Интернет-технологии в экономическом образовании школьников

2320

В силу особенностей исторического развития России большинство населения страны имеет слабое представление об экономических закономерностях жизни общества и принципах функционирования финансовых рынков, а также испытывает устойчивое недоверие к финансовым институтам. Именно поэтому вопросы повышения уровня экономической культуры и финансовой грамотности населения имеют особую актуальность для Российской Федерации.

Коллектив кафедры экономики Московского института открытого образования исходит из понимания, что владением базовыми основами экономических знаний и финансовой грамотности сегодня необходимо всем категориям граждан:

  • а) детям оно дает представление о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования личного и семейного бюджета, помогает более грамотно и ответственно подойти к выбору будущей профессии или сферы трудовой деятельности;
  • б) молодежи финансовое образование позволяет решить проблему финансирования продолжения образования и приобретения собственного жилья, а также постоянного профессионального роста;
  • в) взрослым гражданам помогает лучше разбираться в вопросах управления личными финансами, оценки рисков и принятия разумных решений при инвестировании сбережений, при пользовании различными финансовыми продуктами и услугами, в планирования пенсионного обеспечения.

В настоящее время формирование социально-экономических компетенций и повышение уровня финансовой грамотности населения рассматривается государством как важнейший фактор дальнейшего развития экономики. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (1) повышение финансовой грамотности названо среди основных направлений формирования инвестиционного ресурса.

Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года (2)  и Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации (3) рассматривают вопросы повышения финансовой грамотности населения в качестве важного фактора развития финансового рынка в России, повышения стабильности финансовой системы и повышения общей конкурентоспособности российской экономики.

Решение проблемы финансовой грамотности населения возможно только путем проведения последовательной государственной политики на основе комплексного подхода с использованием механизмов координации усилий различных федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, образовательных учреждений, общественных организаций и бизнес-структур, осуществляющих различные инициативы в области финансового просвещения.

Под финансовой грамотностью населения мы понимаем способность граждан:

  • эффективно управлять личными финансами;
  • осуществлять учет расходов и доходов и осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование;
  • оптимизировать соотношение между сбережениями и потреблением;
  • разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг, иметь актуальную информацию о ситуации на финансовых рынках;
  • принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг, осознавая личную ответственность за такие решения;
  • компетентно планировать и осуществлять пенсионные накопления.

Общеобразовательная школа как один из важнейших социальных институтов должна оказывать помощь обучающимся в адаптации к современным экономическим условиям и облегчить вхождение во взрослую жизнь за счет создания предпосылок для личностного роста и повышения уровня информированности обучающихся в различных областях жизни, включая рынок финансовых продуктов и услуг.

Решение этих проблем связано с сохранением социальной направленности образования, обеспечением его доступности для всех слоев населения, с качественным повышением уровня финансового образования и т. д. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что постоянно возрастает спрос со стороны школьников и их родителей на усиление практической составляющей образовательного процесса в различных учебных дисциплинах, в том числе в экономике.

Отсутствие базовых знаний о правилах грамотного и безопасного инвестиционного, потребительского поведения, технологии заимствования на финансовом рынке приводит к тому, что ряды обманутых инвесторов и потребителей, ненадежных заемщиков пополняются людьми совсем молодыми, вчерашними выпускниками общеобразовательной школы.

В этой связи одним из важнейших и продуктивных направлений работы общеобразовательной школы является активное использование интернет-технологий, которые позволяют формировать ключевые социально-экономические компетенции у школьников, начиная с первых лет обучения. Современная школа может и должна максимально активно использовать возможности, которые открывает Всемирная сеть, потому что именно Интернет обеспечивает широчайшие возможности быстрого перехода в разные сферы познания, на разные уровни освоения понятий и в темпе и режиме, наиболее приемлемых для каждого пользователя, имеющего доступ к интернет-ресурсам.

Педагогам следует изучать образовательные возможности интернет-технологий при организации экономического образования, поскольку, во-первых, следует постоянно помнить, что за последнее десятилетие стремительно возросла востребованность Интернета как информационного ресурса. С каждым годом все больше и больше людей, прежде всего, школьной молодежи за любой необходимой информацией обращаются не к традиционному источнику знаний - книге, а ищут ее с помощью поисковых систем в Интернете.
Во-вторых, многократно увеличилось число и разнообразие виртуальных услуг, которые предоставляются все большим количеством интернет-компаний, специализирующихся на этом виде информационной деятельности. Интернет становится необходимым ресурсом при написании рефератов и исследовательских работ.
В-третьих, Интернет все более активно используется как средство общения, причем не только в образовательных целях. Люди начинают осознавать широчайшие возможности всемирной сети для решения своих повседневных проблем. На всех уровнях, начиная с Российской Федерации до муниципального самоуправления, все больше вопросов решается с помощью технологии "электронное правительство". А выборы 2012 года с активным и повсеместным использованием веб-трансляции с каждого избирательного участника привлекли всеобщее внимание и показали широкие возможности сетевых технологий.
В-четвертых, начинают интенсивно формироваться новые потребности пользователей Интернета в образовательной информации и новые формы сотрудничества в сети. В Интернете размещаются материалы для самостоятельной работы учащихся, которые позволяют организовать поиск конкретной учебной информации (библиотечные базы информации, справочные и методические материалы, электронные учебники, результаты дистанционных олимпиад и проектов); предлагаются разветвленные пути как своего изучения, так и изучения заложенной в них информации (образовательные веб-квесты, тематические веб-сайты, курсы дистанционного обучения, результаты проектной деятельности школьников в виде веб-сайтов и веб-страниц и т. д.) (4)
В-пятых, активно развивается сетевое взаимодействие образовательных учреждений, идет интенсивных обмен методической информацией, организуется ее обсуждение на тематических форумах с привлечением широкой профессиональной общественности, создаются тематические сообщества профессионалов, что создает очень важный механизм развития образования.

Кафедра экономики МИОО разделяет точку зрения о том, что важнейшими задачами современного образования, в том числе и экономического, признанными во всем мире и наиболее эффективно решаемыми с помощью Интернета, являются:

  1. свободный доступ к необходимой информации не только в информационных центрах своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме;
  2. расширение общения со сверстниками своего региона, других регионов своей страны или других стран мира в целях сотрудничества, объединения усилий в решении разнообразных проблем.(5)

Новые педагогические технологии в современном образовании немыслимы без широкого применения информационных, в первую очередь компьютерных, технологий, в которых заложен высокий инновационный потенциал. Использование Интернет-коммуникаций в образовании позволяет реализовать одну из наиболее ярко проявляемых тенденций к интеграции в области образования и обеспечивает выход в единое мировое образовательное пространство.

Уточним определение информационной технологии. Информационная технология – это совокупность методов, процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности. Ключевое в этом определении – цель применения информационной технологии – снижение трудоемкости использования информационных ресурсов. Именно эта особенность крайне важно для современной школы, в которой ребенок и учитель, не владеющие информационными технологиями, не смогут адаптироваться в постоянно меняющемся мире и научиться грамотно работать с огромными массивами необходимой для обучения информации, размещенной в сети Интернет.

Интернет – это крупнейшая в мире глобальная компьютерная сеть, темпы роста которой насчитывают 15% в месяц. Интернет-ресурсы – это вся совокупность информационных технологий и баз данных, доступных при помощи этих технологий и существующих в режиме постоянного обновления.
Интернет-технологии – это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, реализуемая в сети Интернет, включающая машинный и человеческий (социальный) элементы. Применительно к обучению можно выделить следующие Интернет-технологии:

  • компьютерные обучающие программы (электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы);
  • обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей различных видов;
  • интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;
  • распределенные базы данных по отраслям знаний;
  • средства коммуникации, включающие в себя электронную почту, сервисы мгновенного обмена, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т. д.;
  • электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.

Рассмотрим еще одно важное понятие – дистанционное обучение. Это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Дистанционное обучение – это лишь одна из форм обучения, ведущим средством которого являются информационные технологии.

Дистанционное обучение позволяет:

  • снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
  • проводить обучение большого количества человек;
  • повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т. д.
  • создать единую образовательную среду (особенно актуально для муниципальных систем образования).

Основным принципом обучения современного школьника становится признание за ним реального права на индивидуальную учебную программу, создание необходимых и достаточных условий для ее реализации, причем не только в условиях конкретного образовательного учреждения, но в муниципальной образовательной системе и что более важно – во всемирной сети интернет. В данных условиях каждый урок, занятие, практикум или проект – это новое открытие, где ученики не просто слушают учителя, излагающего учебную информацию, а постоянно и активно сотрудничают с ним, друг с другом и с другими специалистами, готовыми поделиться полезной для ребенка информацией.

Принципиальное отличие новой образовательной парадигмы заключается в том, что школьники не просто воспринимают и усваивают готовые знания, алгоритмы или факты, а сами прикладывают самостоятельные усилия для их поиска, систематизации, анализа и дальнейшего использования в соответствии с учебными или жизненными задачами, что наполняет процесс работы полученной информацией личностно значимым смыслом. А такой вид обучения возможен только с использованием современных информационных технологий. Их стремительное, даже лавинообразное развитие ориентирует педагогов на постоянное обновление содержания, модификацию структуры и поиск адекватных форм профессиональной деятельности, стимулирующих обучающихся к поиску все новых и новых знаний.

Наличие в Интернете бесплатных электронных образовательных ресурсов, а также широкие возможности для самостоятельной разработки педагогами и обучающимися авторских учебных материалов открывают перед общеобразовательной школой огромные перспективы для активизации познавательной, творческой деятельности всех участников образовательного процесса.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) или в другом варианте – электронные образовательные ресурсы (ЭОРы) позволяют решить проблемы наглядности. Сейчас учитель имеет возможность виртуально показать на уроке любую картину, из любого музея мира, любого художника. Обучение всему, что связано с ЭОР, должно начинаться в первую очередь с учителя, а потом уже с ученика. Идеальный урок с использованием ЭОР представляет собой урок-диалог, который способен помочь детям изучать «пространства, в которые они сами захотят "нырнуть" с помощью ЭОР». Такой урок должен мотивировать к поиску информации.

В стандартах нового поколения предусмотрено активное и широкое использование исследовательской деятельности школьников, использование и групповой и командной формы работы над различными самостоятельными проектами.

Разумеется, в российской школе идет активная работа по внедрению в профессиональную педагогическую деятельность различных форматов дистанционного обучения, в том числе с использованием ЦОР и возможностей сервисов Web 2.0. Но в этой сфере остается пока больше вопросов, чем ответов на них, юридических, методических, организационных и даже психологических.
Информационно-образовательная среда школы предоставила много новых возможностей в развитии новых методик обучения. Их многообразие позволяет реально на практике обеспечивать индивидуальные потребности учащихся, осуществлять профильное образование учащихся, реализовывать в школе технологию развивающего обучения.

Традиционные методики обогатились новыми мощными визуально-наглядными средствами обучения: мультимедиа проектор, интерактивная доска, графический планшет, документ-камера, цифровой микроскоп, которые позволяют не только усилить визуальный ряд по предмету, но и реализовать фронтальную демонстрацию различных исследований, наблюдений и опытов по различным предметам. ЦОРы (или ЭОРы) могут быть своего рода мини-лабораториями, где обучающиеся могут проводить различные исследования и эксперименты, которые невозможны на обычном уроке в силу объективных причин. Именно такой подход стимулирует детей, подростков и старшеклассников на самостоятельный поиск при решении проблем и задач, активизирует их поисковую и исследовательскую работу, позволяет на практике, а не только в теории осуществлять деятельностный подход в современном образовании.

Одна из задач школы научить ребенка не теряться в море информации, находить нужную, анализировать, адаптировать к той или иной ситуации. Но информация имеет свойство расти колоссальными темпами, и задача школы помочь ребенку справиться с данными информационными потоками. Следует хорошо понимать, что традиционные методы обучения далеко не всегда могут дать ученику необходимую и тем более актуальную информацию.

Педагогические исследования и опыт работы в области информационных технологий показывают, что обучение становится более эффективным за счет реализации их дидактических возможностей, обеспечивающих активизацию учебно-познавательной деятельности. Комплексное воздействие учебной информации на все органы чувств ведет к ее лучшему усвоению, т. е. повышение скорости и надежности запоминания представленной информации требует адекватности структуры средств отображения информации структуре сенсорных и мыслительных действий человека, что и достигается средствами мультимедиа.

Активизация познавательной деятельности обучающихся требует предоставления ему возможности адаптации содержания учебного материала к своим индивидуальным особенностям, личностно значимым целям и задачам деятельности, уровню сформированности системы знаний и умений, психологическим особенностям и предпочтениям. Использование ЦОР обеспечивает погружение обучающегося в познавательный процесс за счет активного включения различных каналов восприятия информации. (6)

В настоящее время самой известной из сетей является Интернет, в котором материальная основа и пространственное расположение узлов сети являются второстепенными, а принципиально важен тип человеческих отношений, который при этом поддерживается, содержание, которым эти сети наполняются и живут. Общение в Интернет по электронной почте, в чатах, блогах, форумах рассматривается как совершенно особый способ человеческой коммуникации, открывающий совершенно новые возможности для общения миллионами и миллионам людей.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений – это совместная деятельность школ, гимназий, лицеев, обеспечивающая возможность обучающимся осваивать образовательные программы с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений. Образовательную сеть можно определить как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования, которое дается членами сети. Именно сетевое взаимодействие есть инструмент, адекватный решаемой задаче эффективного использования инновационных образовательных программ в широких образовательных и иных сообществах с целью расширения ресурсного обеспечения, необходимого для повышения качества образования.

Образовательная сеть на школьном и муниципальном уровнях строится из таких элементов, как специализированный методический центр (кабинет), экспериментальные площадки, лаборатории педагогических инноваций, педагогические мастерские, опорные школы, ресурсные центры на базе инновационных образовательных учреждений, городские ассоциации педагогов-предметников и других. Эти элементы сети представляют собой не унифицированные методические учреждения или формирования, а модели, различающиеся спецификой содержания в своей деятельности, и при этом не дублирующие друг друга. Причем следует учитывать, что модели сетевого взаимодействия будут постоянно видоизменяться, трансформироваться, так как сеть не может быть постоянной, она по природе своей подвижна и ее конфигурация зависит это от ее целевого назначения.

С управленческой точки зрения, в сети нет организаций в традиционном смысле. Первичным ключевым элементом сетевого объединения выступает прецедент образовательного взаимодействия, то есть некое сетевое событие (проект, семинар, встреча, мастер-класс, образовательный форум, обмен информацией и т. п.). Каждый человек, любое образовательное учреждение могут вступать в определенное взаимодействие с существующей сетью, и это взаимодействие составляет содержание индивидуального образовательного развития каждого человека, школы, всей образовательной среды.

При сетевой организации взаимодействия наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными. Таким образом, можно утверждать, что ограниченные возможности коммуникации не могут обеспечивать тот уровень обмена информацией, который необходим для нормальной работы. Значит, сетевое взаимодействие – это некая система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному сообществу и обществу в целом инновационные модели содержания образования, экономики образования, управления системой образования и образовательной политики.

Сетевое взаимодействие, понимаемое как способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических, кадровых ресурсов, возможно только между теми элементами сети, которые субъектно автономны и не подчинены навязанным сверху правилам взаимоотношений, которые по своей сути противоречит сетевому подходу.

Реальное сетевое взаимодействие возможно только при определенных условиях:

  • конкретная совместная деятельность участников созданной сети;
  • общее информационное пространство, которым может пользоваться любой участник сети;
  • механизмы, создающие условия для сетевого взаимодействия.

Одним из механизмов сетевого взаимодействия может быть Координационный Совет сети, ключевые функции которого – экспертная деятельность и поиск возможности открытия материалов участников сети не только профессиональному сообществу, но и всему обществу.

Центр образовательного аутсорсинга Московского института открытого образования "Практическая экономика и предпринимательство" начали реализацию сетевого проекта Информационное кольцо сайтов "Экономика в школе". Его основные характеристики:

  1. Прежде всего, это единое информационное поле, в виде ссылок, логотипов и/или баннеров партнеров кольца, которые размещены на сайте Кольца – www.ecring.ru, официальный логотип Кольца сайтов "Экономика в школе" размещается на сайтах всех партнеров Кольца. Такая форма концентрации информации по практико-ориентированному экономическому образованию поможет вам оперативно получать доступ к ресурсам всех партнеров Кольца сайтов.
  2. Это регулярные Интернет-рассылки в виде Информационного вестника "Экономика в школе", в который включается информация, предоставленная партнерами Кольца сайтов. Данный вестник рассылается еженедельно подписчикам Кольца сайтов и другим целевым аудиториям. Такая оперативная информация дойдет до всех, кто получает рассылки или заходит на сайт Информационного кольца "Экономика в школе".
  3. Информационная поддержка программ и мероприятий, проводимых партнерами Кольца сайтов. С помощью Кольца сайтов его партнеры расширяют круг потенциальных участников ваших программ и мероприятий, поскольку о них узнают посетители не только вашего сайта, но все участники Кольца сайтов.
  4. Тематические форумы, где можно обсудить в кругу профессионалов и заинтересованных лиц проблемы и перспективы развития школьного практико-ориентированного экономического образования. Это дает возможность быть в курсе последних научных, методических, организационных вопросов экономического образования школьников.
  5. Наконец, это виртуальное экспертное сообщество, объединяющее профессионалов в области школьного экономического образования. Во-первых, помощь в профессиональном росте педагогов, преподающих экономику в общеобразовательных учреждениях России, во-вторых, выявление и продвижение успешных образовательных программ и методических разработок в области школьного экономического образования.

Если у вас возникли вопросы, связанные с организацией работы Информационного кольца сайтов "Экономика в школе" и вашим участием в его программах, обращайтесь по адресу Кольца – ecring1@gmail.com

Еще одной Интернет-технологией, которую использует кафедра экономики МИИО, является Московский открытый конкурс исследовательских работ обучающихся «Человек. Город. Финансы». Цель конкурса – повышение интереса школьников, студентов среднего профессионального образования и их родителей к экономическому образованию и развитие исследовательских компетенций в области основ финансовой грамотности и потребительских знаний для успешной интеграции личности в современную социально-экономическую среду.

Задачи конкурса:

  • выявление мотивированных, обладающих высоким творческим потенциалом обучающихся путем создания условий для учебно-исследовательской деятельности в области личных финансов, налогообложения, страхования, инвестирования, пенсионного обеспечения и защиты прав потребителя;
  • привлечение родителей, учителей, преподавателей, профессиональных участников финансового и потребительского рынка к научно-методическому сопровождению исследовательской деятельности обучающихся;
  • содействие образовательным учреждениям и семье в воспитании активных и грамотных потребителей товаров и услуг, в том числе продуктов финансового рынка;
  • формирование чувства личной ответственности за принятие финансовых решений при выполнении функций налогоплательщика, страхователя, заемщика, инвестора;
  • изучение и распространение опыта семейного воспитания, работы творческих педагогов, ознакомление широкой общественности с результатами интеллектуального творчества обучающихся в области основ финансовой грамотности и потребительских знаний;
  • развитие непрерывного образования, преемственности образовательных программ общего среднего, дополнительного, среднего и высшего профессионального образования на основе привлечения обучающихся к исследовательской деятельности.

В конкурсе могут принять участие обучающиеся общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования школьников и студенты учреждений среднего профессионального образования г. Москвы и других субъектов Российской Федерации, а также их родители. Конкурс проводится для обучающихся трех групп: школьники 8-9 классов, школьники 10-11 классов, студенты учреждений среднего профессионального образования.

На конкурс принимаются только учебно-исследовательские работы обучающихся, соответствующие тематике конкурса. Логика и структура учебно-исследовательской работы участников конкурса должна включать в себя:

  • формулировку проблемы исследования;
  • определение объекта планируемого исследования;
  • выдвижение гипотезы;
  • постановку исследовательских цели и задач;
  • описание использованных исследовательских методик;
  • сбор и анализ полученных данных;
  • обобщение результатов и формулировка выводов проведенного исследования.

Родители и педагоги могут выполнять роль научного консультанта или научного руководителя исследовательской работы школьника или студента (группы исследователей). Конкурсные работы могут быть представлены образовательными учреждениями, а также авторами инициативно.
Материалы учебно-исследовательских работ представляются в разных форматах:

  • текст (word doc или docx, до 12 стр.) для изучения членами жюри;
  • презентация (P.Point ppt или pptx, до 20 слайдов) – для выступления на итоговой конференции;
  • видеосюжет (до 10 мин.) – размещается на портале http://www.youtube.com/ – для ознакомления широкой аудиторией в сети Интернет.

Основные направления (номинации) исследований

  1. Личное финансовое планирование и семейный бюджет.
  2. Потребитель в условиях современного мегаполиса.
  3. Грамотный потребитель на рынке банковских услуг.
  4. Грамотный потребитель на рынке страхования и пенсионных накоплений.
  5. Грамотный налогоплательщик.
  6. Грамотный инвестор.
  7. Грамотный потребитель на рынке товаров и услуг.
  8. Психология и культура потребления.

Информационная поддержка конкурса осуществляется Интернет-ресурсами учредителей конкурса. Информационное сопровождение конкурса осуществляется на странице конкурса – http://finance.ecmioo.ru, которая открывается на сайте Центра образовательного аутсорсинга "Практическая экономика и предпринимательство" www.ecmioo.ru, и включается в себя:

  • организация личного кабинета участника для размещения материалов конкурса;
  • рецензирование работ представителями научного сообщества и профессиональными участниками финансового и потребительского рынка;
  • публикация промежуточных и окончательных итогов;
  • публикация лучших работ осуществляется на сайте Центра образовательного аутсорсинга "Практическая экономика и предпринимательство", а также на сайтах учредителей конкурса.

Конкурс проводится в 2 тура.

Первый тур – дистанционный. На данном этапе участники:

  • проходят регистрацию на сайте Центра образовательного аутсорсинга "Практическая экономика и предпринимательство" – www.ecmioo.ru;
  • открывают личный кабинет участника и размещают информацию о себе;
  • подают заявку на участие в конкурсе на его странице – http://finance.ecmioo.ru;
  • размещают в личном кабинете свои исследовательские работы в электронном виде, оформленные в соответствии с рекомендациями по написанию и оформлению работ.

Ко второму туру допускаются работы, получившие положительные рецензии, и набравшие не менее 50% от максимально возможного количества баллов. Результаты первого тура публикуются на сайте Конкурса.

Во втором туре принимают участие исследовательские работы, успешно прошедшие первый тур. Второй тур конференции проводится в двух форматах:
А) очный формат – в виде научно-практической конференции, в ходе которой участники Конкурса лично представляют результаты своих исследований;
Б) Интернет-формат – в виде интернет-конференции в режиме on-line, в ходе которой участники Конкурса представляют результаты своих исследований с использованием web-трансляции процесса представления материалов.

Именно Интернет-формат вызывает у современных школьников наибольший интерес и его нужно подкреплять педагогически целесообразным содержанием, включая основы экономики и финансовой грамотности.

Значение экономического образования как важнейшего фактора формирования личности школьника, его социализации возрастает вместе с развитием и модернизацией рыночных механизмов. И в реализации этих задача как никогда велика роль Интернет-технологий. Актуальность их внедрения в практику экономического образования в школе определяется с одной стороны – низким уровнем потребительской культуры и функциональной финансовой грамотности выпускников, сложностью финансовых продуктов и неадекватной оценкой ими финансовых рисков, с другой стороны – необходимостью формирования у школьников экономических компетенций и воспитания ответственности при принятии решений, повышения социальной и экономической активности, развития креативности и новаторства у подрастающего поколения.

Выстраивание продуктивной системы практико-ориентированного базового экономического и финансового образования в рамках каждого образовательного учреждения, в масштабе региона и страны требует многочисленных изменений как в содержании учебных предметов, так и в технологиях обучения, в том числе через активное привлечение дополнительных образовательных ресурсов на основе аутсорсинговых технологий.

------------------------------------------------------------------------------------------

(1) Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р
(2) Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. №2043-р
(3) Утверждена Постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2009 г. №445-ПП
(4) Рубцов В. В, Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы - Москва, 2002. - с.217
(5) Рубцов В. В, Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы - Москва, 2002. - с.71
(6) Якушина Е.В. Мультимедийные возможности современного урока

Список использованной литературы и источников

  1. Аствацатуров Г.О. Три уровня интерактивной мультимедийной разработки http://didaktor.ru/tri-urovnya-interaktivnosti-multimedijnoj-razrabotki/
  2. Калинина Н.Н., Прутченков А.С. Практико-ориентированное экономическое образование в школе: новые тенденции. - Экономика в школе. - 2011, № 1.
  3. Калинина Н.Н., Топешкина Н.В., Прутченков А.С. Программа ЭПОС как методологическая основа инновационного развития школьного экономического образования. - Экономика в школе, 2011, № 2.
  4. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. - http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf
  5. Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации. - http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/finances/creation/conceptmfc
  6. Кудимова Н.В. Реализация модели «1 ученик : 1 компьютер» в современной школе урока //(С) Вопросы Интернет-образования, № 9, 2011 http://vio.uchim.info/Vio_97/cd_site/articles/art_3_8.htm
  7. Прутченков А.С. Новые подходы к повышению финансовой грамотности школьников//Финансовая грамотность и экономическая журналистика как факторы стабильности и борьбы с бедностью. - Бишкек, 2011.
  8. Рубцов В. В, Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы - Москва, 2002. - с.217
  9. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г. - http://www.fcsm.ru/ru/press/russia2020/strategy2020/
  10. Якушина Е.В. Мультимедийные возможности современного урока. http://eorhelp.ru/node/35398

Материал предоставлен кафедрой экономики ГАОУ ВПО "Московского института открытого образования"
Автор: Прутченков Александр Сергеевич, профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры экономики Московского института открытого образования

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль