text

Бесплатный вебинар 13 ноября >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в системе "ребенок – родитель – педагог"

  • 4 мая 2012
  • 11487

Трифонова Надежда Ивановна,

старший воспитатель,

Мурманская обл.

Проблема психологического здоровья детей дошкольного возраста является центральной в разработке научных основ детской практической психологии. Безусловно, такая реальность, как психологическое здоровье, требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической психологической работы с детьми на всех этапах их онтогенетического развития.

В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин "эмоциональное благополучие", содержание которого несколько уже, чем содержание термина "психическое здоровье". Согласно исследо­ваниям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, "эмоциональное благополучие" можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувст­вие ребенка, основой которого является удовлетворе­ние основных возрастных потребностей: биологиче­ских и социальных.

Обеспечение психологического здоровья в дошко­льном возрасте возможно с помощью реализации пси­хологической поддержки детей, создания системы психологического сопровождения ребенка в детском саду. Система работы по сохранению психологического здоровья воспитанников должна быть комплексной. Так, необходима работа с самими воспитанниками и с педагогическим коллективом ДОУ, психолого-педагогическая поддержка родителей дошкольников.

На современном этапе методологическими основами системы поддержки психологического здоровья детей могут стать:

Личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К.Роджерс, И.С.Якиманская, Н.Ю.Синягина), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка, максимальный учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей.

Антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев, Б.С.Братусь), предполагающая целостный подход к человеку, смещение анализа с отдельных функций и свойств (внимание, память, мышление, произвольность и др.) на рассмотрение целостной ситуации развития ребенка в контексте его связей и отношений с другими.

Концепция психического и психологического здоровья детей (И.В.Дубровина), рассматривающая проблемы развития личности в условиях конкретного образовательного пространства, влияющие на состояние ее психологического здоровья; отдающая приоритет психопрофилактике возникновения проблем, в том числе через мониторинг и коррекцию параметров образовательного пространства.

Парадигма развивающего образования (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), утверждающая необходимость проектирования такой системы образования, которая не только учит детей знаниям и умениям, но обеспечивает развитие у него фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств, что предполагает серьезную "психологизацию" педагогической практики.

Теория педагогической поддержки (О.С.Газман, Н.Н.Михайлова), утверждающая необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие ее "самости", создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом;

Проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения (Е.В.Бурмистрова, М.Р.Битянова, А.И.Красило), ориентирующий на создание (проектирование) в образовательной среде условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса в проблемной ситуации.

Основными педагогическими формами и метода­ми формирования и сохранения психологического здоровья детей являются:

  • проведение специально разработанных психоло­гических занятий с детьми;
  • упражнения;
  • психологические игры;
  • этюды;
  • решение проблемно-практических ситуаций;
  • элементы арттерапии;
  • игры-драматизации;
  • подвижные игры;
  • чтение и анализ сказок;
  • беседы и др.

В своей практической работе мы выделили следующие направления работы по психолого-педагогическому сопровождению дошкольников:

  • Обогащение эмоциональной сферы ребенка поло­жительными эмоциями.
  • Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.
  • Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая само­оценка).
  • Обучение детей способам выражения эмоций, выра­зительным движениям.
  • Расширение знаний педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возмож­ностях преодоления эмоциональных трудностей до­школьников.
  • Формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.

Для комплексной работы с родителями воспитанников в нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог–психолог, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Мы использовали активные формы и методы работы с родителями:

  • общие и групповые родительские собрания;
  • консультации;
  • занятия с участием родителей;
  • выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
  • беседы с детьми и родителями;
  • семинар – практикум;
  • проведение детско-родительских групп.

Работа в детско-родительской группе - мощное средство психологического воздействия на участников, систему их отношений. При работе в детско-родительской группе специалистами МДОУ активно использовались принципы и методы формирования и сохранения психологического здоровья семьи и ребенка, в рамках встреч проводились также консультации и вечера для родителей, беседы, упражнения на совместное творчество детей и родителей, были проведены информационно-аналитические срезы, которые позволили нам говорить об эффективности проведенных мероприятий.

Одной из эффективных форм работы с родителями стало проведение акции "Цветик-семицветик". В рамках акции родители учились эмоционально чувствовать своего ребенка, выражать свои эмоции, развивали коммуникативные навыки и совместно с детьми участвовали в творческих проектах. Данная форма работы также подтвердила свою эффективность в практической деятельности.

Работа с педагогическим коллективом – одно из необходимых условий целенаправленной работы, которое позволяет обеспечить эмоциональное благополучие дошкольников. Мы выделили следующие направления в работе с воспитателями:

  1. Диагностика личностных качеств и эмоциональной сферы педагогов.
  2. Снятие психоэмоционального напряжения и улучшение личного самочувствия воспитателей:
  • снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные;
  • ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний;
  • формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции.

Мы считаем, что при организации работы с педагогами также следует учитывать влияние педагогического стажа.

Позитивные изменения – это результаты деятельности всего педагогического коллектива, эффективного управления, полученные во взаимодействии с родителями воспитанников и другими социальными партнерами.

Мы считаем, что забота о психологическом здоровье ребенка, а значит, забота о психологическом здоровье родителей и педагогов – не просто модная тенденция сегодня или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра.

Библиографический список

  1. Михайлина, М.Ю. Психическое здоровье как основа модернизации системы образования / М. Ю. Михайлина. / Ежегодник РПО. Материалы III Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года. - СПб., 2003, 79 с.
  2. Дубровина, И.В. Психическое здоровье детей и подростков. / И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2003. – 256 с.
  3. Пахальян, В.Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей. / В.Э. Пахальян // Прикладная психология. - 2002. - №5 – 6. – С. 23 – 29
  4. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушина. — М.: Генезис, 2004. —175 с. 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ДОО» — это эффективная реализация основной образовательной программы ДОО, создание развивающей предметно-пространственной среды, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.