text

Скидки до 65% на комплекты журналов >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Как родителей научить быть хорошими родителями?

  • 25 мая 2012
  • 2580

Основную ответственность за воспитание детей несут родители. Их обязанности, права прописаны в Семейном кодексе. И как бы родители не хотели переложить воспитание детей на плечи педагогов, ответственность за детей, их воспитание, развитие, обучение несут именно они. Каким образом педагоги должны помочь родителям понять это?

Семья - социальный институт воспитания. В ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л.С.Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития.

Основную ответственность за воспитание детей несут родители. Их обязанности, права прописаны в Семейном кодексе. И как бы родители не хотели переложить воспитание детей на плечи педагогов, ответственность за детей, их воспитание, развитие, обучение несут именно они. И, мы, педагоги должны помочь понять родителям это.Родители нуждаются в нашей помощи, в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических, экономических и т.д. Поэтому одним из важных моментов работы с родителями является их активное привлечение к участию в жизни ребенка, в жизни группы, которую посещает ребенок. Содержание работы с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах, организации предметно-игровой среды, подготовке его к обучению в школе и т.д.

Решение семейных проблем требует от супругов зрелости, компетентности, а значит, волевых усилий, способности взять на себя дополнительную нагрузку. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт собственных родителей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой. Здесь главная задача работы с семьей - обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач.

Нами, педагогами, придумываются все новые формы вовлечения родителей в обучение и воспитание их собственных детей - собрания, консультации, информационные стенды и т.д., но откликается на них только малая часть мам и пап. Почему так происходит? Не хотят, потому что заняты своими проблемами? Не понимают значимости процесса воспитания детей? Всего понемногу. Но в большей степени - потому что не испытывают насущной потребности. А попробуйте-ка заставить взрослого человека делать то, что не вызрело в нем самом как необходимость.

Мы идем к родителям с готовыми рецептами, предлагаем им «кусочки» готовых знаний. Но как и во всяком учении, люди берут из всего объема предлагаемых знаний лишь то, что созвучно их собственным мыслям и потребностям. Или вовсе не приходят за этими знаниями.Сейчас все чаще молодые родители предъявляют претензии к воспитателям: мой ребенок не знает, не умеет и т. д. Родители не хотят понять, что за все эти «не знает, не умеет» они несут большую ответственность, чем педагоги. Мы являемся их помощниками. И чтобы помочь родителям понять это, принять ответственность за воспитание своего ребенка на себя, мы, педагоги, должны стать их первыми помощниками.

С чего же лучше начать работу?

Прежде всего, следует начинать со сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Что может служить основой для такого сближения? Только сам ребенок. Рассказывая о ребенке - о том, что происходило с ним в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил малыш, какие достижения или трудности принес ему день - воспитатель формирует у родителей понимание того, что рядом с детьми - внимательный, заинтересованный человек, обладающий такой информацией об их ребенке, которой нет и может не быть у самих родителей. По той простой причине, что их нет рядом.

Конечно, педагоги могут возмутиться, что и так много работы, а тут еще и о каждом ребенке нужно рассказать. Нужно. Нынешние родители уже уходят от опыта общественного воспитания по образцу советского детского сада, когда «все для всех всегда поровну, а в результате - кто смел, тот и съел». Тверже становится в людях убежденность в значимости собственной личности. И чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, нам, педагогам, следует пересмотреть основы взаимоотношений с родителями.

Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационного контакта - готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках.

Какие формы работы можно и нужно использовать в работе с родителями?

1. Вариативные формы информирования родителей об услугах детского сада, об успехах и достижениях детей, о том, что происходит с ребенком в детском саду:

  • письма (информационные и благодарственные) - их можно вручать в начале «детсадовской карьеры» и/ или в конце года; в этом случае они должны основываться на выражении вашей признательности за то, что родители оказывали определенную помощь в группе, за то, что вы вместе достигли успеха в развитии и воспитании ребенка, за помощь и поддержку семьи в ваших начинаниях;
  • справочник для родителей: в нем систематизирована и изложена вся необходимая информация. В этом случае семья получает хорошо организованный и удобный в пользовании документ, где содержится конкретная информация (ежедневный распорядок дня детей, информация по вопросам питания, оздоровления детей, о предлагаемых дополнительных образовательных услугах, о программе, по которой работает группа, что нужно ребенку в группе, чтобы чувствовать себя комфортно и др.); 
  • отчеты о развитии ребенка, о его достижениях;
  • тексты консультаций - "шпаргалок" по различным темам;
  • объявления для родителей: не от своего имени, а от имени детей, обязательно от имени детей;
  • советы в письменном виде "Дела домашние или обучение в естественных условиях".

Основное ребенок узнает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Родители могут многое сделать для развития, используя естественные ситуации. Посоветовать, как их использовать, может педагог. Также здесь можно рекомендовать игры на кухне, ведь мамы большую часть времени вечером проводят именно там. Нужно советовать общаться и играть с ребенком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне. Результат: родители помогут ребенку понять, что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы; помогут проникнуть ребенку в суть самых обычных вещей, явлений и домашних событий; помогут научиться терпению; самым коротким и действенным путем научат важным домашним делам; дадут понять, как заботиться о своей семье; сделают для ребенка сам процесс учения практичным; станут ближе и интереснее друг другу, у них появятся общие интересы.

2. Родительские собрания. Темы могут быть разнообразными, главное, чтобы они были интересны родителям и несли практическую ценность. Желательно, чтобы после собрания родителям предлагалась памятка по теме, обсуждаемой на собрании. Родительские собрания могут проводиться и в форме круглого стола. На таких собраниях родители свободно общаются друг с другом, со специалистами ДОУ, анализируют педагогические ситуации, обмениваются опытом, получают ответы на интересующие их вопросы. Также целесообразно использовать дискуссии по определенной проблеме. Проблему может выдвинуть как педагог, так и родители. здесь уместны такие методы, как постановка спорных вопросов, ознакомление родителей с достигнутыми результатами, высказывания детей, видеоролики и др.

3. Устные журналы. Эта форма может проводиться регулярно с заданными рубриками: «Советы специалиста», «Это интересно знать», «Говорят дети», «Чем и как занять ребенка» и т.д. В устном журнале освещаются актуальные проблемы развития детей. Главное - заинтересовать родителей, регулярно отвечать на волнующие их вопросы, преподносить материал убедительно, доступно, опираясь на их опыт.

4. Наглядные формы: памятки, папки-передвижки, материалы на стендах, фотовыставки и т.д.

Работа воспитателя с родителями должна вестись в многообразии форм и методов. Только в сотрудничестве педагогов с родителями можно решать проблемы разностороннего развития ребенка.

Практические рекомендации по использованию различных форм работы с родителями можно взять в следующих изданиях:

  1. «Общение педагога с родителями в ДОУ», О.Л.Зверева, Т.В.Кротова, М., Творческий центр «Сфера», 2005г;
  2. «Работа с семьей: необязательные инструкции», Л.Свирская, М., Линка-пресс, 2007 г.;
  3. «Родительские собрания в ДОУ», О.Л.Зверева, Т.В.Кротова, М., Айрис Дидактика, 2006 г.;
  4. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника», Е.С.Евдокимова, М., Творческий центр «Сфера», 2005г.;
  5. «Работа с семьей», А.В.Козлова, Р.П.Дешеулина, М., Творческий центр «Сфера», 2004 г.

Автор: Мартьянова Тамара Владимировна, старший воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 13 «Улыбка», г. Набережные Челны

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.