Правовая основа функционирования образовательного учреждения

9693
Образовательное учреждение как самостоятельное юридическое лицо

С правовой точки зрения фундаментальной характеристикой образовательного учреждения (далее - ОУ) как объекта управления является организационно-правовая форма юридического лица. В подавляющем большинстве случаев - это государственное или муниципальное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося соответственно в государственной или муниципальной собственности. Негосударственные образовательные учреждения могут создаваться в организационно-правовой форме частного учреждения или в формах других некоммерческих организаций, предусмотренных законодательством о некоммерческих организациях.

Таким образом, управление ОУ - это, в первую очередь, управление самостоятельным юридическим лицом. Согласно п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее - ГК РФ) юридическое лицо - это организация, которая:

  1. имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом;
  2. может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
  3. имеет самостоятельный баланс и (или) смету.

В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников. П. 2 ст. 53 ГК РФ

Пунктом 1 ст. 53 ГК РФ установлено, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

От имени ОУ действует в первую очередь его руководитель - единоличный исполнительный орган, имеющий право принимать решения, которые по закону являются решениями всего учреждения. Помимо руководителя такие решения могут принимать другие органы управления: наблюдательный, управляющий и попечительский советы, родительский комитет и др.

Главной характеристикой решений всех органов управления юридического лица, принятых в рамках компетенции, является то, что они считаются решениями самого юридического лица. Таким образом, обеспечивается преемственность управления - все решения, принятые предыдущим руководителем или другим органом управления, действительны как для нового руководителя или другого органа управления, так и для третьих лиц.

Это обстоятельство может породить ряд сложностей в случае смены персонального состава органов управления. Нередко новый руководитель ОУ отказывается выполнять решения предыдущего руководителя, мотивируя это тем, что они приняты не им и он не несет за них ответственность. Такая точка зрения неправомерна.

В то же время руководителю ОУ, принимающему решения, необходимо помнить, что согласно п. 3 ст. 53 ГК РФ лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Более того, по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, оно обязано возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

Компетенция образовательного учреждения
Компетенция - это совокупность установленных нормативными правовыми актами прав и обязанностей организации (органа, должностного лица) и вопросов, решения по которым она уполномочена принимать. Элементами компетенции являются нормативно установленные предметы ведения (вопросы) и полномочия (права и обязанности).

Основным ограничением в деятельности руководителя и других органов управления ОУ являются пределы правоспособности учреждения, разрешенные законом для данной организационно-правовой формы юридического лица и прописанные в его уставе.

Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Все действия, выходящие за пределы правоспособности, недопустимы и считаются внеуставными (от лат. ultra vires - за пределами силы), а совершенные путем таких действий сделки признаются недействительными. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Таким образом, ключевым моментом, определяющим компетенцию органов управления ОУ, является указание необходимого и достаточного перечня целей (видов деятельности) учреждения и их фиксация в уставе.

Полномочия по разработке, принятию и утверждению устава ОУ распределены Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон РФ "Об образовании") между самим учреждением и учредителем. Согласно подп. 12 п. 2 ст. 32 данного нормативного акта к компетенции ОУ отнесены "разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение", а согласно п. 2 ст. 13 - "устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем".

Порядок утверждения уставов государственных или муниципальных образовательных учреждений определяется в соответствии с их подведомственностью органам исполнительной власти или местного самоуправления. На практике, как правило, полномочие по утверждению устава закрепляется за органом управления образованием, выполняющим функции учредителя, или местной администрацией. Компетенция ОУ устанавливается федеральными законами и изданными на их основе федеральными нормативными актами, а также учредительными документами учреждения.К общим федеральным законам, определяющим компетенцию ОУ, относятся:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ; (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ;
  • Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
  • Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

С юридической точки зрения компетенция образовательного учреждения - это совокупность А вопросов, для решения которых ему предоставлены полномочия нормативными правовыми актами и уставом.

Специальным законом, детально устанавливающим компетенцию ОУ, является Закон РФ "Об образовании". Согласно п. 2 ст. 32 данного нормативного акта, к компетенции ОУ относятся:

  • материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;
  • привлечение для осуществления или деятельности, предусмотренной уставом учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в т. ч. использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита; 
  • предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самооценки деятельности учреждения (самообследования); 
  • подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации; 
  • использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в т. ч. электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; 
  • разработка и утверждение образовательных программ, учебных планов, рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), а также разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков; 
  • установление структуры управления деятельностью учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей; 
  • установление заработной платы работников учреждения, в т. ч. надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования; 
  • разработка и принятие устава коллективом учреждения для внесения его на утверждение; 
  • разработка и принятие правил внутреннего распорядка учреждения, иных локальных актов; 
  • самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Законом РФ "Об образовании"; 
  • самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации; 
  • осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с уставом и требованиями Закона РФ "Об образовании"; 
  • обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных; 
  • создание в учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников учреждения; 
  • содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений; 
  • координация в учреждении деятельности общественных (в т. ч. детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом; 
  • осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством РФ и предусмотренной уставом учреждения; 
  • определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях; 
  • обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в учреждении; 
  • обеспечение создания и ведения официального сайта учреждения в сети Интернет.

Следует помнить, что по вопросам, перечисленным в ст. 32 Закона РФ "Об образовании", учредитель не вправе принимать юридически обязывающие решения.

Возможности учредителя и третьих лиц (контролирующих органов, методических объединений, благотворительных организаций и т. п.) повлиять на решение таких вопросов сводятся к даче рекомендаций либо к использованию косвенных инструментов воздействия - например, к установлению показателей деятельности учреждения, выделению финансовых средств с определенными условиями или определенным целевым назначением и др.

В практике управления образованием часто наблюдаются случаи, когда штатное расписание ОУ утверждается вышестоящим органом. Однако, поскольку решение этого вопроса ст. 32 Закона РФ "Об образовании" отнесено к исключительной компетенции самого ОУ, действия вышестоящего органа в данном случае следует считать нарушающими права ОУ.На федеральном уровне основными подзаконными нормативными актами, устанавливающими компетенцию ОУ, в настоящее время являются типовые положения о типах и видах образовательных учреждений*, утвержденные постановлениями Правительства РФ.

Законодательство субъектов РФ и правовые акты местных органов самоуправления по общему правилу не могут устанавливать компетенцию ОУ в связи с тем, что согласно Конституции Российской Федерации гражданское законодательство и, следовательно, правовой статус (права, обязанности и ответственность) юридических лиц относятся к исключительной компетенции федеральных органов власти. Нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципалитетов подведомственным образовательным учреждениям могут быть предоставлены дополнительные полномочия, но только в рамках их отношений с соответствующими вышестоящими органами-учредителями и при условии, что это не противоречит федеральным законам.

Нормативные документы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 06.04.2011)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011); (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011)
  3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 16.11.2011)
  4. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 01.04.2012)

* В проекте Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" типовые положения о типах и видах образовательных учреждений не предусматриваются, поскольку их основные нормы включены в его текст.

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль