Особенности проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в 2012 году

6386

Ольга Алексеевна, с 2008 года в РФ проводится апробация государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х клас­сов в новой форме. В чем ее основное отличие от традицион­ных экзаменов?

Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы в новой форме (далее – ГИА) – это процедура государствен­ного контроля и оценки качества образования с использованием стандартизированных из­мерителей.

Основным отличием новой формы аттеста­ции от традиционных экзаменов является то, что она предполагает – как итог – получение независимой “внешней” оценки качества под­готовки выпускников 9-х классов. Введение в практику новой модели экзамена для выпуск­ников основной школы продиктовано необхо­димостью совершенствования форм итогово­го контроля с учетом принципа вариативности, что особенно актуально в связи с введением в средней школе профильного обучения, по­зволяющего более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся и требую­щего объективных оснований для зачисления учащихся в различные по профилю классы.

Хочется обратить внимание на два момента.

Первое. При проведении ГИА подлежит контролю соответствие требованиям к уров­ню подготовки выпускников, закрепленным в федеральном компоненте государственно­

го образовательного стандарта. Они должны быть реализованы независимо от того, какие программы и УМК используются в образова­тельном учреждении. Часто звучит замеча­ние, что КИМы построены на основе конкрет­ных УМК. Но это не так. Дело в том, что в одних учебниках требования федерального компонента государственного образователь­ного стандарта реализованы наиболее полно; содержание и методический аппарат, другие компоненты УМК наиболее успешно адапти­рованы к познавательным возможностям и интересам учащихся основной школы, а в других учебниках – ситуация иная.

Второе. Для проведения ГИА используются задания стандартизированной формы, т. е. реализована единая для всей страны (всех участвующих субъектов Российской Федера­ции) структура вариантов по предмету, еди­ная система оценивания, единая шкала пе­ревода первичных баллов в отметки по пяти­балльной шкале и т. д.

Отличительными особенностями ГИА по сравнению с ЕГЭ являются:

  • условия проведения экзамена в 9-м классе: нет единой технологии проведения экза­мена, субъектам РФ предоставлены широ­кие возможности в решении этого вопроса;
  • инновационность КИМ: учитываются воз­растные познавательные особенности девятиклассников, специфика целей и содержания обучения в основной школе:
  • внимание к выявлению уровня социали­зированности девятиклассников;
  • акцент на проверку умений применять знания, в т. ч. в практических жизненных ситуациях;
  • акцент на выявление сформированности умения читать, анализировать, приме­нять для решения задач информацию, представленную в различных знаковых системах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую;
  • сформированность комплекса умений, связанных с получением, анализом и применением эмпирических данных (практикум по физике).

Кроме того, в ГИА практическая часть представлена существенно шире, чем в ЕГЭ (устная часть экзамена по иностранным язы­кам; практикум по физике на реальном обо­рудовании; задания по информатике и ИКТ, выполняемые на компьютере).

Интересным представляется сравнение результатов ЕГЭ 2011 г. и ГИА 2009 г., т. е. результатов сдачи экзаменов одних и тех же обучающихся.

Так, отметки “2” по предмету “русский язык” в 2009 г. получили 11,2% выпускников 9-х классов, а процент участников, не набрав­ших на ЕГЭ минимального балла по русскому языку в мае – июне 2011 г. – 4,8%. По мате­матике соответственно 11,2 и 5,9%. Однако в последнем случае следует учитывать, что первичный балл, соответствующий нижней границе отметки “3” ГИА по математике в 2009 г., был равен 9 баллам из 30, а мини­мальный первичный балл ЕГЭ по математике в 2011 г. был равен 4 баллам из 30. Если бы он был равен 9, то минимальную границу не преодолели бы 37,2% участников экзамена.

Конечно, прямое сравнение здесь не совсем корректно, т. к. результаты ЕГЭ – это данные по всей России, а результаты ГИА – данные не­скольких десятков регионов, но тем не менее определенные выводы сделать можно. Также следует учитывать, что у ЕГЭ и ГИА разная социальная нагрузка (выпускники, не набрав­шие минимальный балл ЕГЭ, не получают атте­стат о среднем (полном) общем образовании).

Когда начнется оценивание результатов обучения выпускни­ков 9-х классов в соответствии со стандартами второго по­коления?

Это будет возможно, только когда большин­ство школ при наличии соответствующих учеб­ников и иных учебных пособий перейдет на реализацию федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и когда учащиеся освоят его тре­бования полностью (т. е. учащиеся, начавшие будут заканчивать 9-й класс). До этого в основе заниматься по новому стандарту в 5 классе, КИМов будут лежать стандарты 2004 г. 

В связи с введением государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в новой форме актуален вопрос о разделении полномочий федерального центра и субъектов РФ при организации ГИА. Ольга Алексеевна, прокомменти­руйте, пожалуйста, этот вопрос.

В целом организация ГИА относится к пол­номочиям субъекта РФ. Разделение полно­мочий выглядит так:

  • федеральный уровень – нормативное обес­печение, установление сроков проведения ГИА, разработка технологий и КИМов;
  • субъекты РФ – организация и проведение ГИА (ППЭ, их оснащение, решение о том, в своем или чужом образовательном учрежде­нии выпускники будут сдавать экзамены, перечень предметов для ГИА в новой форме, выбор технологии, привлечение и оплата работы организаторов в ППЭ, экспертов для проверки развернутых ответов и др.). Также в ведении субъекта РФ находится решение следующих вопросов:
    - в какой форме осуществляется пересдача ГИА; 
    - возможна ли сдача предметов “русский язык” и “геометрия” в качестве экзамена по выбору в традиционной форме; 
    - каково влияние отметки, полученной за экзамен по математике в форме ГИА, на итоговую отметку по геометрии и др.? 

Должны ли выпускники 9-х классов сдавать ГИА в своем об­разовательном учреждении?

Этот вопрос решает субъект РФ. Есть ор­ганизационно сложные экзамены, например физика, где используется лабораторное обо­рудование, которое имеется не во всех шко­лах. Похожая ситуация – с экзаменом по иностранному языку, который предполагает говорение. В нем должны быть задействова­ны экзаменаторы-собеседники, а количество таких специалистов ограничено. Поэтому предоставлять возможность сдавать ГИА в своем образовательном учреждении не все­гда возможно.

Ольга Алексеевна, каков перечень предметов, которые мож­но сдавать в новой форме в 2012 г.?

Этот вопрос также находится в ведении регионов РФ: где-то в новой форме сдают только обязательные экзамены, т. е. русский язык и математику, в каких-то регионах в новой форме сдаются все выпускные экзаме­ны в 9-м классе (исключая такие предметы, как “мировая художественная культура”, “ос­новы безопасности жизнедеятельности”, “физическая культура”, “технология”). 

В 2011/12 уч. г. планируется проведение апробации по 14 общеобразовательным пред­метам: русскому языку, математике, биологии, физике, химии, географии, истории, общест­вознанию, иностранному языку (английский, французский, немецкий, испанский), инфор­матике и ИКТ, литературе. Технологию про­верки экзаменационных работ также опреде­ляет субъект РФ. Где-то используют бланки и автоматизированную обработку ответов на задания с выбором ответа и кратким ответом, в других регионах на муниципальном уровне работы целиком проверяются экспертами.

Изменится ли процедура проведения ГИА в 2012 г.?

В 2012 г. будет действовать прежний поря­док проведения ГИА. Участие субъектов так­же остается добровольным. 

Это положение подтверждается письмом Рособрнадзора от 11.10.2011 № 02-120 “Об участии в проведении государственной (ито­говой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в новой форме в условиях построения ОСОКО в 2012 году”.

В какой форме будут сдавать выпускные экзамены в 2012 г. учащиеся коррекционных классов?

На федеральном уровне нет обязательно­го требования проведения ГИА в новой форме для коррекционных классов. Однако ­субъект РФ может принять такое решение.

Ольга Алексеевна, какие бы Вы дали рекомендации замести­телям директора по УВР и учителям-предметникам по подго­товке учащихся к ГИА?

Прежде всего следует обратить внимание на следующие аспекты подготовки учащихся 9-х классов к ГИА:

  • выработка индивидуальной стратегии вы­полнения экзаменационной работы: необ­ходимо помочь ученику реалистично опре­делить цели (планируемый результат); круг заданий, который планируется выполнить; объяснить, что не все задания можно и нужно выполнять при наличии проблем в предметной подготовке;

К сведению

  • планомерная предметная подготовка к экза­мену (не натаскивание, а встраивание под­готовки к экзамену в систему тематического контроля). Нельзя заменить процесс обуче­ния предмету решением заданий типа ГИА;
  • внимание к организационным вопросам подготовки: учить внимательно читать инструкции и выполнять их, перед экзаме­ном потренироваться исправлять ошибки при заполнении бланка, записывать ответы на задания с кратким ответом и т. д.

 

Беседовала шеф-редактор журнала Ю.С. Скворцова

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 16 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО

      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        ВЫ ПОЛУЧИТЕ:

        • ✱ Смотрите запись вебинара в любое время
        • ✱ Задайте вопрос лектору в чате в течение вебинара – и получите ответ
        • ✱ После вебинара Вы получите презентацию лектора
        • ✱ После вебинара Вы получите электронный сертификат
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль