Формирование основ межэтнической толерантности младших школьников

2296
Формирование основ межэтнической толерантности младших школьников
в рамках реализации программы "Дорогою открытий и добра"
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой как рыбы,
Нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Б. Шоу

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевает терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. С младшего школьного возраста необходимо целенаправленно формировать у ребенка толерантное сознание.

Толерантность - интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности.

Толерантность – это комплексное личностное качество, которое подлежит целенаправленному формированию в педагогическом процессе общеобразовательной школы.

Важнейшей задачей современной школы является формирование у младшего школьника целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии народов, культур и религий.

Программа "Дорогою открытий и добра" (авт. Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Тивикова С.К., Яшина Н.Ю.) создает определенные условия для формирования межэтнической толерантности младшего школьника.

Основной установкой программы является воспитание, с одной стороны, чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, а с другой - уважения к культуре других народов, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть. В основу программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» положены идеи учебного курса "Гражданское образование в начальных классах" (авт. Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Тивикова С.К., Яшина Н.Ю.). [4]

Программа условно делится на 4 тематических блока:

  1. Отечество. Родина. Россия.
  2. Познание мира.
  3. Культура разных народов.
  4. Семья и человек, самопознание.

У каждого человека есть дом: это семья, город, в котором он живет, страна, планета Земля. Ребенок ощущает себя сыном, внуком, гражданином или землянином, в зависимости от того пространства, которое в данный момент рассматривается как дом.

Все мы вольно или невольно являемся носителями определенной культуры, которая закладывается именно в семье. Семья - это такое микрообщество, в которое человек попадает при рождении. Именно в семье формируются основные нормы морали, поведения в обществе. Что приобретено человеком в детстве, очень трудно, а в ряде случаев невозможно изменить, исправить во взрослом состоянии. Основы толерантности начинают закладываться в семье. Не случайно в программе «Дорогою открытий и добра» очень много времени посвящено семье. Это большие темы «Я и моя семья» во 2 классе и «Тепло родного очага» в 3 классе.

Носителями традиций в любой семье являются бабушки и дедушки. Поэтому большую заинтересованность показывают дети, рассказывая о хобби своих бабушек и дедушек. У каждого народа своя кухня, свои любимые блюда. Как же не рассказать о национальных особенностях приготовления различных блюд своим одноклассникам?!

Каждая семья имеет свои традиции, которые передаются из поколения в поколение. Соблюдение этих традиций и знание своей родословной формирует у ребенка чувство уважения к старшим, к истории своей семьи, своей страны, к традициям других народов.

Программа "Дорогою открытий и добра" носит метапредметный характер. Например, ученикам так нравится тема «Моя родословная», где они представляют генеалогическое древо своей семьи, что при изучении темы «Наша школьная семейка» составляют генеалогическое древо класса. Ведь класс – это тоже семья, только школьная, со своими законами, традициями и своим укладом.

Сейчас в каждом классе учатся дети разных национальностей. Задача учителя – создать атмосферу добра и сотрудничества между всеми детьми класса. Очень хорошо помогает решать эту задачу программа "Дорогою открытий и добра". Это блоки "Россия" и "Культура разных народов".

При изучении темы "100 народов – одна страна" учащиеся знакомятся с многонациональной семьей под названием Российская Федерация.

Тема "Отчизны славные сыны" посвящена людям, которые прославили Россию. И не важно, какой они были национальности. У нас в школе ежегодно проходит праздник «Мы славим тех, кто нас прославил». На сцену поднимаются дети разных национальностей, которые прославили нашу школу на городском, региональном и федеральном уровне.

Не менее важная тема "Живем по соседству". Учащиеся знакомятся с культурой народов разных стран мира, осознавая, что много разных людей живет на планете Земля, у каждой страны свои особенности, и мы должны уважать каждого человека, живущего на нашей планете. Итогом изучения темы может стать большой спектакль "Сказки народов мира".

Формирование межэтнической толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, для которого необходимо создание определенных педагогических условий:

  1. обогащение кругозора младших школьников информацией о культуре, истории, ценностях своего и других народов;
  2. создание благоприятного психологического климата для позитивного общения детей, принадлежащих к различным этническим группам;
  3. включение детей разных национальностей в совместную познавательную и практическую деятельность, специально спроектированные ситуации.

Все эти условия четко соблюдены в программе "Дорогою открытий и добра", именно поэтому данная программа является большим подспорьем для учителя начальных классов при формировании межэтнической толерантности младшего школьника.

Список использованной литературы

  1. Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. /Г.Г. Абдулкаримов - Москва: Высшая школа, 2006
  2. Асмолов А. Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа, 2001
  3. Организация внеурочной деятельности младших школьников. Сборник программ. Нижний Новогород. НИРО, 2011
  4. Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. Уроки гражданского образования в начальных классах – Нижний Новгород, 2008

Автор статьи - пользователь сайта "Менеджер образования", Виктория Константинова

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль