Открытый урок "Изложение текста"

12633
 Дейс С.В.

Цель урока: формировать у обучающихся умения воспроизводить и оформлять прослушанный и прочитанный текст по составленному плану.Задачи урока:

  1. развивать у обучающихся личностные универсальные учебные действия (далее -УУД): оценивать свои и чужие поступки ("стыдно", "честно", "поступил правильно" и др.) и мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами морали; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; проявлять доброжелательность, доверие, внимательность;
  2. развивать у обучающихся регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности (удерживать цель деятельности до получения ее результата; работать по алгоритму; анализировать эмоции, полученные от результата деятельности); формировать умения контрольно-оценочной деятельности (оценивать результаты деятельности (чужой, своей); анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, находить ошибки, устанавливать их причины; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос "чего я не знаю и не умею?"); 
  3. развивать у обучающихся познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; выделять общее и частное в изучаемых объектах; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами; 
  4. развивать у обучающихся коммуникативные УУД: работать с текстом (воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, составлять план текста, пересказывать по плану, воспроизводить текст); организовывать продуктивное сотрудничество (работать в парах, выслушивать мнение собеседника, задавать вопросы на понимание); составлять небольшие устные монологические высказывания, "удерживать" логику повествования, приводить убедительные доказательства; писать изложение, используя информацию, полученную в ходе парной, коллективной и групповой работы.

Литература:

  • Романовская З.И. Литературное чтение. Живое слово. 4 класс. М., 2010;
  • Мкртчян М.А. Методики коллективных учебных занятий // Справочник заместителя директора школы. 2010. № 12; 2011. № 1;
  • Мкртчян М.А. Становление коллективного способа обучения. Красноярск, 2010;
  • Лебединцев В.Б., Удегова И.В. Парная работа в разновозрастных группах // Управление начальной школой. 2010. № 11.
Ход урока

1. Введение в тему урока
Учитель: Ребята, тема нашего сегодняшнего урока "Изложение текста". Пожалуйста,
посмотрите на экран. (На экране - слайд с изображением лосей и стаи волков, на доске записана тема урока.) Прочитайте тему нашего урока, рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, каким образом иллюстрации относятся к теме урока? (Обучающиеся высказывают свои предположения.) Послушаем сообщение о лосях.

(Обучающийся выступает с подготовленным к уроку сообщением о лосях.)
Примерный текст сообщения: Лось - лесной исполин из семейства оленей. У лосей нет определенных периодов кормежки и отдыха. Зимой лоси кормятся днем, а ночью почти все время остаются на лежке. В большие морозы животные ложатся в рыхлый снег так, что над поверхностью торчат только голова и холка, что сокращает теплоотдачу. Зимой лоси собираются по 5-6 особей, но иногда образуют группы в 15-20 голов. При нападении они обороняются сильным ударом ногой вперед. Этим приемом лосю удается убивать наповал волка и отгонять медведя. При этом он старается занять удобную позицию, прислонившись к стволу дерева или к кустарнику. Кроме волка и медведя, для лосей представляют опасность в европейской части России - рысь, а на Дальнем Востоке - тигр. Спасаясь от голода и опасности, лоси нередко появляются вблизи от проезжих дорог и населенных пунктов, заходя даже на окраины городов.

(Учитель организует обмен детей мнениями по поводу прослушанного текста.) 2. Первичное восприятие текста

Учитель: Внимательно послушайте текст для изложения и подумайте, какова его главная мысль, как его можно озаглавить? (Учитель читает текст без заголовка.)


Смелый поступок

Лосиха с лосенком ночевали в осиннике. Лес стоял белый под снегом. Иней оседал на ветках, на спине лосихи.
Послышался хруст снега. Лосиха насторожилась. Волк мелькнул среди деревьев. Лоси помчались по снегу в лес. За ними погналась стая волков.
Впереди беглецов - лесная сторожка, ворота раскрыты. Сзади - волки. Лоси бросились прямо в ворота.
Сын лесника Митя разгребал во дворе снег. Лоси чуть не сбили его с ног. Митя выглянул за ворота, а там волки. Митя смело замахнулся лопатой и отогнал волков. Лоси оправились от испуга и ушли обратно в лес. Они всю зиму держались в лесу около сторожки.
Г.А. Скребицкий

(Фронтальная работа. Обучающиеся предлагают свои варианты заголовков.)

Учитель: Давайте сравним ваши заголовки с тем, который предложил автор. (Обучающиеся сравнивают.) Теперь выберете наиболее подходящий заголовок и запишите его в тетрадь. (Дети выполняют задание учителя.) А теперь поработайте в парах. Ответьте на вопросы по тексту.
(Обучающиеся работают в парах, отвечают на вопросы по прослушанному тексту.)

Вопросы по прослушанному тексту:

  1. Какой момент рассказа вызывает напряжение, тревогу? Почему?
  2. Как понимаете выражение: "Лоси оправились от испуга"?
  3. Что вы можете сказать о Мите?
  4. Как бы вы поступили на месте этого мальчика?
  5. Как вы думаете, о чем хотел рассказать автор?

(Фронтальная работа. Обучающиеся обсуждают ответы отдельных пар.) Алгоритм работы над изложением в паре
1. Прочитайте текст, проговаривая слова так, как они написаны.
1.1. Объясните значение незнакомых слов.
1.2. Расскажите друг другу, о чем говорится в тексте.
1.3. Прочитайте текст еще раз (один - читает, другой - слушает).
2. Составьте план текста в парах сменного состава.
2.1. Прочитайте фрагмент текста.
2.2. Перескажите фрагмент текста друг другу.
2.3. Выделите главную мысль фрагмента.
2.4. Сформулируйте заголовок и запишите его в тетрадь.
3. Смените напарника.
4. Восстановите содержание предыдущего абзаца (фрагмента) и продолжайте работу над следующим абзацем по пп. 2.1-2.4.
5. Смените напарника.
6. Изложите фрагмент текста:
6.1. Прочитайте пункт плана.
6.2. Перескажите друг другу содержание абзаца.
6.3. Самостоятельно запишите часть текста.
6.4. Проверьте друг у друга записанный фрагмент.
7. Смените напарника.
8. Прочитайте друг другу то, что написано в предыдущей части, и продолжайте работу по пп. 2.1-2.4.
9. Смените напарника.
10. Проверьте текст изложения.3. Повторное восприятие текста
(Обучающиеся читают текст повторно, затем в парах сменного состава, составляют план текста по алгоритму работы над изложением, пп. 1-4.)4. Обсуждение и коррекция вариантов плана
(Обучающиеся совместно с учителем обсуждают варианты плана текста. Возможный вариант: 1. Ночевка в зимнем лесу. 2. Погоня за лосями. 3. Лоси бросились в ворота. 4. Смелый поступок Мити.)5. Словарно-орфографическая работа
(Обучающиеся работают с карточками в парах сменного состава, подбирают к предложенным в карточках словам проверочные.)

Примерные слова для карточек:
• л...сиха (лось), л...сенок (лось), ночевали (ночь), ст...ял (стой);
• ос.дал (сел), на сп.не (спины), в...лков (волк), б...глецов (бег);
• ст...ро...ка (сторож), разгр...бал (греб), выгл.нул (взгляд), л.сника (лес);
• з.м.хнулся (взмах), д.ржались (держит), д.ревьев (дерево), п.гн. лась (гнать).

(Далее учитель обращает внимание детей на слова с трудным написанием.)

Учитель: Ребята, посмотрите на доску, на ней записаны слова с трудным написанием. Давайте обсудим, как нужно правильно писать эти слова.

Слова на доске: В густом осинник..., на сп...не л...сих..., около сторожк..., отск...чил, разъяренных волков, ...зади, чуть не ...били его с ног, ушли ...братно, ...прав...лись от испуга.6. Изложение текста
(Обучающиеся коллективно, в парах сменного состава, работают над изложением, пользуясь при этом алгоритмом работы над изложением, пп. 5-10.)

7. Рефлексия
Учитель: Ребята, а теперь опишите свое отношение к литературному произведению: нарисуйте рисунок, сочините стихотворение или рассказ по тексту изложения. Представьте, что вы сами стали писателями, художниками и поэтами. Как бы вы описали то, что произошло с Митей?

(Индивидуальная работа. Обучающиеся выражают свое отношение к содержанию текста в форме прозы, рисунка или стихотворения.)

А сейчас в группах по четыре человека обсудите, что у вас сегодня получилось, а что вызвало затруднение.

(В группу входят две пары учеников, сидящих рядом. На слайде указан перечень умений. Обучающиеся работают в группах.)

Перечень умений
Сегодня мы научились:
ч 1. Воспринимать текст.
2. Составлять план текста.
3. Излагать содержание текста по плану.
4. Формулировать свои мысли.
5. Удерживать логику повествования.
6. Приводить убедительные доказательства.
7. Работать в парах и группах.
8. Выслушивать мнение товарища.
9. Задавать вопросы на понимание.Учитель: В заключение нашего урока желающие могут зачитать свои изложения.
(2-3 обучающихся зачитывают свои изложения.)

Молодцы! Теперь расскажите мне, что сегодня на уроке у вас получилось, а с чем возникли затруднения? Какая организация учебной работы помогала в написании изложения? (Дети отвечают на вопросы учителя.)

Молодцы, ребята! Большое спасибо за работу на уроке!

Статья предоставлена редакцией журнала "Управление начальной школой"

Инновационные методы и технологии работы с учащимися младших классов всегда под рукой с электронной версией журнала".

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль