Составление должностных инструкций в дошкольном учреждении

20643

Правовая основа составления должностных инструкций

В соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации. ОК 011-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 299, должностная инструкция относится к организационно-распорядительной документации.

У каждого работодателя есть пакет документов, регулирующих отношения с работниками. В этот пакет, как правило, входят и ДИ, с которыми педработники знакомятся под роспись. На данный момент законодательно утвержденных требований к ДИ не существует. В действующих квалификационных справочниках даются лишь рекомендации об уточнении трудовых обязанностей и прав в документах, принимаемыми работодателем в качестве локальных нормативных актов.

Так, согласно постановлению Минтруда России от 09.02.2004 № 9 “Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих”*, квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций, “содержащих конкретный перечень должностных обязанностей сотрудников с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников”.

Следует заметить, что законодательство не устанавливает обязанность работодателя иметь документы инструкционного характера для своих сотрудников. Это отличает должностные инструкции, например, от трудового договора, который нужно обязательно составлять в соответствии с требованиями, утвержденными Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ).

Работодатель имеет право разработать и принять не должностные обязанности и права по инструкции музыкального руководителя и других сотрудников ДОО, а иные документы, устанавливающие права и обязанности работников. Это может быть как документ, регулирующий всю совокупность прав и обязанностей педработника по должности (например, должностной регламент), так и документ, регулирующий отдельные аспекты осуществления сотрудником своих должностных обязанностей (например, порядок ведения документации или порядок приема и передачи товарно-материальных ценностей).

* В редакции приказа Минздравсоцразвития России от 25.10.2010 № 921н “О внесении изменения в Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих”. – Примеч. авт.

Необходимость составления должностных инструкций

Несмотря на то что наличие ДИ не предусматривается законодательством в качестве обязательного условия трудовых отношений, из общих принципов трудового права при применении аналогии законодательства могут быть выведены некоторые требования к ее составлению, при соблюдении которых руководитель получит эффективный инструмент организации работы в коллективе.

Так, например, в трудовом договоре трудовая функция работника чаще всего определяется как работа по названной должности и специальности в общем виде. Однако зачастую необходимо не просто определить трудовую функцию, но полно и четко описать все аспекты возлагаемых на педработника обязанностей. В трудовой договор вносить такие детали нецелесообразно, поскольку они часто меняются, и работодателю придется каждый раз по одной и той же должности составлять договор для нового сотрудника. Лучше такую информацию указать в ДИ.

Четкое закрепление в документе того, что обязан делать сотрудник, важно как для работодателя, так и для самого педработника. Если возникнет спор относительно того, какие меры должен был предпринимать в конкретной ситуации, что входило в его должностные обязанности, а что нет, стороны должны иметь возможность доказать свою позицию, опираясь на правовой документ.

Иными словами, если речь идет не об очевидных обязанностях (воспитатель должен осуществлять присмотр и уход за воспитанниками, а уборщик служебных помещений – заниматься уборкой), необходимо иметь локальные документы, закрепляющие эту обязанность за педработником. Иначе сложно будет доказать, что, например, в обязанности воспитателя входило сохранение имущества воспитанника, а в обязанности уборщицы – проведение уборки в определенное время дня. В ДИ можно четко прописать не только то, что педработник обязан делать, но и то, как он должен это делать: в какое время, в каком порядке, с помощью каких средств и т. д.

Можно привести массу примеров, когда суды восстанавливали на работе сотрудника, уволенного за неисполнение своих должностных обязанностей, потому что данная конкретная обязанность не была предусмотрена в его ДИ.

Однако должностная инструкция – это не только документ, который, случись что, поможет доказать, что ра-ботник допустил нарушение. С грамотно составленной ДИ новичку будет проще освоиться на работе и не допускать ошибок по недоразумению.

Должностная инструкция может также послужить основанием для отказа в приеме на работу – например, если в учреждении предъявляются повышенные,
по сравнению с квалификационными характеристиками, требования к работникам дошкольных учреждений и к кандидату на должность. Кроме того, положения данного документа могут использоваться для оценки деятельности педработника, находящегося на испытательном сроке, и принятия решения по вопросам аттестации, поощрения и награждения.

Требования к содержанию должностной инструкции

К сожалению, многие работодатели, в т. ч. руководители дошкольных учреждений, подходят к разработке и утверждению должностных инструкций формально, переписывая в них положения квалификационных характеристик из Единого квалификационного справочника (ЕКС) или Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС). Принимать такой документ бессмысленно. ДИ должна конкретизировать права, обязанности и ответственность сотрудника. Если же документ не содержит ничего нового по сравнению с ЕКС и ЕТКС, она бесполезна как с управленческой, так и с юридической точки зрения.

Очевидно, что в ЕКС и ЕТКС даны описания должностных обязанностей в самой широкой форме, поэтому применение содержащихся в них формулировок на практике затруднительно. Так, например, в квалификационной характеристике воспитателя, которая входит в раздел “Квалификационные характеристики должностей педработников образования” Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих*, говорится, что он “осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях (интернате при школе, общежитии, группах, группах продленного дня и др.), иных учреждениях и организациях. <…> Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашних заданий. <…> Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников.

Совместно с органами самоуправления обучающихся, воспитанников ведет активную пропаганду здорового образа жизни. Работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педработниками, родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся, воспитанников. <…>
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса”.

Текст должностной инструкции не должен служить целям воспитания, мотивации и образования сотрудников. Документ может быть значим и полезен только в случае, если она отражает специфику труда работника.

Как и что конкретно должен делать воспитатель, выполняя обязанности по воспитанию детей, изучению их личности, проведению наблюдения (мониторинга) за их здоровьем, каким образом он будет разрабатывать план (программу) воспитательной работы, взаимодействовать с органами самоуправления – эти вопросы будут решаться сотрудником по его усмотрению.

Часто можно встретить в ДИ разделы о правах и ответственности педработника, которые содержат лишь положения, переписанные из ТК РФ. Подобные разделы излишни, поскольку права работнику уже предоставлены, а ответственность установлена, и внесение в документ подобной информации ничего не изменит.

Распространенным аргументом в пользу существования таких “пустых” разделов является тот факт, что он предусмотрен ЕКС. Однако, поскольку официально утвержденных требований к ДИ нет, этот раздел можно вполне из них исключить, особенно в том случае, если никаких дополнительных прав педработнику работодатель не предоставляет.

* Данный раздел утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих”. – Примеч. ред.

Наличие в должностных инструкциях переписанных из нормативных актов положений об ответственности (в т. ч. уголовной) нередко объясняют тем, что надо заранее проинформировать работника о том, что его ждет за неправомерное поведение. Иными словами, нормативный документ используют как инструмент дисциплинарного воздействия. Однако она для этого не предназначена – гораздо эффективнее сделать для работников отдельные памятки или подготовить информационное письмо с подробными пояснениями.

Требования к структуре должностной инструкции

Должностные инструкции составляются для каждой должности и имеют обезличенный характер. Несмотря на то что некоторые должности по определению занимает только одно лицо, инструкция составляется для должности, а не для конкретного педработника.

Если несколько работников занимают одну и ту же должность, их ДИ, как правило, едина. В принципе можно разграничить обязанности сотрудников, занимающих одну и ту же должность путем разработки нескольких ДИ. Однако в этом случае вводятся дополнительные характеристики должности: например, заместитель по учебно-воспитательной работе, заместитель по административно-хозяйственной деятельности и т. д. Обычно должностная инструкция включает:

  1. точное наименование должности, а также наименование подразделения, в которое входит работник, занимающий эту должность; квалификационные требования, предъявляемые к образованию, стажу работы, наличию определенных навыков и умений (например, умение работать на компьютере), знанию определенных нормативных документов и т. п.;
  2. сведения о том, кому непосредственно подчиняется сотрудник, кто подчиняется ему, а также о том, какие функции по замещению выполняет работник в случае отсутствия коллег;
  3. перечень нормативных документов, которые составляют правовую основу деятельности педработника;
  4. порядок взаимодействия сотрудника с коллегами;
  5. цели и задачи работы;
  6. права сотрудника, в т. ч. по отношению к колегам (например, право запрещать определенные действия, давать распоряжения и т. п.);
  7. трудовые обязанности сотрудника и требования к их выполнению;
  8. перечень инструментов, материалов, оборудования, используемых педработником в своей работе;
  9. требования к выполнению сотрудником санитарных и иных подобных норм; 
  10. требования к поведению сотрудника в чрезвычайных ситуациях;
  11. порядок отчетности;особенности ответственности педработника.

Требования к оформлению должностной инструкции

При оформлении ДИ следует учитывать требования Государственного стандарта Российской Федерации "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003", введенного в действие постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст.

Должностная инструкция утверждается грифом "Утверждаю" / "Утверждена" за подписью руководителя или со ссылкой на приказ руководителя. Гриф утверждения проставляется на первой странице в правом верхнем углу и включает дату и расшифровку подписи руководителя (при утверждении документа путем подписания). В случае необходимости согласования текста на ДИ проставляется также гриф согласования.

Во избежание риска подмены части должностной инструкции ее страницы можно пронумеровать, прошить и опечатать. Другой вариант гарантирования подлинности ДИ - это так называемое парафирование, т. е. проставление на каждом листе подписи ответственного лица - секретаря либо руководителя образовательного учреждения.

Учет законодательных норм

Особое внимание при составлении должностных инструкций следует обращать на следующие моменты.

  1. Некоторые должности предполагают наличие льгот или ограничений в соответствии с трудовым и пенсионным законодательством. Наименования таких должностей и относящиеся к ним ДИ должны соответствовать наименованиям и требованиям, предусмотренным Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367, а также требованиям, установленными квалификационными справочниками. В противном случае работник не сможет воспользоваться установленными для него льготами и преимуществами.
  2. Положения инструкций не должны нарушать права сотрудника на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, на отдых в течение установленного законом времени и др., а также содержать требования, для выполнения которых ему придется нарушать права иных лиц (например, нельзя обязать педработника передавать персональные данные обучающихся в порядке, противоречащем законодательству). Кроме того, положения документа инструктажа не должны ужесточать материальную и дисциплинарную ответственность, установленную законодательством. Посредством ДИ положение работника, предусмотренное законодательством, может быть улучшено, но не ухудшено. Это значит, что инструкция может вводить некоторые права (например, на дополнительные перерывы для отдыха), устанавливать случаи, когда за совершение дисциплинарного проступка к сотруднику не будут применяться меры ответственности (например, сотрудник не будет наказан за опоздание в пределах пяти минут), вводить поощрение за те или иные действия. Лишать же педработника предоставленных законодательством прав и ужесточать его ответственность нельзя. 
  3. Если какие-либо требования к деятельности сотрудника установлены законом (например, соблюдать права ребенка, вести свою работу с учетом действующих санитарных норм и т. п.), желательно отразить их в ДИ в виде отсылки к соответствующим нормам. Допустимо в разумном объеме цитировать отдельные положения нормативных актов. 
  4. Иногда работнику вменяется в обязанность столько различных обязанностей, что выполнить их все в рамках установленного законом рабочего времени невозможно. Установление подобных требований недопустимо и не несет практического смысла, т. к. в случае возникновения спорной ситуации суд не примет положения документа инструктажа во внимание. 
  5. Если для учреждения актуальна задача оптимизации налогообложения, то при составлении ДИ следует учесть возможные последствия в налоговой сфере. Наличие или отсутствие того или иного указания в документе инструктажа может использоваться при обосновании определенных расходов (выплат компенсаций за использование личного имущества, затрат на повышение квалификации работников, выплат по гражданско-правовым договорам с внештатными специалистами и т. д.).

Правильность составления должностных инструкций можно проверить путем установления следующих фактов:

  1. в учреждении нет такой работы, которая не была бы распределена между работниками;
  2. обязанности работников не пересекаются без необходимости;
  3. права руководителя корреспондируют с обязанностями подчиненного и наоборот;

Введение должностных инструкций в действие

Важнейшим критерием правомерности применения ДИ является правильный порядок введения их в действие. Должностная инструкция - это вид локального нормативного акта, и утверждается она как локальный нормативный акт - приказом руководителя. Если в коллективном договоре или соглашении определено, что в данном конкретном учреждении ДИ утверждаются по согласованию с представительным органом сотрудников, то в соответствии со ст. 8 ТК РФ должно быть проведено такое согласование.

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Существенным требованием, вытекающим из трудового законодательства, является требование ознакомить сотрудника с ДИ. Чтобы исключить споры о том, был ли работник с ней знаком, лучше это сделать под роспись. Оформление документов работникам ДОУ следует проводить в соответствии с установлеными правилами. 

Знакомить работника с документом следует не только при заключении трудового договора, но и при переводе на другую должность или временном переводе на другую работу. В трудовом договоре, соглашении (приказе о переводе) необходимо указать, что работник при осуществлении трудовой функции руководствуется требованиями ДИ, либо проще: работник обязан исполнять инструкционные положения.Требования, установленные в ДИ, действительны лишь с того момента, когда работник был с ней ознакомлен. До этого, несмотря на то что документ уже подписан работодателем, использовать его при определении особенностей труда сотрудника нельзя, за исключением случаев, когда это делается в интересах работника (например, если в соответствии с новым документом инструктажа сотруднику выдадут премию, несмотря на то что основание для ее выдачи возникло до его ознакомления с локальным актом).

Рекомендуется выдать работнику копию ДИ. В этом случае после получения росписи сотрудника в том, что он ознакомлен с инструкцией, нужно получить вторую роспись в том, что копия инструкции получена им на руки.

Следует помнить, что в любом случае, в соответствии со ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой. Копии должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.

Если сотрудник отказывается расписаться в ознакомлении или получении ДИ, необходимо зафиксировать этот отказ актом, составленным в присутствии незаинтересованных свидетелей, а также зафиксировать факт ознакомления работника с содержанием документа в иной форме, например зачитать ее вслух.

В случае если ДИ устанавливаются нормы труда, то необходимо учитывать дополнительные требования законодательства. Нормы труда (нормы выработки, времени, нормативы численности и др.) устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. В соответствии со ст. 162 ТК РФ локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца.

Нужно также недвусмысленно указать работнику на то, что требования ДИ являются для него обязательными. Сделать это можно в трудовом договоре (включить в него фразу о том, что работник при осуществлении трудовой функции руководствуется требованиямиДИ), а также в самом документе инструктажа.

Соотношение должностной инструкции и трудового договора

Важным моментом, который должен знать руководитель образовательного учреждения и от которого зависит порядок изменения ДИ, является соотношение ДИ и трудового договора.

Разница между трудовым договором и ДИ состоит в том, что в договоре описывается работа по названной трудовой функции, а в инструкции указывается конкретное содержание работы.

При решении вопроса о том, какие требования и условия будут закреплены в ДИ, а какие - в трудовом договоре, следует учитывать порядок изменения данных документов.

Вопросы изменения условий трудового договора довольно жестко регулируются законодательством. В частности, ст. 72 ТК РФ устанавливает, что изменение определенных сторонами условий трудового договора, в т. ч. перевод на другую работу, допускается только по соглашению обеих сторон (за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ). При этом соглашение об изменении условий трудового договора заключается в письменной форме.

Основанием прекращения трудового договора является отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора.

Четких требований к изменению ДИ законодательство не устанавливает - этот вопрос руководитель образовательного учреждения решает самостоятельно. В зависимости от обстоятельств в его распоряжении есть два варианта изменения ДИ: с согласия сотрудника либо в соответствии с процедурой, предусмотренной ст. 74 ТК РФ для изменения организационных или технологических условий труда (без изменения трудовой функции). Данная процедура предполагает заблаговременное извещение педработника о планируемых изменениях не менее чем за два месяца. Если сотрудник не согласен с новыми условиями труда, ему предлагаются иные имеющиеся в учреждении вакансии, соответствующие его квалификации. В случае отказа от других вакансий, сотрудник может быть уволен в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Нередко должностная инструкция является приложением к трудовому договору и уточняет условия труда для каждого конкретного сотрудника. В этом случае речь идет не о самостоятельном документе, а о способе оформления трудового договора (например, можно выделить отдельные вопросы в виде приложений, а можно все включить их в текст договора). На подобную индивидуальную ДИ будут также распространяться правила ст. 72 ТК РФ.

Хранение должностных инструкций

Правила хранения ДИ содержатся в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, утвержденных приказом Минкульту-ры России от 25.08.2010 № 558. Согласно данному документу положения о правах и обязанностях должностных лиц подлежат постоянному хранению по месту разработки и/или утверждения, а также в других организациях в течение трех лет после их замены новыми. Индивидуальные (персональные) инструкции педработников хранятся 75 лет.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль