Как должна осуществляться педагогическая поддержка семейного воспитания?

4537

"Все – и хорошее, и плохое - человек получает в семье". Семья – это и трудовой коллектив, и моральная опора, и высшие человеческие привязанности: любовь и дружба, школа доброты, честности, долга и многообразная система отношений с родителями, с братьями и сестрами, с родными и знакомыми.

Мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждение, характер и идеалы – основа всех этих социально-психологических параметров личности закладываются в семье.

Необходимость педагогической поддержки семьи ДОУ определяется нарастанием негативных тенденций: это проявляется в снижении рождаемости и уменьшении количества детей. Демографическая ситуация как в стране, так и в нашем городе остается сложной.

Педагогическая поддержка 

Термин "педагогическая поддержка"в современной педагогике используется широко и многогранно. Поддерживать – это, "придержав, не дать упасть»; «оказать кому-нибудь помощь, содействие"; "выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого - чего-нибудь"; "не дать прекратиться, нарушиться чему-нибудь".

Его связывают, во-первых, с деятельностью различных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей. Во-вторых, под педагогической поддержкой понимают систему разноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации по интересам, склонностям, жизненным устремлениям и направленных на их выявление и поддержку. 

Семейное воспитание – это система воздействий на ребёнка, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. 

В данном контексте под педагогической поддержкой семейного воспитания понимается система педагогической деятельности, раскрывающая индивидуальный потенциал человека, включающая помощь семье в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. 

Важнейшим фактором содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка, подростка является создание единого воспитательно-образовательного пространства "семья - образовательное учреждение". Известно, что проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро: демографы, социологи, культурологи, психологи, педагоги подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи. Кризисное состояние современной семьи - социальная проблема, требующая решения и социальная реальность, ждущая помощи.

Семьи, нуждающиеся в педагогической поддержке 

В корректировке воспитательного воздействия специалистом – педагогом (психологом, психоневрологом, психиатром, сексологом, сексопатологом и т.д.) нуждаются не только так называемые “неблагополучные” семьи, но и множество самых обычных, внешне благополучных семей. Мы выделяем самые разные варианты намечающегося неблагополучия.однодетная может сформировать и "балованное дитя" с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого; и “узурпированного” родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой гиперопеки.

Семья с низким материальным обеспечением, находящаяся за чертой бедности по разным причинам (безработица, низкая зарплата, алкоголизм родителей, неумение строить бюджет семьи и др.), может породить разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовных потребностей (тормозится развитие детей); эксплуатацию детей в качестве добытчиков материальных благ (вовлечение в торговлю, несоответствующую возрасту и подготовленности трудовую деятельность, в деятельность, подрывающую физические силы, растлевающую духовно, сопряженную с риском для жизни, отрыв от учебы и систематического воспитания в школе и семье); допущение, а иногда и стимулирование безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семью доход;

Семья неполная из-за недостатка материнского или отцовского влияния может породить маскулинизацию девочек и феминизацию мальчиков.

Семьи со сводными детьми могут породить неприязненные, даже враждебные отношения детей между собой и окружающими.

Семьи с нарушенными отношениями, повышенной конфликтностью между членами семьи. А Моруа писал: “Отношения между родителями и детьми так же трудны и столь де драматичны, как отношения между любящими”. Причем конфликтность и драматизм отношений в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте. Следствием может стать уход из-под благотворного влияния семьи и школы.

Семьи, умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи (различных: социально-полезных и асоциальных). За последние два – три года зафиксированы и случаи детской беспризорности; к сожалению, из-за экономических, социально - политических и моральных условий имеет место нарастание этих явлений. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения, безработицы; отклонения в психике; высшая степень недовольства своими детьми; деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним; усталость и депрессия родителей…
Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей, их неуживчивость со сверстниками и педагогами: "Не злите детей: кто хочет бить, будучи ребенком, тот захочет убивать, когда вырастет" (П.Буаст).

Большое количество вариантов семей, где родители фактически не занимаются воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия существования. Такая ситуация нейтральной в нравственном развитии быть не может. Это замечено многими знатоками воспитания детей: "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества" (В.А. Сухомлинский); "Тот, кто не прививает своему сыну ничего полезного, кормит вора" (Т. Фуллер).

Пути взаимодействия с семьёй 

На сегодняшний день одним из наиболее эффективных социальных институтов, влияющих на социализацию человека, является семья. Практика показывает, что сотрудничество семьи и учреждения дополнительного образования становится все более актуальным и востребованным. Учреждения дополнительного образования прочно занимают собственную нишу – есть свободный выбор деятельности, возможность для каждого ребёнка реализоваться в разнообразном творчестве, возможность получить более высокий личностный статус. Именно здесь создаются условия для максимальной социальной адаптации.  Воспитание во внешкольных условиях – это не только непосредственное воздействие на личность ребёнка, но и опосредованное – путём нравственного совершенствования окружающей среды.

На результативность воспитательной работы с детьми и подростками непосредственно влияет уровень воспитанности окружающих и особенно близких людей. Повышение образовательного, идейно-нравственного, культурного уровня взрослых, включённость ребёнка в систему положительных общественных отношений, создание возможностей для воспитания детей на конкретных примерах, традициях народа, целенаправленная система внешкольных мероприятий, создание благоприятной моральной атмосферы в семье, обеспечение единства воспитательных требований в школе, семье и учреждениях дополнительного образования – всё это оздоровляет микросреду детей, благоприятно воздействует на идейно-нравственное развитие личности.

Вся деятельность направлена не только на работу с ребёнком или с родителями, а со всей семьёй в целом, способствуя соединению, взаимодействию детей и их родителей. Важнейшими принципами этой работы являются: 

  • принцип гуманизации образовательного пространства через установление педагогического взаимодействия между педагогами, воспитанниками и членами их семей как важнейшее условия полноценного развития личности ребенка; 
  • принципы целенаправленности и системности, которые реализуются через педагогически обоснованную и целесообразную систему взаимодействий между всеми участниками педагогического процесса – педагогами, воспитанниками и их родителями; 
  • принцип дифференцированного подхода, который позволяет выстраивать взаимоотношения с учетом специфики отдельных семей (проблемы и особенности семейного воспитания, возраст детей, система ценностей, состав семьи и т.д.) 
  • принцип комплексности, который реализуется через многообразие образовательных направлений и форм взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, через сочетание индивидуальной, групповой и массовой работы по укреплению семьи и утверждению её нравственных ценностей.

В организации работы с семьей были поставлены следующие целевые установки

  • активизация позиции семьи в образовании детей, в приобщении их к общечеловеческим ценностям и   
  • создание условий для творческой самореализации детей и родителей.
  • использование возможностей дополнительного образования детей: 
  • в формировании гражданского самосознания; 
  • включение семьи в педагогический процесс СЮТ;создание условий для равноправного, свободного сотрудничества всех участников; педагогического процесса 
  • расширение сферы участия родителей в управлении СЮТ; 
  • пропаганда семейных ценностей, воспитание патриотизма и гражданственности; 
  • оказание семье психолого-педагогической помощи. 

Основные компоненты системы работы с семьей включают в себя: 

  • маркетинговые исследования:изучение потребностей семьи в образовательных услугах, изучение потребностей детей в направлениях деятельности 
  • организационно-педагогическая деятельность: планированию и организации работы с семьей, проведение "круглых столов", семинаров по проблемам семейного воспитания по организации работы с семьей, обзоры и выставки литературы по семейному воспитанию. массовые мероприятия с участием родителей: дни открытых дверей, традиционные дела и календарные праздники, семейные творческие конкурсы, спортивные праздники, дни именинника и т.д. 
  • психолого-педагогическое просвещение родителей: родительский всеобуч, семинары – практикумы, индивидуальные семейные консультации, проведение родительских собраний проведение открытых занятий и мероприятий для родителей, совместные занятия родителей и детей в студии "Развивающие игры", использование информационно-иллюстративного стендового материала. 
Основными формами работы с родителями являются:

индивидуальные формы (консультации для родителей, беседы с родителям и т.д..)
групповые формы (групповые тренинги для родителей, семейный клуб и т.д.)

Вся работа ориентирована:

  • - на семьи, которые озабочены развитием, обучением и воспитанием детей. Мотивация этих семей – «изменить моего ребёнка». В работе с такими семьями используются различные способы непосредственного включения родителей в процесс образования и воспитания детей; 
  • -на семьи, где родители ведут себя довольно отстранённо. Дети из таких семей самостоятельно приходят записываться в кружки, родители даже не знают об успехах детей. 

Воспитание родителей

"Воспитание родителей" - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций. В содержание этого термина вкладывается разный смысл. С точки зрения общества, быть родителем – значит, прежде всего, удовлетворять основные потребности ребёнка, заботится о его здоровье, благополучии и счастье. С точки зрения педагогики, в это понятие должны быть включены и взаимоотношения с детьми, и их воспитание, направленное на развитие личности ребёнка. С нашей точки зрения, "воспитание родителей" включает комплекс мер, которые помогают им осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботится о благополучии ребёнка, развивать его личность в интеллектуальном, социальном, этическом, эстетическом плане.
Воспитание родителей – это работа с взрослыми людьми, поэтому мало иметь в этой области знаний, надо уметь методически правильно их преподнести.

В поисках верного пути было проведено исследование, позволяющее:

  1. выяснить, в какой степени родители детей, посещающих СЮТ, осведомлены о его деятельности; 
  2. какова степень удовлетворённости родителей деятельностью СЮТ; 
  3. какие формы работы педагога с родителями предпочитаемы родителями. 

Для проведения исследования было проведено анкетирование, в котором Приняло участие 49 родителей, чьи дети посещают СЮТ первый и второй год обучения. Только 8 человек имеют полную информацию о деятельности СЮТ. Наиболее востребованными формами взаимодействия педагога с родителями по значимости отмечены следующие:

  1. присутствие на занятиях кружка; 
  2. посещение на открытых занятиях; 
  3. участие в различных мероприятиях; 
  4. индивидуальные беседы 
  5. родительские собрания. 

На основании данных исследований была разработана подпрограмма "Семья и СЮТ", входящая в программу воспитания "Праздник творчества". 

Подпрограмма "Семья и СЮТ" 

Педагогическая поддержка и оказание действенной психолого-педагогической помощи семье дошкольника разделена на 4 блока.     

1.Клуб общения "Семейные встречи" 
Основной целью работы клуба - это создание психолого–педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнёрских отношений между ними, то есть участникам предоставляется возможность учиться, получать новый опыт общения, заниматься интересным делом.

Деятельность клуба строится по следующим направлениям:а. Работа с родителями.
Задачей является повышение педагогической культуры участников, обмен опытом. У родителей появляется возможность развития навыков анализа своих действий, раскрытия в себе определённых качеств и способностей. Опыт работы показал, что наиболее востребованы практические формы: мастер-классы, семинары-практикумы, индивидуальные беседы и консультации, тренинги.

Идея создания мастер-классов родилась в результате наблюдения за родителями, посещающими занятия. Провели исследовательскую работу и выяснили, что родители отдают предпочтение самореализоваться в области декоративно-прикладного искусства. Данная форма работы позволяет помочь родителям занять более активную жизненную позицию, через творческое самоопределение родителям легче привлечь к творчеству собственных детей.б. Работа с детьми

Задачей является создание условий для развивающего познавательного досуга.  Дети получают при этом опыт самопознания и творческого самовыражения, освоение конструктивных форм взаимодействия со сверстниками.  Всё это внедряется через различные формы: игровые занятия, сюжетно-ролевые игры, театрализацию.в. Совместные мероприятия с детьми и родителями.

Задачи этой деятельности: создание доверительной атмосферы на занятия в клубе и развитие ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребёнка. Формы работы: совместные игровые занятия; коллективное творческое дело; элементы психологического тренинга; творческие мастерские.

К работе творческих мастерских привлекаются педагоги разных направлений, которые помогают появлению на свет продукта совместного творчества. Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного труда. Структура встреч клуба содержит одно, два, три направления работы в сочетании с разнообразными её формами.

Работа клуба организовалась поэтапно:

  • 1 этап - определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. 
  • 2 этап - составление перспективного плана работы клуба, утверждение графика проведения занятий. 
  • 3 этап - непосредственная работа клуба "Семейные встречи" 

В течение года проходит 2-4 встречи. Тематика подбирается с учетом запроса родителей. Занятия проводятся в соответствии с перспективным планом. Время проведения — 1-1,5 час. Встречи построены на заинтересованности детей и взрослых. Для продуктивной работы вовлекаются педагоги разных направлений деятельности.
Перспективный план по работе с семьёй клуба общения "Семейные встречи".

В результате работы клуба уже после первой встречи установились более тесные отношения между педагогами и родителями, появилась потребность делиться друг с другом проблемами в области воспитания и развития ребенка, совместно решать их.

Участие родителей помогает повысить уверенность в своей родительской компетентности, увидеть мир с позиции ребёнка, учитывая его сильные и слабые стороны, о чём свидетельствует опрос родителей. Наблюдения показали, что участие детей во встречах клуба помогают расширить возможности творческого воплощения своих идей и фантазий, способствуют сплочению детского коллектива. Таким образом, новая форма взаимодействия была принята родителями. Тематика встреч меняется по запросам родителей. 2."Для Вас, родители!"

В статье 18 Закона “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка ”.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания детей и часто испытывают трудности.
Пропаганда педагогических знаний среди родителей – это один из важнейших элементов механизма достижения взаимодействия между образовательными учреждениями и семьей, повышения воспитательного потенциала семьи. В этой связи психолого-педагогическое просвещение родителей проводится с помощью информационно-иллюстративных стендов.
Использование этой формы работы необходимо. По результатам анкет, был сделан вывод о недостаточной осведомлённости о деятельности СЮТ.
Таким образом, с помощью информационно-иллюстративного стенда "Для Вас, родители!" решается ряд задач:
  • -информирование о жизнедеятельности СЮТ;
  • - удовлетворяет потребности родителей в специальных знаниях, помогающих формированию благоприятной для воспитания оптимально-комфортной семейной микросреды;
  • - содействует повышению образовательно-культурного уровня и педагогической культуры родителей.

Информационно-иллюстративный стенд "Для Вас родители!" включает в себя несколько разделов:

1/ Внимание конкурс!
Этот раздел помогает информировать родителей о содержании, условиях, критериях конкурсов, в которых они могут принять участие вместе со своими детьми. Материалы этого раздела сменяются по мере проведения конкурсов.
2/ Поздравляем!
Информирует об успехах детей и родителей. Здесь помещаются поздравления по календарным датам, победам в конкурсах и соревнованиях. Сменяемость материала по мере необходимости.
3/ Советы и рекомендации.
Он несёт необходимую психолого–педагогическую информацию. Родители могут найти ответы на волнующие вопросы: "Создание благоприятной семейной атмосферы"; "Как преодолеть страхи детей"; "Что родителям делать нельзя", "Как любить своего ребёнка", "Что делать с детской агрессивностью" др. Самостоятельно проверить себя, в правильности воспитания своего ребёнка можно с помощью различных тестов например, "Стратегия семейного воспитания" ; анкет (например, "Умеете ли вы любить своего ребёнка?", "Анкета для родителей" ). Получить различные памятки по воспитанию детей, например, "22 твёрдых обещания", "Рекомендации родителям по организации дня ребёнка в семье" 
4/ Это интересно
Этот раздел пропагандирует оригинальный опыт народной педагогики, накопленный на протяжении многовекового развития народов нашей страны, и несёт информацию о традиционных формах семейного уклада:
  • - жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных праздников, общей трудовой жизни семьи;
  • - ответственном отношению к воспитанию младенцев и уходу за престарелыми членами семьи;
  • - использование устного и изобразительного народного творчества, фольклорных игр, совместного изготовления игрушек, предметов быта.

А так же о формах семейного уклада народов мира. Здесь же освещается лучший опыт семейного воспитания.
Материал в этом разделе оформляется 1 раз в месяц.

5/ Ура, каникулы!
 Информирует о досуговых мероприятиях во время каникул.
6/ "Всем обо всём" 
Это самостоятельный раздел, состоящий из фотоматериалов о жизни СЮТ. Он пользуется у родителей самой большой популярностью. Материал оформляется после проведения мероприятий для детей и взрослых.3. "Содружество" 
Работа этого блока направлена на объединение родителей и детей в едином пространстве и
решаются следующие задачи:
  • -формирование общечеловеческих ценностей,
  • - повышение культуры подрастающего поколения,
  • - расширение сферы участия родителей в управлении СЮТ. Создание родительского совета.

Родители становятся участниками различных конкурсов: "Сувенир", "Новогодний серпантин", "Лоскутные узоры", "Цветные фантазии", "В мастерской у Деда Мороза" и др. Тесное сотрудничество проявляется в помощи и активном участии в различных формах досуга.

Тематика их разнообразна: "Новый год приходит в дом", "Мой дом – моя крепость" (к дню семьи), "Семейный очаг" (к дню матери), "В кругу друзей" , "Семья вместе и душа на месте"  и др.

4. "Партнёрство" 

Работа блока направлена на развитие и укрепление партнёрских отношений, включая другие учреждения в педагогический процесс СЮТ.
Решаются следующие задачи
  • - создание условий для равноправного, свободного сотрудничества всех участников педагогического процесса,
  • - создание атмосферы взаимоподдержки и взаимопонимания. 

Наши партнёры: МОУ СОШ, МДОУ, детская библиотека им. А.С. Пушкина, библиотека им. В.Маяковского, детская поликлиника. Совместные мероприятия: экскурсии, выставки, мастер – классы расширяют возможности целенаправленного воздействия на семью, способствуя соединению и взаимодействию детей и их родителей. 

Таким образом, эффективно сотрудничать с семьей ребенка возможно путем использования различных форм сотрудничества, по запросу родителей и предоставления семье новых форм взаимодействия.

Семья – социальная ячейка общества. Выполняя различны свои функции, она тем самым организует и осуществляет связи в обществе. Человеческое сообщество – это большая паутина, ниточки которой держат всю структуру, переплетаясь между собой. Так и семья, малый социальный институт, поддерживает всю систему общества в определённой стабильности. Современные условия жизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но важной части человеческого сообщества – по семье. Семья в мире большого выбора, новых технологий и услуг теряется. Возникают проблемы семьи, не только как подструктуры общества, но и как самостоятельной системы. Именно эти проблемы разрушают семью из нутрии.
Этого допускать нельзя, иначе общество тоже станет постепенно разрушаться. Нужно помогать и поддерживать семью. Эту задачу может и должен осуществлять каждый педагог в рамках своей деятельности.

Здоровая семья – залог светлого и счастливого будущего для детей, взрослых, общества и человечества.
Список литературы
  1. Усова А.П. "Советы родителям о воспитании детей"   Изд. АПН, Москва, 2001.
  2. "Работа с семьей в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей",  авт. – сост. Л.В. Третьякова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. 
  3. Аллан Фромм "Азбука для родителей" Лениздат, 1999.
  4. Ковалева Л.Е. "Микроклимат в семье". Москва, 1999. 
  5. Золотарева А.В. "Дополнительное образование детей: теория и методика социально-педагогической деятельностиЭ / Худож. А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития: 2004.
  6. Конституция (основной закон) Российской Федерации. Москва, 1999.
  7. Майдиков И.М. "Основы социологии". Москва, 1999. 
  8. Маленкова Л.И. "Педагоги, родители и дети". Москва, 1999. 
  9. Каптерев П.Ф. "О семейном воспитании", учебное пособие. Москва. "Академия", 2000. 
  10. Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. /Учебное пособие /– Москва, "Академия", 1999. 
  11. Спицын Н.П. "Работа классного руководителя с трудными семьями", научно- методический журнал "Классный руководитель", № 2, 2000
  12. "Дополнительное образование и воспитание", методический журнал , № 8, 2007.
  13. "Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей" №6,2004.
  14. Акутина С.П. "Воспитание = семья + школа". Книга для педагогов и родителей. Нижний Новгород, 2000.

Автор: Жукаева Светлана Валерьевна, старший методист, педагог дополнительного образования Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей “Станция Юных Техников” (г. Саров)

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль