Фольклорный познавательный досуг "Помощнички"

2283

Сценарий фольклорного познавательного досуга написан с сохранением некоторых фонетических особенностей нижегородского диалекта, что вызывает особый интерес у детей, привлекает внимание взрослых и дает возможность зрителям насладиться яркой и сочной народной речью. Нотные приложения, используемые в сценарии, записаны от коренных жителей разных районов Нижегородской области и расшифрованы специалистами Нижегородского областного научно-методического центра народного творчества Н.П. Грановской и Т.В. Гусаровой. Это подлинные образцы русского музыкального фольклора (песни).

Сценарий музыкального досуга «Помощнички» построен по мотивам «помочей», в нем использованы дожиночные песни и обряды Нижегородского края. Упоминаемая в песнях «борода» – это последняя горсть колосьев, которую не сжинали, оставляя в поле до поры. В конце жатвы из этих колосьев завивали венок, украшали цветами и лентами и с пением несли в дом…


В помощь педагогуПомочи (толока) – совместный неоплачиваемый труд крестьян, имевший добровольный характер, зачастую принимавший форму настоящего праздника. В помочах находила отражение традиция взаимопомощи русских крестьян. Последний сноп ("Солоха") – сделан из ржи в виде человека и одет в женскую одежду: "саян", рубаху, платок. В доме сноп хранили в красном углу до Покрова Богородицы, а потом его раздавали по горсточке всем домашним животным и птицам: коровам, лошадям, овцам, свиньям, курам и т. д. с целью уберечь скотину от возможной зимней бескормицы, болезней и других бед и напастей.

Предварительная работа: Музыкальный руководитель:

  • распределяет роли в сценарии: каждая группа готовит один из фрагментов сценария, это даст возможность всем детям почувствовать себя не только участниками происходящего, но и зрителями, т. к. каждый фрагмент сценария готовится независимо друг от друга;

  • разучивает с детьми русские народные песни осенней поры;

  • объясняет не знакомые детям слова: "Солоха", "борода", "жатва", "дожинки", "красный угол".

Распределение этапов сценария:1. Подготовительная группа готовит фрагмент сценария "А вот и Солоха!", начиная со слов: "Помогать пришли тебе…" и заканчивая песней "Сидел ворон".
2. Старшая группа готовит сценку "Матренина семейка".

Атрибуты и декорации: кукла "Солоха" из соломы в красном сарафане, платочке и бусах. Праздничный венок-«борода» из колосьев, украшенный цветами и лентами. Игрушки: курочка, петушок, щенок.

Действующие лица: Хозяйка тетка Наталья, "помощнички" – девочки и мальчики в традиционных русских костюмах (дети), Матрена (мама), дядька Григорий (папа). В роли ведущей – музыкальный руководитель.

Цель: приобщение детей к русским национальным традициям.

(В зале, украшенном в русском стиле, собрались зрители, звучит русская народная музыка.)

Ведущий (здесь и далее комментирует происходящие события): В далеком прошлом главным временем года для человека была осень, период сбора урожая: от него зависело, сытно ли пройдет зима, будет ли корм скоту, семена на следующий год. Поэтому сбор урожая сопровождался множеством обрядов и праздников, среди которых: осенние «зажинки» – начало жатвы и «дожинки» – ее конец. В такие дни часто организовывали «помочи», или «помощи», когда жители одной улицы или деревни собирались вместе и выполняли сообща работу, требующую особых усилий или долгого времени: покрыть крышу, починить сарай, напилить на зиму дрова, заквасить капусту… Работали весело, с песней, хозяева угощали помощников обедом, а после работы устраивались игры и хороводы. Ребята, хотите увидеть, как это было?

Дети: Да!

(Дети подготовительной группы, участники сцены «А вот и Солоха!», в народных костюмах под русскую народную мелодию входят в зал. Их встречает Хозяйка.)

Хозяйка: А батюшки, сколько вас привалило-то! Это вы ко мне в гости, что ль, пришли?

Дети: Помогать пришли тебе, тетка Наталья, помочи справлять, последний сноп с поля убирать.

Хозяйка: Ах вы, мои милые, ай спасибо вам, а я и то думаю, ведь не справлюсь одна-то. Рада вам, мои хорошие, вы уж мне помогите, ради бога, а я уж вас не обижу, накормлю да напою.

(Девочки поют песню "Жали мы, жали", изображая движения жней, а мальчики в это время уходят за куклой "Солохой".)

Жали мы жали, жали, пожинали,
Жнеи молодыя, серпы золотыя.
Матушка госпожа,
Подай-ка нам пирога,
Отсыпи нам сыты, жей за стол усади,
Сладку меду поднеси!

Скачать ноты и аудио "Жали мы, жали"

Девочка (обращаясь к тетке Наталье):
Накорми меня, жнею,
Я те песенку спою!

Мальчики (выносят "Солоху"):Яровая спорынья,
Иди с нивушки домой,
Да с поставушки домой.

Девочки (хором):
К нам в домок,
В красный уголок.

(Мальчики ставят "Солоху" в красный угол, тетка Наталья любуется "Солохой", поправляет ей платочек. Все встают в хоровод и поют "Уж мы вьем бороду",
одна из девочек, Олюшка, в центре хоровода "перевивает" приготовленный заранее венок из колосьев – "бороду" – атласной лентой и украшает его цветами.)

Уж мы вьем, вьем бороду
У Натальи на поле,
Завиваем бороду
У Степанны нашей-то,
На ниве великоей,
Полосе широкоей!

Скачать ноты и аудио "Уж мы вьем бороду"

 (На последних словах песни Олюшка с венком встает во главе хоровода-змейки,
дети поют «Сидел ворон» и движутся в красный угол к «Солохе», девочка надевает на нее венок,
все участники хоровода перестраиваются в полукруг.)

Сидел ворон на копе,
Дивовался бороде:
"Ой, дивно мене, той бороде"…

Скачать ноты и аудио "Сидел ворон"

(Дети подготовительной к школе группы кланяются и проходят в зал, теперь они будут зрителями.)

Хозяйка:
Ай, хороша борода!
В венок превратилась, на Солоху водрузилась!

(Хозяйка поет «Та чиста Покровонька…».)

Та чиста Покровонька,
Накрой головоньку.(Говорком):Хоть тряпичкою, да молодичкою. Гу!

Скачать ноты и аудио "Та чиста Покровонька..."

Ведущий: А что же было дальше? Куклу, сделанную из соломы и украшенную венком из колосьев, принято было «веселить»…

Хозяйка: А теперь надо Солоху песней да хороводом потешить,
А ну, кто смелый, запевай!

(Дети старшей группы разыгрывают сценку "Матренина семейка".)

Действующие лица: Матрена (мама), дядька Григорий (папа). Девочки и мальчики в русских традиционных костюмах (дети) с игрушками в руках: курочкой, петушком, щенком на ошейнике с веревочкой.

Дети: Мы споем!

Хозяйка: А вы чьи такие будете?

Матрена (душевно):
Я – Матрена, русская душа.
С виду очень даже хороша.
Ну, а это муж мой Григорий –
Добрый хозяин на нашем подворье.

(Показывает на Григория.)

Григорий (деловито):
Держу я хозяйство строго и чинно,
Конечно, на это свои есть причины:
Три поросенка, корова, лошадка,
У курочки-рябы детки цыплятки,
И петушок, золотой гребешок,
И рыжий щенок по кличке Дружок.(У одного из мальчиков игрушечная собачка на ошейнике.)Семья, вам скажу, большая,
Хозяйство держу… стараюсь.
Хозяйка: А есть ли в семье детишки?
Девочки: Вот они мы – сестренки!
И младший Василий-братишка(обращаясь к братишке):Рыжий-рыжий, маленький,
Чуть побольше валенка!

(Девочки громко смеются, Вася обиженно опускает голову, грозит девчонкам кулаком.)

Хозяйка (обращаясь к Василию):
Что ты, Васенька, не весел?
Что головушку повесил?
Такой хмурай стоишь, исподлобья глядишь?

Вася (насупившись):
Да кому от чужих, а мне от своих достается.

Хозяйка: Ай, ай, девчата, обиделся наш парнек-то, давайте-ка споем ему величальную-целовальную.

(Все ведут хоровод вокруг Васи и поют.)

Вася в зеркало гляделсы, над собой дивилысы:
"Экой я хорошенькой, экой я пригоженькой.
В рубашечке красной, в жилеточке атласной.
На жилеточке часы, на груди цапоч(и)ка".
Как за эту за цапочку поцалую Васю в щечку.

Скачать ноты и аудио "Вася в зеркало гляделсы..."

(Хозяйка целует Васю в щечку, Вася улыбается. "Матренина семейка" встает в полукруг и поет "Пахал Захар огород…", инсценируя содержание песни.)

1. Пахал Захар огород, да
Пахал Захар огород, да.Припев:
Чуры-вьюры-червятуры,
Танцы-брянцы-вервеянцы,
Вервиюшки-вертатушки,
Вертаты-таты-таты.
2. Он девушкам про ленок, да
Он девушкам про ленок, да.Припев.
3.Посеяли девки лен, да
Посеяли девки лен, да.Припев.
4. Посеяли, пололи, да
Посеяли, пололи, да.Припев.
5.Белы руки кололи, да
Белы руки кололи, да.Припев.
6.Захара всё ругали, да
Захара всё ругали, да.
Припев
7. Купи милке башмачки, да
Купи милке башмачки, да.
Припев
8. Носи, милка, башмачки, да
Носи, милка, башмачки, да.
Припев
9. По праздничкам одевай, да
По праздничкам одевай, да.
Припев
10. По праздничкам петровым, да
По праздничкам петровым, да.
Припев
11. По осенним Покровым, да
По осенним Покровым, да.
Припев

Скачать ноты и аудио "Пахал Захар огород..."

Хозяйка: Работушку сделали, напелись-наелись, пора и до дому.Вася (обращаясь к сестрам):
И то правда, пора и на насест лятеть, пошли по домам.

(Хозяйка угощает всех пирогами.
"Матренина семейка" с пением уходит, помахав рукой на прощанье.)

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник музыкального руководителя»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль