Специфика деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС

12722

До введения ФГОС деятельность педагога-психолога образовательного учреждения в соответствии с «Положением о Службе практической психологии в системе департамента образования города Москвы», утвержденным приказом департамента образования города Москвы от 14.05.2003 № 553, строилась по следующим направлениям: психологическая профилактика, психологическое просвещение, психодиагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование, психологическая реабилитация.

Модернизация образования подразумевает обновление содержания образования в целом и переориентацию деятельности педагога-психолога в ДОУ в частности. Основным приоритетом его работы становится создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы. К ним относятся:

  • преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к дошкольному образованию;
  • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
  • вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса:
    • сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
    • формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
    • дифференциация и индивидуализация обучения;
    • мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
    • формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
    • поддержка детских объединений, ученического самоуправления;
  • диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, учреждения);
  • вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза). Традиционные направления деятельности, закрепленные Положением о Службе, трансформировались в формы работы педагога-психолога.

Таким образом, основным направлением деятельности педагога-психолога в ДОУ становится психолого-педагогическое сопровождение основной образовательной программы. Содержание его работы определяется исходя из следующих аспектов:

  • общего перечня психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы;
  • содержания основной образовательной программы, разработанной образовательным учреждением, с учетом его типа и вида, а также образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников;
  • планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Деятельность психолога в части обеспечения психолого-педагогических условий реализации программы включает следующие направления:

  • психолого-педагогическое сопровождение основной образовательной программы начального общего образования для достижения планируемых результатов всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • выявление и развитие способностей обучающихся;
  • работа с одаренными детьми;
  • психолого-педагогическое сопровождение разработки основной образовательной программы начального общего образования, проектирования и развития внутришкольной социальной среды, а также формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
  • использование в процессе психологического сопровождения современных технологий деятельностного типа;
  • психолого-педагогическое сопровождение организации самостоятельной работы обучающихся;
  • психолого-педагогическое сопровождение обновления содержания основной образовательной программы начального общего образования, а также методик и технологий ее реализации.

Педагог-психолог в целях обеспечения условий реализации основной образовательной программы принимает участие в планировании и реализации ее составляющих:

  • программы формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программы отдельных учебных предметов (в части описания личностных, и метапредметных результатов освоения конкретного учебного предмета, курса);
  • программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;
  • программы коррекционной работы.

Кроме того, педагог-психолог принимает участие в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов.

Результаты работы по психолого-педагогическому сопровождению реализации основной образовательной программы определяются исходя из комплексной оценки деятельности образовательного учреждения в области создания комфортной развивающей образовательной среды:

  • обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
  • гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
  • комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

Результативность деятельности педагога-психолога определяется по следующим критериям:

  • достижение обучающимися планируемых показателей освоения основной образовательной программы;
  • психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса;
  • обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития обучающихся при реализации образовательной программы;
  • достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
  • сформированность у обучающихся ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни;
  • обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения инклюзивного образования;
  • функционирование системы мониторингов возможностей и способностей обучающихся, выявления и поддержки одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • сформированность коммуникативных навыков обучающихся;
  • обеспеченность психолого-педагогической поддержкой деятельности детских объединений, ученического самоуправления;
  • вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль