Игра "Колесо истории": "Одежда в разные времена"

6505

Вступительная часть

Учитель: Ребята, сегодня у нас не просто урок, а урок-игра, который мы назвали "Колесо истории". Мы вспомним с чем мы познакомились на уроках истории, москвоведения, народоведения, посвященных русской народной одежде, одежде других народов. Но сначала давайте вспомним как на Руси встречали дорогих гостей, а у нас сегодня как раз присутствуют на уроке гости.

Ученики: На Руси дорогих гостей встречают хлебом-солью.

(Выходят ученик и ученица в русских народных костюмах и с хлебом-солью).

Ученица: Русские люди всегда славились своим гостеприимством и хлебосольством. В старину верили, что человек, которого хорошо приняли и обласкали в доме не сделает зла: "Хлеб-соль не попустит на зло".

Ученик: На Руси считалось, что хлеб приносит счастье, богатство, удачу. Вторым по значимости продуктом была соль. Раньше люди верили, что соль способна отгонять нечистую силу. Без хлеба и соли не обходилось ни одно торжество. Словами "хлеб-соль" называли любое угощение. Эти же слова стали символом гостеприимства. Хлебом и солью встречали дорогих госте: "Милости просим хлеба-соли откушать".

Ученики обходят гостей и угощают их со словами: "Милости просим хлеба-соли откушать".

Наша игра сегодня будет посвящена истории одежды. Мы вспомним, что знаем о различных предметах одежды, узнаем что-то новое о русском народном костюме и костюмах других народов. Игра состоит из 6 заданий. На нашем "колесе истории" 6 секторов.

Каждый сектор - очередное задание. Когда колесо сделает круг – игра закончится, мы подведем итоги и мы узнаем победителей. У нас три команды: "желтые", "красные", "зеленые" (по цвету бантов) и их капитаны. По результатам каждого конкурса команда получают баллы: за первое место – 5 очков, второе – 3 очка, третье – 1 очко.

Задание 1

Лента времени

- Что такое " лента времени"?

- Для чего нужна?

- Что обозначено на ней?

- С помощью каких цифр обозначают век?

- С какого года начинается и каким годом заканчивается век?

Ответы: "Ленту времени" используют для того чтобы представить ход времени.

Лента времени – это прямая линия, на которой откладывают в определенной последовательности разные года. В самом правом углу помещают год, в котором мы живем. Тогда левее будут предшествующие года или столетия, в зависимости от того, какое время мы хотим определить.

Чтобы проще было вести счет большим промежуткам времени, каждые сто лет считаются одним веком. Века помечаются римскими цифрами: XX – двадцатый век, XVIII – восемнадцатый век.

Например, XVIII век располагается между 1700 и 1800 годами, начинается с 1701 года и заканчивается 1800 годом.

Задание 2

Разместите фотографии по тем временам когда носили эти костюмы.

( Детям даются фотографии с людьми в костюмах разных эпох).

Расскажите что вы знаете об этих костюмах: название, век, когда их носили, история.

2.Задание.

Домашнее задание.

Детям было дано задание подготовить костюм любого народа, любой эпохи.

Каждый готовил свой костюм. Об одном из костюмов дети рассказывают.

Объяснить из чего состоит костюм, название деталей, история.

1 ряд, желтые – представляют костюм Древнего Рима: хитон и гимантий.

2 ряд, красные – представляют индийский костюм.

3 ряд, зеленые – представляют русский народный костюм.

Задание 3

Что напутал художник?

Командам представлены рисунки. На них изображены люди в костюмах разных эпох. Определить какие элементы не соответствуют данному костюму.

Ответы: рисунок 1 - У человека в современной одежде на ногах обувь из средневековья. Такие башмаки с вытянутыми и загнутыми носами появились в западноевропейских странах в XV веке. Их имели право носить только богатые горожане; рисунок 2 - У мужчины из средних веков (XIIIXIV века ) одеты сапоги , которые носили в XVIXVIII веках; рисунок 3 - У женщины в пышном платье XVIII века на голове одет эннен времен поздней готики (XIV век), эннены продержались в моде Европы около 100 лет.

Эннен. В XIV веке удлиненный силуэт фигуры подчеркивается высокими колпаками – энненами. Они продержались в моде Европы около ста лет. Эннены

Делали из жесткой бумаги или накрахмаленного льна, а поверх натягивали шелк или другую дорогую ткань. К нему прикрепляли длинную вуаль, которая иногда закрывала лицо. Эннены возвышали феодалок над народом и друг над другом.

Чем знатнее была дама, тем выше был эннен. Так принцессы носили эннены высотой в метр! Дамы рангом ниже, придворные не смели иметь колпаки выше, им был установлен предел – до 50 – 60 сантиметров.

Задание 4

Кроссворд

Но ближе всех нам, конечно, русские костюмы. Кроссворд включает в себя задания на знание русского народного творчества: одежды, предметов быта, традиций.

Кроссворд состоит из трех частей. Каждой команде – по части. Ключевые слова: русское народное искусство.

I часть

1. Деталь одежды. (Ответ: порты).

2. Военная форма. (Ответ: мундир).

3. Женский головной убор в старину. (Ответ: сборник).

4. Один из символов царской власти. (Ответ: скипетр).

5. Мужская лавка в избе с подлокотниками в виде конской головы. (Ответ: коник).

6. Вид женской одежды с длинными рукавами. (Ответ: телогрея).

7. Мягкие кожаные тапочки, которые шились на одну ногу и сверху собирались на кожаный ремешок. (Ответ: поршень).

II часть

8. Женская одежда. (Ответ: летник).

9. Женское ремесло, домашнее занятие. (Ответ: вышивание).

10. Женский головной убор. (Ответ: коруна).

11. Название народного художественного промысла. (Ответ: хохлома).

12. Передача из поколения в поколение обычаев, навыков, правил. (Ответ: традиция).

13. Узор или … (Ответ: орнамент).

14. Один из распространенных образов в народном искусстве. (Ответ: конь).

15. Предмет или изобразительный знак, имеющий охранительное значение. (Ответ: оберег).

III часть

16. Яркие цветные плитки с узорами из глины. (Ответ: изразцы).

17. Русский народный праздник. (Ответ: масленица).

18. Орудие труда, с помощью которого получали пряжу. (Ответ: прялка).

19. Древний деревянный утюг. (Ответ: рубель).

20. Деревянные или берестяные коробы. (Ответ: туеса).

21. Народный умелец. (Ответ: мастер).

22. Мужская верхняя одежда. (Ответ: кафтан).

23. Название детали в женском костюме. (Ответ: понева).

24. Девичий головной убор в виде полосы ткани. (Ответ: повязка).

Задание 5

Блиц-турнир. Ответы на вопросы

Назвать предметы одежды. Показать рисунки.

1. Кольчуга, ферязь, охабень, телогрея, туника, колпак, поршень,

тафья, коруна.

2.Хитон, гимантий, зипун, сарафан, понева, сапожки, башмак, горлатная шапка, кичка, изразцы.

3. Скипетр, держава, шапка Мономаха (венец), кафтан, мурмолка,

летник, чеботы, кокошник, сборник, душегрея.

Расскажите что вы знаете об этой одежде.

Учитель: На Руси тоже носили двойные и даже тройные головные уборы. Во время ордынского ига утвердился обычай брить голову накануне больших праздников.

Дома на бритой голове постоянно носили расшитую шапочку- тафью. Отправляясь куда-нибудь, поверх тафьи одевали колпак, а на него горлатную шапку, которую, правда, охотнее носили на сгибе левой руки. Эти шапки шили из меха лис, куниц, соболей, взятого с горла (отсюда название), или душек. По горлатным шапкам можно было узнать родовитых бояр. Шапку эту бояре не ломали даже перед царем.

Дома же такой шапке было определено почетное место – ее напяливали на болванец, нарядно расписанный иконописцами и считавшийся украшением в доме. Иной раз прямо на тафью надевали мурмолку – шапку с меховыми отворотами.

Основой женской одежды была длинная сорочка, скроенная из прямых полотнищ. "Бабьи рубашки – те же мешки: рукава завяжи, да что хошь положи," говорится в народной пословице.

У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу, и длинные рукава. Как и мужские , женские сорочки украшали вышивкой, обшивали цветной материей по краю подола, рукавов, вороту и по швам. Шили их в зависимости от достатка из различных материй, от холста до шелка. Сверх сорочки надевали сарафан – Длинную распашную одежду без рукавов, застегивающуюся снизу доверху на пуговицы. Знатные женщины сарафан делали из дорогих материй, простые – из домотканого холста. Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии, и очень широкая сборчатая одежда без рукавов, на лямках, как у современных сарафанов. Более длинной верхней распашной одеждой

Была телогрея. Шили ее из плотных тканей, спереди застегивали на пуговицы или завязывали завязками. Самой нарядной и своеобразной женской одеждой был летник. Шили его из ярких материй, надевали через голову и не подпоясывали. Рукава сшивали сверху только до локтя. А ниже они висели длинными полотнищами. Концы рукавов и перед летника у ворота украшали нашивками из более дорогих тканей.

Задание 6

Устное народное творчество

Загадки, пословицы, поговорки, скороговорки об одежде.

(Дети рассказывают подготовленные дома пословицы и т. п.)

Фразеологизмы. Объяснить, как вы понимаете такие выражения:

  • Опростоволоситься (По собственной оплошности сделать грубый промах оплошать);
  • распоясаться (Стать распущенным, утратить всякую сдержанность);
  • последнюю рубаху отдаст (Бескорыстный, отзывчивый, нежадный человек);
  • шиворот – навыворот (Шиворот -навыворот - наоборот, совсем не так, как нужно. Шиворотом в Московской Руси назывался расшитый воротник боярской одежды, один из знаков достоинства вельможи. Во времена Ивана Грозного боярина, подвергшегося царскому гневу и опале, сажали на тощую клячу спиной вперед, надев на него одежду тоже наизнанку, т.е. шиворот навыворот (наоборот). Само слово шиворот возникло из шив + ворот, где шив - др.-рус. "шея");
  • работать спустя рукава (Работать, делать что-либо небрежно, кое-как. В Древней Руси носили верхнюю одежду с очень длинными, до колен или даже до земли, рукавами. Поэтому работать можно было только засучив рукава. А при спущенных рукавах нормально выполнять работу было невозможно.

Задание 7

Вот мы с вами сделали круг на нашем колесе истории. Осталось последнее задание.

Вы выступите в роли модельеров и представите как будет выглядеть одежда в будущем и объясните почему так. Какие предметы одежды из прошлого будут носить и в будущем и почему вы так решили.

Лучшие работы демонстрируются. Дети объясняют свои рисунки.

Подведение итогов

Закончилась наша игра. Пока жюри подводит итоги, мы вспомним что делали и что нового узнали.

Подведение итогов и награждение команд.

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль