Идейно-нравственное воспитание на уроках английского языка

2810
"Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство силой его патриотизма."
Н.Г.Чернышевский

Быть патриотом непросто, но тот, кто любит свою Родину, большую и малую, постарается жить, работать, творить на её благо. Воспитание патриотизма было и остается одной из главных задач учителей английского языка.

Необходимость мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса в школе, обусловлена как позитивными так и негативными тенденциями развития российского общества. с одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур. Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нравственную,творческую личность.С другой стороны нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение общества, социальная незащищенность граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации.

Гуманистическая позиция, принятая в современной школе, позволяет переосмыслить процесс преподавания, ориентированный сегодня на личность. Процесс преподавания иностранного языка также имеет потенциальные возможности духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников.

Демократизация школьного образования в нашей стране способствовала появлению различных вариантов обучения иностранным языкам. Это стало основной причиной появления и использования новых учебников и учебно-методических комплектов (УМК), созданных как российскими так и зарубежными авторами. По каким учебникам заниматься: отечественным или зарубежным? В нашей школе есть очень хорошая традиция, которая со временем стала нормой и законом.

На начальном этапе обучения иностранного языка, я всегда объясняю учащимся, почему мы будем заниматься именно по этим учебникам. Обязательно присутствую на родительских собраниях, т.к. выбор учебника всегда вызывает много вопросов у родителей. Зарубежные учебники имеют высококачественное полиграфическое оформление, но иногда это единственное достоинство учебника.

В содержании "Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" показала необходимость активности процесса воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте. Наиболее полно отвечающей требованиям современного образования и воспитания является проектная методика, так как она практико и личностно ориентирована. Опыт использования проектной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников доказывает свою эффективность. Грамотно организованная проектная деятельность позволяет дать ощутимый воспитательный эффект, связанный с личностным развитием учащихся,с формированием их ключевых компетенций гражданина и патриота России.

Самая первая тема, это тема "Моя семья" . Учащиеся учатся называть на английском языке членов своей семьи, а я постараюсь похвалить их родителей . Дети с любовью и гордостью делают описание своей семьи по фотографии, рисуют "Family Tree".

На своих уроках я особенно выделяю те темы которые ориентированны на усвоение общечеловеческих ценностей - отношение к родителям,взрослым, учителям, сверстникам,животным, природе и т.д.

В нашей школе обучаются дети не только разных национальностей, но и разных государств. Меняется внешняя среда, меняется и школа. Всё это требует переосмысления предыдущего опыта воспитательной работы, внесения определенных корректив. При прохождении темы "Страны и языки" в 7 классе обсуждаем не только материал учебника, но и дополнительную информацию о таких странах как Вьетнам, Армения и другие.

Изучая учебный материал, учащиеся имеют возможность узнавать других людей, осваивать другие способы мышления и дополнительные средства коммуникации. Таким образом, через ознакомление с "другой жизнью" они могут осуществлять проекцию своей жизни. Разумеется в процессе изучения учебного материала, если не учитывать воспитательный потенциал, можно получить противоположный результат личностного развития: например, учащиеся приобретают такое качество, как неуважительное отношение к людям, истории, традициям страны изучаемого языка.

Чтобы воспитательный потенциал реализовался стараюсь создать систему воспитания на уроке, которая представляет совокупность взаимосвязанных элементов приводящих к поставленной цели. Считаю целесообразным включение в школьный курс английского языка историко-фактологический материал одним из главных элементом которого является исторический материал отражающий общественно-историческую жизнь во всем своем разнообразии.

Помимо того, что учащиеся узнают об исторических событиях, фактах, персоналиях своей страны и страны изучаемого языка, происходит формирование их гражданских качеств в частности исторической памяти.

Историко-фактологический материал как содержательный компонент учебного курса иностранного языка призван обеспечить практическое решение воспитательной задачи - формирование ценностного отношения к обществу и человеку как феномену мира.

Историко-фактологический материал в учебном курсе - это еще и условие культурологического обеспечения урока иностранного языка.Общее историческое прошлое, историческая память и традиции, пространственно-временные отношения, идеалы и нравственные ценности - вот факторы которые влияют на формирование личности в культуре, создают возможности для диалога культур, сохранения и развития их самооценности и уникальности.

Историко-фактологический материал в своей автономии имеет нейтральный характер,поэтому его содержание должно быть педагогически обоснованно и освещено так, чтобы для детей выступили ценности, формирование которых и является целью педагога.Например, когда мы изучаем тему "Битва под Москвой",обязательно акцентируем внимание детей на этот исторический факт подчеркивая его ценностное значение.

Одной из моих любимых тем учебного материала является тема "Традиции и обычаи страны изучаемого языка". Традиции относятся к важным общественным явлениям . Исторически складывающиеся обычаи и правила поведения людей , переходя из поколения в поколение, оказывают серьезное влияние на развитие общества и мировоззрение людей.

В работе над данной темой затрагиваю следующие аспекты : Что такое традиция. Её значимость и необходимость . Слово "традиция" образована от латинского
tradition, что в переводе обозначает преемственность,передача, предание.

На уроках мы рассматриваем не только большие традиции, но и малые традиции, т.е. традиции нашего района, школы и семейные традиции .
Формирование у молодого поколения так называемого "глобального мышления", осознание каждым индивидом себя как неотъемлемой части "большого мира" - страны, планеты - начинается с его приобщения к жизни окружающего "малого" пространства : родного города, края, где он родился и вырос.

Выдающаяся роль Башкирской земли в истроии российского искусства, уникальность художественных памятников РБ, неповторимость и в тоже время глубокая традиционность башкирского искусства - всё это придает особую значимость региональному компоненту образования и усиливает патриотическое воздействие.

В каждом ребенке, да и во взрослом, есть потребность уйти от монотонного однообразия будней. Для этого у нас есть внеклассная работа по предмету. Это наши традиционные общешкольные мероприятия "Рождество", "Хеллуин", "День Святого Валентина", мероприятия в дни английского языка и концерты для родителей, но и проектные работы по темам "Башкирские народные сказки", "Башкирский мёд",конкурс на лучший перевод башкирских пословиц. С большим интересом ребята готовят сообщения об известных людях Республики Башкортостан (Салават Юлаев, Мустай Карим, А.Матросов и др.).Большая работа ведется по изучению башкирского национального эпоса " Урал-Батыр".

Проблемы патриотического воспитания решаются средствами иностранного языка. В последнее время много говорится о национальной концепции воспитания в новых общественно-политических и экономических условиях. Это воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, настоящего патриота своей Родины.

Автор статьи - пользователь портала "Менеджер образования", Залия Гильмутдинова

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль