Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста

30691

С каждым годом количество ясельных групп в дошкольных учреждениях увеличивается, что соответствует возрастающей потребности общества. Возрождение такой системы работы осуществляется не только на базе традиционных методов, но и с использованием современных концепций. Основу одной из них составляет особое внимание к социальным условиям жизни детей раннего возраста, складывающимся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей и предметно-развивающей среды в группе раннего возраста. При этом в центре внимания находится современный интерьер групповых помещений, включающий в себя оборудование, мебель, игрушки как необходимую составляющую предметно-пространственной среды.

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста в ДОУ

Значение окружающей и предметно-развивающей среды в группе раннего возраста сложно переоценить. Именно в этот период интенсивно развиваются центральная нервная система, познавательная активность, анализаторы, с помощью которых ребенок получает разнообразную информацию из окружающего мира. Поэтому важно создать вокруг него атмосферу ярких впечатлений.

Комфортной является среда, которая эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней детей раннего возраста.

При ее создании следует учитывать следующие принципы:

  • научности – составляет основу всех разработок, посвященных проблеме раннего возраста, позволяет принимать решения исходя из объективной реальности и прогнозирования конечного результата;
  • опоры на зону ближайшего развития – личность ребенка может формироваться только в тесном сотрудничестве со взрослым (Л.С. Выготский);
  • непрерывности и целостности – реализуется через систему групп кратковременного пребывания (когда ребенок переходит из одной группы в другую, обеспечивается его всестороннее развитие: физическое, эмоциональное, познавательное, речевое и т. д.);
  • совмещения игровой и познавательной деятельности детей;
  • постепенного усложнения обучающих заданий и условий игр.

Кроме того, особенностями предметно-развивающей среды в группе раннего возраста должны быть яркость и насыщенность помещения. Окружающий мир пробуждает в нас различные эмоции. Чтобы украсить пространство, человек использует цвет, который представляет собой мощное средство, способное менять настроение и поднимать жизненный тонус. Малыш, заходя в первый раз в дошкольное учреждение, групповую комнату, опирается на визуальный анализатор, т. е. вначале оценивает помещение, окружающие предметы, а потом уже обращает внимание на доброжелательность и приветливость воспитателей. Хотя это тоже немаловажный фактор в деле адаптации воспитанников раннего возраста.

Душевное благополучие малыша зависит от микроклимата социальной среды, в которой он растет. Таким образом, центральной задачей при создании предметно-развивающей среды в ДОУ, в группах раннего возраста становится обеспечение здоровья, т. е. полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни.

Условия реализации предметно-развивающей среды в группах раннего возраста

Для того чтобы предметно-развивающая среда в группах раннего возраста выполняла свое основное назначение – создавала условия для полноценного развития ведущих видов детской деятельности, она должна удовлетворять следующим требованиям:

  • соответствовать возможностям дошкольника на границе перехода к следующему этапу его развития, т. е. создать зону ближайшего психического развития;
  • содержать как известные малышу компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию, т. е. соответствовать уровню развития когнитивной сферы дошкольника;
  • быть неисчерпаемой, информативной для воспитанника, удовлетворяя его потребность в новизне, преобразовании и самоутверждении;
  • соответствовать корригирующей и компенсирующей направленности содержания воспитательного процесса;
  • быть системной, т. е. отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, а также отражать основы национальной культуры.

По мнению доктора медицинских наук Н.М. Щелованова, в групповой комнате должны быть задействованы все три пространственные зоны: пол, стены, потолок. В соответствии с этим педагоги ГОУ “Центр развития ребенка – детский сад № 1844” г. Москвы зонировали групповую для детей раннего возраста на основе теории дизайна. С одной стороны, это призвано обеспечить концентрацию внимания на выделяемых фрагментах, а с другой – направлено на обеспечение комфортного пребывания ребенка в ДОУ.

Предметно-развивающая среда в группах раннего возраста: зонирование помещения

При помощи мебели помещение разделили на шесть зон.

В первой – игровой зоне для мальчиков – разместили крупный конструктор, большие машины, гараж, подъемный кран и т. д. Дети свободно могут подойти к полке, взять нужную игрушку, сесть на коврик и поиграть с ней.

Во второй – игровой зоне для девочек – обустроены парикмахерская, магазины и театр.

Третья – зона отдыха, или релаксации. Сидя в креслах или лежа на удобном диванчике, дети рассматривают книжки, вместе с воспитателем играют в пальчиковые игры.

Четвертая – зона продуктивной деятельности. В ней расставлены столы, за которыми воспитанники учатся разукрашивать, клеить, изучают цвет, форму и т. д.

В пятой зоне – природном уголке – представлен широкий выбор материала, с помощью которого дети знакомятся с животным и растительным миром, временами года, их признаками и т. д.

И последняя, шестая, зона призвана обеспечить взаимодействие с родителями. Актуальную информацию они могут получить благодаря витринам, на которых выставляются поделки детей. О жизнедеятельности воспитанников в ДОУ можно судить по фотоальбому, на снимках которого изображены дети во время самостоятельной игровой, организованной образовательной деятельности и различных мероприятий.

Созданная среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности детей. Для расширения их творческого потенциала, а также создания побудительного положительного эмоционального настроя педагогами ДОУ широко используются подвески, которые крепятся непосредственно к потолку. Они позволяют дополнить целостный образ какого-либо уголка. Так, например, подвеска над природным уголком, сделанная из картонных труб с добавлением природного материала, позволяет расширить и обогатить кругозор детей. Подвеска над зоной отдыха имеет округлые формы и оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние: сидя на мягком диване или в кресле, воспитанники разглядывают плавно крутящийся шар, что способствует релаксации и снятию напряжения. Подвеска над театром вносит завершенность в театральную композицию, придает ей элементы волшебства и сказки.

Инновации в создании предметно-развивающей среды в группах раннего возраста

Помимо базовых компонентов предметно-развивающей среды в группах раннего возраста, есть и инновационные. Особое внимание стоит уделить зоне развивающих игр, основой которой являются игровые комплекты “Пертра” и “Спектра”.

Особенности зоны развивающих игр

Человек получает информацию через органы чувств, поэтому важно, чтобы к исследованию предметов, явлений и процессов было подключено как можно больше анализаторных систем (зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная, кинестетическая и т. д.), а также двигательные компоненты – ощупывание предметов и движение глаз при их исследовании, пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи и т. д. Результатом восприятия становится образ, включающий в себя комплекс взаимосвязанных ощущений.

Предметно-развивающая среда в группах раннего возраста: “Спектра”

В дальнейшем этими образами оперируют внимание, память, мышление, эмоции человека. Мыслительная деятельность основывается именно на той информационной базе, которую ребенок получает через органы чувств. По мере развития тактильного восприятия, приучения его к исследовательской деятельности обогащается словарный запас, ребенок учится сопоставлять предметы, различать критерии, по которым сравнение возможно или, наоборот, невозможно. Незаменимым в решении этих задач стало игровое оборудование “Спектра”.

Для развития у детей умения классифицировать предметы по форме и цвету педагоги используют пособие “Палитра”. Карточка с заданием накладывается на деревянную основу. Ребенок берет в руки фишку, соответствующую заданию, ищет подходящий ответ и кладет ее в углубление рядом с этим ответом. При этом педагог проговаривает цвета и обращает внимание на два варианта форм фишек. При проверке карточку переворачивают, снова кладут на палитру и затем проверяют, совпадают ли цвет и форма фишек с раскраской по краям заданий. Таким способом у ребенка развивается умение классифицировать предметы по цвету, форме, закрепляются знания цветов.

Одной из важнейших задач, стоящих перед педагогом, является формирование у ребенка содружественных движений глаз и руки, что позволит ему быстрее овладеть в дальнейшем навыками чтения и письма. Помочь в этом может обучающе-развивающая игра “Магнитный лабиринт”. Перед ребенком кладут квадратное поле, на котором расположены лабиринт и шарики. Его задача с помощью намагниченной ручки провести шарики по лабиринту.

Основная развивающая задача игры “Сырный ломтик” – выработка координации движений. Ребенку дается доска-основа, на которой вырезаны фигуры различной формы. Его задача провести фишку, не уронив ее в отверстия.

Пособие “Зоопарк из терамбуко” способствует развитию речи, звукоподражания и координации движений. Детям предлагается игровая ситуация: зверушки пошли гулять, играли, играли и потеряли своих мам. Задача детей помочь им найти маму. Они находят двух одинаковых зверушек, помещают в домик, ставят крышу. В процессе игры можно попросить ребенка изобразить, какие звуки издает то или иное животное.

Предметно-развивающая среда в группах раннего возраста: “Пертра”

Ощутимую пользу в работе оказывает игровой комплект “Пертра”, который используется в качестве базовой основы для формирования игровой предметно-развивающей среды. Набор состоит из пяти ящиков, так называемых кофров. В каждом из них расположен свой материал: большие и маленькие разноцветные геометрические фигуры, доска-основа с отверстиями и грибочки, которые в нее вставляются. А также кофр с бусинами разного цвета и формы, шнурок, на который они нанизываются, и др.

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста.Благодаря разнообразию деталей набор игровых средств “Пертра” всегда соответствует настроению и потребностям ребенка. Взаимодействие с множеством интересных, красочных, приятных на ощупь элементов набора вызывает у детей интерес и повышает их познавательную активность. Обогащение тактильных и кинестетических ощущений способствует развитию внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, речи, а также напрямую связано с совершенствованием мелкой моторики ребенка, развитием координации движений пальцев рук.

Игру с любым из наборов материалов следует начинать с исследования каждой детали. Воспитатели вместе с детьми ощупывают, обводят пальцем форму фигуры, трогают поверхность, рассматривают отверстие бусин, проверяют на совместимость детали.

Еще один важный этап работы – сравнение фигур по размеру, форме и цвету. Для развития мыслительных процессов важно предлагать задания на классификацию, начиная с простой (например, по цвету), постепенно усложняя условия отбора. Дети с удовольствием выполняют задания, например, отобрать с завязанными глазами детали определенной формы, определить на ощупь форму фигур и сравнить их по размеру способом наложения.

Важно, чтобы все вышеуказанные элементы предметно-развивающей среды находились в непосредственной доступности для детей, а также располагались компактно.

Для внедрения инновационного оборудования “Спектра” и “Пертра” в воспитательно-образовательный процесс и повышения профессиональной компетентности педагогов по их использованию в ДОУ в соответствии с планом ведется методическая работа. Раз в два месяца организуются педагогические семинары-консультации, где наглядно демонстрируется эффективность применения данного оборудования. На них педагоги получают практический опыт работы с игровыми комплектами, а выполняя тестовые задания и упражнения, развивают личную креативность. С целью распространения педагогического опыта воспитателей был издан мини-сборник игр-заданий. В него вошли все игры, которые используются в повседневной педагогической деятельности и могут быть полезными воспитателю для комплексного развития детей.

Развивающие игры “Пертра” и “Спектра”: результаты работы

За три года работы с пособием педагоги разработали и внедрили в воспитательно-образовательный процесс ДОУ систему игр-заданий, которые позволяют работать с детьми не только раннего возраста, но и среднего, старшего, а также могут использоваться при подготовке дошкольников к школе.

Для определения эффективности усвоения материала с помощью пособий “Спектра” и “Пертра” педагоги провели небольшое исследование, в котором анализировалось несколько основных для детей раннего возраста процессов: развитие моторики, внимания, памяти, речи, навыков классификации и эмоциональное состояние ребенка. Игры проводились с двумя группами детей раннего возраста: в одной из них использовались пособия “Спектра” и “Пертра”, в другой – стандартные игрушки (мячи, геометрические фигуры и т. д.), предметные и тематические картинки.

Надо предпочесть того педагога, который идет новыми путями. Каждое его слово, каждый поступок несет на себе печать незабываемой новизны.
Л.С. Выготский

Согласно результатам исследований, у воспитанников первой группы улучшились показатели развития тонких дифференцированных движений пальцев рук, т. к. они ежедневно упражнялись в нанизывании бусин разной формы и величины на жесткую (стержень) и мягкую (канат) основу. Улучшились показатели развития зрительного внимания, т. к. дети упражнялись в нахождении сходств и различий между предметами. Также повысился уровень развития навыков классификации фишек по цвету, форме, заданному образцу. Улучшилось состояние зрительной памяти: воспитанники легко выделяют недостающий в ряду предмет. Все игры-задания носили комплексный характер, т. е. в процессе игры педагоги работали над всеми процессами. Занятия с пособиями вызывают положительный эмоциональный отклик, побуждающий ребенка к инициативе в действиях и общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

Таким образом, предметно-развивающая среда в группе детей раннего возраста должна быть комплексной, т. е. отвечать не только современным санитарным, но и эстетическим требованиям и носить развивающий характер. Наряду с этим она должна быть гармоничной, соответствующей возрастным психофизическим показателям развития детей, а следовательно, учитывать передовые принципы зарубежного и отечественного дизайнерского искусства. В этом случае использование особых стилевых решений, инновационных пособий помогает снизить уровень психоэмоциональной напряженности, улучшить микроклимат в группе, смягчить последствия стрессовых ситуаций, что способствует всестороннему и гармоничному развитию ребенка.

План методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по работе с инновационными пособиями “Спектра” и “Пертра”

Таблица
Скачать в .docx

Срок
проведения

Мероприятие

Ответственный

Октябрь

Семинар-практикум “Инновации в предметно-развивающей среде
для детей раннего возраста”

Старший воспитатель

Декабрь

Обучающий семинар «Игровой комплект “Пертра” как часть предметно-развивающей среды группы для детей раннего возраста»

Старший воспитатель

Февраль

Семинар-практикум «Внедрение пособий “Спектра” в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ»

Старший воспитатель

Апрель

Авторская мастерская «Возможности использования пособия
“Спектра” для развития речи детей»

Старший воспитатель

Июнь

Тематическое консультирование «Внедрение пособия “Спектра”
в досуговую деятельность детей во время каникул»

Старший воспитатель

Т.А. Витчинкина, старший воспитатель групп кратковременного пребывания ГОУ “Центр развития ребенка –  детский сад № 1844” г. Москвы

Т.А. Витчинкина – финалист Всероссийского конкурса “Методист-новатор – 2010”, организованного журналом “Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения”.

Читайте также о других проектах в ДОУ:

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль