Концепция развития школы на основе инновационных технологий управления

24214

Вступление.

Если вы хотите что-то сделать,
делайте это сейчас. Завтрашних
дней и так слишком много.

М. Лэндон

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 4" г. Черногорска Республики Хакасия, в котором мне посчастливилось работать, – обычное образовательное учреждение, расположенное на окраине провинциального городка. Школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, предпрофильного и профильного обучения, дополнительного образования. В школе 23 класса – комплекта, 512 учеников.

Миссия нашей общественно-активной школы "Школа – территория формирования социального капитала: от идеи к образовательной практике" состоит в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия развития (в соответствии с имеющимися у школы возможностями) для всех участников образовательного сообщества: детей, родителей, представителей местного сообщества – с учетом различий их склонностей и способностей. Школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся, родителям с их индивидуальными особенностями, с другой стороны – гибко реагировать на социальные изменения среды.

Управление школой осуществляется на основе Закона РФ "Об образовании", Устава школы, локальных актов. Демократичный уклад жизни в школе обеспечивается эффективной системой управления в соответствии с принципами демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, управление ОУ строится на принципах единоначалия и самоуправления. В управлении школой участвуют следующие общественные организации: Совет образовательного учреждения, Совет отцов, Общественный Благотворительный Фонд "Возрождение", Родительский комитет, Школьное самоуправление "Демократическая республика". Разработана нормативная база по функционированию системы государственно-общественного управления.

Школа является победителем конкурсного отбора лучших образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы (в рамках ПНП "Образование") в 2008г., дважды становилась экспериментальной площадкой Министерства образования и науки Республики Хакасия, неоднократный победитель конкурсов грантовой поддержки как городских, так и федеральных. Педагоги школы – победители различных профессиональных конкурсов, имеют отраслевые награды и награды общественных организаций и объединений.

Мы придерживаемся убеждения, что образование – это необходимое благо для воспитания благополучного и здорового потомства, сохранения благоприятной окружающей среды, поддержания социального мира и взаимодействия различных групп населения.

Ниже представлена концепция развития нашей общеобразовательной школы, созданная на основе инновационных технологий управления развитием образовательного учреждения.

наверх

Концепция развития школы на основе инновационных технологий управления ОУ

За время реализации программы развития школы 2005-2008 г. произошли существенные изменения в государстве, обществе, школьном сообществе, без учета которых невозможно выстроить систему развития ОУ на следующий период. Основные субъекты образования: ученики, педагоги, родители имеют свои потребности, ожидания и требования к образованию, Мониторинг, проводимый в образовательном сообществе, позволил нам выявить содержание актуальных потребностей и "социальных" ожиданий, а также недостатки, существующие в образовательном пространстве школы (см. таблицу 1):

Таблица 1 "Потребности и ожидания субъектов образовательного процесса"

Ученики

Педагоги

Родители и члены сообщества

Потребности

Успешная социализация, приближенность к современной информационной культуре, профессиональное самоопределение, формирование коммуникативных компетенций и лидерских качеств

Формирование положительного имиджа школы, повышение собственной квалификации и компетентности, особенно информационно-технологической, подготовка учеников к жизни в обществе, современное материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Желание участвовать в управлении школой, оценивать качество образования, стремление видеть своих детей здоровыми физически и психологически, социально успешными. Необходимость в получении дополнительных умений и навыков (гражданско-правовых, информационных, экономических и т.д.)

Ожидания от образования

Научиться находить выход из любой ситуации, выстраивать отношения с любыми людьми, формулировать цель, строить пути ее достижения, видеть разные способы достижения цели. Иметь хорошую базу современных академических знаний, владеть новыми технологиями, получить начальные навыки предпринимательской и управленческой деятельности

Образование должно быть ориентировано на личность ребенка, формировать демократическую культуру и социальные ценности гражданского общества через участие в самоуправлении, добровольчестве и других программах, имеющих общественную поддержку в местном сообществе. Модель ученика: эрудированный, культурный, умеющий ставить перед собой цели, умеющий работать в команде, коммуникабельный, креативный, ответственный за выполнение своей работы, толерантный, законопослушный гражданин своего Отечества

Желают видеть уровень сложности образовательного процесса адекватным индивидуальным возможностям ребенка, ориентированным на самостоятельность. Действия на всех уровнях работы школы должны быть согласованы, участие родителей в функционировании школы должно быть определено законодательно. Школа должна представлять образовательные услуги не только ученикам, а являться своеобразным образовательным центром для окружающего сообщества

Недостатки

Недостаточно развитый уровень коммуникативной культуры, навыков социально-психологического самоконтроля, терпимости и толерантности по отношению к другим, слабое здоровье, недостаточная ориентация на учебные достижения

Недостаточный уровень квалификации в области информационных технологий, обусловленный отсутствием необходимой материально-технической базы ОУ

Отсутствие управленческих навыков, незнание механизмов и способов оценки деятельности педагогов школы и качества образования, низкий уровень потребительской культуры. Неумение ориентироваться в мире современных технологий, слабое знание законов, слабо сформированная гражданская позиция

Таким образом, в реализации предыдущей программы опытно-экспериментальной работы и социально-педагогического мониторинга школой мы выявили ряд проблем, существующих в образовательном и социальном пространстве. Ниже представлен ранжированный перечень проблем:

1. Несоответствие сложившейся системы оценки деятельности образовательного учреждения принципам государственно – общественного управления школой (государственные органы управления имеют четко определенный набор методик и механизмов оценки качества образования и деятельности ОУ, а общественные организации и партнеры школы имеют ограниченный доступ к процедуре оценивания деятельности педагогов и школы в целом);

2. На сегодняшний момент сложившаяся система образования не может обеспечить формирование всех ключевых компетенций школьника: достаточно хорошо определены подходы к формированию учебно-познавательных, творческих, регулятивных компетенций, а формирование эмоционально-психологических, социальных и компетенции самосовершенствования хоть и определено законодательно, но в практике работы ОУ просматривается слабо;

3. Сформированные лидерские качества школьников не сочетаются у них с такими качествами личности, как терпимость, толерантность, умение бесконфликтно взаимодействовать с окружающими. Проявление физической и вербальной агрессии школьников является следствием коммуникативной некомпетентности в межличностном общении с родителями, сверстниками, учителями;

4. У представителей местного сообщества слабо развиты навыки гражданско-правовой, информационно-технологической, социальной, потребительской культуры, многие жители, стремясь идти в ногу со временем, испытывают потребность в непрерывном дополнительном образовании, поэтому школа представляет собой уникальный ресурс для местного сообщества, а местное сообщество, в свою очередь, ресурс для развития школы.

На основании этого созрела необходимость перестройки системы образования на основе эффективного взаимодействия образования с образовательным сообществом и государством. Наиболее оптимальным вариантом решения ключевых проблем для нашего образовательного учреждения стала реализация принципа государственно-общественного управления образованием посредством расширения степени общественного участия в управлении школой. Но, к сожалению, мы столкнулись с тем, что многие родители, члены сообщества, несмотря на желание участвовать в управлении школой, не могут этого сделать по причине отсутствия у них элементарных гражданско-правовых знаний, а также механизма и опыта подобной деятельности на территории нашей страны. Инициативные родители не в состоянии оценить то, что оценивать не умеют и не знают даже элементарных критериев подобной оценки. Поэтому стало необходимым организовать обучение родителей и членов образовательного сообщества школы навыкам управленческой деятельности, создать систему независимой экспертизы деятельности образовательного учреждения, так как на сегодняшний момент ни родители, ни представители сообщества не имеют четкого представления о том, как они могут оценить работу школы, какие коррективы внести, как изменить, если это необходимо, некоторые компоненты учебно-воспитательного процесса.

Помимо этого, в современном обществе каждому гражданину требуется широкий круг компетенций, чтобы гибко адаптироваться к быстро изменяющемуся миру. Новые требования, предъявляемые обществом и сферой труда, обусловливают необходимость того, чтобы каждый человек продолжал обновлять свои знания и навыки на протяжении всей жизни. Организация "обучения на протяжении всей жизни" означает, что люди, независимо от возраста, имеют возможность реализовывать свой потенциал с целью получения и обновления навыков, необходимых для включения в информационное сообщество. Для этого в школе были разработаны специальные обучающие программы, которые дали новые базовые знания и навыки для всех участников образовательного сообщества школы. Ведь инновационные методики преподавания для системы непрерывного образования особенно необходимы людям, чьи возможности ограничены и требуют специальной поддержки (пожилые люди, безработные, домохозяйки, инвалиды и т. д.).

Цели образования молодежи и взрослых, рассматриваемого в качестве процесса, протекающего на протяжении всей жизни, заключается в развитии самостоятельности и чувства ответственности, укреплении способности адаптироваться к преобразованиям, происходящим в культурном, экономическом, политическом пространстве, а также в содействии сосуществованию, терпимости, осознанному и творческому участию граждан в жизни общества. В методах непрерывного обучения провозглашается приоритет личной мотивации, критического мышления и умения учиться.

Решение выше перечисленных проблем в нашем образовательном учреждении стало возможным при условии реализации Программы развития школы, в которой мы определили приоритетное направление деятельности ОУ – построение модели оптимального взаимодействия школы и местного сообщества посредством привлечения к независимой экспертизе деятельности образовательного учреждения и создание системы непрерывного дополнительного образования жителей местного сообщества.

Все процессы, происходящие в рамках реализации программы развития школы, можно разделить на три составляющие:

  • демократизация управления школой;

  • формирование ключевых компетенций и удовлетворение образовательных потребностей образовательного сообщества школы через участие в управлении школой и реализации совместных программ;

  • проектирование системы дополнительного непрерывного образования представителей местного сообщества.

Программа основана на методологических и практических разработках, раскрывающих основные направления системных изменений в отечественном общем образовании, и анализе качества образования, достигнутого школой.

Методологическим основанием для разработки Программы явилась необходимость модернизации образования на компетентностной основе. Такой подход является актуальным на сегодняшний день (Е.Я. Коган, В.В. Лаптев, О.Е. Лебедев, Е.А. Ленская, А.А. Пинский и др.) и отражает такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнение ключевых (т. е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей и компетенций.[1] Знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в современном информационном обществе. Для человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность приме­нять обобщенные знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возни­кающих в реальной деятельности. При компетентностном подходе знания являются познавательной базой компетентности будущего гражданина. Поэтому сегодня необходим компетентностный подход к формированию ключевых компетентностей всех участников образовательного сообщества: учебных (ученики); родительских (родители); профессиональных (педагоги); управленческих (управленцы), гражданско-правовых (жители местного сообщества).

Основной целью реализации программы стало:

Формирование ключевых компетенций всех субъектов образовательного сообщества и социальных партнеров школы через разработку и апробацию системы независимой экспертизы качества образования посредством расширения общественного участия в рамках реализации государственно-общественного управления школой, а также создание системы непрерывного дополнительного образования жителей местного сообщества с использованием ресурса ОАШ.

Основными задачами стали:

1. Подготовить организационно-техническое, учебно-методическое, нормативно-правовое обеспечение деятельности по программе.

2. Разработать процедуру и механизм реализации общественной экспертизы деятельности образовательного учреждения.

3. Расширить степень участия общественности в управлении школой посредством привлечения ресурсов местного сообщества через обучение родителей и жителей сообщества основам управленческой деятельности.

4. Провести социально-педагогический мониторинг образовательных потребностей членов местного сообщества на основе ресурса ОАШ.

5. Сформулировать социальный заказ на образовательные услуги с использованием потенциала образовательного учреждения.

6. Разработать образовательные программы с учетом социального заказа, освоить технологию и методику непрерывного дополнительного образования.

7. Запустить механизм реализации непрерывного образования представителей местного сообщества.

Мы выбрали следующие целевые группы программы:

1. Жителей микрорайона школы (получают возможность участвовать в управлении ОУ, приобретают новые знания, реализуя потребность в образовании);

2. Педагогов и руководителей ОУ (получают более высокий рейтинг школы, так как творчески работающий педколлектив может достичь более высоких результатов в учебной и воспитательной работе);

3. Органы общественного управления ОУ (получают возможность участвовать в управлении школой, проводят независимую экспертизу деятельности ОУ);

4. Некоммерческие организации (расширяют свои функции в участии управлением ОУ, реализуют себя в системе непрерывного дополнительного образования);

5. Органы ученического самоуправления (получают возможность участвовать в управлении школой, реализуя принципы самоуправления, наравне со взрослыми оценивая деятельность школы, становятся разработчиками программ непрерывного дополнительного образования);

6. Учащихся ОУ (повысили уровень интеллектуальных знаний, приобретают навыки работы с сообществом, реализуя программы непрерывного дополнительного образования).

Инновационную работу педагогического коллектива по построению и реализации Программы определила стратегия развития школы, которая заключается в переходе от знаниевой парадигмы к компетентностной, т. е. в построении нового подхода к управлению школой посредством расширения общественного участия местного сообщества в оценке деятельности образовательного учреждения через разработку и апробацию механизма общественной экспертизы качества образования, ориентации содержания на формирование основных компетентностей всех участников образовательного сообщества, построения образовательного процесса, в центре которого находятся интересы ребенка и жителей местного сообщества, используются методы, стимулирующие мотивацию непрерывногообразования граждан иличную ответственность за результаты обучения.

Миссия школы: школа – территория формирования социального капитала: от идеи к образовательной практике.

Выбирая стимулирующее гражданское участие как приоритетное направление работы общественно-активной школы, мы создаем социальный капитал, который нужен для улучшения жизни в окружающем сообществе. Человек беззащитен социально, если находится в одиночестве и предоставлен самому себе, если же он входит в контакт с сообществом, то создается так называемый "социальный капитал", который не только удовлетворяет социальные нужды конкретного человека, но и способствует существенному улучшению условий жизни в сообществе в целом. Принцип "Ты отдаешь сообществу, а сообщество возвращает тебе" находит отражение во всех компонентах функционирования общественно-активной школы.

Для оценки эффективности Программы были выбраны следующие критерии:

  • востребовательность и общественный резонанс;

  • рост компетентностей всех членов образовательного сообщества

  • актуальность модели для образовательной системы города, региона;

  • технологичность механизма реализации общественной экспертизы деятельности образовательного учреждения, методик непрерывного образования членов местного сообщества, способность к тиражированию опыта в масштабах региона;

  • рост активности родителей и представителей сообщества в реализации эксперимента;

  • сформированность положительного имиджа и повышение социального престижа школы.

Основные виды работ, мероприятий, проведенные в школе для реализации программы

Этап реализации

Мероприятия

Проектирование программы, ее экспертиза и утверждение. Привлечение необходимых ресурсов для основного этапа реализации программы

Изучение опыта работы по теме проекта в России и за рубежом

Проведение комплексного социологического исследования по проблемам, выявленным в ходе разработки программы развития

Проведение запускающего семинара по программе

Проведение серии обучающих семинаров: с учителями, родителями, учениками, представителями общественности для разъяснения сути работы, создания инициативных групп

Разработка инновационного проекта "Школа активного родителя" с целью обучения родителей навыкам управленческой деятельности

Формирование пакета нормативно-правовых документов по реализации программы

Создание компьютерной программы и оценочных листов для проведения независимой экспертизы деятельности ОУ

Конкурс проектов непрерывного дополнительного образования для населения в соответствии с результатами комплексного исследования. Разработка инновационного проекта "Школа жизни"

Семинары по подготовке учащихся к реализации образовательных программ непрерывного дополнительного образования членов местного сообщества

Создание странички на сайте и размещение на ней информации по реализации программы

Проведение пресс-конференции, информация в СМИ о деятельности в рамках реализации программы

Реализация основных направлений программы. Мониторинг процесса реализации программы

Апробация методики рейтинговой оценки деятельности образовательного учреждения, предварительный мониторинг, анкетирование

Учебно-практический семинар по подготовке актива учащихся к запуску механизма непрерывного дополнительного образования граждан местного сообщества

Общественно-значимое мероприятие по презентации программ дополнительного образования жителей местного сообщества

Организация учебных мест для обучения родителей и членов местного сообщества. Работа факультетов "Школы активного родителя"

Организация учебных мест для обучения членов местного сообщества. Создание системы психологического сопровождения методики непрерывного дополнительного образования

Апробация технологии непрерывного дополнительного образования жителей местного сообщества

Проведение фестиваля "Диалог поколений", обобщающего опыт работы по реализации программ непрерывного дополнительного образования

Промежуточное исследование уровня удовлетворенности учащихся, родителей, педагогов, представителей местного сообщества организацией работы по реализации программы

Проведение городского семинара по теме "Школа и местное сообщество – ресурс формирования ценностей гражданского общества"

Оценка эффективности и анализ результатов реализации программы, обобщение и ассимиляция опыта, подготовка нового проекта программы.

Выпуск методической литературы, обобщающей результаты реализации программы.

Стажировка для представителей образовательной системы г. Черногорска, РХ по внедрению в практику работы ОУ системы независимой оценки деятельности образовательного учреждения

Мониторинг результатов реализации программы

Итоговое мероприятие с привлечением общественности, социальных партнеров школы по результатам реализации программы развития. Формирование инициативной группы по разработке программы развития школы на следующем этапе функционирования

Основные идеи:

1. Идея демократизации образовательного процесса.

2. Идея общественно-ориентированного образования.

3. Идея личностно-ориентированного образования.

4. Идея реализации принципа универсальности образования.

5. Идея сохранения физического, психического, социального здоровья всех субъектов образовательного процесса

6. Идея самореализация участников образовательного процесса.

7. Идея реализации принципа гуманизации образования.

8. Идея социализации, гуманитаризации.

Результаты реализации программы:

Направление

Результаты

Создание необходимых условий и разработка процедуры и механизма реализации общественной экспертизы качества образования и деятельности образовательного учреждения.

- Организация на базе школы ресурсного Центра по реализации системы государственно – общественного управления.

- Создание программы дополнительного образования родителей и членов местного сообщества навыкам управленческой деятельности "Школа активного родителя" (см. приложение 1).

- Создание программы непрерывного дополнительного образования членов местного сообщества с использованием технологии взаимообучения "Школа жизни" (см. приложение 2).

- Наличие вариативных образовательных программ, отвечающих запросам заказчика: учащихся, родителей, социальных партнеров школы.

- Разработана система контролирующих материалов, создан банка контрольно-измерительных материалов для оценки результатов обучения и воспитания в образовательном учреждении.

- Разработана система мониторинга соответствия материально-технической базы образовательных учреждений современным требованиям, предъявляемым к учебному процессу.

- Привлечены социально активные граждане к участию в проведении общественной экспертизы качества образования.

Степень общественного участия в управлении образовательным учреждением.

Разработка и апробация технологии, программы и методики непрерывного образования с использованием потенциала школы

- Проведены социологические исследования, направленные на выявление нужд и потребностей граждан местного сообщества, для разработки специальных обучающих программ.

- Проведены семинары и тренинги с учениками, родителями, представителями местного сообщества по вопросам непрерывного дополнительного образования.

- Привлечены ученики, социально активных граждане к разработке обучающих программ для местного сообщества.

- Разработаны, апробированы технологии и методики непрерывного дополнительного образования на базе школы через разработку программ обучения жителей микрорайона школы гражданско-правовым, информационно-технологическим, экономическим и другим необходимым для жизни в современном обществе знаниям.

- Рост положительного имиджа и повышение престижа школы, ее востребованности в обществе через создание на базе ОУ своеобразного центра непрерывного образования членов местного сообщества

Мы учли и возможные риски:

– внутренние:

  • недостаточная активность включения родителей и представителей местного сообщества в деятельность по реализации мероприятий Программы.

Опыт школы показывает, что организовать активное общественное участие родителей и членов местного сообщества для реализации социальных и образовательных программ непросто, особенно в начале взаимодействия. Это объясняется отсутствием свободного времени, неумением брать на себя ответственность за результат, недостаточной компетенцией в области управленческих, организаторских навыков, слабо сформированной гражданской позицией жителей, а иногда и потребительским отношением к происходящему в обществе в целом и в школе в частности. МОУ "СОШ № 4" имеет достаточно большой опыт по взаимодействию с местным сообществом, вовлечению в образовательный и воспитательный процесс родителей и социальных партнеров, организации НКО на базе школы.

  • Недостаток финансовых ресурсов для реализации Программы.

МОУ "СОШ № 4" создало достаточно эффективную систему привлечения внебюджетных средств. Благотворительный Фонд развития школы № 4 "Возрождение" получает доходы от предпринимательской деятельности, участия в конкурсах грантовой поддержки, проведения ежегодного благотворительного марафона, реализации социальных и бизнес-проектов, спонсорской помощи, добровольческих акций, ярмарок, благотворительных взносов. Поэтому можно говорить об устойчивом развитии дальнейшей деятельности школы по целевому привлечению дополнительных средств на реализацию Программы.

– внешние:

  • Искажение основной идеи общественной экспертизы качества образования, формализация в процессе тиражирования опыта школы.

Необходимо тесное взаимодействие школы с другими образовательными учреждениями как во время реализации Программы, так и по ее завершении. Семинары, тренинги, конференции, публикации в СМИ, выпуск специальной методической литературы – необходимые мероприятия для того, чтобы опыт школы был понят правильно другими ОУ, выбравшими для себя данное направление работы.

Итоги реализации программы:

В осуществлении Программы приняли участие – 40 учителей, 1000 родителей и членов местного сообщества, 500 школьников.

Реализация основных направлений программы позволила:

1) Создать необходимые условия и разработать процедуру и механизм реализации общественной экспертизы качества образования и деятельности образовательного учреждения,

2) Повысить степень общественного участия в управлении образовательным учреждением.

3) Разработать и апробировать технологии, программы и методики непрерывного образования с использованием потенциала школы (инновационный проект "Школа жизни").

4) Создать на базе школы республиканскую экспериментальную площадку по теме "Рейтинговая оценка деятельности учителя и классного руководителя как ресурс для формирования творческого потенциала педагога в условиях перехода на новую систему оплаты труда работников образования".

5) Разработать вариативные образовательные программы, отвечающие запросам заказчика: учащихся, родителей, социальных партнеров школы (инновационный проект "Школа активного родителя РОСТ").

6) Разработать систему контролирующих материалов, создать банк контрольно-измерительных материалов для рейтинговой оценки деятельности учителя и классного руководителя в образовательном учреждении (программа экспериментальной работы школы).

7) Привлечь социально активных граждан к участию в проведении общественной экспертизы качества образования.

Приложение 1.

наверх

Инновационный проект
Школа активного родителя "РОСТ"
(родительское объединение совместного творчества)

1. Проблемы, решению которых будет способствовать разработка

Демократия – нечто большее, чем просто определенная форма правления. Прежде всего, это форма совместной жизни, форма взаимообмена опытом. При демократии в обществе постоянно растет число людей, готовых согласовывать свои действия с действиями других и учитывать чужие интересы, определяя цель и направления своих собственных.

Д. Дьюи

На протяжении 10 лет к реальному управлению школой приобщаются представители общественности, прежде всего родительской, возникает иной, более демократический, государственно-общественный характер управления. Необходимость такого подхода к управлению зафиксирована в ст.2 Законе РФ "Об образовании", это является важным принципом государственной политики в области образования. Повышение удовлетворения образовательных потребностей и развитие государственно-общественного управления школой – одни из главных приоритетов модернизации российского образования. Безусловно, это требует развития взаимодействия школы с родителями как главными субъектами формулирования меняющихся образовательных потребностей и главными участниками соуправления школой.

Участие родителей и представителей общественности в образовательном процессе – один из основополагающих принципов работы ОАШ. Главной задачей общественно-активной школы в работе с родителями и местным сообществом стало формирование нового типа родителя, а именно, социально активного родителя, родителя – лидера.

Социально активный родитель – это субъект образовательного процесса, принимающий инициативное участие в выборе образовательной стратегии образовательного учреждения, выстраивающий партнерские отношения с педагогами, администрацией школы и органами ученического самоуправления, ориентированный на формирование гражданской позиции ребенка.

Социологические опросы, анкетирование, проводимые в школе, показывают, что:

  • большая часть опрошенных (85%) рады, что школа наряду с образовательной работой ведет еще и воспитательную, просветительскую работу с учениками и жителями поселка, помогая тем самым решить важные проблемы воспитания подрастающего поколения;

    значимость школы в глазах родителей очень высока – 84% из участников опроса согласились с тем, что качественное школьное образование может стать одним из главных факторов жизненного успеха;

  • 91 % одобряют создание общественных организаций с участием родителей и представителей общественности в рамках модели ОАШ;

  • 63% родителей и членов местного сообщества готовы участвовать в управлении школой;

  • 50% не знают, каким образом и в каких направлениях могут осуществлять управление школой;

  • 60% опрошенных родителей считают, что школа должна ввести информационно-обучающие программы для родителей, желающих участвовать в управлении школой;

  • 46% респондентов уверены, школа должна активнее привлекать родителей к обсуждению значимых вопросов школьной жизни.

Можно сделать вывод, что более половины (55%) родителей участвуют в школьной жизни, из них можно выделить потенциальную группу родителей, готовых развивать свою позицию по отношению к школе, в том числе и включаясь в новые формы взаимодействия (участие в управлении школой, обсуждение условий обучения, воспитания, общественной экспертизе и оценке деятельности педагогов и образовательного учреждения и т. д.) – ее можно оценить примерно в 20-25% родителей. Важно отметить, что она состоит из людей с активной жизненной позицией.

В результате реализации опытно-экспериментальной программы по развитию государственно-общественного управления школой выявлены ряд проблем, существующих в образовательном и социальном пространстве. Ниже представлен ранжированный перечень проблем:

Демократические принципы и нормы в образовании не стали ценностью для массового сознания родителей, в основе представления о школе лежат стереотипы (школа должна "формировать", "обучать", "воспитывать"), отрицающие возможные формы сотрудничества.

Фактически отсутствует система обучения родителей навыкам партнерства, принятия управленческих решений, экспертной деятельности, взаимодействия и управления, это ведет к тому, что родители, даже являясь членами Совета школы, выполняют свои функции формально, практически не проявляют инициативы, боятся принимать важные решения, не могут показать детям образцы сотрудничества, самоорганизации.

Родители недостаточно информированы об опыте демократизации школы, разработанных моделях и образцах создания демократического уклада школы.

Несамостоятельность и потребительское отношение к жизни, слабые навыки или отсутствие навыков самоорганизации у взрослых ведет к неумению развивать их в детях, низкий уровень культуры общения у взрослых передается детям, отсюда неспособность к диалогу между поколениями.

2. Сфера использования разработки – данный проект может быть использован в практике работы любого образовательного учреждения, так как система специального образования родителей, созданная школе, поможет обучать родителей-лидеров в любом образовательном учреждении региона.

Целевая группа разработки – родители учеников школы.

Выбор именно этой целевой группы обусловлен следующими причинами:

  • родители представляют самую многочисленную и наиболее заинтересованную в объективной информации и эффективному функционированию школы общественную группу;
  • родители доступнее для школы, чем представители других групп;

    родители способны оказывать непосредственное влияние на жизнь школы, участвовать в ее деятельности.

Круг пользователей:

Разработанная система образования будет важна для следующих общественных групп и поможет:

– каждому ребенку:

  • построить систему индивидуального педагогического сопровождения его образовательной деятельности в школьной и семейной среде, согласованную в результате активного взаимодействия учителя и семьи, родителей (лиц их замещающих);

– каждой семье:

  • избежать отрицательных последствий отсутствия взаимопонимания между школой и родителями;
  • учитывать возможности договорных/партнерских отношений со школой для регулирования, реализации образовательных потребностей семьи и ребенка с учетом возможностей и притязаний семьи;
  • приобрести управленческие навыки, участвуя в реализации специально разработанных для них образовательных программ;

– каждой школе:

  • иметь общественный заказ на реализацию индивидуальных образовательных программ;
  • иметь квалифицированных, подготовленных родителей для работы в органах школьного самоуправления;
  • иметь внешнюю оценку своей образовательной деятельности, качества образования;
  • иметь активных партнеров в лице родителей для реализации различных образовательных и воспитательных программ школы.

3. Цель разработки: создание условий для образования родителей как субъектов демократии.

4. Основные задачи, решаемые внедрением разработки:

1. Подготовить организационно-техническое, учебно-методическое, нормативно-правовое обеспечение деятельности по проекту.

2. Расширить степень участия общественности в управлении школой посредством обучения родителей навыкам управленческой и экспертной деятельности.

3. Разработать систему новых образовательных услуг – новых типов, видов и уровней образовательных программ (включая образование для взрослых) с учетом социального заказа, освоить технологию и методику дополнительного образования родителей.

4. Привлечь социально активных родителей к взаимодействию, формированию новых образовательных ресурсов семьи и школы, осуществлению внутришкольного мониторинга качества образования с помощью семьи, независимой экспертизе и оценке качества образовательных результатов и условий на основе анализа получаемой информации.

5. Ожидаемые результаты от внедрения разработки:

1. Реализация проекта позволит обеспечить соблюдение демократических условий саморазвития школы:

  • публичность и совместность действий с опорой на общественную поддержку деятельности;
  • соблюдение интересов всех субъектов образовательного пространства школы;
  • прозрачность механизмов управления, их нацеленности на взаимодействие;
  • добровольность принятия ответственности субъектами образовательного процесса, опора на инициативу, широкое участие общественных групп в принятии решений;
  • равенство прав детей и взрослых в школьном самоуправлении и уважение их свобод в школе.

2. Изменится модель родителя:

Школе нужен не пассивный потребитель образовательных услуг, а активный гражданин местного сообщества, не замыкающийся в семейных интересах, реально влияющий на улучшение качества жизни, в том числе и школьной, через общественные формы деятельности и механизмы социального партнерства.

Родители должны стать:

  • просвещенными партнерами школы;
  • пропагандистами школы;
  • независимыми экспертами деятельности школы;
  • школьными управляющими.


6. Обоснование актуальности разработки:

Для реализации принципа государственно-общественного управления школой в каждом образовательном учреждении директору вместе с педагогическим коллективом следует создать организационно-педагогические условия для участия родителей в жизни школы, то есть создать условия для созидательного сообщества детей и взрослых (это педагогически организованное, добровольное объединение школьников, их родителей, педагогов, других взрослых с учетом их общей ценностно-смысловой личностной направленности, взаимного приятия, взаимопонимания, внутренней расположенности участников друг к другу, стремления созидательно решить определенные проблемы, которые являются для них личностно значимыми). Однако не всегда удается организовать по-настоящему эффективную систему самоуправления в школе.

Одна из существенных причин того, что родители не принимают участия в управлении школой, жизни сообществ детей и взрослых состоит в том, что время реализации программы жизнедеятельности сообщества совпадает со временем професси­ональной работы родителей.

Другая причина в том, что в этих программах не предусмотрено активное включение родителей в ее реализацию.

Третья причина в том, что родители не понимают свою роль как общественных управляющих в сообществе, не умеют справиться с поставленной перед ними задачей, не имеют навыков управленческой деятельности и навыков работы в команде, не ориентируются в мире современных технологий, слабо знают законы, у них слабо сформированная гражданская позиция.

Поэтому чтобы родители могли включиться в жизнь школьного сообщества, необходимо помочь им обучиться таким важным сегодня умениям и навыкам, как информационно-аналитическая работа, проектирование деятельности, управление социальными проектами и т. д.

Идея создания Управляющих советов, в которых есть представители государственного, профессионально-ведомственного сектора (представители учредителя, директор школы), носители общественного начала (представители родителей, активные и уважаемые граждане) – очень своевременна и является шагом к практической реализации принципа государственно-общественного управления. Но практика работы школы показывает, что Управляющий совет не всегда способен по-настоящему эффективно управлять школой, ведь в управлении школой, как и любой другой организацией, есть множество вопросов и задач. Некоторые из них – как строить образовательный процесс, в каких направлениях развивать школу, как привлекать и расходовать школьные средства и др., носят стратегический характер, то есть являются принципиально важными для выживания и успеха школы, другие вопросы тоже требуют квалифицированного оперативного вмешательства управляющих и предполагают профессиональный характер их действий. Но, к сожалению, не все участники образовательного пространства школы способны принимать правильные решения, особенно в вопросах управления. Необходима специальная подготовка родителей и членов местного сообщества, создание специальных обучающих, тренинговых программ для родителей, то есть организация своеобразной "школы" для родителей, которая поможет им стать компетентными в вопросах управления образовательным учреждением.

Проект направлен на разработку модели по улучшению и консолидации сотрудничества и взаимодействия родителей, школы в области основного образования.

7. Новизна разработки:

Организация образования родителей по вопросам воспитания детей, в области правовых и гражданских знаний, формирование активной гражданской позиции родителей; участие родителей в управлении школой, реализации проектов, помощь в работе с детьми "группы риска" – основные направления деятельности школы по формированию родителей-лидеров. Но, к сожалению, далеко не каждый родитель может и желает участвовать в жизни школы. Одни родители готовы участвовать в управлении школой, но, к сожалению, не имеют управленческих навыков, не знают, как и в каком направлении могут сотрудничать. Неактивная гражданская позиция других родителей, непонимание ими проблем школы и сообщества тоже являются камнем преткновения в эффективном взаимодействии школы и сообщества. Все это делает особо актуальной инновационную проектную деятельность, направленную на поиски способов улучшения диалога школ с родителями.

Предлагаемый проект представляет собой принципиально новое направление в работе с родителями, они не просто будут привлекаться к управлению школой, а пройдут специальную подготовку и обучение, приобретут навыки управленческой деятельности и смогут по-новому осуществлять взаимодействие со школой.

8. Содержание разработки:

В основе данного инновационного проекта лежит идея создания в школе центра дополнительного образования родителей – своеобразного родительского университета. Как и в любом другом учебном заведении, здесь есть разные факультеты – направления работы с родителями-лидерами, мы предлагаем создать 6 факультетов:

  • Факультет менеджеров образования;
  • Факультет фандрайзинга;
  • Факультет общественной экспертизы и оценки проектов;
  • Факультет по связям с общественностью и PR-кампании;
  • Факультет социальных исследований;
  • Факультет правовых знаний.

Факультеты организованы исходя из потребностей определенных целевых групп родителей, посещение занятий добровольное, выбор факультетов зависит от личных предпочтений родителей.

Факультет менеджеров образования

Целевая аудитория: отцы (члены Совета отцов), председатели родительских комитетов классов, молодые родители.

Содержание программы обучения: погружение в интенсивную тренинговую деятельность, имитирующую современные экономические и социальные процессы, дополненные специализированными курсами по экономике, проектированию и управлению проектами, социальному менеджменту.

Формы и методы работы: ролевая и деловая игра, дискуссия, проектная деятельность, мозговой штурм, работа в группах, лидерские тренинги, изучение специализированных курсов экономики и менеджмента, проектирование управления некоммерческими проектами, практическая подготовка.

Факультет фандрайзинга

Целевая аудитория: члены правления Благотворительного Фонда развития школы, выпускники школы (члены Ассоциации выпускников).

Содержание программы обучения: комплексная программа базовой подготовки и мотивации добровольцев, ознакомление с основами фандрайзинга в социальных и добровольческих проектах, изучение механизма взаимодействия людей, готовых предоставлять помощь и нуждающихся в ней.

Формы и методы работы: тренинги, деловые игры, участие в работе творческих групп по реализации проектов, дискуссия, выездные семинары, мастер-классы.

Факультет общественной экспертизы и оценки проектов

Целевая аудитория: члены Совета школы, активные родители.

Содержание программы обучения: поэтапное освоение программ, связанных с проведением экспертной работы, создание индивидуально-ориентированных программ обучения и подготовки экспертов для проведения независимой оценки деятельности образовательного учреждения.

Формы и методы работы: семинары-тренинги, мастер-классы, мозговой штурм, лидерские тренинги, практические занятия в составе малых групп.

Факультет по связям с общественностью и PR-кампании

Целевая аудитория: члены Совета школы, активные родители, неработающие родители.

Содержание программы обучения: блок теоретических и тренинговых занятий по программам организации взаимодействия школы, местного сообщества, бизнеса, стратегия и тактика проведения PR кампаний, политический менеджмент (проектирование выборных кампаний и управление их проведением), культура межкультурного и межнационального взаимодействия.

Формы и методы работы: ролевая и деловая игра, дискуссия, проектная деятельность, мозговой штурм, дебаты, тренинги, работа в группах.

Факультет социальных исследований

Целевая аудитория: Председатели родительских комитетов классов, члены Совета общественной инспекции, бабушки и дедушки учеников.

Содержание программы обучения: практически-ориентированные семинары по программам проведения социального анализа, исследований, социального окружения школы, мониторинга и оценки образовательного сообщества школы.

Формы и методы работы: ролевая и деловая игра, дискуссия, анкетирование, интервью, психологические тесты и тренинги.

Факультет правовых знаний

Целевая аудитория: активные родители, выпускники школы, молодые родители.

Содержание программы обучения: комплексная программа подготовки сотрудников "Центра гражданского консультирования" для оказания гражданско-правовой помощи гражданам, программы организации взаимодействия с населением, социальной помощи незащищенным категориям граждан.

Формы и методы работы: изучение Конституции РФ, тренинги личностного роста, коммуникационные тренинги, комплексная деловая игра, практические занятия.

6 инициативных групп из представителей педагогического коллектива школы берут на себя функции по разработке учебных курсов для родителей, организации учебных занятий, руководству факультетами.

Посещение занятий родителями добровольное, выбор факультетов зависит от личных предпочтений.

Так как основная категория обучающихся в школе для родителей – взрослые люди, как правило, имеющие немного свободного времени для обучения, то был выбран наиболее оптимальный для данной ситуации метод обучения – "кейсовое" обучение.

"Кейсовое" обучение в западной образовательной технологии означает цельный комплект обучающих программ, овладение которыми за короткий промежуток времени позволяет человеку освоить новые для себя социальные и профессиональные компетенции. Такая технология обучения очень эффективна для занятых людей, которые не могут себе позволить длительное обучение. Родителям предлагается адресная подготовка по определенному кругу вопросов путем глубокого погружения в конкретную тему, подкрепленного интенсивными тренингами, деловыми играми, практическими занятиями для более эффективного усвоения образовательных программ.

Рабочий процесс обучения родителей можно разделить на 3 направления:

1. Образовательное направление – работа факультетов, изучение образовательных курсов по темам: "Социальное проектирование и управление некоммерческими проектами", "Лидерство", "Общественная экспертиза деятельности школы", "Командное проектирование управленческой деятельности", "Фандрайзинг", "Анализ социального окружения", "Стратегия и тактика избирательных кампаний, электоральный анализ, связь с избирателями", "Управление информацией и коммуникации в общественной деятельности", "Современные направления добровольческой деятельности" и др.

2. Развивающее направление – проведение тренингов, игр, направленных на развитие навыков коллективной (командной) работы, стимулирование социальной и творческой активности.

3. Творческое направление – занятия на творческих мастер-классах с целью выявления и развития творческого потенциала участников проекта, развитие креативности, вариативности применения полученных знаний на практике.

Первый этап – подготовительный. Создание инициативных групп из числа педагогов школы для разработки специальных обучающих программ для родителей. Выборы руководителей факультетов. Разработка, экспертиза и утверждение программ. Привлечение необходимых ресурсов для основного этапа реализации программы.

Второй этап – основной. Реализация основных направлений проекта. Мониторинг процесса реализации проекта.

Третий этап – рефлексивно-оценочный. Оценка эффективности и анализ результатов реализации проекта, обобщение и ассимиляция опыта, издание методического сборника.

9. Объем финансирования.

Примерная смета расходов реализации (внедрения) разработки

Направления финансирования

Сумма финансирования

1. Материально-техническое обеспечение (сканер, ксерокс, ламинатор, брошюратор, скобошвейный аппарат, бумагорезательное оборудование).

100000 рублей.

2. Распространение опыта работы по реализации проекта (выпуск печатных изданий, проведение семинаров, стажировок, публикации в СМИ).

50000 рублей

ИТОГО:

150000 рублей

10. Дополнительные возможности реализованной разработки:

  • актуальность проблемы для образовательной системы города, региона;
  • уровень активности родителей в реализации проекта;
  • формирование социального престижа школы.

11. Перспективы дальнейшего развития разработки, возможности распространения опыта ее реализации.

Для школы:

  • установление системы демократических ценностей и взаимоотношений школы и родительского сообщества с учетом интересов всех субъектов образовательного пространства школы;
  • наличие компетентных органов самоуправления в школе, создающих условия для реализации совместно принятых норм и правил;
  • создание условий для участия в решении важных вопросов функционирования школы всех участников образовательного пространства.

Для региональной системы образования:

  • становление инновационного образовательного учреждения;
  • дальнейшее развитие механизма государственно-общественного управления школой;
  • разработаннная и апробированная технология, программы и методики образования социально активных родителей с использованием потенциала школы.

Для учеников и их родителей:

  • улучшение и обновление учебного и воспитательного процессов;
  • определение эффективного пути развития школы с учетом интересов всех членов образовательного сообщества;
  • развитие внутришкольного и классного самоуправления.

Формы представления результатов для распространения опыта реализации разработки:

  • семинары, круглые столы;
  • сотрудничество с СМИ;
  • доклады на научно-практических конференциях, педсоветах;
  • размещение информации на сайте школы;
  • издание сборника.

12. Описание выполняемых работ

Этап реализации

Мероприятия

Необходимое материальное обеспечение

Подготовительный

Изучение опыта работы по теме проекта в России и за рубежом.


Предварительный мониторинг социального окружения школы, определение направлений, по которым будет происходить обучение родителей.

Принтер, сканер, ксерокс.

Проведение педагогического совета, создание инициативных групп по разработке образовательных программ для родителей. Выбор руководителей групп, состава экспертной комиссии из числа педагогов, администрации, членов школьного Парламента, членов Благотворительного фонда развития школы "Возрождение" и других общественных организаций.

Канцелярские товары

Разработка обучающих программ для родителей.

Принтер, сканер, ксерокс

Заседание Совета школы. Экспертиза обучающих программ, их утверждение.

Канцелярские товары

Создание методических, дидактических, наглядных материалов для проведения занятий с родителями, разработка программ компьютерной поддержки занятий.

Компьютер, услуги программиста, принтер, сканер, ксерокс, типографское оборудование.

Проведение семинара "Взаимодействие школы и семьи: родители - союзники и партнеры образовательного учреждения".

Мультимедиа-

проектор

Создание странички на сайте и размещение на ней информации по реализации проекта.


Проведение пресс-конференции, информация в СМИ о деятельности в рамках реализации проекта.

Мультимедиа-

проектор

Основной

Проведение общешкольной родительской конференции, формирование учебных групп из числа родителей, желающих обучаться в Школе для родителей.

Принтер, сканер, ксерокс


Проведение учебных и тренинговых занятий с родителями.

Канцелярские товары


Проблемно-целевой семинар "Создание имиджа образовательного учреждения".

Канцелярские товары


Мастер-класс "Школьное сообщество и социальное партнерство".

Мультимедиа-

проектор


Привлечение родителей к экспертизе качества образовательных результатов: проведение аудита знаний. Проведение общественной аттестации образовательного учреждения.



Выпуск методической литературы, обобщающей результаты проекта.

Оплата услуг типографии.


"Последний звонок" для родителей, успешно прошедших обучение, торжественное вручение сертификатов.



Стажировка для представителей образовательной системы г. Черногорска, РХ по внедрению в практику работы ОУ инновационного проекта.

Компьютер, ноутбук, оплата расходов по проведению стажировки.


Рефлексивно-оценочный

Мониторинг результатов реализации проекта.


Фестиваль родительских инициатив с привлечением общественности, социальных партнеров школы по результатам реализации программы развития.

Оплата расходов по организации фестиваля.

Приложение 2.

наверх

Проект "Школа жизни"
(организация центра взаимообучения для жителей местного сообщества г. Черногорска)

1. Концептуальные основы проекта.

Общеобразовательная школа является одним из важнейших социальных институтов. Современное российское общество нуждается в людях, способных осваивать и производить новые знания, организовывать взаимодействие и взаимопонимание людей разных взглядов и возрастов, имеющих опыт социального действия, уважающих права и свободы человека. Российское образование начинает переориентироваться на формирование у юных граждан России таких качеств, как чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбам сограждан, любовь к Родине, умение адаптироваться к современным экономическим реалиям. В "Концепции модернизации российского образования до 2010г.", определены его приоритетные направления, среди которых усиление воспитательного потенциала образовательного процесса и организация эффективного гражданского образования. В нормативных документах Министерства образования России ("О гражданском образовании учащихся образовательных учреждений Российской Федерации" (2003) и др.) подчеркивается, что "главной ценностью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве и гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а так же быть готовым участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ, государства". Одним из интенсивных методов социальной практики является приобретение детьми реального опыта участия в делах сообщества, решения социально-значимых проблем.

Но не только молодежи предстоит освоить навыки жизни в гражданском обществе, старшее поколение, к сожалению, тоже не всегда имеет положительный опыт решения социальных проблем, одной из причин этого является недостаток образования, поэтому в современной педагогике все чаще говорят об идее "непрерывного образования", которое поможет взрослым людям освоить новые технологии, приобрести новые знания, овладеть новыми компетенциями, в том числе социальными и гражданскими. Поэтому образование взрослых это не только право, это — ключ, открывающий дверь в XXI век. Такое образование является результатом активной гражданской позиции и условием для всестороннего участия в жизни общества. Обучение взрослых может помочь в деле формирования личности и сделать жизнь осмысленной. Такой вид обучения используется во многих европейских странах, так как "обучение "на протяжении всей жизни" подразумевает переосмысление содержания образования с целью учета таких факторов, как возраст, равноправие мужчин и женщин, физические и умственные недостатки, язык, культура и экономическое неравенство" (Гамбургская декларация об обучении взрослых, принятая пятой Международной конференцией по образованию взрослых, Гамбург, Германия, 14-18 июля 1997 года). "Обучение на протяжении всей жизни" – это увеличение инвестиций в человеческие ресурсы, преследующее цель поднять престиж и обозначить приоритет самого важного достояния — людей" ("Проект "Меморандума непрерывного образования" стран Европы").

При таком обучении используются инновационные методики преподавания, с помощью которых учащийся перестает быть пассивным реципиентом информации, а учителя становятся во все большей степени консультантами, наставниками и посредниками. В методах обучения провозглашается приоритет личной мотивации, критического мышления и умения учиться.

2. Проблемы, решению которых будет способствовать реализация проекта.

Гражданское общество, о построении которого говорят на протяжении нескольких лет, требует от всех жителей страны активного участия в общественных реформах, направленных на создание демократического государства. Но далеко не все граждане готовы к этому.

Молодежь в силу отсутствия жизненного опыта, неумения решать проблемы, юношеского максимализма и эгоизма не может понять и принять ценности гражданского общества. Люди старшего возраста, прожившие значительную часть жизни в СССР, привыкшие к плановой экономике и относительной стабильности, растерялись в мире рыночных отношений, чувствуют себя потерянными, ненужными, неспособными к усвоению нового. Можно выявить ряд проблем, существующих в современном обществе:

1. У молодого поколения отсутствуют навыки общественной самоорганизации, нет реального опыта решения социальных проблем.

2. Между молодежью и пожилыми людьми отсутствует взаимопонимание, утрачены навыки взаимопомощи, к минимуму сведено общение, нет возможности передать накопленный опыт, обучить друг друга.

3. У представителей местного сообщества слабо развиты навыки гражданско-правовой, информационно-технологической, социальной, потребительской культуры, многие жители не умеют ориентироваться в современных процессах, в мощном потоке информации, нуждаются в получении дополнительных знаний, которые помогут им гибко адаптироваться к быстроизменяющемуся миру, то есть испытывают потребность в непрерывном дополнительном образовании.

4. В современном обществе отсутствуют разработанные технологии, программы непрерывного обучения граждан навыкам информационной, гражданско-правовой, экономической и др. компетенций.

3. Сфера использования проекта.

Данный проект может быть использован в практике работы любого образовательного учреждения, так как система взаимообучения и непрерывного специального образования жителей поможет обучать жителей местного сообщества в любом образовательном учреждении региона.

4. Целевая группа проекта.

Круг пользователей:

Разработанная система образования будет важна для следующих общественных групп:

Пожилые люди и люди с ограниченными возможностями (домохозяйки, безработные, малообеспеченные, инвалиды и т. д.) в ходе реализации проекта приобретут новые знания, реализуя потребность в образовании. Повысив свою информационно-правовую культуру, эти граждане приобретут уверенность в себе, поймут значимость собственной личности, повысят самооценку. В ходе обучения они смогут не только научиться сами, но и передать молодому поколению знания, жизненный опыт, практические умения.

Молодые люди смогут передать пожилым современные знания, получат образцы гражданского жизнеустройства, приобретут навыки общения со старшими людьми, научатся работать в команде, брать ответственность за принимаемые решения, то есть научатся проектированию деятельности и управлению проектами.

Для обеих целевых групп будут нужны и важны приобретенные навыки взаимодействия поколений, толерантное отношение друг к другу, уважение и осознание значимости каждой личности.

5. Цель проекта:

Создание условий для взаимодействия молодых и пожилых людей через технологию взаимообучения.

6. Основные задачи, решаемые внедрением проекта:

1. Провести социально-педагогический мониторинг образовательных потребностей членов местного сообщества.

2. Сформулировать социальный заказ на образовательные услуги с использованием потенциала образовательного учреждения.

3. Разработать образовательные программы с учетом социального заказа, освоить технологию и методику непрерывного дополнительного образования и взаимообучения.

4. Запустить механизм реализации непрерывного образования представителей местного сообщества.

7. Обоснование актуальности проекта.

Большинство представителей местного сообщества – пенсионеры, домохозяйки, инвалиды и т.д. Таким людям сложно "найти" себя в жизни, главная причина этого – неумение ориентироваться в современных процессах, в мощном потоке информации, незнание законов, своих прав и обязанностей, неспособность представить себя, показать свои профессиональные и личностные качества, боязнь быть непонятым. И как следствие этого – пассивность, потерянность, страх перед всем новым, жизнь "в футляре".

Идея "получения образования на протяжении всей жизни" не нова, в западных странах она давно стала обычным явлением: люди учатся всю жизнь не читать и писать, а обучаются таким навыкам, как работа с новыми источниками информации (компьютер, сотовый телефон, Интернет, терминалы и банкоматы в банках и офисах), изучение гражданско-правовых документов и способов работы с ними, планирование карьеры и жизни. В результате, повысив свою информационно-правовую культуру, граждане приобретают уверенность в себе, понимают значимость собственной личности, у них повышается самооценка. Помимо этого, в современном обществе каждому гражданину требуется широкий круг компетенций, чтобы гибко адаптироваться к быстро изменяющемуся миру. Новые требования, предъявляемые обществом и сферой труда, обусловливают необходимость того, чтобы каждый человек продолжал обновлять свои знания и навыки на протяжении всей жизни. Организация "обучения на протяжении всей жизни" означает, что люди, независимо от возраста, имеют возможность реализовывать свой потенциал с целью получения и обновления навыков, необходимых для включения в информационное сообщество.

Для современной молодежи характерны такие качества, как недостаточно развитый уровень коммуникативной культуры, навыков социально-психологического самоконтроля, терпимости и толерантности по отношению к другим, слабо сформированная гражданская позиция, неумение вести диалог поколений, непонимание мировоззрения взрослых, особенно пожилых, людей. Поэтому правильно организованное взаимодействие молодого и старшего поколений может помочь им найти общий язык, понять и принять ценности друг друга.

Цели образования молодежи и взрослых, рассматриваемого в качестве процесса, протекающего на протяжении всей жизни, заключается в развитии самостоятельности и чувства ответственности, укреплении способности адаптироваться к преобразованиям, происходящим в культурном, экономическом, политическом пространстве, а также в содействии сосуществованию, терпимости, осознанному и творческому участию граждан в жизни общества. В методах непрерывного обучения провозглашается приоритет личной мотивации, критического мышления и умения учиться.

Возможность получения дополнительного образования взрослыми людьми – это не только право, это один из ключей, открывающих дверь в современный информационно насыщенный мир. Такое образование является условием для всестороннего участия в жизни общества и формирования активной гражданской позиции.

Функции такого центра непрерывного дополнительного образования граждан может выполнять школа, которой под силу разработать специальные обучающие программы (к этому необходимо привлечь учеников, их бабушек и дедушек), организовать обучение желающих. Для этого необходимо разработать специальные обучающие программы, которые дадут новые базовые знания и навыки для всех участников местного сообщества.

8. Содержание проекта.

В основе проекта лежит идея создания на базе общественно-активной школы системы непрерывного дополнительного образования жителей местного сообщества с использованием технологии взаимообучения – своеобразного учебно-консультационного и просветительского центра, максимально приближенного к месту жительства обучающихся. Так как основная категория обучающихся в таком центре – пожилые люди, как правило, имеющие проблемы со здоровьем, им необходимо, чтобы условия обучения были максимально комфортными: центр обучения – недалеко от дома, учебный процесс – непродолжительный, учебники и методички – понятные, учителя – терпеливые и доброжелательные. Для людей, имеющих немного свободного времени для обучения, наиболее оптимальным в данной ситуации будет "кейсовый" метод обучения.

"Кейсовое" обучение в западной образовательной технологии означает цельный комплект обучающих программ, овладение которыми за короткий промежуток времени позволяет человеку освоить новые для себя социальные и профессиональные компетенции. Такая технология обучения очень эффективна для людей, которые не могут себе позволить длительное обучение. Пожилым людям предлагается адресная подготовка по определенному кругу вопросов путем глубокого погружения в конкретную тему, подкрепленного интенсивными тренингами, деловыми играми, практическими занятиями для более эффективного усвоения образовательных программ.

Так как проект предполагает именно взаимообучение, то участники проекта буду поочередно выступать в роли учеников и педагогов, условно процесс обучения можно разделить на два блока, в каждом из которых свои образовательные программы:

Дети взрослым

Взрослые детям

Названия центров обучения

1. Центр изучения современных информационных технологий

"С компьютером на "ты ".

2. Центр гражданско-правовой грамотности

"Правовой клуб".

3. Центр экономического просвещения

"Прикладная экономика".

4. Центр изучения технологии социального партнерства

"Вместе создаем будущее".

5. Центр проектирования

"Как стать менеджером социальных проектов" .

1. Центр семейного жизнеустройства "Погода в доме".

2. Центр формирования жизненных навыков

"Школа выживания".

3. Центр формирования здорового образа жизни

"Здоровье не купишь".

4. Центр мастерства

"Мастера на все руки".

5. Центр эффективного общения "Диалог культур".

6. Центр бытовой культуры

"Жилищный урок".

9. Механизм реализации проекта.

Для выполнения задач проекта и организации обучения взрослого населения необходимо создать на базе общественно-активной школы учебно-консультационный центр непрерывного дополнительного образования жителей местного сообщества с использованием технологии взаимообучения.

На первом этапе реализации участники проекта проведут мониторинг социального окружения школы и определят направления, по которым будет происходить взаимообучение. После создания базы данных ресурсных возможностей и потребностей жителей сообщества в обучении, будут созданы тьютерские группы по разработке обучающих программ (модульных курсов) взаимообучения для жителей микрорайона. Одновременно будут созданы методические, дидактические, наглядные материалы для проведения занятий с детьми и взрослыми, разработаны программы компьютерной поддержки занятий.

Второй этап реализации проекта начнется с проведения конференции общественности, во время которой будут сформированы разновозрастные учебные группы из числа жителей местного сообщества и молодежи, желающих обучаться в "Школе жизни". После комплектования учебных групп начнутся учебные и тренинговые занятия с двумя группами обучающихся (молодежи и людей старшего возраста). "Выпускной бал" для учеников "Школы жизни", успешно прошедших обучение, и торжественное вручение им аттестатов завершат обучение.

Выпуск методической литературы, обобщающей результаты проекта, а также итоговый мониторинг результатов реализации проекта помогут не только обобщить опыт внедрения в социальное пространство системы "непрерывного обучения", но и учесть ошибки, возникшие при организации взаимообучения.

Основные формы и методы работы: ролевая и деловая игра, дискуссия, проектная деятельность, мозговой штурм, работа в группах, тренинги, изучение специализированных курсов экономики, менеджмента, изучение Конституции РФ и других законов, тренинги личностного роста, коммуникационные тренинги, комплексная деловая игра, практические занятия.

10. Оценка эффективности и критерии оценки реализации проекта.

Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволит:

  • провести социологические исследования, направленные на выявление нужд и потребностей граждан местного сообщества, для разработки специальных программ взаимообучения.
  • привлечь учеников, социально активных граждан к разработке обучающих программ для местного сообщества.
  • разработать, апробировать, популяризировать технологию и методику непрерывного дополнительного образования на базе школы через разработку программ взаимообучения жителей микрорайона школы гражданско-правовым, информационно-технологическим, экономическим и другим необходимым для жизни в современном обществе знаниям.
  • создать на базе ОУ своеобразный центр непрерывного образования членов местного сообщества.

Предлагаются следующие критерии оценки эффективности проекта:

  • востребовательность и общественный резонанс;
  • рост компетентностей всех членов образовательного сообщества
  • актуальность модели для образовательной системы города, региона;
  • технологичность механизма реализации методик непрерывного взаимообучения членов местного сообщества, способность к тиражированию опыта в масштабах региона;
  • рост активности учеников и представителей сообщества в реализации проекта.

11. Ожидаемые результаты реализации проекта.

Реализация проекта позволит:

  • представителям местного сообщества:

- получить новые базовые знания и навыки, необходимые для включения в информационное сообщество не только прикладного характера (компьютерная грамотность, умение пользоваться современными средствами коммуникации, навыки работы с документами, основы предпринимательства), но и социальные навыки (умение учиться, адаптироваться к переменам, ориентироваться в меняющемся потоке информации);

- передать накопленный практический, культурный и духовный опыт молодому поколению через развитие системы наставничества и консультирования;

- стать активными участниками общественных реформ, направленных на создание гражданского общества;

  • молодежи г. Черногорска:

- научиться выстраивать отношения с любыми людьми, особенно пожилого возраста, толерантно относиться к окружающим, научиться понимать и принимать их жизненные ценности, приобрести умения видеть проблемы и потребности той или иной целевой группы населения;

- самостоятельно разработать и реализовать технологию взаимообучения людей разного возраста, получить навыки работы в команде;

- уметь формулировать цель, строить пути ее достижения, принимать решения и брать ответственность на себя за результаты своей работы;

- приобрести практические знания и умения, обогатить свой духовный мир, обучаясь у старших;

- видеть разные способы достижения цели, владеть новыми технологиями, получить начальные навыки управленческой деятельности и компетентности эффективной жизнедеятельности в условиях становления гражданского общества;

  • региональной системе образования:

- получить разработанную систему дополнительного непрерывного образования представителей местного сообщества, методическую базу для организации обучения;

- создать среду для взимообразования всех участников местного сообщества;

- расширить сеть услуг общественно-активной школы, стимулирующих появление инновационных образовательных программ, соответствующих запросам современного времени.

12. Этапы реализации проекта.

Первый этап – подготовительный: создание инициативных групп из числа жителей местного сообщества, учеников и выпускников школы для разработки специальных программ взаимообучения. Выборы руководителей центров. Разработка и утверждение программ. Привлечение необходимых ресурсов для основного этапа реализации программы.

Второй этап – основной: реализация основных направлений проекта. Мониторинг процесса реализации проекта.

Третий этап – рефлексивно-оценочный: оценка эффективности и анализ результатов реализации проекта, обобщение и ассимиляция опыта, издание методического сборника.

13. Формы представления результатов для распространения опыта реализации проекта:

  • семинары, круглые столы;
  • сотрудничество с СМИ;
  • размещение информации на сайте школы;
  • издание сборника.

14. Описание выполняемых работ.

Этап реализации

Мероприятия

Необходимое материальное обеспечение

Подготовительный

Изучение опыта работы по теме проекта в России и за рубежом


Предварительный мониторинг социального окружения школы, определение направлений, по которым будет происходить взаимообучение

Принтер, сканер, ксерокс

Создание базы данных ресурсных возможностей и потребностей жителей сообщества в обучении

Компьютер, принтер, сканер, ксерокс

Проведение Совета общественности микрорайона, создание тьютерских групп по разработке программ взаимообучения. Выбор руководителей групп из числа местных граждан и членов общественных организаций. Разработка технических заданий для тьютеров

Канцелярские товары

Разработка обучающих программ (модульных курсов) для жителей микрорайона

Принтер, сканер, ксерокс

Создание методических, дидактических, наглядных материалов для проведения занятий с детьми и взрослыми, разработка программ компьютерной поддержки занятий

Компьютер, услуги программиста, принтер, сканер, ксерокс, типографское оборудование

Проведение семинара-встречи "Диалог поколений: учимся понимать друг друга"

Мультимедиа-

проектор

Создание странички на сайте и размещение на ней информации по реализации проекта


Проведение пресс-конференции, информация в СМИ о деятельности в рамках реализации проекта

Мультимедиа-

проектор

Основной

Проведение конференции общественности, формирование разновозрастных учебных групп из числа жителей местного сообщества и молодежи, желающих обучаться в "Школе жизни"

Принтер, сканер, ксерокс

Проведение учебных и тренинговых занятий с двумя учебными группами

Канцелярские товары

Вечер встречи "отцов" и "детей", организация совместных досуговых мероприятий

Канцелярские товары, музыкальное оборудование

Мастер-класс "Школа длиной в жизнь" (обмен опытом и полученными в ходе обучения знаниями и впечатлениями)

Мультимедиа-

проектор

Выпуск методической литературы, обобщающей результаты проекта

Оплата услуг типографии

"Выпускной бал" для учеников "Школы жизни", успешно прошедших обучение, торжественное вручение аттестатов

Оплата услуг типографии

Рефлексивно-оценочный

Мониторинг результатов реализации проекта


Итоговая конференция по результатам реализации проекта

Оплата расходов по организации конференции

Ратахина Н. В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 4" г. Черногорск, республика Хакасия

[1] Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003.-101 с.

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль