Эффективно ли тестирование обучающихся начальных классов?

5413

Тестировать или не тестировать обучающихся, и если тестировать, то как это сделать с максимальным эффектом? Мы попросили ответить на этот вопрос педагогов и директоров школ. Мнения получились разные: кто-то считает, что тестирование позволяет объективно оценить знания обучающихся, кто-то - что не только не позволяет, но и вредно для их психологического здоровья. Редакция журнала благодарит всех участников блицопроса за искренние и смелые ответы.

О.В. Герасимова,
учитель начальных классов ГБОУ "СОШ № 531" г. Москва

"В настоящее время учебная программа в первом классе рассчитана на 33 недели, во втором, третьем и четвертом - на 34 недели. При этом многие учителя ведут не только основные предметы - русский язык, математику, окружающий мир, литературное чтение, но и технологию, изобразительное искусство и ряд других предметов по выбору.

Из этого вытекает следующий вывод: только за один учебный день учитель находится в непосредственном общении с детьми в среднем 5 часов, а в неделю - 25 часов. Простым математическим способом умножаем 25 на 33 или на 34 и получаем 825 или 850 часов. Добавим сюда ежедневную поверку домашних заданий, самостоятельных и контрольных работ, общение на переменах... Думаю, ни у кого не осталось сомнений в том, что учитель начальных классов может сам оценить уровень готовности своих учеников к переходу в среднюю школу.

Какова же тогда необходимость в тестировании? В чем целесообразность переводных экзаменов?

Кто-то забыл или вовсе не понимает, что ученики четвертых классов - это не студенты, а десятилетние дети, которые лишь учатся учиться. К их психике нужно относиться очень внимательно.

Для маленьких учеников важно все: в своем классе они чувствуют себя комфортно, в чужом - начинают волноваться. Обычный урок для них - нормальный рабочий процесс, зачет или экзамен - катастрофа!

Я работала с учениками пятых классов. Как им было тяжело привыкать к новому способу диктовки другого учителя, как они долго не могли успокоиться после перехода в другой кабинет!

Или это нововведение - знак недоверия к учителю? В таком случае нужно менять методы подготовки и контроля учителей, а не нервировать детей страшным словом "тестирование".

А.Ф. Бирулина,
директор МАОУ "СОШ № 16", г. Калининград

"Эффективно ли тестирование обучающихся начальных классов? Да, конечно! Очень важно знать детей, которые придут в среднее звено. Проблема преемственности часто обсуждается в учительской среде, но, к сожалению, практически не решается.

Способов оценить уровень готовности учеников четвертых классов к переходу в пятый немало, но я считаю, что лучший путь - это системный мониторинг, который включает тестирование по предметам и собеседование с психологом.

В начальных классах обязательно должен работать психолог. Он может не только проводить психологическую диагностику обучающихся, определять факторы, препятствующие развитию их личности, но и оказывать консультативную помощь педагогам в решении конкретных проблем.

Очень важно также поддерживать связь с родителями. Во время индивидуальной беседы по результатам мониторинга психолог и педагог могут давать рекомендации предметно, опираясь на данные конкретного ребенка, не сравнивая его результаты с результатами одноклассников. Опыт показывает, что такие беседы гораздо эффективнее, чем выступления на родительских собраниях, где, как правило, демонстрируется диаграмма тестирования по классу и выводятся средние показатели, ничего не говорящие об отдельных учениках.

В нашей школе система предметного мониторинга в сочетании с психологическим сопровождением была создана благодаря сотрудничеству с кафедрой образовательной технологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Москва). Доцент кафедры Михаил Евгеньевич Бершадский помог нам подобрать педагогические методики, в том числе разработанной им когнитивной технологии обучения. Результаты оказались положительными.

За семь лет работы мы пришли к выводу, что в старших классах можно учитывать имеющиеся недостатки в развитии и обучении учеников, но корректировать их практически невозможно, поэтому мониторинг лучше начинать с первых классов.

Таким образом, тестирование в начальных классах возможно, но его целью должен быть не контроль деятельности учителя, а выявление проблем в развитии учеников и поиск путей их решения. При этом проводить тестирование должны не представители администрации школы или органов управления образованием, а учитель совместно с психологом. Практика показывает, что внешний контроль больших результатов не дает."

А.И. Рытов,
директор ГБУ "Московский центр качества образования"

"Диагностика выпускников начальной школы сравнима по своей значимости с государственной итоговой аттестацией выпускников девятых и одиннадцатых классов.

Результаты диагностики, полученные в конце четвертого класса, в том числе с применением тестирования, дают возможность выстроить индивидуальные траектории развития учеников. Педагоги получают конкретную информацию о пробелах и недостатках в обучении и могут оказать помощь детям, нуждающимся в отработке предметных умений и универсальных учебных действий, необходимых в пятом классе. При выявлении низких результатов учитель может организовать работу с родителями или другими членами семьи по устранению пробелов в летний период и подготовить ребенка к переходу на следующую ступень обучения.

Эффективность диагностики зависит от времени ее проведения и качества измерительных материалов. Проводить диагностику в конце четвертого класса целесообразнее, чем в начале пятого, так как в это время ученики находятся в зоне наибольшего психологического комфорта. В пятом классе у них, как правило, начинается адаптационный период, причем у некоторых детей адаптация может быть затяжной.

Результаты диагностики обучающихся четвертых классов используются при комплектовании пятых классов с учетом образовательных достижений и потребностей каждого ребенка. Кроме того, администрация школы может учесть их при составлении учебного плана, распределяя часы компонента образовательного учреждения или планируя внеурочную деятельность.

Если проводится "внешняя" оценка качества образования за курс начальной школы, то выявляется и объективность "внутренней" оценки. Соответственно, педагоги начальной школы могут сформулировать цели и задачи развития своей профессиональной компетентности.

В Москве каждый год в сентябре проходит стартовое исследование готовности к обучению учеников пятых и десятых классов. Его результаты учитываются при планировании дальнейшего образовательного процесса.

Особое значение имеют комплексные исследования образовательных достижений обучающихся начальной школы, которые проводятся в первом классе - в начале и в конце учебного года. В следующем году будет впервые организовано комплексное исследование динамики учебных и личностных достижений обучающихся вторых классов, осваивающих образовательные программы по новому ФГОС. Именно эти диагностические процедуры станут основой для реализации личностного и системно-деятельностного подходов в обучении."

И.С. Мичева,
директор МКОУ "СОШ № 2, г. Пятигорск

"В нашей школе отношение к тестированию в начальных классах скорее отрицательное, чем положительное. Это доказывают результаты опроса, который мы провели среди педагогов и родителей. Привожу некоторые, наиболее интересные ответы.

Учитель начальных классов: "Задача школы - не только научить читать, писать и считать, но и логически мыслить, рассуждать, красиво и выразительно говорить. Эти навыки при тестировании проверить нельзя, а значит, и оценка знаний обучающихся будет необъективной. По итогам тестирования по русскому языку мои дети чуть ли не все отличники, а когда пишут диктант или изложение, сразу видно, что пробелов в знаниях немало. То же и с контрольными по математике. На тестировании можно просто угадать ответ и получить хорошую оценку, а на контрольной нужно уметь решать. По моему мнению, тестирование в начальных классах может быть лишь элементом итогового контроля".

Учитель математики старших классов: "Я не против экзамена по математике в четвертом классе, но такого, который показал бы уровень мышления каждого ребенка. А все эти новомодные тестирования, на мой взгляд, - средство оболванивания народа".

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе: "Такая форма контроля, как тестирование, в начальной школе используется лишь эпизодически, и на итоговом экзамене дети могут растеряться. Стресс не даст им показать весь багаж знаний, да и проверить тестами все умения и навыки невозможно. Для педагогов тестирование четвероклассников - это еще и дурдом с бумаготворчеством. Нынешняя подготовка к ГИА и ЕГЭ совсем отстранила замов по УВР от внутришкольного контроля. Они только и делают, что пишут бумажки и подшивают инструкции. А ведь если учебный процесс не контролировать, то ничего хорошего из этого не выйдет. И еще: не было ЕГЭ - не было в школах коррупции. Теперь же она появится и в четвертых классах".

Родитель: "Если можно избежать лишнего стресса в начальной школе - это надо сделать, хотя бы ради психологического здоровья детей. У них впереди еще масса испытаний, в том числе в девятом и одиннадцатом классах. Вполне достаточно ежедневной проверки домашних заданий, самостоятельных и контрольных работ".

Н.В. Тамарская,
директор МАОУ "СОШ № 14", г. Калининград

"Тестирование - одна из форм контроля, не лучше и не хуже других. Официально она используется в нашей системе образования с 2002 г., т. е. с начала введения ЕГЭ. Собственно, поэтому ее пришлось ввести и в других классах, иначе подготовить ребенка к этой процедуре просто невозможно. Думаю, что вопрос об эффективности тестирования является в настоящее время дискуссионным из-за плохого качества тестов и некорректного использования результатов: с целью жесткой дифференциации детей, для манипулирования родителями, наказания педагогов и т. д. Грамотно разработанное и корректно применяемое тестирование не может вызывать дискуссию, поскольку, повторюсь, это всего лишь форма контроля с заданными параметрами эффективности."

Опрос провела Е.В. Дикова

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль