Формирование основ межэтнической толерантности младших школьников

2313
Формирование основ межэтнической толерантности младших школьников
в рамках реализации программы "Дорогою открытий и добра"
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой как рыбы,
Нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Б. Шоу

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевает терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. С младшего школьного возраста необходимо целенаправленно формировать у ребенка толерантное сознание.

Толерантность - интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности.

Толерантность – это комплексное личностное качество, которое подлежит целенаправленному формированию в педагогическом процессе общеобразовательной школы.

Важнейшей задачей современной школы является формирование у младшего школьника целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии народов, культур и религий.

Программа "Дорогою открытий и добра" (авт. Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Тивикова С.К., Яшина Н.Ю.) создает определенные условия для формирования межэтнической толерантности младшего школьника.

Основной установкой программы является воспитание, с одной стороны, чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, а с другой - уважения к культуре других народов, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть. В основу программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» положены идеи учебного курса "Гражданское образование в начальных классах" (авт. Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Тивикова С.К., Яшина Н.Ю.). [4]

Программа условно делится на 4 тематических блока:

  1. Отечество. Родина. Россия.
  2. Познание мира.
  3. Культура разных народов.
  4. Семья и человек, самопознание.

У каждого человека есть дом: это семья, город, в котором он живет, страна, планета Земля. Ребенок ощущает себя сыном, внуком, гражданином или землянином, в зависимости от того пространства, которое в данный момент рассматривается как дом.

Все мы вольно или невольно являемся носителями определенной культуры, которая закладывается именно в семье. Семья - это такое микрообщество, в которое человек попадает при рождении. Именно в семье формируются основные нормы морали, поведения в обществе. Что приобретено человеком в детстве, очень трудно, а в ряде случаев невозможно изменить, исправить во взрослом состоянии. Основы толерантности начинают закладываться в семье. Не случайно в программе «Дорогою открытий и добра» очень много времени посвящено семье. Это большие темы «Я и моя семья» во 2 классе и «Тепло родного очага» в 3 классе.

Носителями традиций в любой семье являются бабушки и дедушки. Поэтому большую заинтересованность показывают дети, рассказывая о хобби своих бабушек и дедушек. У каждого народа своя кухня, свои любимые блюда. Как же не рассказать о национальных особенностях приготовления различных блюд своим одноклассникам?!

Каждая семья имеет свои традиции, которые передаются из поколения в поколение. Соблюдение этих традиций и знание своей родословной формирует у ребенка чувство уважения к старшим, к истории своей семьи, своей страны, к традициям других народов.

Программа "Дорогою открытий и добра" носит метапредметный характер. Например, ученикам так нравится тема «Моя родословная», где они представляют генеалогическое древо своей семьи, что при изучении темы «Наша школьная семейка» составляют генеалогическое древо класса. Ведь класс – это тоже семья, только школьная, со своими законами, традициями и своим укладом.

Сейчас в каждом классе учатся дети разных национальностей. Задача учителя – создать атмосферу добра и сотрудничества между всеми детьми класса. Очень хорошо помогает решать эту задачу программа "Дорогою открытий и добра". Это блоки "Россия" и "Культура разных народов".

При изучении темы "100 народов – одна страна" учащиеся знакомятся с многонациональной семьей под названием Российская Федерация.

Тема "Отчизны славные сыны" посвящена людям, которые прославили Россию. И не важно, какой они были национальности. У нас в школе ежегодно проходит праздник «Мы славим тех, кто нас прославил». На сцену поднимаются дети разных национальностей, которые прославили нашу школу на городском, региональном и федеральном уровне.

Не менее важная тема "Живем по соседству". Учащиеся знакомятся с культурой народов разных стран мира, осознавая, что много разных людей живет на планете Земля, у каждой страны свои особенности, и мы должны уважать каждого человека, живущего на нашей планете. Итогом изучения темы может стать большой спектакль "Сказки народов мира".

Формирование межэтнической толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, для которого необходимо создание определенных педагогических условий:

  1. обогащение кругозора младших школьников информацией о культуре, истории, ценностях своего и других народов;
  2. создание благоприятного психологического климата для позитивного общения детей, принадлежащих к различным этническим группам;
  3. включение детей разных национальностей в совместную познавательную и практическую деятельность, специально спроектированные ситуации.

Все эти условия четко соблюдены в программе "Дорогою открытий и добра", именно поэтому данная программа является большим подспорьем для учителя начальных классов при формировании межэтнической толерантности младшего школьника.

Список использованной литературы

  1. Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. /Г.Г. Абдулкаримов - Москва: Высшая школа, 2006
  2. Асмолов А. Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа, 2001
  3. Организация внеурочной деятельности младших школьников. Сборник программ. Нижний Новогород. НИРО, 2011
  4. Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. Уроки гражданского образования в начальных классах – Нижний Новгород, 2008

Автор статьи - пользователь сайта "Менеджер образования", Виктория Константинова

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль