Социальный проект "Красные соколы" (авиация в годы Великой отечественной войны)

2335
Бирючинская Анна Васильевна,

учитель МБОУ СОШ № 41,

Хабаровский край

Пояснительная записка

В настоящее время социальное проектирование в школе играет важную роль. Проекты гражданско-патриотической направленности актуализируют проблему познания и осознания учащимися своей Малой Родины, прививают детям чувство гордости за свою страну.

Работа с проектами может быть полностью выбрана из целей, поставленных себе детьми в реальной жизни. Приведу пример подобного проекта, связанного с изучением истории.

Участники:

В проекте участвуют 7- 9 человек 8-9 классов под руководством одного или двух педагогов. Учащиеся разделены на 2 группы, каждая из которых работает над конкретной темой исследования и представляет результаты исследования в виде портфолио: документы и презентация.

Работа планируется в период подготовки к празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Срок выполнения – 2 месяца.

Цель: привлечение учащихся к изучению исторического наследия своего района, города.

Задачи:

  1. изучить различные источники по данной проблеме;
  2. создать исследовательскую работу, презентацию;
  3. распространить материал на уровне школы, района, города (классные часы, встречи с ветеранами, размещение информации на сайте школы, на странице ВикипедиЯ, в средствах массовой информации);
  4. подготовить материалы для школьного музея;
  5. сформулировать новую проблему для формирования следующего проекта.

Целевые группы, на которые направлен проект: материал можно использовать во внеурочных мероприятиях разных возрастных категорий школьников, на уроках истории в рамках изучения Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., на уроках дальневосточной литературы 8-9 классах, для лекций в музее.

Тип проекта: социально-значимый, краткосрочный, групповой.

Смета проекта: наличие доступа в интернет для каждой творческой группы; мультимедийная оснащенность кабинета, канцелярские принадлежности.

Наверх

Этапы проекта

Название этапа

Сроки

Ученик

Учитель

1. Создание проблемной ситуации

1 неделя

Формулирование темы, основополагающего и проблемного вопросов

Помощь в определении проблемы

2. Проектировочный

1 неделя

Формулирование частных вопросов и тем исследования; формирование творческих групп

Координация работы

3. Технологический

2-4 неделя 5-7 неделя

Сбор информации, создание пакета документов, создание исследовательской работы

Координация работы

4. Заключительный

8 неделя

Представление и защита проекта на классных часах, на сайте Википедии

Помощь в создание портфолио

Наверх

Описание проблемы

Несколько лет назад нашей школе были переданы материалы музея Железнодорожного района города Хабаровска. Они были неполными, недостаточными. В учреждении была создана творческая группа учащихся, задачей которых стало изучение истории улиц Авиагородка. Поиск информации в различных источниках позволил более полно исследовать биографию людей, чьими именами названы улицы (улица Дончука, Кочнева). При изучении материалов выяснилось, что Василий Иванович Дончук был одним из воспитанников Хабаровского аэроклуба, а данный клуб подготовил ни одного летчика для защиты Родины в годы Великой Отечественной войны.

Владимир Георгиевич Кочнев с 1935 года работал летчиком Дальневосточного управления Гражданского воздушного флота в Хабаровске. А раз был в Хабаровске аэроклуб, значит, был и аэропорт, который поставлял не только замечательных профессионалов-летчиков, но и боевые машины. Таким образом, изучение этих двух вопросов стало задачей для новой творческой группы.

Наверх

1. Создание проблемной ситуации

Какой вклад в дело победы в Великой Отечественной войне внесли авиаторы и жители Дальнего Востока?

Цель:изучение истории авиации, ее роли в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

  1. изучить различные источники по данной проблеме;
  2. создать исследовательскую работу, презентацию;
  3. распространить материал на уровне школы, района, города (классные часы, встречи с ветеранами Дома ветеранов, размещение информации на сайте школы, на странице Википедия);
  4. подготовить материалы для школьного музея;
  5. сформулировать новую проблему для формирования следующего проекта.

Наверх

2. Проектировочный этап

Мы побывали в музее Авиакомпании "Восток", военном музее.

Посетили краевую научную библиотеку и познакомились с материалами в газетах за 1941 – 1945 год.

Работали с сети Интернет.

Изучали книги.

На основе этого сформировались итоговые вопросы для исследования:

  1. С чего же начиналась авиация на Дальнем Востоке?
  2. Какой вклад в дело победы в Великой Отечественной войне внесли авиаторы и жители Дальнего Востока?
  3. Кто эти летчики-дальневосточники, уничтожавшие вражеские самолеты?

Наверх

3. Технологический этап

1. История дальневосточной гражданской авиации.

Основным средством передвижения на Дальнем Востоке 70 лет назад были оленьи и собачьи упряжки. Так, из Хабаровска до Николаевска человек на собачьей упряжке добирался две недели, а от Хабаровска до Сахалина – 35-40 суток. Дальневосточники испытывали огромную нужду в транспортном средстве, которое бы в любое время года позволяло за минимум времени покрывать значительные расстояния. Таким средством был аэроплан.

Деньги на покупку первого на Дальнем Востоке самолета собирали по всему краю. Жители Хабаровска, Чукотки, Камчатки, Сахалина вносили свои сбережении в краевой совет Осоавиахима, который в конце 1929 года приобрёл в германии первый самолет F-13. Аэроплан имел двигатель 300 л.сил, развивал скорость 190 км/час и мог взять на борт пилота, бортмеханика и четверых пассажиров, а также сто килограмм полезного груза или почты. Дальность его полета без дозаправки составляла тысяча км. Семь человек штата, в числе которых был возчик и единственный пилот, а также самолет да лошадь Лысанка с санями, - вот с чего начиналось дальневосточное управление воздушных линий.

9 января 1930 года летчик М.В.Водопьянов на самолете начал прокладывать первую воздушную дорогу по маршруту Хабаровск – Оха.

К середине 1930 года коллектив авиаработников на Дальнем Востоке вырос до 42 человек. 25 марта 1932 года советская гражданская авиация получила название "Аэрофлот", а несколько позднее на базе "Добролета" создается дальневосточное управление транспортной авиации.

Наверх

2. Дальневосточная авиация в годы Великой Отечественной войны

С первых дней войны из гражданской авиации ушли добровольцами на фронт многие летчики, инженеры, техники и другие авиаспециалисты.

В 1941 г. сформировалась 12-я особая авиагруппа под командованием опытного летчика ГВФ Н.И. Новикова для доставки самолетов на фронт с авиационных заводов Дальнего Востока, Сибири, Средней Азии.

Значительную часть этой группы, преобразованную позднее в 73-ю вспомогательную дивизию авиации дальнего действия (командир – Н.А. Захаров, главный инженер – А.В. Яновский), составили дальневосточники.

24 летчика, 2 инженера и 35 бортмехаников и бортрадистов стали выполнять перегоны самолетов прямо из заводских корпусов на фронт.

Наверх

3. "Слово и дело хабаровских комсомольцев"

21 декабря 1941 г. в Хабаровске состоялся десятитысячный митинг по случаю отправки на фронт самолетов, построенных на средства, собранные комсомольцами и трудящимися Хабаровского края. Летчики перегоночных авиаэскадрилий приняли четыре звена тяжелых бомбардировщиков, на фюзеляжах стояли надписи: "Комсомол Колымы", "Хабаровский комсомол", "Амурский комсомол", "Сталинский Комсомольск" и т.д..

Наверх

4. Биография самолета эскадрильи "Хабаровский комсомол"

Усилиями следопытов, журналистов, ветеранов удалось восстановить имена некоторых молодых энтузиастов, вложивших свои силы, средства, а главное - свою непоколебимую веру в победу над врагом в строительство боевых самолётов. В начале 1970-х годов здравствовали в Хабаровском крае М. И. Левшова, Н. И. Панина - Сократ, Ф. С. Савченко, Г. Е. Шишков... Той первой военной осенью каждый из них внёс на строительство самолётов для фронта по 1000 и более рублей.

Из когорты прославленных авиаторов, летавших на бомбардировщиках "Хабаровский комсомол", удалось узнать о Герое Советского Союза Л. П. Глущенко и Е. Д. Парахине ныне, к сожалению, уже покойных .

Леонтий Петрович Глущенко - кадровый авиатор. Боевой путь его в Отечественной войне начался в июне 1941 года с должности штурмана звена, а завершился 9 Мая 1945 года - в должности заместителя старшего штурмана авиадивизии авиации дальнего действия. Путь этот чётко обозначен памятными медалями, которых удостоен фронтовик: "За оборону Москвы", "За оборону Ленинграда", "За оборону Сталинграда", "За оборону Севастополя", "За освобождение Варшавы", "За взятие Будапешта", "За взятие Кёнигсберга", "За взятие Берлина"...

Всего за годы войны Л. П. Глущенко совершил 299 боевых вылетов. Он бомбил военные объекты в Кёнигсберге, Тильзите, Данциге, во многих других городах противника. О том, как воевал ветеран на бомбардировщике с надписью "Хабаровский комсомол", Леонтий Петрович рассказал в обстоятельном, написанном убористым аккуратным почерком письме.

Выдержки из него: "17 января 1942 года на фронтовом аэродроме приземлились 3 новых бомбардировщика Ил-4, а через некоторое время прилетели ещё 6 машин. Это были самолёты эскадрильи "Хабаровский комсомол", построенные на средства тружеников тыла - комсомольцев Хабаровского края. Эскадрилья была передана 98-му дальнебомбарди-ровочному авиаполку.

Один из самолётов с надписью на фюзеляже "Хабаровский комсомол" получил командир звена Старший лейтенант Гросул Иван Тимофеевич. Его экипаж: штурман звена Старший лейтенант Глущенко Леонтий Петрович, стрелок - радист Младший лейтенант Митяшкин Василий Андреевич, воздушный стрелок - Соложенко Николай Степанович.

На второй день, 18 января, группа хабаровских самолётов вылетела на боевое задание и нанесла удар по крупному фашистскому аэродрому под Смоленском. Вёл группу командир полка Подполковник И. К. Бровко.

После разрывов бомб на аэродроме вспыхнули пожары, горело около десятка самолётов, стоянки усеяны искорёженными самолётами, взорван склад с горючим. Группа шла на большой высоте и была встречена мощным зенитным огнём. Самолёт Гросула получил несколько крупных пробоин от осколков зенитных снарядов. В течение ночи пробоины на самолёте были залатаны инженерно - техническим составом. Так после первого же боевого вылета на самолёте "Хабаровский комсомол" появились первые отметины.

На самолёте "Хабаровский комсомол" экипаж выполнил 70 боевых вылетов, налетал около 300 часов. На 71-м боевом вылете экипаж получил задание ночью сфотографировать крупный фашистский аэродром, определить наличие там самолётов, систему ПВО и расположение зенитных батарей. Экипаж задание выполнил, но над целью был встречен сильным зенитным огнём. Когда последняя фотобомба выпадала из бомболюка, в неё попал зенитный снаряд, под самолётом произошёл взрыв большой силы, и бомбардировщик получил значительные повреждения. Изуродованный самолёт довели домой и посадили. Инженерно - технический состав и на этот раз сумел восстановить самолёт. На нём полетел экипаж Е. Д. Парахина. Над целью от зенитного огня Ил-4 получил серьёзное повреждение, и при посадке на своем аэродроме хвостовая часть бомбардировщика отвалилась. Самолёт восстановлению не подлежал.

Так закончилась боевая биография одного из самолётов эскадрильи "Хабаровский комсомол". Экипаж его разбомбил десяток военных эшелонов, уничтожил много различной боевой техники врага, несколько десятков фашистских самолётов, бомбардировкой и пулемётным огнём уничтожены сотни гитлеровцев. В воздушном бою были сбиты 2 истребителя врага. Таков далеко не полный перечень боевой работы только одного самолёта, "Хабаровский комсомол".

А теперь о другом ветеране эскадрильи "Хабаровский комсомол" - Ефиме Даниловиче Парахине. По путёвке комсомола пришёл он в авиацию. Поначалу работал в Аэрофлоте. Трудился в Якутском авиаотряде. Когда враг в Июне 1941 года напал на нашу страну, Ефим Парахин пересел на боевой самолёт. С апреля 1942 года он в дальней авиации, освоил бомбардировщик Ил-4.

- Я счастлив, - говорит Парахин, - что самолёт "Хабаровский комсомол" попал и в мои руки. Первый боевой вылет - бомбёжка вражеского аэродрома под Брянском. По данным разведки, там скопилось много транспортных самолётов Ju-52. Нам приказали уничтожить самолёты противника, склад горючего, вывести из строя лётное поле. На рассвете 10 Ил-4 вылетели на задание. Погода была неважная, по стёклам кабины хлестал дождь, высота облачности - до 120 метров. И вот мы над целью. Строго выдерживаю боевой курс... И тут появились вражеские истребители, стремятся сбить нас поодиночке. Но мы точно сбрасываем бомбовый груз на цель и возвращаемся на свой аэродром.

Наверх

5. Летчики - дальневосточники на войне

Николай Михайлович Искрин

Родился 14 апреля 1918 года в селе Августовка, Самарской области, в семье рабочего. В 1933 году семья приезжает в Хабаровск. Тут юноша окончил 8 классов и школу ФЗУ, работал слесарем на заводе "Дальдизель". Отсюда по путёвке комсомола уехал на учёбу в Батайскую военную авиационную школу лётчиков.

С июня 1941 года Н. М. Искрин в действующей армии. Гвардии старший лейтенант Н. М. Искрин совершил 218 боевых вылетов, в 58 воздушных боях сбил лично 11 самолётов противника и 1 - в составе группы. Уничтожил 28 машин с боеприпасами, много танков, орудий и другой техники.

16 мая 1943 года был сбит в воздушном бою, тяжело ранен, потерял ногу.

24 августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С 1945 года Н. М. Искрин - в запасе. Жил в Куйбышеве. До 1956 года работал в Куйбышевском аэропорту и на других предприятиях города. Умер 28 августа 1985 года. На обелиске, воздвигнутом на площади Славы в Хабаровске, есть и его имя.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды ), Отечественной войны 1-й степени; медалями.

Младший лейтенант Александр Кузнецов

Данные об этом летчике взяты из статьи "Что защищает мой сын" газеты "Тихоокеанская звезда", № 265 от 07 ноября 1941 года. Рассказчик – отец Александра, с гордостью пишет о первом вылете своего сына: "…Прошло два дня, и мы все еще не имели известия: чем же закончился первый боевой вылет нашего сына. И вдруг, 26 июня, вечером передали по радио: Младший лейтенант Александр Кузнецов проявил образец мужества и героизма. Он вступил в бой с двумя фашисткими стервятниками. После минутной схватки один фашистский самолет загорелся и рухнул на землю. Кузнецов решил посадить на землю второй немецкий самолет. Но фашистский летчик вывернулся и пытался удрать. Кузнецов не растерялся, он нагнал фашистскую машину, меткой пулеметной очередью зажег ее. Второй фашистский самолет полетел вниз…".

Наверх

6. Заключение

Данное исследование показывает, что жители и авиаторы Дальнего Востока внесли весомый вклад в исход Великой Отечественной войны.

Мы назвали наш проект "Красные соколы". "Соколы" - это люди, прекрасные летчики, не щадившие себя в суровые годы войны; это жители Дальнего Востока, отдававшие все силы на благо нашей Победы; это и самолеты, имеющие персональное название, что заставляло сильно волноваться немецких асов.

Изучение истории авиации еще далеко не закончено, еще не все выяснено и впереди нас ждет много открытий.

Наверх

4. Заключительный этап

Классный час: "Дальневосточная авиация в годы Великой Отечественной войны".

Участники: учащиеся среднего звена.

Цель: знакомство с историческим наследием своего района, города.

Оформление: презентация проектной группы, копии статей газет.

Наверх

Ход классного часа

Начать мероприятие можно видеофрагментом воздушного боя на музыку В.Высоцкого.

Ведущий: Прошло уже много лет с момента окончания Великой Отечественной войны, но по-прежнему эхо той войны не умолкает в сердцах ветеранов, которые сегодня живут рядом с нами. Да, там, на войне, не было легко, но мысль о разгроме фашистов, о возвращении домой, где тебя ждут родные, любимые, не покидала ни одного из них. Огромное количество материалов собрано о тех роковых годах, но многое еще не найдено, не изучено, не рассказано.

В нашей школе 41 давно занимаются изучением истории Хабаровского края, города Хабаровска, Железнодорожного района. И это не удивительно. Началось все с названия улицы, на которой расположено наше учреждение, - улица Василия Ивановича Дончука. Что это был за человек? Какую роль сыграл в судьбе нашего города?

Ученики провели исследование, и узнали, что это летчик, герой Советского Союза, храбро сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны. Затем изучили биографию еще одного летчика – Владимира Георгиевича Кочнева, именем которого также названа одна из улиц в Авиагородке. Вот так началась история школьного музея. В. И. Дончук был воспитанником Хабаровского аэроклуба. Среди воспитанников были и такие легендарные летчики как Н.М.Искрин, Н.И.Глотов, Д.Л.Калараш, В.П.Некрасов и другие. С чего же начиналась авиация на Дальнем Востоке? Какой вклад в дело победы в Великой Отечественной войне внесли авиаторы и жители Дальнего Востока.

Наверх

Историк 1:

Дальний Восток занимает значительную территорию на востоке нашей страны, поэтому нормальная хозяйственная и культурная жизнь просто немыслима без хороших транспортных связей. Основным средством передвижения 70 лет назад были оленьи и собачьи упряжки. Так, из Хабаровска до Николаевска человек на собачьей упряжке добирался две недели, а от Хабаровска до Сахалина – 35-40 суток. Каждому командированному на Сахалин выдавали 2 тыс. рублей: одну на покупку одежды, другую – на продовольствие, наем лошадей и собак. Дальневосточники испытывали огромную нужду в транспортном средстве, которое бы в любое время года позволяло за минимум времени покрывать значительные расстояния. Таким средством был аэроплан.

Деньги на покупку первого на Дальнем Востоке самолета собирали по всему краю. Жители Хабаровска, Чукотки, Камчатки, Сахалина вносили свои сбережении в краевой совет Осоавиахима, который в конце 1929 года приобрёл в Германии первый самолет F-13. Аэроплан имел двигатель 300 л.сил, развивал скорость 190 км/час и мог взять на борт пилота, бортмеханика и четверых пассажиров, а также сто килограмм полезного груза или почты. Дальность его полета без дозаправки составляла 1000 км. Семь человек штата, в числе которых был возчик и единственный пилот, а также самолет да лошадь Лысанка с санями, - вот с чего начиналось дальневосточное управление воздушных линий.

Историк 2:

9 января 1930 года летчик М.В.Водопьянов на самолете начал прокладывать первую воздушную дорогу по маршруту Хабаровск – Оха. Это было большим скачком в развитии авиации и экономики Дальнего Востока. В ту пору на Дальнем Востоке сухопутных аэродромов не было, и первые годы приходилось летать на гидросамолетах. Зачастую пассажирам при посадке и высадке приходилось принимать "ледяную ванну". Исключить же подобного рода "купание" было почти невозможно. В Хабаровске гидропорт располагался в Затоне, где сейчас зимуют корабли. Часто аэропорт в дальневосточных городах представлял собой обыкновенный бревенчатый дом. В одной половине жил начальник аэропорта, другой – экипаж, прилетевшего самолета. На берегу стояли бочки с керосином и маслом. Неподалеку от берега в землю вкапывался столб, за которым самолет крепился во время стоянки. Перед вылетом самолет заправляли. Это была очень тяжелая работа, так как все работы производились вручную, поэтому в заправке участвовал не только экипаж, но и начальник аэропорта, сторож и даже пассажиры. Оплата воздушного путешествия еще не гарантировала самого полета по расписанию. Пассажиры подчас долго ждали самолета. В то время метеорологического обслуживания не было, и информацию о погоде летчик не получал.

Порой доходило до смешного:

- Сообщите, какая у вас погода, - запрашивал летчик по телефону соседний аэродром.

- Не могу сказать, - отвечают ему.

- Метеоролог ушел на сопку погоду смотреть.

Просмотр видеофрагмента о летчике М.В.Водопьянове.

Историк 3:

К середине 1930 года коллектив авиаработников на Дальнем Востоке вырос до 42 человек. 25 марта 1932 года советская гражданская авиация получила название "Аэрофлот", а несколько позднее на базе "Добролета" создается дальневосточное управление транспортной авиации. Подлинный подъем в развитии воздушного транспорта Дальнего Востока наступил после окончания Второй мировой войны.

В годы Великой Отечественной войны перед авиацией была поставлена главная задача – стать резервом для Военно-воздушных сил Красной Армии. С первых дней войны из гражданской авиации ушли добровольцами на фронт многие летчики, инженеры, техники и другие авиаспециалисты. В 1941 г. сформировалась 12-я особая авиагруппа под командованием опытного летчика ГВФ Н.И. Новикова для доставки самолетов на фронт с авиационных заводов Дальнего Востока, Сибири, Средней Азии. Значительную часть этой группы, преобразованную позднее в 73-ю вспомогательную дивизию авиации дальнего действия (командир – Н.А. Захаров, главный инженер – А.В. Яновский), составили дальневосточники. 24 летчика, 2 инженера и 35 бортмехаников и бортрадистов стали выполнять перегоны самолетов прямо из заводских корпусов на фронт.

Заключение: на такой классный час можно пригласить ветеранов, участников войны, работников музея, работников авиакомпании, родственников ветеранов. Можно нарисовать рисунки и подарить ветеранам. Живое общение, вопросы ребят никого не оставят равнодушными. В заключении можно спеть заранее подготовленную песню или рассказать стихотворение, хорошо, если это будет сочиненное самими ребятами стихотворение. 

Наверх

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль