Когда активность перестает быть проблемой

2053

От рождения все дети любознательны и активны. Благодаря этому они познают мир, учатся в нем жить. По мере своего развития, под влиянием родителей одни из них продолжают оставаться активными, другие же, наоборот, с определенного момента начинают "гаснуть" - становятся скучными, не проявляют интереса к жизни, предпочитают оставаться в стороне. Конечно же, большинство родителей хотят видеть своего ребенка энергичным, потому что активная жизненная позиция - за¬лог успеха. Однако у каждой медали есть две стороны: и пассивность, и активность могут как отрицательно, так и положительно влиять на человека. Счастливое будущее скорее зависит от того, насколько удалось сохранить баланс между ними.

Известно, что активность - свойство живого, способ поддержания или преобразования жизненно значимых связей с окружающим миром. Активность - реакция на внешние раздражители, но в отличие от неживых объектов (колесо тоже покатится, если его толкнуть), живые сами инициируют движения, задавая или "программируя" их.

Определим для начала, в каких случаях активность становится проблемой. В первую очередь тогда, когда она опасна для субъекта активности (например, когда ребенок выбегает на дорогу с оживленным движением) и/или для окружающих (в случаях агрессивных нападений и др.). Эта проблема решается довольно просто - через запреты и контроль (которые, впрочем, сами могут превратиться в проблему, если ими злоупотреблять).Активности может быть чересчур много, иногда она оказывается неуместной, порой импульсивность превышает осознанность и произвольность. Все это проявляется в случаях гиперактивности, конечно, если речь не идет о совсем маленьких детях, которым позволительно шуметь и хаотично передвигаться в пространстве. Гиперактивность по большому счету - проблема не столько для самих обладателей этого диагноза (известны случаи, когда из таких детей вырастали успешные и даже прославленные взрослые), сколько для окружающих. С этими детьми нелегко - только контроль и запреты в их случае не работают, требуются терпение и мудрость воспитателей.

Активность может обретать навязчивую форму - тогда человеку трудно ничего не делать, и он от этого страдает. Говоря о подобных людях, можно предположить, что в их случае сверхконтроль и запреты направлены в противоположную сторону, а именно - на отдых, расслабление и пассивность. Тогда разрешение на одноименные состояния и действия могут быть им на пользу. 

Помимо перечисленных, существуют случаи другого рода, когда активность представляет собой проблему. Речь идет о том, что помехой для активности становится пассивность и малоподвижность. Тогда включение в активность, будь то социальная или физическая, или переход в нее из пассивности требует от человека колоссальных усилий. Либо активность по существу оказывается проявлением безволия и пассивной позиции, поскольку всегда запускается кем-то извне. В других случаях человек может вести серую, унылую жизнь, ему скучно, у него нет интересов и мотивов для полноценной жизненной активности. Все это требует более подробного и внимательного рассмотрения.

                             Пассивность - вынужденный выбор или страх перед жизнью 

Тяжелые на подъем люди - те, кто 7 раз отмерят, но так и не отрежут, плывущие по течению, ограничивающие себя в деятельности, любители отсидеться в стороне, в позиции наблюдателей за чужой жизнью, - волей или неволей сделали выбор в пользу пассивного существования. Начало любой активности - физической, социальной или деловой - вызывает у них большое сопротивление и тревогу, поскольку означает необходимость проявить себя, оказаться замеченным. А это именно то, чего они очень не любят, поскольку имеют опыт неудач, упреков, насмешек и т. д. Либо в связи с собственной медлительностью и неловкостью, либо в связи с вялостью и заторможенностью, либо по причине тугодумия и неуверенного поведения. Все это может быть следствием слабой нервной системы или некоторой степени мозговой дисфункции.
Поскольку пассивного ребенка постоянно тормошат чтобы побудить его к каким-либо действиям, он становится зависимым от внешнего влияния, чужой воли. Тандем Обломова и Штольца - тому яркий пример. К несчастью, нередко родителями пассивных детей оказываются властные или доминирующие лица, поглощающие всякие возможности для самостоятельной, независимой активности своих детей. Либо холодные и отстраненные, равнодушные к жизни и интересам своего ребенка. Как следствие, у детей, постоянно натыкающихся на препятствия и ограничения или равнодушие и безучастность, складывается впечатление, что любая активность требует от них чересчур больших усилий. По этой причине не формируется их собственная воля. Результат - зависимость, покорность, подчинение, исполнительность. А еще мягкотелость и бесхарактерность.Уныние, отсутствие или ограниченность интересов - то, к чему приходит пассивный человек после череды неудач, смирившись с вялотекущим ритмом своей жизни. Интерес всегда связан с активностью, энергичностью, верой в себя, собственные возможности, направленностью в будущее, а этого ему как раз не достает. Пассивный человек может быть способным и даже талантливым, одна¬ко это зачастую скрыто от других, да и от него тоже.  Так или иначе  хроническая пассивность - свидетельство того, что нарушены жизненные процессы человека, страдает его способность проявлять себя и действовать. Можно объяснить подобное состояние физиологическими особенностями, но не только. В качестве другого основания выделяют страх перед жизнью или перед какими-либо ее проявлениями.

Да, жизнь непредсказуема, сложна, полна стрессов, заставляет нервничать, переживать, вынуждает двигаться, действовать, требует усилий. Так не лучше ли, если это такая «неприятность», переждать-перетерпеть ее, не вставая с удобного кресла или дивана, или под крылом того, кто вопреки всему не боится жить? Многое зависит от выбора человека. 

                                                   Активность как внутренний "мотор"

Активность личности - особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приемами дейстийствий, эмоциональности), а также наличием таких свойств, как инициативность и ситуативность.

Организм - независимый, саморегулирующийся и самосохраняющийся источник энергии. По активности человека в целом можно судить о его живости, о том, как он расходует и потребляет энергию, насколько он естественен, свободен и адекватен в своих проявлениях, самовыражении. Активность связана с жизнеспособностью организма: она - необходимое условие для его адаптации и выработки адекватных реакций на изменяющиеся условия среды.

В норме естественная активность человека проявляется в том, что он чувствует себя живым и, находясь в контакте с внутренними и внешними ресурсами, своевременно использует их. Он берется за дела по силам и вовремя говорит «да» появляющимся возможностям. Сожаление по упущенным шансам - это не про него. Активный человек находится в согласии также и со своими чувствами и желаниями. Он способен к спонтанному и естественному самовыражению, при этом в состоянии произвольно управлять своими эмоциями и поведением. Его целеустремленность и инициативность связаны с внутренней позицией, которая дает ему  чувство правды. Встречаясь с трудностями, такой человек прилагает необходимые усилия, проявляет маневренность; в случае неудач или падений, пережив их, сохраняет дееспособность и готовность к новым попыткам. Он умеет останавливаться и выдерживать пассивность столько, сколько нужно для накопления сил, после чего может легко переключаться в режим движения и действия. Легкая переключаемость - еще одна его особенность.

Деятельность активного человека отличается автономностью и независимостью. Познавательная активность и интерес используются им для накопления знаний, а значит - сил, необходимых для развития навыка самостоятельно действовать, расширять личное пространство. Таким образом, для него характерна способность развивать и поддерживать интерес.

Стремясь к свободе, он отстаивает свое право на нее, в том числе в конфликтах. При этом активность свою он регулирует нормами морали, но не той, которая насильственно насаждается извне, а внутренней - осмысленной, освоенной. Активный человек способен на продуктивную деятельность, он генерирует и воплощает в жизнь творческие идеи. Его воля подкрепляется вдохновением, и он пользуется силой намерения, обучаем, постоянно совершенствуется.

В норме активный ребенок:

  • • большую часть дня проявляет активность, предпочитает подвижные игры спокойным (кубики, пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - с удовольствием слушает книжку, рисует и собирает пазлы;
  • • быстро и много говорит, задает большое количество вопросов;
  • • легко засыпает, спокойно спит, не имеет проблем с пищеварением;
  • • поведение меняет в зависимости от ситуации, например активный и непоседливый дома, малыш может вести себя вполне спокойно в детском саду или в гостях у малознакомых людей;
  • • не отличается повышенной агрессивностью, редко сам становится инициатором конфликта.

                                   Как пассивного примирить с активностью? 

Если не принимать во внимание случаи явной врожденной патологии, то в каждом пассивном человеке кроется тяга к активности. И если он говорит о нежелании двигаться, то это может касаться обстановки, окружения, формы или качества активности, но не самой активности в принципе.

Что могло бы облегчить пассивному человеку реализацию такой тяги и сделать активность (физическую, социальную) приятной, а усилия к ней - естественными? Должен существовать способ пробудить внутренний источник активности самого человека, привыкшего к пассивному образу жизни, ресурсов которого хватало бы тогда, когда ему трудно начинать или продолжать действовать, когда есть привычка зависеть от внешних "моторов" (машинка катится ров¬но столько, насколько ей хватает завода), в случаях уныния и отсутствия интересов.

Так что же поможет человеку стать активным? 

Во-первых, позитивный опыт активности. Таковой можно приобрести, занимаясь тем видом деятельности (желательно включающим и физический, и социальный компоненты), который нравится и который получается. Надо присмотреться, попробовать разные варианты -посвятить поиску столько времени, сколько нужно, чтобы остановиться на том, что действительно радует, вдохновляет. И либо об этом занятии человек знает изначально, либо не знает, но наступит время, когда он с ним встретится. В благоприятных условиях можно положиться на случай. В неблагоприятных - лучше активизировать поиски. Параллельно с этим целесообразно помочь такому человеку, поскольку он привык к повышенной критичности и постоянно недоволен собой: нужно сместить акцент на то, что у него получается. Пусть в малом: вкусный хлеб купил, хороший способ что-то сделать нашел и т. д. Неудачи пока полезно оставлять без внимания.

Во-вторых, опыт настоящего - не поддельного - признания, позитивных откликов от других людей (родителей, наставника, соратников по интересам) в том виде активности, которая нравится и получается. Сначала безоценочное принятие, а после того, как у человека появится определенная доля уверенности, - постепенное и осторожное введение критики и оценок. Так, чтобы сам человек признавал и ценил себя в том, что он делает.

В-третьих, понимание собственных желаний, предпочтений, чувств, того, что удобно и неудобно, ориентация именно на них в своих действиях, а также откликах на поступки других людей. Чем лучше индивид знает себя, тем больше у него ресурсов и смыслов быть естественным и активным. Если же человеку больше нравится медленный, вялый или ненапряженный способ деятельности - пусть начнет с такого, все лучше, чем вообще ничего не делать. В дальнейшем можно расширять "репертуар" - но после того как появится вкус к активности.

В-четвертых, опыт свободы и использования права на ошибки.

Чем раньше получает подобный опыт человек, тем лучше. Идеально, когда это происходит в кругу поддерживающих близких людей, семьи, что позволяет свести интенсивность такого опыта к умеренной и переносимой. Важно, чтобы соединилось "хочу" с "делаю", а также с "получается", даже если это происходит не совсем так, как задумывалось, но тоже хорошо. Таким образом, проверяется возможность и нарабатывается опыт правильности самостоятельного выбора, формируется навык легкого, без застреваний, прохождения через этапы принятия решений. Кроме этого, формируется или восстанавливается доверие к себе, которое может быть нарушено из-за длительного опыта неудач и привычки доверять чужому уму, знаниям, способностям, воле.

Ко всему сказанному добавим несколько слов о ценности пассивности и малоподвижности - качествах, которым могли бы поучиться гиперактивные люди. Умение сохранять бездеятельность и неподвижность важно, когда есть необходимость (а она возникает часто) терпеть и ждать. Это же умение бывает нужным для сосредоточения на чем-то одном, что требует полного присутствия - во время обучения, медитаций и т. д. Пассивность также означает принятие и позволение - а это ценные качества в любых человеческих отношениях. Остановка или замедленность всегда лучше сочетаются с глубиной мысли или тщательностью исполнения, вообще с любой фундаментальностью. Не зря говорят: "медленно запрягают, да быстро едут"

                   Памятка для родителей и педагогов "Как общаться с пассивным ребенком" 

  1. Если ребенок пассивен, разрешайте ему пробовать. Предлагайте различные возможности или открывайте их вместе с ним, но не навязывайте их, не принуждайте его заниматься тем, чего он действительно не хочет.
  2. Помогите или позвольте ребенку самому определить занятие (дело), которое у него получается. Возможно, для этого потребуется время, будьте терпеливы. Помните, что ребенку необходим позитивный опыт деятельности и действия для того, чтобы он самостоятельно реализовывал свое желание активизироваться.
  3. Озвучивайте, что именно получается у ребенка: мастером чего он является, что хорошо умеет или делает лучше всех и т. д. Именно через слова формируется внутреннее знание человека о себе.
  4. Прислушивайтесь (присматривайтесь) к желаниям и интересам ребенка и вдохновляйте на действие, когда он опасается неудач. Если что-то у него начинает получаться, не торопитесь указывать на ошибки или недостатки - лучше похвалите.
  5. Позвольте ребенку ошибаться и учиться на своих ошибках. Тогда это станет его личным опытом преодоления трудностей и доверия к себе. Верьте в него - это станет ему хорошей поддержкой в сложные времена.
  6. Уважайте жизненный темп ребенка и его предпочтения в переходах между активностью и пассивностью, особенно когда они отличаются от ваших. Помните, что в этом случае вы являетесь примером для расширения его поведенческого репертуара. И чем больше получает раз¬личных примеров ребенок, тем лучше.
Р.Р.Кучкарова, психолог, автор подхода "Терапевтическое движение"
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль