Развитие интереса учащихся к предметам естественно-математического цикла при помощи ученических проектов

2068

Снижение интереса учащихся к предметам естественно-математического цикла в последние годы отмечается учителями школ не зависимо от применяемых УМК и количества учебных часов в плане. Учащиеся к 7-8 классу всё больше времени проводят не за приготовлением уроков, а в Интернете, и задача учителя сегодня – научить ученика искать информацию по предмету самостоятельно, используя возможности Сети и сетевых сообществ. В этом может помочь технология ученических проектов.

При выполнении проекта развивается интерес к предмету исследования, самостоятельность, а главное - в игровой, увлекательной для учеников форме расширяется кругозор, углубляются знания и общеучебные компетенции учащихся.

Пример проекта по химии - проект "Зачем человеку соли?"

Тип проекта:

  • по доминирующей деятельности - практико-ориентированный;
  • по предметно-содержательной области – межпредметный;
  • по продолжительности – длительный (1-2 месяца);
  • по количеству участников – групповой;
  • по самостоятельности действий учащихся – под руководством учителя.

Описательное или творческое название проекта "Не сыпь мне соль на рану…".

Краткое содержание проекта

Предлагаемый проект может быть реализован в рамках пропедевтического курса изучения химии в 7 классе, а также при изучении основного курса "Химия.8" на базовом уровне. В результате самостоятельных исследований, направленных на поиск и отбор дополнительной информации по биологии, экологии, географии и химии учащиеся ответят на вопросы, поставленные перед ними учителем. Что такое соли? В чем заключается сущность их использования в медицине? Как людьми применялись соли в качестве денежного эквивалента?

Ученики раскроют причины частого упоминания соли в литературных произведениях и в народном творчестве. В ходе проектной деятельности учащиеся научатся создавать брошюры, презентации, фотоальбомы. Главное, ученики научатся видеть шире, за рамками школьного учебника, и раскроют для себя многогранность понятия "соли".

Предметные области, используемые в работе над проектом: химия, биология, литература, экология, география.
Классы учащихся, задействованных в работе над проектом: ученики 7-8 классов
Приблизительная продолжительность проекта: 1-2 месяца.Основа проекта: Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004.

Знания и умения в соответствии с целями среднего (полного) общего образования:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, в сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Дидактические цели. Ожидаемые результаты обучения. После завершения проекта учащиеся смогут: раскрыть биологическую роль солей в нашем организме; показать использования солей в окружающем нас пространстве (на кухне, в аптечке, в быту, в истории человечества); объяснить появление в разговорном жанре пословиц и поговорок про соль.Вопросы, направляющие проект:

I. Основополагающий вопрос: Зачем людям соли?
II. Проблемные вопросы учебной темы

  • Как использовали соли в древности?
  • Как используют соли в медицине, на кухне, в строительстве…?
  • Почему соли так часто упоминаются в литературных произведениях?
  • Роль солей в организме человека.
III. Учебные вопросы
  • Что такое соли?
  • Особенности свойств солей.
  • Разнообразие применения солей.
План оценивания
Таблицы “Знаю-Интересуюсь-Умею” (ЗИУ) - наиболее распространенный графический планировщик для использования предварительного знания. Таблица состоит из трех колонок. Первая озаглавлена – "Знаю", вторая – "Интересуюсь" и третья "Умею или Уже научился". Эта простая таблица позволяет активизировать предварительные знания учеников и позволяет установить личные отношения с материалами, которые предстоит изучить.Описание методов оценивания. Можно использовать различные методы, которые могут включать использование графического организатора (мне лично такой метод кажется самым удобным), ведение журналов, использование анкетирования, заполнение контрольных листов, опросов, тестов, таблиц с критериями оценивания продуктов проектной деятельности и др.Форма отчёта по результатам выполнения проекта: сообщение на уроке и подготовленное слайд-шоу (презентация, фотовыставка, тематическая газета…) к предметной неделе в школе.Необходимые начальные знания, умения, навыки. Чтобы начать выполнение этого проекта, учащимся необходимы начальные естественнонаучные знания, полученные ими в курсе географии, истории, физики и биологии. Более глубокие знания они получат в ходе работы над самим проектом. Начальные технические навыки при работе на компьютере у большинства учеников 7-8 класса уже сформированы, а составление грамотной презентации, буклета или слайд-шоу будет отрабатываться ими в ходе работы.
Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта.

Оборудование: фотоаппарат, лазерный диск, видеомагнитофон, компьютер(-ы), принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система, видео-, конференц-оборудование, DVD-проигрыватель, сканер, телевизор.

Программное обеспечение: СУБД/электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM.Материалы на печатной основе: учебники, методические пособия, хрестоматии.

Другие материалы: презентация учителя (вводная). Интернет-ресурсы для подбора материала к проекту.

Данный проект вызывает интерес у учащихся, его выполнение учениками разных классов сопровождается соперничеством, соревнованием, кто найдёт больше пословиц, у кого красочнее презентация, кто раньше справился с заданиями. Данная методика перспективна и заслуживает внимания учителей.

Автор: Наталья Викторовна Ким, учитель химии МБОУ МО г. Нягань "СОШ №6".

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль