Урок русского языка во 2 классе. Сочинение по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"

10261

Цели: формировать умение использовать речевые средства для передачи своего отношения к описываемому, точно употреблять слова в речи, связно и последовательно передавать содержание картины.

магнитофон, записи П.И.Чайковского "Времена года", мультимедийная установка, сборник стихов С.Есенина.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока
Сегодня на уроке будем писать сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь»

II. Работа по теме урока

1. Слово учителя.
"Искусство, искусство и искусство. С детских лет и до сих пор оно для меня – почти единственный источник радости и горя, восторгов и страданий, восхищения и возмущения, единственное подлинное содержание жизни", - писал И.Э.Грабарь.

Имя И.Э.Грабаря неотделимо от истории русского искусства. После окончания юридического факультета Петербургского университета он поступает в Академию художеств. Вскоре после окончания академии его посылают для совершенствования мастерства за границу. Вернувшись в Россию, художник много внимания уделяет созданию пейзажей: он очарован русским раздольем. В февральские и мартовские дни краски природы становятся для него особенно волнующими, необыкновенно привлекательными. Его лучшие картины "Февральская лазурь" и "Мартовский снег" ослепляют чистотой и яркостью колорита, особенно лазорево-синим цветом.

Вспоминая об увлекательных днях работы над картиной "Февральская лазурь", художник писал: "Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба".

Будь то пейзаж, натюрморт или портрет – всюду у Грабаря проявляется его поэтически восторженное видение окружающего мира. Он всегда видел в простых будничных пейзажных мотивах богатство красок.

2. Знакомство с картиной.
Рассмотрите картину И.Э.Грабаря "Февральская лазурь".
(Учитель включает музыку П.И.Чайковского "Времена года" ("Февраль").

3. Беседа по содержанию картины.
Картина называется "Февральская лазурь". Почему художник выбрал это название? Как вы понимаете слово лазурь?
(Это цвет: светло-синяя, голубая или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком).

Когда бывает такое небо?
(Такое небо бывает в феврале и марте, в яркий солнечный день).

А какое небо на картине?
(На картине лазоревое небо.Наверное, художнику оно так понравилось, что он ввел в название картины слово, обозначающее краску – лазурь).

Что нам помогает понять, что на картине изображен солнечный день?
(Сверкают стволы берёз.На них тоже отблески солнца).

А какими красками нарисованы стволы берёз и веточки? Можно ли сказать, что они чисто белые?
(Нет, они с желтым, красноватым, оранжево-коричневым оттенками).

А какой день показал художник – холодный или тёплый?
(Холодный, но солнечный)

А какими красками написал бы художник этот пейзаж, если бы хотел показать стужу?
(Он бы использовал серые или синие, тёмные краски)

Да, такие цвета называются холодными. В картине преобладал бы холодный тон. А солнечные краски называются тёплыми. В картине "Февральская лазурь" сочетаются тёплые и холодные тона, вот почему мы сделали вывод, что художник изобразил чудесный солнечный день. И.Э.Грабарь очень любил такие чудесные февральские деньки, когда небо чистое, лазорево-ясное. Вот так он это описывал: "Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу".

Выберите слова, которые вам помогут увидеть краски февральского солнечного дня.
(Лазоревое небо, жемчужные берёзы, коралловые ветки, сапфировые тени, сиреневый снег)

Можно ли все это увидеть на картине?
(Художник все, что видел и чувствовал, показал в своей картине.Он назвал эти дни праздником: природа нарядилась в жемчуга, кораллы, сапфиры)

Какую берёзу изобразил художник на первом плане – молодую или старую?
(Берёза уже старая, потому что она искривлённая, с толстым стволом)

А какие берёзы изображены на втором плане?
(Там одна старая берёза и много молодых)

А по веткам можно понять, где молодая берёза, а где старая?
(Нет, они сплелись между собой. Сквозь ветки проглядывает синее небо. Кажется, что до него очень далеко)
(Учитель предлагает закрыть ладонью нижнюю часть картины и спрашивает)

Что напоминают узор веток, сплетение белого на синем фоне?
(Морозный узор на стекле.Кружево)

Да, действительно кружево. Оказывается, дерево бывает красиво не только летом, одетое в нарядную густую листву, но и зимой, когда его ветви как бы купаются в прозрачном морозном воздухе. Чтобы показать кружево на фоне синего неба, И.Э.Грабарь даже вырыл в снегу траншею, откуда можно было смотреть на дерево снизу вверх.

А какие деревья в глубине картины, на заднем плане? Почему они такие маленькие? Почему художник поместил их так далеко?
(Это рощица из молодых берёзок. Они маленькие, потому что все предметы вдали кажутся всегда меньше. Художник как бы отодвинул рощу на задний план, чтобы она не мешала нам видеть берёзу.)
Да, такую могучую красавицу берёзу не так легко найти. Она растет на просторе, и художник приглашает нас полюбоваться её великолепием.

Давайте попробуем её описать. Какие слова и выражения нам помогут?
(Коралловые, серебристый иней, розоватые блики солнца, могучая, гордая, сиреневые тени на снегу)
(На основе этих слов и выражений ученики строят предложения, описывая красоту берёзы)

А почему именно берёзу выбрал художник?
(Она как королева, как царица в своем необыкновенном наряде. Это наше самое любимое, красивое, нарядное дерево. О берёзе сложено много песен и стихов. Берёза-символ нашей Родины)
Под музыку П.И.Чайковского учитель читает стихотворение С.Есенина "Берёза"

III. Физкультминутка.

IV. Продолжение работы по теме урока

1. Орфографическая подготовка.
- Вставьте пропущенные буквы.
Б…рёза, на сн..гу, м..розный, к..ртина, дер..во, сне.., ч..десные, ств..лы, жемч..жные, стуж.., в..рхушка.

2. Самостоятельная работа над сочинением.
На доске сложные слова.
Коралловые, серебристый иней, розоватые блики солнца, могучая, гордая, сиреневые тени на снегу.

V. Итог урока.
Учащиеся читают свои работы и сдают учителю на проверку.

Автор статьи - пользователь портала "Менеджер образования", Валентина Цыпкина

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль