Проект "Мир фоновой музыки"

17128

Предлагаемый для ознакомления проект "Мир фоновой музыки" завоевал золотую медаль на Всероссийском заочном конкурсе "Росточек: мир спасут дети", который проходил в октябре 2011 г. в Новосибирске.

По мнению известного психолога Б.М.Теплова, музыка – это зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и потому значение его встречи с музыкой трудно переоценить. Именно через музыку ребенок приобщается к искусству, от которого, по словам Гете, "расходятся пути по всем направлениям".

Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка является ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения, а музыкальное (1) сопровождение режимных моментов
помогает эффективной работе педагогов.

(1) В ближайших номерах журнала читайте о серии учебно-методических материалов "Веселый день дошкольника", разработанных в Федеральном институте развития  образования. – Примеч. ред.

К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.

Изучая работы С. Фадеевой, С. Богдановой, И. Стародубцевой, мы пришли к выводу, что именно фоновая музыка может стать сопутствующим элементом всей жизни ребенка в детском саду и дома.

Назначение проекта "Мир фоновой музыки" связано с необходимостью формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста и их родителей. Реализация проекта предусматривает целенаправленные совместные усилия всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Краткая справка о дошкольном образовательном учреждении
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 5 “Колокольчик” г. Котельнича Кировской области (далее – д/с "Колокольчик") функционирует с 1984 г., рассчитан на 7 возрастных групп для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет:

  • группа детей раннего возраста (2–3 года);
  • младшая группа (3–4 года);
  • две средние группы (4–5 лет);
  • две старшие группы (5–6 лет);
  • подготовительная группа (6–7 лет).

Списочный состав – 162 воспитанника.

Таким образом, включение фоновой музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.

Обоснование значимости инновационного проекта "Мир фоновой музыки"

Проблема координации деятельности всех участников образовательного процесса и поиск путей ее решения не теряют актуальности. Что может стать важнейшим фактором наиболее эффективной организации жизнедеятельности детей? Уверены, музыка!

Почему именно фоновая музыка? Фоновая музыка – это музыка, звучащая "вторым планом", без установки на осознанное восприятие, на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение жизни ребенка музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходит благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений.

В результате наблюдений мы отметили, что на практике педагоги нашего дошкольного учреждения редко используют музыку для повышения эффективности воспитательно-образовательного  процесса. Это вызвано рядом причин не только объективного (недостаточная оснащенность звукопроигрывающим оборудованием), но и субъективного характера (трудоемкость процесса подбора музыкальных произведений, отсутствие опыта и соответствующих умений). Поэтому мы считаем использование нашей инновации особенно актуальной. Увлеченность идеей, осознание важности ее воплощения в жизнь детского сада стимулировали нас к поиску оригинальных педагогических идей.

Для осуществления данной идеи использован метод проекта, т. к. он предполагает объединение усилий всего педагогического коллектива и направлен на достижение реального результата.

Основные ориентиры проекта

Срок реализации проекта: 2 года (сентябрь 2009 г. – август 2011 г.).
Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители.
Соучастники проекта: Управление образования г. Котельнича, МОУ центр дополнительного образования, Котельничская детская школа искусств, городской Дом культуры, детская библиотека, дошкольные образовательные учреждения города.
Предмет исследования: воспитательно-образовательное пространство детского сада и семьи.
Социальная значимость проекта: направлен  на создание благоприятного эмоционального  фона, психологического комфорта и на сохранение  здоровья воспитанников.
Экономическая целесообразность проекта:

  • совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по теме проекта;
  • становление готовности детей ориентироваться в мире музыки;
  • участие родителей ДОУ в организации работы по проекту;
  • расширение взаимодействия с образовательными учреждениями города, установление прочных связей с Котельничской детской  школой искусств;
  • пополнение материально-технической базы  детского сада музыкальным оборудованием  и новыми методическими пособиями.

Возможные риски проекта:

  • экономические: дефицит финансовых средств;
  • психологические: сложившиеся стереотипы общественного сознания, особенности  характеров и поведения участников проекта.

Гипотеза: включение фоновой музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Открытость проекта: предполагает социальные контакты.

Особенности проекта: музыка является  системообразующим  фактором организации жизнедеятельности детей.

Цель проекта: гармоничное воздействие на личность ребенка через непроизвольное накопление им музыкальных впечатлений, при координации деятельности всех участников образовательного процесса.

Задачи проекта:

  • способствовать созданию благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и сохранению здоровья детей;
  • развивать воображение, познавательную активность детей в процессе их творческой деятельности;
  • повысить качество усвоения знаний через активизацию мыслительной деятельности;
  • создать новые условия образовательной среды, позволяющие использовать фоновую музыку в течение всего дня;
  • пополнить материальную базу дошкольного учреждения музыкальным оборудованием и новыми методическими пособиями.


Предполагаемые результаты
Для педагогов:

  • повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;
  • инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
  • творческое использование фоновой музыки в разных видах детской деятельности.

Для воспитанников:

  • повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной  деятельности;
  • появление интереса к музыкальной культуре; активизация эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности; проявление творческого самовыражения.

Для родителей:

  • повышение музыкальной культуры;
  • мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания;
  • повышение статуса семейного воспитания.

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовое обеспечение:

  • Закон Кировской области от 11.02.2003 № 133-ЗО "Об образовании в Кировской  области";
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666;
  • Санитарно-эпидемиологические требования  к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утв. Главным государственным санитарным  врачом РФ от 22.07.2010 № 91;
  • Письмо Минобразования России от 14.03.2000  № 65/23-16 "О гигиенических требованиях и  максимальной нагрузке на детей дошкольного  возраста в организованных формах обучения";
  • Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009  № 655 "Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (образовательная область "Музыка");
  • Устав МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 5 “Колокольчик”.

Информационное обеспечение:

  • информационная страничка в газете "Новости детского сада" для родителей и воспитанников д/с "Колокольчик" (выходит 2 раза в год);
  • информационные стенды о музыкальной
  • культуре;
  • мультимедийные презентации;
  • информация в СМИ.

Организационное обеспечение:

  • сотрудничество с МОУ "Котельничская детская школа искусств"; МУ Котельничский городской  Дом культуры; МОУ ДОД центр дополнительного образования детей; дошкольными образовательными учреждениями города;
  • анализ ресурсов, необходимых для реализации проекта;
  • работа по управлению деятельностью участников проекта.

Материально-техническое обеспечение.
Развивающая предметная среда детского сада оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. В образовательном учреждении имеется методический кабинет, кабинет психолога, музыкально-спортивный зал, спортивная площадка, участки для прогулок детей, групповые помещения, оборудованные с учетом возрастных особенностей детей. Подобрана фонотека классической и современной музыки, приобретены музыкальный центр, DVD-проигрыватель, аудио-аппаратура для каждой возрастной группы, что способствует более красочному и яркому воспроизведению музыкальных произведений.

Методическое обеспечение ДО У.
Детский сад "Колокольчик" реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по физическому воспитанию детей. Одной из ведущих задач программы является включение фоновой музыки в повседневную жизнь детского сада, что позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество художественно-эстетического воспитания.

В методическом кабинете оформлен и систематизирован методический инструментарий, исходя из особенностей воспитательно-образовательного  процесса, сформирована фонотека классической и современной музыки, которая постоянно пополняется музыкальными новинками.

Характеристика семей воспитанников. Составной частью работы детского сада является сотрудничество с семьями воспитанников, т. к. семья  играет главную роль в жизни ребенка и является определяющей социальной сферой в гармоничном воспитании и развитии ребенка. Задача педагогов нашего детского сада – дать родителям понятие о важных сторонах психического, физического развития ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, порекомендовать соответствующие приемы воспитания, построить систему работы с семьей по принципам конструктивного  диалога и семейно-общественного взаимодействия, способную сделать наше дошкольное учреждение двигателем педагогической культуры.

Анкетирования и социологический опрос родителей позволили сделать выводы о социальном статусе семей, уровне образования, общественной  активности родителей.
79% воспитанников нашего детского сада из полных семей. Многие родители являются работниками бюджетной сферы, немалую часть составляют рабочие, есть предприниматели. Достаточно высок показатель безработных родителей – 11%, и это семьи, на которые мы обращаем особое внимание. Каждый пятый родитель имеет высшее образование, у основной части родителей среднее специальное образование. Практически все воспитанники детского сада проживают в семьях со средней обеспеченностью, 19% – с низкой. Из наблюдений педагогов следует, что родители заинтересованы в воспитании своих детей. 83% родителей являются активными
участниками воспитательно-образовательного процесса. Однако 17% можно отнести к малоактивным семьям, а это значит, мы должны заинтересовать их,  привлечь к совместной деятельности.

Критерии эффективности проекта

  • полученные результаты соответствуют ожидаемым при наименьших затратах ресурсов;
  • произошли инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного  процесса;
  • педагогический опыт интересен коллегам города и области;
  • растет мотивация педагогического коллектива к широкому применению опыта. К деятельности привлечены родители, общественность.

Конечные результаты реализации проекта

  • Создание комплексной системы использования фоновой музыки как важнейшего компонента музыкального воспитания в детском  саду;
  • обобщение и распространение опыта на тему: "Фоновая музыка как важнейший компонент системы музыкального воспитания в  детском саду";
  • повышение компетентности и профессионализма педагогов в музыкальной культуре;
  • качественное изменение условий для художественно-эстетического воспитания через оснащение материально-технической базы по данному направлению;
  • совершенствование системы работы по музыкальному воспитанию у всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
  • участие ДОУ во всероссийских, областных и городских конкурсах инновационных проектов.

Реализация проекта
Разработаны 3 этапа реализации проекта:
1-й этап: подготовительный.
2-й этап: практический (реализация намеченных планов).
3-й этап: заключительный (подведение итогов и внесение поправок в случае нерешенных проблем).На подготовительном этапе (приложение 1) были определены участники проекта, их роль в достижении предполагаемых результатов.
Задачи подготовительного этапа носили диагностический, исследовательский характер. С помощью метода наблюдений, анкетирования, беседы мы выяснили, что педагогический коллектив готов к принятию нашей гипотезы и нуждается в  теоретической и практической подготовке. Поэтому были запланированы консультации на темы
"Подбор музыкального репертуара и его планирование", "Учет индивидуальных особенностей детей при подборе репертуара" и т. д. Мы провели семи- нар-практикум "Фоновая музыка как метод накопления музыкальных впечатлений". Проект вызвал большой интерес у педагогов.

В результате анализа состояния развивающей среды педагоги предложили оформить групповые помещения в разные цветовые гаммы, приобрести  наглядные пособия и магнитофоны, подобрать фонотеку для разных возрастных групп. Определяя функции каждого, мы обозначили и свою роль: координация, планирование и организация деятельности по оптимальному использованию фоновой музыки в образовательном процессе.  Нашими идеями заинтересовались родители,  которые помогли оборудовать групповые комнаты всем необходимым, предложили помощь в подборе музыкального материала, а самое главное – включились в совместную работу по использованию mмузыки в повседневной жизни ребенка.

Подводя итог подготовительного этапа, мы сделали вывод, что использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях нашего образовательного учреждения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса.

Более трудоемким, но и самым плодотворным, на наш взгляд, является второй этап – практический (приложение 2). На этом этапе были разработаны рекомендации для педагогов:

  • задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать каxество работы;
  • музыкальные произведения следует чередовать каждые 2–3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2–3 месяца;
  • степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей и должна определяться самим воспитателем;
  • перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться воспитателем с учетом его музыкального вкуса;
  • использование музыки должно быть дозированным и увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой.

Важным компонентом нашей инновационной  идеи мы считаем подбор музыкальных произведений, т. к. неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению. Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому мы подбираем произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты,
добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.

Невозможно переоценить роль музыки в процессе образовательной деятельности, как познавательного, эстетического, так и двигательного цикла. Педагог, включая музыку, может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности. При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане. Грамотное использование музыки в образовательной деятельности и в режимных моментах не  только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но  и позволяет повысить эффективность работы детского сада. Мы учитываем, что маленькие дети воспринимают информацию непосредственно. Подбираемый материал основан на том, что ребенку  знакомо, но является новым в изложении педагога.  Важно только окружить ребенка музыкой, погрузить в мир сказки, фантазии, творчества. И здесь все  зависит от педагога, от того, насколько он сам сможет ощутить с помощью музыки "что-то" и восхититься им. "Мысли похожи на дождь", – сказала одна девочка. Они льются и одиноко капают, светятся и наводят грусть, раздражают и приносят успокоение. В дожде вся палитра эмоций… Так в музыке рождаются тонкие, никому не знакомые образы и переживания, при помощи которых ребенок сможет по-своему воспринять новое.

Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии,  определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому (и это мы считаем одним из результатов). Например, засыпание, подъем, релаксация и т. д. При этом происходит переключение  внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.

Важным моментом на данном этапе мы считаем заинтересованность родителей инновационной идеей совместной работы по использованию музыки в повседневной жизни ребенка. Родителей увлекла эта работа, и мы обнаружили интересный опыт семейного воспитания, который был представлен на заседании семейного клуба "Музыка в жизни детского сада". Оказалось, что кто-то отдает предпочтение классической музыке, кто-то современным ритмам, народным, но в каждой семье любят и слушают музыку.

Подводя итоги совместных мероприятий, мы сделали вывод: увеличилось количество родителей-участников; и дети, и родители были рады общению друг с другом; даже папы теперь не ссылаются на занятость, а с удовольствием принимают участие в мероприятиях детского сада.На заключительном этапе проекта (приложение 3) важно было оценить: какова же роль фоновой музыки? Насколько педагоги и родители заинтересовались этой работой? Принесла ли она ожидаемые результаты?
Педагоги, исследуя воспитательно-образовательный процесс, оценили роль нашей инновационной идеи и пришли к выводам:

  • большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса;
  • фоновая музыка незаменима при переключении внимания во время изучения трудного  учебного материала, для предупреждения  усталости и утомления;
  • психологическая и физическая разрядка, которая наступает во время звучания фоновой  музыки, служит для создания эмоционального комфорта в течение всего дня.

Апробирование данного проекта подходит к завершению, и мы видим его результаты:
Повышение качества воспитательно-образовательного процесса, о котором свидетельствуют показатели диагностики выполнения программы детского сада. Порезультатам диагностики музыкальных способностей детей в 2009 г. высокий уровень составил 74%, в 2010 г. он вырос на 2%, а в 2010 г. достиг 78%. Музыкальное сопровождение обеспечило создание психологического комфорта в группах детского сада
Музыка стала не редким гостем, а постоянным спутником жизни ребенка и в детском саду, и дома.
В практику педагогов вошли такие инновационные методы и приемы использования музыки, как музыкальные минутки, день музыки, час классической музыки, музыкальные ассоциации и др.
В детском саду созданы условия для формирования чувства психологического комфорта детей и взрослых:

  • разработаны методические рекомендации для воспитателей и родителей;
  • подобрана фонотека классической и современной музыки;
  • приобретены музыкальный центр, DVD- проигрыватель, аудиоаппаратура для каждой возрастной группы;
  • цветовые гаммы оформления групповых помещений способствуют созданию благоприятного психологического микроклимата.

Фоновая музыка стала важнейшим компонентом системы музыкального воспитания в нашем дошкольном учреждении.

Приложение 1
Срок реализации: сентябрь – декабрь 2009 г.

Задачи:

  • исследовать условия для реализации проекта:
  • оценить степень активности восприятия музыки детьми в образовательной деятельности;
  • проанализировать состояние условий для использования фоновой музыки в режимных моментах детского сада;
  • изучить культурологическую компетентность родителей;
  • исследовать профессиональные возможности педагогов и подготовить их к использованию новых форм музыкального сопровождения детской деятельности в течение дня.

1

2

3

Содержание работы

с педагогами

с детьми

с родителями

1

2

3

1. Составление плана повышения квалификации на 2009–2011 гг. Курсы повышения квалификации при КИПК и ПРО для педагогов. Семинары, проблемные группы, конференции.

2. Составление оптимального репертуара для музыкального фона, соответствующего физиологическим особенностям детей.

3. Изучение теоретической, методической литературы по данному направлению.

4. Создание развивающей среды, позволяющей использовать фоновую музыку в течение всего дня.

5. Составление перспективного плана мероприятий.

6. Диагностирование

1. Разработка перспективного планирования по оптимальному использованию фоновой музыки в воспитательно-образовательном процессе (по всем возрастным группам).

2. Диагностирование (определение степени активности восприятия музыки
в разные моменты воспитательно-образовательного процесса)

1. Анкетирование, беседы, наблюдения, интервьюирование.

2. Изучение литературы, культурологической компетентности родителей.

3. Выявление семейного опыта по использованию фоновой музыки.

4. Изучение степени потребности и желания сотрудничать по данному направлению

Ожидаемый результат

1. Пакет диагностических материалов по использованию фоновой музыки.

2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через использование инновационных форм работы.

3. Планирование системы работы по данной теме

Определение уровня музыкальных способностей воспитанников

1. Информационное просвещение родителей.

2. Мотивация родителей на активное сотрудничество.

3. Банк данных «Запросы родителей»

Приложение 2
Деятельность на втором – практическом – этапе и ожидаемые результаты

Срок реализации: январь 2010 г. – май 2011 г.
Задача: обеспечить применение практических методов использования фоновой музыки в повседневной жизни дошкольника.

1

2

3

Содержание работы

с педагогами

с детьми

с родителями

1

2

3

1. Консультации: "
Подбор музыкального репертуара и его планирование", "Учет индивидуальных особенностей детей при подборе репертуара".

2. Семинар-практикум "Фоновая музыка как метод накопления музыкальных впечатлений".

3. Информационный лекторий "Музыкотерапия".

4. Тренинг "Влияние музыки на умственное и психическое развитие ребенка".

5. "Вечер музыки" с педагогами МДОУ № 8 "Ласточка".

6. Проведение тематических бесед по включению фоновой музыки в образовательный процесс.

7. Просмотр видеофильмов.

8. Подбор фонотеки для каждой возрастной группы.

9. Проведение "Недели музыки".

10. Вечер вопросов и ответов
с преподавателями МОУ "Котельничская детская школа искусств"

1. Включение фоновой музыки
в образовательную деятельность, прогулки, беседы, игры, праздники и развлечения в соответствии с планированием для каждой возрастной группы (приложение 4).

2. КВН "Угадай мелодию" с детьми детского сада № 8 "Ласточка".

3. Рисунки детей "Как я вижу музыку" и участие в городских конкурсах.

4. Рассматривание иллюстраций, плакатов, книг, наглядных пособий по музыкальной тематике.

5. Просмотр телевизионных видеороликов "Мир животных", "Вальс цветов", "Времена года".

6. Совместные с родителями мероприятия с включением фоновой музыки в жизнь дошкольника.

7. Проведение "Недели музыки".

8. Выпуск газеты детского сада “Новости детского сада” (музыкальная страничка).

9. Диагностика и оценка промежуточных результатов проекта

1. Совместные с родителями мероприятия с включением фоновой музыки
в жизнь дошкольника (приложение 5).

2. Семинар "Музыка в жизни ребенка".

3. Индивидуальные консультации "Психолого-педагогическое воздействие на ребенка посредством музыки", "Что такое фоновая музыка?".

4. Круглый стол "День музыки в семье".

5. Выставка семейных рисунков "Слушаем музыку".

6. Семейный клуб “Музыка в жизни детского сада”.

7. Оформление информационных стендов в каждой группе.

8. Памятки для родителей:

"Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендованных для слушания дома";

"Лечебная сила музыки";

"Музыка способна разбудить интеллект".

9. Лекция "Образы вечных понятий
в классической музыке".

10. Подбор семейной фонотеки с учетом музыкальных вкусов родителей

Ожидаемый результат

1. Повышение уровня компетентности педагогов в музыкальной деятельности.

2. Улучшение качества проведения воспитательно-образовательного процесса.

3. Обобщение, распространение и презентация опыта работы по данной теме.

1. Появление интереса у детей
к музыкальной культуре.

2. Систематизация работы по данной теме.

3. Повышение уровня знаний и умений детей на основе использования фоновой музыки в жизнедеятельности воспитанников

1. Повышение музыкальной культуры родителей.

2. Желание родителей участвовать в совместных мероприятиях в ДОУ.

3. Повышение статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество

4. Создание комплексной системы работы по данному направлению.

5. Гуманизация связи МДОУ
с МОУ “Котельничская детская школа искусств”

Приложение 3.
Деятельность на третьем – заключительном – этапе и ожидаемые результаты
Срок реализации: июнь – август 2011 г.
Задача: проанализировать эффективность реализации проекта "Мир фоновой музыки".

Содержание работы

с педагогами

с детьми

с родителями

1. Анализ уровня профессиональной компетентности в музыкальной деятельности.

2. Обмен опытом участников проекта.

3. Обобщение опыта работы по реализации проекта на уровне города, области

1. Сравнительная диагностика умений воспитанников и усвоения ими знаний.

2. Анализ полученных результатов

1. Анкетирование родителей.

2. Награждение грамотами самых активных родителей – участников проекта

Ожидаемый результат

1. Анализ результатов проектной деятельности.

2. Определение проблем и перспектив.

3. Творческое использование фоновой музыки в разных видах деятельности

1. Повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности.

2. Появление интереса к музыкальной культуре.

3. Проявление творческого самовыражения

1. Повышение статуса семейного воспитания.

2. Готовность родителей
к активному сотрудничеству
с детским садом

Приложение 4.

Расписание звучания фоновой музыки в режимных моментах.

Время звучания

Режимные моменты

Преобладающий
эмоциональный фон

7:30–8:00

Утренний прием

Радостно-спокойный

8:40–9:00

Настрой на занятия

Уверенный, активный

12:20–12:40

Подготовка ко сну

Умиротворенный, нежный

15:00–15:15

Подъем

Спокойный, оптимистично-просветленный

Приложение 5.
Включение музыки в образовательную деятельность.

Форма восприятия музыки

Непосредственно образовательная
деятельность

Содержание деятельности
педагога

Активная

Познание;

игровая;

музыкально-художественная;

двигательная;

коммуникативная

Педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.)

Пассивная

Трудовая;

познание;

продуктивная;

восприятие художественной литературы;

коммуникативная

Педагог использует музыку как фон
к основной деятельности,

музыка звучит негромко, как бы
на втором плане

Примерный репертуар фоновой музыки

1

2

Функция фоновой музыки

Примерный репертуар

1

2

Релаксирующая (расслабляющая)

К. Дебюсси. "Облака".

А.П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета.

К.-В. Глюк. "Мелодия".

В.-А. Моцарт. "Реквием".

К. Сен-Санс. "Карнавал животных".

Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада".

И. Брамс. "Вальс № 3".

Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы".

Г.-Ф. Гендель. "Музыка на воде".

К.-В. Глюк. Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика"

Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение)

Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонт".

И. Брамс. "Венгерский танец № 7".

А. Дворжак. "Славянский танец № 2".

Ф. Лист. "Венгерские рапсодии".

В. Моцарт. "Маленькая ночная серенада".

Э. Григ. "Утро".

И.-С. Бах. "Шутка".

И. Штраус. "Весенние голоса".

Ф. Шопен. "Прелюдии".

Б. Монти. "Чардаш"

Активизирующая (возбуждающая)

П.И. Чайковский. "Шестая симфония", 3-я часть.

Л. Бетховен. "Увертюра Эдмонд".

В.-А. Моцарт. "Турецкий марш".

Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28".

М.И. Глинка. "Камаринская".

В.-А. Моцарт. "Турецкое рондо"

Успокаивающая (умиротворяющая)

Ф. Шопен. Прелюдия ми минор.

Т. Альбинони. Адажио для органа и струнных.

М. Глинка. "Жаворонок".

А. Лядов. "Музыкальная табакерка".

К. Сен-Санс. "Лебедь".

Ф. Шуберт. "Серенада".

П.И. Чайковский. "Вальс цветов"

Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)

И.-С. Бах. "Ария".

А. Вивальди. "Времена года".

С. Прокофьев. "Марш".

Ф. Шуберт. "Музыкальный момент".

В.-А. Моцарт. "Гроза".

В.-А. Моцарт. Симфония № 40.

Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор.

П.И. Чайковский. "Времена года"

Приложение 5.
Примерный перечень музыкальных произведений для слушания дома

Музыка для утреннего подъема

Музыка, настраивающая на занятия

Музыка перед сном

Просыпательная музыка

А. Дворжак. "Славянский танец № 2".

Ф. Лист. "Венгерские рапсодии".

В.-А. Моцарт. "Маленькая ночная серенада".

Л. Бетховен. Увертюра
"Эгмонт".

Б. Монти. "Чардаш".

Э. Григ. "Утро".

И.-С. Бах. "Шутка".

И. Брамс. "Венгерский танец № 7".

И. Штраус. "Весенние голоса".

Ф. Шопен. "Прелюдии"

А. Вивальди. "Времена года".

С. Прокофьев. "Марш".

И.-С. Бах. «Ария».

П.И. Чайковский. "Времена года".

Ф. Шуберт. "Музыкальный момент".

В.-А. Моцарт. "Гроза".

В.-А. Моцарт. Симфония № 40.

Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор

Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада".

И. Брамс. "Вальс № 3".

К. Дебюсси. "Облака".

А.П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета.

К.-В. Глюк. "Мелодия".

К.-В. Глюк. Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика".

В.-А. Моцарт. "Реквием".

Ш.-К. Сен-Санс. "Карнавал животных".

Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы".

Г.-Ф. Гендель. "Музыка на воде"

П.И. Чайковский. "Вальс цветов".

Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонд".

Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28".

П.И. Чайковский. "Шестая симфония", 3-я часть.

М.И. Глинка. "Камаринская".

В.-А. Моцарт. "Турецкое рондо"

Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник музыкального руководителя"

Сценарии музыкальных праздников, тексты, ноты и аудио песен современных авторов всегда под рукой с электронной версией журнала.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль