокойно прикрыли,
Фантазию, воображенье включили,
Внимательно, слушая,
Строчку за строчкой,
[свеча гори...] Представьте лесную
и зимнюю ночку.

Дети сидят на стульях за столами, удобно, закрыв глаза. Фоном звучит спокойная музыка.

Педагог: С неба падают снежинки,
И кружатся в танце
В паре с ветром, как пушинки,
И пугают зайцев.
Вьюга песенки поёт,
В такт их па весёлым,
Дед Мороз сквозь лес идёт.
С посохом тяжёлым.
Всё вокруг - как серебро -
Сверкает и искрится.
Молчат леса, не вскрикнет птица.
В снегу у края борозды
Таится рыжая лисица,
Темнеют заячьи следы.
В берлоге, между трёх сосёнок,
Храпит доверчивый медведь.
И месяц так беспечно тонок,
Что даже боязно глядеть...

Спустя 10 секунд.

Педагог: 1,2,3,4,5 стали детки оживать.
Глазки тихо открывать,
Дети в детский сад вернулись,
Тихо встали, подтянулись.
Вправо, влево посмотрели,
И на место снова сели.

V часть. Практическая часть.

Педагог: Понравилось вам в зимнем лесу ночью? А что вы там увидели? (ответы детей)
- Вы знаете о том, что вы увидели, может рассказать нам обыкновенная ручка.
- Как вы думаете, как ручка может нам рассказать ? (написать....)
- Ручкой можно не только писать, но и рисовать, попробуйте нарисовать зимнюю ночь обыкновенной ручкой.
Листы повёрнуты белой стороной к детям, дети рисуют, ручка не пишет. Педагог удивляется, затем предлагает:
Белый лист перевернём -
Фон для ночки мы найдём.
- А теперь попробуйте нарисовать! Рисует?! Чудеса продолжаются!

- И всё, что представили, сейчас нарисуем:
Деревья, сугробы и ночку такую...

- Ну, что ж принимайтесь за работу!
Дети рисуют, если не справляются, на столах лежат наборы трафаретов.

Педагог: А это помощники в вашей работе.
Деревья и птичек в коробке найдёте.
Самостоятельная работа детей. Педагог оказывает индивидуальную помощь по мере необходимости. Педагог тоже рисует свой рисунок.

VI часть. Упражнение на напряжение и расслабление мышц крупной и мелкой моторики.

По окончании работы.
Педагог: В зимнем лесу очень холодно, давайте согреемся, подходите ко мне. Встаньте так, чтобы вам было удобно.

-А теперь в игру играем,
Всё за мною повторяем.
Мы вначале замерзаем:
Плечи, руки, кисти, пальцы -
Всё! Не могут разгибаться!

Как замёрзла детвора!
Разморозить вас пора!
Пальцы, кисти, руки, плечи...
Разморозился народ!

А теперь ещё в игру игра
Мы вначале замерзаем:
Плечи, руки, кисти, пальцы -
Всё! Не могут разгибаться!

Как замёрзла детвора!
Разморозить вас пора!
Пальцы, кисти, руки, плечи...
Разморозился народ!
Дети встряхивают руками.

VII часть. Самоанализ. Рассматривание рисунков.

Педагог: Вот теперь мы согрелись. Давайте полюбуемся на нашу зимнюю ночку. Несите свои рисунки, сами встаньте на «снежинки», а рисунки положите перед собой.

-Дети, кто-нибудь нарисовал то, что услышал в стихотворении. (Обсуждение).
- А кто - нибудь нарисовал медведя?!
- Вы знаете, и зимой иногда медведь не спит, бродит он по лесу очень злой, уснуть не может, такого медведя называют шатун. Как вы думаете, почему так его назвали ? (Шатается по лесу).

VIII часть. Сюрпризный момент.

Педагог: А вы знаете, свеча не просто помогала путешествовать, она помогла нам создать такие красивые картины.
Свечку в плошке растопила, получился жидкий воск, кистью я листы покрыла, а потом чёрной гуашью сделала фон. Вот вам и чудеса! Получился гратаж. Рисование - царапанье по воску называется - граттаж. Повторите это слово. (Дети повторяют).
Давайте из наших картин составим альбом на память о нашем волшебном путешествии.
Собираем рисунки в альбом.

IX часть. Прощание.

Педагог:Передавая по кругу свечу
Думай о самом приятном,
Энергию свечки, её теплоту
Вы получите обратно.
(Дети передают свечу)

С улыбкой, мечтою,
Душевно, сердечно.
Задуем мы нашу
Волшебную свечку.

Дети вместе задувают свечу и уходят в группу.

Автор: Шатова Ольга Абрамовна, заведующая МБДОУ д.с.№16 "Солнышко" компенсирующего вида (Московская область)

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль