Семинар для воспитателей подготовительных групп по ознакомлению детей с правилами уличного движения

4752


Педагог, осуществляя связь между всеми разделами программы, должен систематически обучать детей правилам дорожного движения, уделять внимание воспитанию культуры поведения на дороге.

В нашей стране с каждым годом увеличивается автомобильный парк. На улицах городов, населенных пунктов и дорогах возрастает интенсивность и скорость движения легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, трамваев и троллейбусов. Во избежание несчастных случаев на дорогах и особенно дорожно-транспортного травматизма водители, пассажиры и пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения, быть внимательными и дисциплинированными. Эти качества и знания нужны также самым юным пешеходам – детям.Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются:

1. незнание и нарушение правил дорожного движения;
2. неправильное поведение на улице;
3. неумелое пользование общественным транспортом;
4. детская безнадзорность.

В “Программе воспитания в детском саду” уделяется большое внимание формированию у детей способности ориентироваться в пространстве (на занятиях по родному языку, изобразительной деятельности, физической культуре и т.д.), воспитанию быстрой реакции на изменение окружающей среды. Это в значительной степени способствует формированию у ребенка автоматизированного навыка поведения на улице и владению им правилами дорожного движения.

С первых дней пребывания ребенка в детском саду педагог, осуществляя связь между всеми разделами программы, должен систематически уделять внимание данному вопросу, последовательно усложняя программные требования к занятиям во всех возрастных группах. При этом важно, исходя из возможностей возраста, учитывать индивидуальные особенности детей. При ознакомлении их с правилами уличного движения необходимо воспитывать самостоятельность, умение применять в повседневной жизни знания, полученные на занятиях.

Целесообразно начинать ознакомление детей с правилами дорожного движения на 5-6 году жизни. В этом возрасте дети отличаются особой остротой восприятия, а приобретенные ими знания и навыки бывают наиболее прочными.Ознакомление детей с правилами дорожного движения в целях воспитания у них организованного и дисциплинированного поведения на улицах и дрогах следует проводить, используя разнообразные формы педагогической работы: наблюдения, экскурсии, занятия по развитию речи (рассказ по картине, чтение художественной литературы и т.д.), занятия по рисованию на тему правил дорожного движения, подвижные и ролевые игры, радио-передачи, диафильмы, кино, телепередачи, моделирование проблемных ситуаций. Но для правильной организации работы с детьми педагогу самому нужно знать правила, необходимые пешеходу, а также требования, предъявляемые к передвижению с группой детей по улицам, дорогам и в транспорте.
Все участники движения должны быть внимательны к окружающей обстановке и ее изменениям, взаимно предупредительны, не создавать помех движению. Пешеходам разрешается ходить только по правой стороне тротуара, а там, где его нет, - по краю проезжей части, вне населенных пунктов – навстречу движению транспортных средств.

  1. Переходить улицу (дорогу) пешеходы должны шагом в местах, где имеются линии или указатели переходов, а где их нет - на перекрестках улиц по линии тротуаров или обочин. При наличии пешеходных тоннелей или мостиков пешеходы должны пользоваться только ими. Автомобильную дорогу вне населенного пункта разрешается переходить только под прямым углом на участках, где она хорошо просматривается в обе стороны.
  2. Прежде чем переходить улицу (дорогу), пешеходы должны убедиться в полной безопасности; запрещается пересекать путь приближающегося транспорта. Особую осторожность следует соблюдать при обходе транспортных средств и препятствий, ограничивающих обзор проезжей части. Трамвай нужно обходить только спереди, а автобус сзади.
  3. Там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода улицы, дороги можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя или при разрешающем жесте регулировщика, стоящего к табло боком.
  4.  Группу детей разрешается водить только по тротуару или обочине дороги не более чем в два ряда в сопровождении двух взрослых. Желательно, чтобы в руках у детей не было никаких предметов или игрушек (игрушки или предметы, способные при падении из рук покатиться или быть подхваченными ветром, должны находиться в сетке и только у взрослого, сопровождающего группу). Переходить улицу разрешается только в местах, где имеются линии и указатели переходов или на перекрестках по линии продолжения тротуаров. При этом воспитатель, дойдя до середины проезжей дороги, поднятым красным флажком предупреждает водителей транспорта о колонне детей, переходящих улицу, до тех пор, пока не пройдут все дети Рекомендуется для более организованного перехода улиц с детьми младшей и средней группы использовать цветную веревочку, за которую по обе стороны держатся дети.
  5. Ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается на посадочных площадках, а там, где их нет - на тротуаре обочины дороги.
  6. Перевозка детей на дачу, на экскурсию, в театр и т.д. разрешается только в автобусах. Категорически запрещается перевозить детей дошкольного возраста на грузовых автомашинах. Автобус, предназначенный для перевозки детей, должен быть хорошо подготовлен, исправен, чист и накануне выезда обязательно проверен Госавтоинспекцией. Число перевозимых детей должно строго соответствовать количеству посадочных мест. На каждую группу детей должно быть не менее двух сопровождающихся взрослых. К управлению автобусом допускаются лишь опытные водители, хорошо знающие трассу. Водитель автобуса должен трогаться с места только с разрешения заведующего детским садом. Отправляющий должен лично убедиться, что окна и двери закрыты.
  7. Езда на велосипедах по улицам и дорогам разрешается лицам с 14 лет. Дети до 14 лет должны кататься во дворе, на территории игровых площадок.
  8. Для выполнения правил дорожного движения пешеходам необходимо знание некоторых дорожных знаков. В процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть уделено опытно-практическим формам обучения – наблюдениям, экскурсиям, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, практически закрепляют ранее полученные знания.

Движение транспорта и пешеходов на улице и дорогах - слишком сложное явление для детей, они не могут в силу возраста ориентироваться в нем самостоятельно. Поэтому особое внимание должно быть уделено организации наблюдений и экскурсий. Знания, полученные на экскурсиях и целевых прогулках, дадут много материала для проведения бесед, оживят процесс обучения, обогатят содержание игр.Исходя из поставленных задач, работу следует проводить в течение года в тесной взаимосвязи между всеми занятиями и видами деятельности в соответствии с конкретными условиями жизни детей, начиная с младшей группы. Для того чтобы показать, как идет расширение знаний у детей о поведении на улице, о правилах дорожного движения, необходимо проследить усложнение программного материала от младшей до подготовительной группы.Первая младшая группа

  1. Формирование у детей представления об окружающем и развитии способности ориентироваться в пространстве.
  2. Знакомство с некоторыми видами транспорта.
  3. Игры на ориентацию в окружающем.

Вторая младшая группа

  1. Расширение способности ориентироваться в окружающем пространстве.
  2. Знакомство с понятием "улица", "дорога".
  3. Знакомство со средствами передвижения.
  4. Знакомство с работой водителя.
  5. Знакомство со светофором.
  6. Игры на развитие способности ориентироваться в окружающем пространстве.

Средняя группа

  1. Развитие наблюдательности и совершенствование способности детей ориентироваться в помещении, в ближайшем детском саду и т.д.
  2. Расширение знакомства детей с различными видами транспорта и их характерными особенностями.
  3. Расширение знакомства с улицей и дорогой, перекрестком, элементарными правилами передвижения по ним.
  4. Игры на развитие способности ориентироваться в окружающем пространстве.


Старшая группа

  1. Подведение детей к сознанию необходимости соблюдения правил дорожного движения.
  2. Правил для пешеходов.
  3. Движение транспорта.
  4. Работа водителя.
  5. Правила для пассажиров.
  6. Работа светофора.
  7. Игры на развитие способности ориентироваться в окружающем пространстве.
Программный материал и методики, при помощи которых реализуется материал

Поскольку семинар проводится для воспитателей подготовительных к школе групп, то я позволю себе более подробно остановиться на программном материале и тех методах, с помощью которых этот материал реализуется.

Подготовительная к школе группа
  1.  Формирование способности свободно ориентироваться в пределах близлежащего с д/с микрорайона.
  2. Соблюдение правил дорожного движения.
  3. Знакомство с понятиями "перекресток", "площадь", "проспекты".
  4. Правила движения транспортных средств.
  5. Работа водителя.
  6. Правила движения пешеходов.
  7. Работа светофора.
  8. Работа регулировщика.
  9. Значение дорожных знаков
  10. Игры на закрепление правил дорожного движения.

Дети подготовительной к школе группы должны знать и строго соблюдать правила дорожного движения

 Последовательность в работе следующая: 1. Целевая прогулка “Улицы, перекрестки, площади". В городе много улиц. Они тянутся в разных направлениях. Места, где улицы пересекаются, называются перекрестками. Если перекресток занимает много места и соединяет много улиц, его называют площадью. В больших городах есть проспекты. Это очень широкие, длинные улицы с широкой проезжей частью и большими тротуарами.2. Целевая прогулка “Наблюдение за движением машин и работой водителя”. На улицах, где машины едут навстречу друг другу, движение двустороннее. Там, где машины двигаются только в одном направлении – одностороннее. Управляют машинами водители (шоферы). Они сидят за рулем и внимательно следят за машинами, которые едут по улице, за светофором, дорожными знаками и пешеходами. В регулировании движением на дорогах участвуют самии водители транспортных средств. Если водитель хочет сделать поворот, он предупреждает об этом других водителей и пешеходов, включая сигнал поворота, т.е. сзади и спереди автомашины соответственно справа и слева загорается мигающий огонек. По этим сигналам могут ориентироваться и пешеходы, которые пересекают улицу. Трудная работа у водителя. Пешеходы, нарушающие правила дорожного движения, мешают их работе.3. Целевая прогулка "Наблюдение за движением пешеходов". Безопасность движения во многом зависит от дисциплины водителей и пешеходов. Участники движения должны не только знать, но и строго соблюдать правила дорожного движения. Пешеходам необходимо помнить, что для них отведены тротуары, только по ним они должны двигаться вдоль улицы. Ходить по тротуарам надо придерживаясь правой стороны, не торопясь, не толкаясь и не мешая другим прохожим. Переходить улицу разрешается только в определенных местах – по пешеходным переходам. Перед тем, как перейти улицу, необходимо посмотреть налево, дойдя до середины или до “островка безопасности” посмотреть направо и, убедившись в полной безопасности, продолжать переход. На “островке безопасности” пешеход, не успевший перейти улицу, чувствует себя спокойнее: ни один шофер на этот “островок” не имеет право наезжать. Опасно пересекать улицу перед близко едущим транспортом. Запрещается перебегать проезжую часть, т.к. транспорт мгновенно остановить невозможно.4. Целевая прогулка: "Наблюдение за работой светофора". Светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах. На некоторых перекрестках на пешеходных дорожках имеются светофоры для пешеходов. При красном сигнале светофора на пешеходных дорожках загораются красные буквы «стойте» или красный человечек; при зеленом – зеленые буквы "идите" или зеленый человечек. Пешеходы могут переходить улицу только по зеленому сигналу светофора. Нередко на перекрестках больших и малых улиц устанавливают мигалку – "одноглазый" светофор, чтобы водители в этом месте были особенно внимательны. В этом светофоре автоматически включается и выключается только желтый сигнал.5. Целевая прогулка: "Наблюдение за работой милиционера-регулировщика". На некоторых перекрестках можно видеть человека в милицейской форме, который управляет движением с помощью жестов. Это регулировщик. В руках у него черно-белая палочка – жезл. Жезлом он показывает, когда можно ехать водителю, когда должны переходить улицу пешеходы: если регулировщик стоит к транспорту или пешеходам боком, то это соответствует зеленому сигналу светофора; если регулировщик обращен к транспорту или пешеходам лицом или стоит спиной, то это положение соответствует красному сигналу светофора; если регулировщик стоит с поднятой вверх рукой независимо от положения корпуса, тот этот жест соответствует желтому сигналу светофора.6. Целевая прогулка: "Значение дорожных знаков". Для водителей и пешеходов существует дорожные знаки. Они помогают регулировать дорожное движение, помогают водителям и пешеходам ориентироваться на улицах и дорогах. Знаки бывают предупреждающими, указывающими и запрещающими. Так, например, предупреждающий знак "дети" говорит о том, что в этом месте на проезжей части могут внезапно появиться дети. Этот знак устанавливается перед детскими садами, школами. Знак "пешеходы" говорит водителю, что в этом месте могут появиться люди. Есть знаки, которые запрещают водителю что-либо, например, знак "поворот" - направо запрещен. Он запрещает водителю всех видов транспорта в данном месте делать поворот направо. Указательные знаки информируют о месте стоянки, пункта помощи и т.д. Знание знаков необходимо для выполнения правил дорожного движения. На прогулках и экскурсиях воспитатель постоянно знакомит детей с основными знаками, закрепляет знания их в повседневной жизни при рассматривании картин, в играх, беседах.

Заключительная беседа "Улица города"

Уточнения знаний об улицах, перекрестках, площадях, проспектах, правила проезда транспорта, движении пешеходов. Регулирование дорожным движением – светофоры, регулировщик, дорожные знаки, виды транспорта, их особенности, работа водителей (шоферов).Вопросы воспитателя

  1. Что называется улицей?
  2. Что называется перекрестком, площадью, проспектом?
  3. Какие есть правила для пешеходов?
  4. Почему нельзя играть на мостовой?
  5. Как определить, где можно переходить улицу?
  6. Почему улицу можно переходить только в разрешенных местах?
  7. Как пешеход узнает, куда поворачивает машина?
  8. Кого называют пассажирами?
  9. Где пассажиры ожидают транспорт?
  10. Назовите правила для пешеходов, пассажиров?
  11. На улицах много машин, а они не сталкиваются, почему?
  12. Чем труда работа водителя?

Занятия должны проводиться в живой беседе с использованием красочных плакатов, листовок, рисунков. На занятиях по родному языку и ознакомлению с окружающим миром необходимо учить детей транспортной терминологии: слева – направо, вверху - внизу, вперед-назад, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль. Включать в составление рассказов и предложений на закрепление правил дорожного движения. Использовать на занятиях диафильмы, кинофильмы; разучивать стихотворения, читать литературные произведения.

В занятия по изобразительной деятельности воспитатель включает такие темы, которые углубляют, уточняют представления детей об улице, движении транспорта. Это поможет усвоению детьми правил дорожного движения. В рисунках дети должны изображать свой город или поселок, улицу, выделяя характерные особенности. Хорошо проводить коллективное рисование на соответствующую тему. Устраивать выставки детских работ: "Мой город", "Улица, на котором я живу", "Самая красивая улица", "Транспорт" и т.д.

На занятиях по конструированию и строительным играм делать постройки, изготавливать макеты: "Наша улица", "Наш детский сад", "Наш микрорайон". Воспитатель учит детей анализировать и самостоятельно обыгрывать макеты и постройки.

На аналогические темы проводится индивидуальная и коллективная работа по аппликации.

На занятиях по физической культуре, развивая движения детей необходимо учить их применять в двигательной активности знания о смене направления и пространственном расположении предмета, быстро реагировать на сигнал, использовать все отведенное пространство, совершенствовать зрительно-моторные реакции. Обучая детей ходьбе на лыжах, свободному пользованию велосипедами, самокатами, воспитатель развивает координацию движений, глазомер, умение действовать в соответствии с требованиями.

Игры

Большая роль в работе с детьми подготовительной группы отводится дидактическим и подвижным играм, развивающим способность ориентироваться в пространстве. С этой целью рекомендуется использовать игры, активизирующие мышление ребенка, ставить его перед необходимостью самостоятельно находить решение для достижения цели, полученные ранее знания. Необходимо проводить игры на совершенствование пространственной ориентации и закрепление правил дорожного движения: "Перебежки", "Горелки", "Стоп", "Пустое место.

Игра "Улица", проводимая в подготовительной группе, требует больших знаний и умений детей. Она требует предварительной подготовки. Воспитатель совместно с детьми готовит необходимые атрибуты: дорожные знаки, светофор, шапочки для водителей, милиционера, картонные трафареты машин, одевающиеся на грудь ребенку (их делают на занятиях в свободное время). На участке отводится специальная площадка для игры, обозначается пешеходный переход, намечается место стоянки транспорта, расставляются соответственно дорожные знаки. Постепенно детей подводят к знанию дорожного движения, передвижения на улице, используя для этого самокаты, педальные машины, велосипеды и т.д. Дети распределяют роли водителей, пешеходов, выбирают милиционера-регулировщика.

Усложненным вариантом игры "Улица" является игра "На автодроме". В ней требуется от детей строгое соблюдение и подчинение правилам, умение играть в коллективе. Наиболее ответственная роль отводится регулировщику, который должен четко регулировать движение, следить за порядком передвижения пешеходов и водителей, умело разрешать возникшие конфликты. Для повышения интереса к игре "водителям" выдаются "права".

Знание дорожных знаков закрепляются в играх "Следопыты", "Путешествие". В игре "Путешествие" выбирается маршрут, который указывается дорожными знаками. Намечаются остановки "Смекалистая", "Меткая", "Ловкая" и т.д., детям даются задания, содержание которых соответствует названию остановки. Например, на станции "Смекалистая" детям предлагается по сигналу быстро построиться группами в указанных местах и, придумав какую-нибудь фигуру, сложить ее из палочек, кубиков.Систематическая, целенаправленная работа детского сада по ознакомлению детей с правилами дорожного движения должна проводиться совместно с родителями. Целесообразно провести общее родительское собрание, специально посвященное профилактике детского дорожного травматизма. На это собрание пригласить работников ГАИ и инспектора “детской комнаты”, которые познакомят родителей с состоянием детского травматизма по городу, району, подскажут эффективные меры его профилактики. На собрании необходимо обсудить не только поведение детей на улице, но и поведение взрослых, напомнить, как следует поступать в том или ином случае. Познакомить родителей с особенностями расположения детского сада, указать наиболее опасные места, где родители должны обращать особое внимание на транспорт или переходе улицы с детьми. Родителям надо объяснить, что обеспечение безопасности каждого ребенка – общее дело, и, выйдя на улицу, они должны обращать внимание не только на своих детей, но и на детей, вышедших на прогулку без сопровождения взрослых.

Таким образом, проводя в группах целенаправленную систематическую работу по обучению детей правилам дорожного движения и поведения на улице, мы сможем уберечь наших детей от несчастных случаев на улице. Формирование навыков безопасности движения должно тесно увязываться с общими целями воспитания. Указывая на необходимость соблюдения норм поведения на улице, следует настойчиво разъяснять детям, что, игнорируя правила движения, они рискуют не только собственной жизнью, но жизнью других.

Автор - Тамара Владимировна Мартьянова, старший воспитатель МАДОУ Детский сад № 13 "Улыбка" (г. Набережные Челны) Литература:

  1. В.Р.Клименко, Обучайте дошкольников правилам движения
  2. В.Д.Сыч, Изучение в детском саду правилам движения
  3. Э.Я.Степаненкова, М.Ф.Филенко, Дошкольникам – о правилах дорожного движения
  4. В.Э.Рублих, Правила дорожного движения
  5. Методические рекомендации «Воспитателям детских садов о правилах безопасности дорожного движения». МП БССР
  6. Т.Ф.Саулина «Три сигнала светофора» (Дидактические игры)



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль