Компетенция учредителя образовательного учреждения

16557
Компетенция учредителя образовательного учреждения

Государственные и муниципальные образовательные учреждения по гражданско-правовому статусу могут быть трех типов: автономные, бюджетные и казенные. Учредитель играет значимую роль в управлении всеми учреждениями, хотя объем его полномочий может отличаться в зависимости от их типа.

Понятие учредителя государственных и муниципальных учреждений

В компетенцию учредителя входит решение вопросов, касающихся создания, реорганизации и ликвидации образовательного учреждения (далее - ОУ), изменения его типа, утверждения устава, материального и финансового обеспечения, модернизации и развития.

Несмотря на то что в некоторых случаях прямых полномочий по решению управленческих вопросов у учредителя может не быть, у него остаются мощные инструменты воздействия на учреждение, поскольку от него зависит установление государственного (муниципального) задания и определение объема финансирования. К тому же учредитель выполняет функции работодателя в отношении руководителя учреждения, т. е. при необходимости может его уволить, вынести ему дисциплинарное взыскание и т. д.

На практике среди руководителей образовательных учреждений распространено неверное и упрощенное представление об учредителе. Согласно ст. 11 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" учредителями ОУ могут быть:

  1. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования;
  2. российские и иностранные коммерческие организации, а также объединения этих юридических лиц (ассоциации и союзы);
  3. российские и иностранные некоммерческие организации, в т. ч. общественные объединения и религиозные организации, а также ассоциации и союзы этих юридических лиц;
  4. физические лица.

Таким образом, учредителем государственных и муниципальных образовательных учреждений является исключительно публично-правовое образование: или Российская Федерация, или субъект РФ, или муниципалитет. Государственные и муниципальные органы управления де-юре не являются их учредителями. Но поскольку публичное образование не может действовать само по себе, его полномочия и функции реализуются через систему органов власти. Следовательно, функции и полномочия учредителя осуществляются от лица публичного образования тем органом или органами, которые на это уполномочены.

В случае реорганизации федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления права учредителя переходят к правопреемникам.

Функции и полномочия учредителя ОУ, созданного Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием, осуществляются, соответственно, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Де-факто функции и полномочия учредителя ОУ практически всегда распределены между несколькими органами публично-правового образования. По вопросам текущей деятельности учреждения функции и полномочия учредителя осуществляют, как правило, органы управления образованием, по вопросам наделения имуществом - органы управления имуществом, по вопросам создания, ликвидации и изменения типа учреждения - высшие исполнительные органы государственной власти или администрация муниципального образования.

Теоретически полномочия учредителя могут быть у любого органа, однако, как правило, большая часть полномочий и функций учредителя ОУ сосредоточена в ведомственном органе управления - управлении образованием.

На практике в уставе ОУ в качестве органа, выполняющего функции учредителя, называется один орган управления, которому подведомственно данное учреждение. Однако следует иметь в виду, что с юридической точки зрения этот орган не является учредителем и ряд учредительских полномочий всегда будут выполнять другие органы публично-правового образования: комитет по имущественным отношениям, земельный комитет, местная администрация и др. Иными словами, орган управления, названный в уставе учредителем, как правило, является таковым только номинально.

В некоторых муниципальных образованиях нет профильных органов управления - их функции выполняет местная администрация без выделения отделов в качестве органов местного самоуправления. Такая ситуация правомерна. Однако в данном случае все решения, которые уполномочен принимать учредитель, должна принимать сама администрация. Отдел, который не имеет собственных полномочий в системе органов местного самоуправления, является лишь составной частью администрации, а потому не может действовать самостоятельно и обособленно.

Полномочия учредителя в случаях создания, реорганизации и ликвидации учреждения

Значимость полномочий учредителя с точки зрения управления ОУ вытекает из того факта, что учредитель - это лицо, от которого зависит сам факт существования учреждения, его тип как государственного (муниципального) учреждения и тип как образовательного учреждения.

Из этого правила есть несколько исключений. Учредитель не может единолично принять решение о переходе ОУ в статус автономного -для этого необходимо согласие самого учреждения. Кроме того, ликвидация сельского общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей относящихся к нему населенных пунктов.Наиболее значимым документом ОУ, определяющим в целом его деятельность, является устав. В вопросах принятия устава учреждение любого типа, будь оно автономным, бюджетным или казенным, полностью зависит от своего учредителя. Любые ограничения, которые учредитель пожелает видеть в уставе, неизбежно в нем появятся.

Тем не менее образовательные учреждения находятся в этом отношении в более выгодном положении, чем учреждения иных сфер. Согласно п. 2 ст. 13 и подп. 12 п. 2 ст. 32 Закона РФ "Об образовании" устав ОУ в части, не урегулированной законодательством РФ, разрабатывается и принимается коллективом учреждения и только потом утверждается его учредителем.

Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации учреждений, а также утверждения уставов и внесения в них изменений устанавливается соответствующим публично-правовым образованием: Правительством РФ для федеральных учреждений, высшим исполнительным органом субъекта РФ для региональных учреждений, муниципальной администрацией для муниципальных учреждений.


Полномочия учредителя в сфере трудовых отношений

Учредитель имеет существенные полномочия в отношении руководителя ОУ. Именно учредитель назначает руководителя учреждения любого типа, заключает с ним трудовой договор, а также выполняет иные функции работодателя: устанавливает размер заработной платы, назначает премии, предоставляет отпуск, увольняет и т. д.

Примечательно, что учредителю закон предоставляет больше оснований для увольнения руководителя ОУ, чем руководителю для увольнения работника. Конечно, при назначении руководителя уполномоченный орган выбирает то лицо, которое представляется ему наиболее подходящим для этой должности. Однако если данный орган посчитает, что ошибся или утратит доверие к руководителю, то он в любой момент может его сменить.

Учредитель также имеет право определять размеры и условия оплаты труда работников ОУ, т. е. фактически управлять теми или иными элементами системы оплаты труда в учреждении. Указанные полномочия закреплены в Федеральных законах от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон № 184-ФЗ) и от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"(далее - Закон № 131).

Полномочия учредителя по распоряжению имуществом, совершением сделок и формированию органов самоуправления

Согласно п. 2 ст. 26.14 Закона № 184-ФЗ "Органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации", а согласно п. 2 ст. 53 Закона № 131-ФЗ "Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений".

Согласно законодательству, учредитель решает вопросы, связанные с распоряжением имуществом и совершением сделок ОУ, а именно:

  • согласует передачу бюджетным и автономным учреждениями в случаях, установленных законом, имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника, а также в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом в качестве их учредителя или участника;
  • согласует заключение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, для бюджетных учреждений; участвует в лице своего представителя в принятии решения по заключению сделок наблюдательным советом автономного учреждения; согласует заключение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, для казенного учреждения.

Кроме того, учредитель в случаях, предусмотренных уставом, может участвовать в формировании органов управления ОУ (например, назначать представителя в управляющий совет) и в обязательном порядке назначает представителя в наблюдательный совет автономного учреждения.В компетенцию учредителя ОУ также входит утверждение порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества. Такая возможность дает учредителю дополнительные рычаги влияния на учреждение независимо от его типа.

Нормативные документы
  1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"(ред. от 06.12.2011)
  2. Федеральный закон от 06.10.1999 года № 184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ред. от 23.04.2012)
  3. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 01.04.2012)

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль