Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в системе "ребенок – родитель – педагог"

  • 4 мая 2012
  • 11515

Трифонова Надежда Ивановна,

старший воспитатель,

Мурманская обл.

Проблема психологического здоровья детей дошкольного возраста является центральной в разработке научных основ детской практической психологии. Безусловно, такая реальность, как психологическое здоровье, требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической психологической работы с детьми на всех этапах их онтогенетического развития.

В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин "эмоциональное благополучие", содержание которого несколько уже, чем содержание термина "психическое здоровье". Согласно исследо­ваниям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, "эмоциональное благополучие" можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувст­вие ребенка, основой которого является удовлетворе­ние основных возрастных потребностей: биологиче­ских и социальных.

Обеспечение психологического здоровья в дошко­льном возрасте возможно с помощью реализации пси­хологической поддержки детей, создания системы психологического сопровождения ребенка в детском саду. Система работы по сохранению психологического здоровья воспитанников должна быть комплексной. Так, необходима работа с самими воспитанниками и с педагогическим коллективом ДОУ, психолого-педагогическая поддержка родителей дошкольников.

На современном этапе методологическими основами системы поддержки психологического здоровья детей могут стать:

Личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К.Роджерс, И.С.Якиманская, Н.Ю.Синягина), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка, максимальный учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей.

Антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев, Б.С.Братусь), предполагающая целостный подход к человеку, смещение анализа с отдельных функций и свойств (внимание, память, мышление, произвольность и др.) на рассмотрение целостной ситуации развития ребенка в контексте его связей и отношений с другими.

Концепция психического и психологического здоровья детей (И.В.Дубровина), рассматривающая проблемы развития личности в условиях конкретного образовательного пространства, влияющие на состояние ее психологического здоровья; отдающая приоритет психопрофилактике возникновения проблем, в том числе через мониторинг и коррекцию параметров образовательного пространства.

Парадигма развивающего образования (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), утверждающая необходимость проектирования такой системы образования, которая не только учит детей знаниям и умениям, но обеспечивает развитие у него фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств, что предполагает серьезную "психологизацию" педагогической практики.

Теория педагогической поддержки (О.С.Газман, Н.Н.Михайлова), утверждающая необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие ее "самости", создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом;

Проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения (Е.В.Бурмистрова, М.Р.Битянова, А.И.Красило), ориентирующий на создание (проектирование) в образовательной среде условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса в проблемной ситуации.

Основными педагогическими формами и метода­ми формирования и сохранения психологического здоровья детей являются:

  • проведение специально разработанных психоло­гических занятий с детьми;
  • упражнения;
  • психологические игры;
  • этюды;
  • решение проблемно-практических ситуаций;
  • элементы арттерапии;
  • игры-драматизации;
  • подвижные игры;
  • чтение и анализ сказок;
  • беседы и др.

В своей практической работе мы выделили следующие направления работы по психолого-педагогическому сопровождению дошкольников:

  • Обогащение эмоциональной сферы ребенка поло­жительными эмоциями.
  • Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.
  • Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая само­оценка).
  • Обучение детей способам выражения эмоций, выра­зительным движениям.
  • Расширение знаний педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возмож­ностях преодоления эмоциональных трудностей до­школьников.
  • Формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.

Для комплексной работы с родителями воспитанников в нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог–психолог, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Мы использовали активные формы и методы работы с родителями:

  • общие и групповые родительские собрания;
  • консультации;
  • занятия с участием родителей;
  • выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
  • беседы с детьми и родителями;
  • семинар – практикум;
  • проведение детско-родительских групп.

Работа в детско-родительской группе - мощное средство психологического воздействия на участников, систему их отношений. При работе в детско-родительской группе специалистами МДОУ активно использовались принципы и методы формирования и сохранения психологического здоровья семьи и ребенка, в рамках встреч проводились также консультации и вечера для родителей, беседы, упражнения на совместное творчество детей и родителей, были проведены информационно-аналитические срезы, которые позволили нам говорить об эффективности проведенных мероприятий.

Одной из эффективных форм работы с родителями стало проведение акции "Цветик-семицветик". В рамках акции родители учились эмоционально чувствовать своего ребенка, выражать свои эмоции, развивали коммуникативные навыки и совместно с детьми участвовали в творческих проектах. Данная форма работы также подтвердила свою эффективность в практической деятельности.

Работа с педагогическим коллективом – одно из необходимых условий целенаправленной работы, которое позволяет обеспечить эмоциональное благополучие дошкольников. Мы выделили следующие направления в работе с воспитателями:

  1. Диагностика личностных качеств и эмоциональной сферы педагогов.
  2. Снятие психоэмоционального напряжения и улучшение личного самочувствия воспитателей:
  • снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные;
  • ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний;
  • формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции.

Мы считаем, что при организации работы с педагогами также следует учитывать влияние педагогического стажа.

Позитивные изменения – это результаты деятельности всего педагогического коллектива, эффективного управления, полученные во взаимодействии с родителями воспитанников и другими социальными партнерами.

Мы считаем, что забота о психологическом здоровье ребенка, а значит, забота о психологическом здоровье родителей и педагогов – не просто модная тенденция сегодня или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра.

Библиографический список

  1. Михайлина, М.Ю. Психическое здоровье как основа модернизации системы образования / М. Ю. Михайлина. / Ежегодник РПО. Материалы III Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года. - СПб., 2003, 79 с.
  2. Дубровина, И.В. Психическое здоровье детей и подростков. / И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2003. – 256 с.
  3. Пахальян, В.Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей. / В.Э. Пахальян // Прикладная психология. - 2002. - №5 – 6. – С. 23 – 29
  4. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушина. — М.: Генезис, 2004. —175 с. 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ДОО» — это эффективная реализация основной образовательной программы ДОО, создание развивающей предметно-пространственной среды, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.