Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

26283

В условиях реализации ФГОС одной из актуальных для образовательных учреждений задач является разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Авторы статьи представляют пример составления контрольно-измерительных материалов, которые в т. ч. позволяют выявить сформированность у обучающихся первых классов универсальных учебных действий.Для проведения мониторинга достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения учебных программ по отдельным предметам и междисциплинарных программ требуется разработать:

  1. содержание заданий для мониторинга;
  2. диагностические работы;
  3. инструкции по организации и проведению диагностических работ;
  4. бланки с заданиями для обучающихся;
  5. оценочные листы;
  6. протоколы затруднений;
  7. таблицы учета времени выполнения диагностических работ.

Сотрудники БОУ ДПО "Институт развития образования Омской области" (далее -ИРО), организуя методическое сопровождение введения в пилотных образовательных учреждениях (далее - ОУ) федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС), разработали и апробируют технологию организации мониторинга достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - ООП). Технология включает в себя создание диагностических работ для обучающихся.

Также разработаны материалы, позволяющие педагогам планировать результаты по формированию УУД в течение 1-го года обучения. Перечень планируемых результатов по формированию универсальных учебных действий у обучающихся 1-го класса представлен в приложении 1.

Описание структуры диагностических работ

Диагностические работы, направленные на мониторинг достижения планируемых результатов освоения ООП, состоят из двух частей - основной и дополнительной. Задания ориентированы на проверку сформированности универсальных и специфических для каждого учебного предмета способов действий.

В основной части работ - 5 заданий базового уровня. Они направлены на оценку сформированности учебных действий и представлений, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Выполнение этих заданий обязательно для всех младших школьников, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности обучения.

В отличие от заданий основной части три задания дополнительной части имеют более высокую сложность. Выполнение этих заданий для ребенка не обязательно - они выполняются только на добровольной основе.

Развернутое описание диагностической работы включает в себя:

  1. задания;
  2. перечень результатов, на получение которых они направлены;
  3. описание умений, характеризующих достижение этого результата;
  4. образец правильного ответа;
  5. перечень критериев достижения планируемого результата. Рассмотрим некоторые задания основной части диагностической работы
  6. для обучающихся 1-го класса в 3-й четверти.

Пример. Задание 1: Дополни рисунки так, чтобы на каждой полоске было 10 фигур. Для каждой полоски составь и запиши суммы. Вычисли и запиши их значения.

Планируемый результат: составлять числовые выражения и вычислять их значения.
Умения, характеризующие достижение результата:

  1. принимать и сохранять учебную задачу;
  2. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условием реализации;
  3. контролировать свою деятельность по ходу или по результатам выполнения задания.

Образец правильного ответа:

Критерий достижения результата: составлено верное числовое выражение, осуществлен контроль, правильно выполнена графическая модель. Задание 2: Запиши в один столбик суммы, а в другой - разности. Вычисли их значения: 7 + 2, 10 - 4, 10 + 5, 9 - 3.
Планируемые результаты:

  • классифицировать математические выражения по виду арифметических действий;
  • выполнять арифметические действия.

Умения, характеризующие достижение результата:

  • понимать смысл арифметических действий (сложения, вычитания);
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свою деятельность по ходу и по результатам выполнения задания.

Образец правильного ответа:
7 + 2 = 9
9 - 3 = 6
10 + 5 = 15
10 - 4 = 6
Критерий достижения результата: правильно записаны два столбика выражений с разными арифметическими действиями.
Оценочные листы заполняются в строгом соответствии с критериями оценки по всем классам, в которых проводилась работа. Протокол затруднений состоит из двух частей: затруднения обучающихся при выполнении работы и затруднения педагогов при проверке работы. В протоколе затруднений обучающихся при выполнении диагностической работы фиксируются: все вопросы, которые задавали обучающиеся; трудности, которые испытывали обучающиеся, в порядке их возникновения; номера заданий, выполнение которых вызвало затруднение.

В протоколе затруднений педагога при проверке диагностической работы фиксируются: все вопросы, которые возникли у учителя, в порядке их появления; номера заданий, позиции оценивания, при работе с которыми возникли затруднения.

Новый подход к организации мониторинга достижения планируемых результатов освоения ООП

Новизна подхода к организации мониторинга достижений младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП состоит в следующем:

  1. изменились целевые установки контроля (задания ориентированы на проверку сформированности универсальных и специфических для каждого учебного предмета способов действий);
  2. появилась необходимость в использовании критериального подхода при разработке заданий. Основными критериями оценивания при этом выступают планируемые результаты освоения ООП;
  3. предметом диагностики выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения;
  4. изменилась роль учителя при проведении работ (активный участник, рефлексивная позиция при анализе и коррекции, наблюдатель при проведении).

Именно такой подход обеспечивает педагогам возможность в деятель-ностном режиме осваивать новые способы организации оценочной деятельности.

Технология организации мониторинга

Особенность технологии организации мониторинга достижений младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП заключается в том, что в проектировании диагностических работ принимают участие не только учителя начальных классов и заместители директора по УВР, но и сотрудники ИРО. В ходе совместной деятельности по разработке контрольно-измерительных материалов педагоги пилотных школ получили возможность повысить уровень компетентности в организации учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.

Технологию организации мониторинга можно описать через представление этапов и целей, содержания и результатов совместной деятельности сотрудников ИРО и педагогов пилотных ОУ. В таблице представлено описание технологии организации мониторинга достижений младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП.

Описание технологии организации мониторинга достижения
младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП

Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

Желательно, чтобы педагоги предварительно (за 4-5 дней) ознакомились с содержанием диагностической работы и при необходимости внесли изменения, соотнесли содержание работы, формулировки заданий с тематическим планированием, учебным содержанием конкретного УМК. При этом учителю в первую очередь необходимо работать не с бланком для обучающихся, а с развернутым описанием диагностической работы. В приложении 2 представлено развернутое описание диагностической работы для обучающихся 1-го класса по итогам обучения в 1-й четверти.

Приложение 1
Перечень планируемых результатов по формированию
универсальных учебных действий у обучающихся 1-го класса

Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

Приложение 2
Развернутое описание диагностической работы
 для обучающихся 1-го класса по итогам обучения в 1-й четверти

Задания базового уровня
Выполнение каждого задания базового уровня сложности оценивается следующим образом: 1 балл - указан верный ответ; 0 баллов - указан неверный ответ, ответ отсутствует.Задание 1: Раздели звуки на две группы, для этого соедини их с нужной моделью*.
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

Планируемый результат: различать гласные и согласные звуки. Умения, характеризующие достижение результата:

  1. принимать и сохранять учебную задачу;
  2. классифицировать звуки русского языка;
  3. использовать наглядные модели для обозначения гласных и согласных звуков.

Образец правильного ответа:
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП
Критерий достижения результата: правильно определены гласные и согласные звуки, правильно выбрана модель.

* Для выполнения задания необходимо использовать знаково-символические модели обозначения гласных и согласных звуков в соответствии с конкретным УМК. - Примеч. авт. Задание 2: Обведи и допиши слоги. Подчеркни слоги, которые наиболее похожи на образец*.
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП
Планируемый результат: воспроизводить правильное написание соединений буквы "р" с другими буквами.
Умения, характеризующие достижение результата: принимать и сохранять учебную задачу; писать буквосочетания в соответствии с нормами каллиграфии; осуществлять самоконтроль по образцу.Образец правильного ответа:
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

Критерий достижения результата: правильно воспроизведены буквосочетания, правильно выбран вариант их написания.Задание 3: Установи соответствие между группами предметов и числами, которые обозначают количество предметов (соедини линией).
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП
Планируемый результат: считать количество объектов в заданном множестве, обозначать количество объектов числом.
Умение, характеризующее достижение результата: устанавливать соответствие между группой предметов и их числовым обозначением.Образец правильного ответа:
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

Критерий достижения результата: правильно установлены соответствия между группами предметов и числами.
* Педагог может заменить образцы записи слогов в соответствии с изученным материалом. Примеч. авт. Задание 4: Дорисуй столько кругов, чтобы большой круг стал четвертым по счету справа налево.
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

Планируемый результат: различать число как результат счета (количество) и числительное как обозначение порядка следования предметов.

Умения, характеризующие достижение результата: учитывать ориентиры действия, заданные в учебной задаче; устанавливать соответствие между группой предметов и обозначением числа.Образец правильного ответа:
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

Критерий достижения результата: дорисован еще один круг так, что большой круг становится четвертым, если считать справа налево.Задание 5: Рассмотри рисунки. Отметь значком в кружочке те рисунки, на которых ученик находится в школе и ведет себя правильно.
Планируемый результат: ориентация на содержательные моменты школьной действительности, адекватное, осознанное представление о качествах хорошего ученика.

Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

Умения, характеризующие достижение результата: принимать и сохранять учебную задачу; различать формы поведения, допустимые или не допустимые в школе.
Образец правильного ответа: должны быть отмечены первый и четвертый рисунок. Критерий достижения результата: правильное определение школьных ситуаций, ориентация на выполнение правил поведения в школе.Задания повышенного уровня

Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности оценивается следующим образом:
2 балла - приведен полный верный ответ;
1 балл - приведен частично верный ответ;
0 баллов - указан неверный ответ, ответ отсутствует.Задание 6: Отметь в пустом квадрате галочкой схему, которая соответствует предложению: "Как тебя зовут?".
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

Планируемый результат: выделять предложение на слух по интонации, по цели высказывания и по количеству слов.
Умение, характеризующее достижение результата: соотносить предложение со схемой по количеству слов и знаку препинания в конце предложения.Образец правильного ответа:
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

Критерий достижения результата: Выбрана схема с соответствующим количеством слов и знаком препинания.Задание 7: Разгадай правило, по которому расположены фигуры в ряду. Дорисуй еще две фигуры.
Планируемый результат: устанавливать закономерность - правило, по которому составлена последовательность фигур.
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП
Умения, характеризующие достижение результата: уметь выбирать основания для установления закономерности; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков; принимать и сохранять учебную задачу.Образец правильного ответа:
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

Критерий достижения результата: правильно продолжена последовательность на основе установленной закономерности (последовательного изменения размера, формы фигур).Задание 8: На рисунке изображено дерево. Нарисуй вверху от него солнце, внизу - траву, слева -цветок, справа - гриб.
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП
Планируемый результат: учитывать выделенные ориентиры действия, заданные в учебной задаче.
Умения, характеризующие достижение результата: принимать и сохранять учебную задачу; следовать инструкциям; определять положение предметов на плоскости; строить схемы, модели.

Образец правильного ответа: представлен на рисунке справа. Критерий достижения результата: понимание заданных ориентиров ("справа", "слева", "вверх", "вниз") и четкое следование им.
Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП

Статья предоставлена редакцией журнала "Управление начальной школой"

Инновационные методы и технологии работы с учащимися младших классов всегда под рукой с электронной версией журнала".

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль