Рекомендации по созданию в начальной школе кабинета здоровья

3893

Одной из структур, осуществляющих реализацию программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении, может стать кабинет здоровья. О его функциях и особенностях организации рассказывает автор статьи.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования содержательный раздел основной образовательной программы начального общего образования (далее - ООП) определяет общее содержание начального общего образования и включает в т. ч. программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Настоящие рекомендации раскрывают организационно-методическую основу деятельности кабинета здоровья как структурного подразделения образовательного учреждения (далее - ОУ).Цель создания кабинета здоровья: содействие администрации и педагогическому коллективу ОУ в выполнении требований приказа Минобрнауки России от 28.12.2010 № 2106 "Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" и в реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, которая является частью содержательного раздела ООП.Задачи кабинета здоровья:

  • содействие участникам образовательного процесса в формировании устойчивой мотивации к ведению здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях и резервных возможностях организма обучающихся ОУ;
  • организационно-методическая помощь педагогическим и медицинским работникам в разработке и реализации индивидуальных и коллективных программ оздоровления участников образовательного процесса;
  • организация комплексной медико-психолого-педагогической оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности ОУ.
  • Контроль деятельности кабинета здоровья осуществляет директор ОУ. Ответственность за деятельность кабинета здоровья по всем направлениям несет заместитель директора по УВР (или другой педагогический работник) в соответствии с его должностной инструкцией.

Оздоровительные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются в кабинете здоровья медицинскими работниками, педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, педагогами ОУ и другими специалистами в соответствии с их должностными обязанностями и/или на договорной основе.

Органы самоуправления ОУ в порядке, установленном Уставом ОУ, содействуют кабинету здоровья в организации и проведении оздоровительной и просветительно-воспитательной работы с обучающимися.

Медицинское обеспечение деятельности кабинета здоровья осуществляется в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189.

Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности кабинета здоровья осуществляет директор ОУ в пределах штатного расписания, фонда заработной платы, бюджетных и внебюджетных средств ОУ.

Опыт регионов, где в общеобразовательных школах начали функционировать кабинеты здоровья (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Тверская область и др.), показывает, что организационно-методическое пространство кабинета здоровья полезно разделить на следующие "зоны":

  • информационная или общая зона - в ней представлена разнообразная общая информация о ценности здоровья и необходимости соблюдения здорового и безопасного образа жизни. Обучающиеся и их родители (законные представители) могут расширить свои знания о здоровье, правилах здорового и безопасного образа жизни, получить сведения об общедоступных приемах оздоровления. В свободном открытом доступе здесь должна быть представлена самая различная информация. Также желательна возможность выхода в Интернет на соответствующие сайты;
  • зона педагогов может быть разбита по ступеням (уровням) образования на подзоны (например, начальная, основная, старшая) и должна содержать методические материалы для педагогов ОУ;
  • зона администрации и специалистов должна содержать нормативные, организационно-методические и аналитические материалы, необходимые администрации и специалистам ОУ (учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, тьюторы и т. п.);
  • зона работы с родителями (законными представителями) обучающихся, в которой должны быть представлены организационно-методические и информационные материалы для работы с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся и формирования у них здорового и безопасного образа жизни, предупреждения отклонений в личностном развитии; материалы для организации методическо-кон-сультативной и психологической поддержки родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и родителей-опекунов. Важной составляющей работы с родителями может стать интерактивное сетевое взаимодействие с ними с помощью сайтов классов (учебных групп и т. п.), сайтов педагогов и т. д., а также организация "телефона доверия";
  • индивидуальная зона, которая должна содержать уголок отдыха (релаксации), где обучающиеся могут поиграть в настольные игры, посмотреть телевизор, кассеты и диски; принять участие в релаксационной "минутке".

Перечислим основные направления деятельности кабинета здоровья ОУ. Обеспечение целостности системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

  • информационно-методическое обеспечение преемственности и непрерывности обучения здоровому и безопасному образу жизни на различных ступенях (уровнях) образования;
  • организационно-методическое содействие администрации и педагогам в оказании психолого-педагогической и медико-социальной поддержки различным группам обучающихся (воспитанников);
  • организация мониторинга сформированности у обучающихся ценности здоровья и установок на здоровый и безопасный образ жизни;
  • обеспечение системности и актуальности информирования всех участников образовательного процесса (с использованием информационного оборудования: стендов, уголков здоровья, радиовещания и т. п.) о необходимости ведения здорового и безопасного образа жизни;
  • информационно-методическая поддержка деятельности специалистов (медицинские работники, учителя физической культуры, учителя-логопеды, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, тьюторы), обеспечивающих проведение оздоровительной работы с обучающимися;
  • содействие администрации в повышении личностной компетентности педагогов ОУ в области культуры здорового и безопасного образа жизни (наличие знаний и умений по вопросам использования здоровьесбе-регающих методов и технологий, здоровьесберегающий стиль общения, индивидуальный образ жизни и наличие ответственного отношения к собственному здоровью).

Обеспечение рациональной здоровьесберегающей организации образовательного процесса:

  • информационно-методическая поддержка педагогов ОУ по вопросам разработки программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни как части содержательного раздела ООП;
  • организационно-методическое обеспечение реализации программ внеурочной деятельности, ориентированных на формирование у детей ценности здоровья и культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • организация и информационно-методическая поддержка проектов (целевой программы, программ экспериментальной работы) спортивно-оздоровительной направленности;
  • информационно-методическое обеспечение использования педагогами ОУ в образовательном процессе здоровьесберегающих приемов, методов, форм, технологий;
  • информационно-методическая помощь педагогам ОУ в организации образовательного процесса с учетом индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей развития обучающихся, в т. ч. организационно-методическое обеспечение ведения педагогами паспортов здоровья обучающихся;
  • информационное и организационное содействие администрации ОУ в обеспечении благоприятных психологических условий образовательной среды (демократичность и оптимальная интенсивность образовательного процесса, благоприятный эмоционально-психологический климат, информационно-методическое содействие педагогам ОУ в формировании у обучающихся адекватной самооценки и познавательной мотивации).

Содействие эффективной организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в ОУ:

  • информационно-методическая помощь учителям физической культуры ОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми всех групп здоровья и в организации занятий лечебной физкультурой в соответствии с медицинскими показаниями по результатам медицинского профилактического осмотра;
  • содействие администрации ОУ в контроле организации педагогами ОУ выполнения обучающимися комплекса упражнений во время регламентированных перерывов для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии;
  • информационно-методическая помощь педагогам и контроль организации ими динамических пауз (динамических перемен), физкультминуток на уроках (занятиях);
  • содействие администрации ОУ в организации внеурочной деятельности обучающихся физкультурно-оздоровительной направленности;
  • организационно-методическая помощь педагогам в организации физкультурных и спортивных мероприятий с обучающимися (спартакиад, универсиад, олимпиад, соревнований, дней спорта, дней здоровья);
  • информационно-методическое обеспечение участия обучающихся в региональных (межрегиональных и всероссийских) физкультурных и спортивных мероприятиях, а также в творческих конкурсах и социальных акциях, посвященных формированию ценности здоровья, здорового и безопасного образа жизни.

Организация просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни:

  • организация взаимодействия ОУ с учреждениями физической культуры и спорта, туризма, культуры, здравоохранения, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, правоохранительными органами по проведению физкультурных и спортивных мероприятий, мероприятий по формированию здорового и безопасного образа жизни, занятий по профилактике вредных привычек;
  • организация взаимодействия ОУ с общественностью по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников, профилактики у них вредных привычек, формирования здорового и безопасного образа жизни;
  • создание в ОУ информационно-библиотечного центра (библиотеки, ме-диатеки) детской, научно-публицистической, научно-методической литературы, периодических изданий, информационных ресурсов по вопросам здоровья, здоровьесбережения, ведения здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом, организации подвижных игр, выбора оптимальной двигательной нагрузки;
  • периодическое обновление информации, посвященной проблемам сохранения здоровья, организации и ведения здорового и безопасного образа жизни, на различных информационных носителях, информационных стендах и/или на сайте ОУ;
  • организационно-методическое обеспечение плана методических мероприятий для педагогов по различным вопросам возрастной психологии и физиологии, развития человека, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье и безопасность обучающихся, здоровьесберегающих технологий в образовании.

Источник: www.menobr.ru, читайте полный текст статьи "Создание в начальной школе кабинета здоровья"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль