Программа воспитательной работы "Ступеньки роста"

7958
Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник классного руководителя"

Сценарии классных часов, внешкольных мероприятий и родительских собраний всегда под рукой с электронной версией журнала.

1. Идея развития:

  • развитие ученика, его творческой индивидуальности в учебно-воспитательном процессе и в рамках дополнительного образования;
  • развитие личности педагогов;
  • развитие педагогической системы школы в целом.

2. Идея творчества:

  • создание атмосферы, стимулирующей к творчеству всех участников образовательного процесса;
  • охват творчеством всех сфер жизнедеятельности участников образовательного процесса.

3. Идея сотрудничества:

  • партнерские отношения субъектов воспитательной системы;
  • совместная деятельность детей и взрослых, обеспечивающая творческую позицию каждого на всех этапах коллективной жизнедеятельности: от выдвижения цели до оценки результатов.

4. Идея толерантности:

  • развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
  • развитие социальной восприимчивости учащихся, доверия, способности к эмпатии, сочувствию;
  • обучение конструктивным способам выхода из конфликтов.

Воспитательная деятельность в школе охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеклассную образовательную сферу и внеучебную работу. Чтобы воспитательная система была эффективной, необходимо максимально согласованное функционирование этих подсистем.

При этом воспитательная деятельность должна отвечать следующим требованиям:

  • гуманистический стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;
  • разумная дисциплина и порядок;
  • возможность проявления детской инициативы и ее поддержка со стороны взрослых;
  • демократические принципы управления учреждением.

В формировании личности школьника, на наш взгляд, исходным фактором выступает наследственность. Это необходимо учитывать в процессе воспитания. Решающий фактор – социальная среда. Воспитание не способно изменить ни ее, ни микросреду ученика, но оно помогает выработать необходимое отношение к позитивным и негативным сторонам жизни, приучить к активному участию в изменении обстоятельств жизни.

Одним из основных подходов при проектировании воспитательной программы "Ступеньки роста" мы выбрали компетентностный подход, который ориентирован на освоение умений, обобщенных способов деятельности. Компетенцией можно управлять и подвергать ее мониторингу. Компетенция – область полномочий по какому-то конкретному делу, т. е., в нашем понимании, – способность к действию (навыкам). Мы определили общекультурные компетенции школьника, которые и будут являться главными критериями для оценки спроектированной воспитательной программы (табл. 1).

Таблица 1

Основные общекультурные компетенции школьника

 

Компетенция

Характеристика

Значимые действия и умения, характеризующие компетенцию

Социальная

Способность человека эффективно решать проблемы (и индивидуальные, и социальные) в процессе взаимодействия с социумом. Обусловлена личностными качествами человека: инициативностью и ответственностью

Уметь работать в группе, команде. Вести диалог, общаться, находить компромиссы. Ориентироваться в этике и нормах взаимоотношений. Терпимо относиться к чужому мнению. Ответственно подходить к делу

Гражданская

Способность осуществлять своеобразные виды действий, направленных на реализацию своих прав, обязанностей и свобод, и на поддержание прав, обязанностей и свобод других людей

Понимать социальные проблемы, сущность явлений, происходящих в обществе. Реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности. Принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Определять и оценивать свое поведение, основываясь на моральных нормах и этических понятиях, соответствующих гуманистическим и демократическим ценностям

Культурнодосуговая

Способность выбора рациональных способов использования свободного времени, умение направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию поисковой и творческой активности

Ориентироваться в человеческих ценностях. Делать осознанный выбор (отказ от вредных привычек и т. п.). Вовлекать эмоции в свою деятельность. Адекватно оценивать свои возможности

Бытовая

Способность к решению практических жизненных задач, связанных с использованием знаний и умений о рациональном природопользовании, защите окружающей среды, обеспечении безопасности жизнедеятельности человека, включая аспекты собственного здоровья

Вести работы в доме с учетом требований безопасности. Реализовывать на практике принципы здорового образа жизни. Придерживаться традиций, обычаев в повседневной жизни. Относиться к правилам как указателям желательных способов поведения

Критерием оценки также является уровень развития личностных свойств.

В таком учебном процессе для учителя характерны доверительность и непринужденность в отношении с воспитанниками, демократический стиль общения.

Формы сотрудничества самые разные: совместная деятельность в творческих объединениях, в осуществлении проектно-исследовательской деятельности, коллективно-творческих делах, совместные экскурсии, помощь нуждающимся семьям, трудным подросткам, проведение социальных акций и проектов и т. д.

Органичное сочетание досуга (отдых, развлечения, самообразование, творчество) с различными формами образовательной деятельности позволяет решать проблему занятости детей, усиливая стартовые возможности личности на рынке труда и профессионального образования.

Таким образом, проектная идея программы "Ступеньки роста" – это формирование социально-активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условий организации учебно-воспитательного процесса.

Цели и задачи программы "Ступеньки роста" представлены на схеме.

  • Далее определим задачи для достижения каждой подцели.
  • общечеловеческих нравственных ценностей: добро, уважение, ответственность, готовность прийти на помощь, старательность, добросовестность;
  • природосоответствие воспитания: опора на врожденные психофизиологические особенности, возможности ребенка;
  • "Успех порождает успех";
  • "Право на ошибку";
  • сотрудничество и взаимодействие;
  • интеграция учебной и воспитательной деятельности.

Виды совместной деятельности детей и взрослых:

  • межпредметные творческие объединения;
  • совместные проекты;
  • участие в социальных акциях;
  • совместные КТД. Воспитательная программа реализуется через проекты:
  • "Потенциал";
  • "Твой выбор";
  • "Экскурсия";
  • "Традиции". Характеристика проектов дана в табл. 2

Для определения результативности представленной воспитательной программы необходимы критерии, которые значительно отличаются от критериев оценки учебной деятельности. Мы опирались на разработанную в современной психологии концепцию "гуманитарной экспертизы"*, цель которой – выявление "человеческих" результатов педагогической деятельности, "человеческого в человеке".

Для оценки эффективности воспитательной программы "Ступеньки роста" нами используются критерии, принятые в психологии: базовые, общие и конкретные.

Базовые критерии:

  • гуманность (уважение к личности и правам школьников и педагогов, признание личностного роста);
  • экологичность (ориентация на максимально личностнообразные, ненасильственные и неманипулятивные способы влияния);
  • демократичность воспитания (опора на демократические принципы, создание условий для осознанной и ответственной подготовки ребенка к жизни в гражданском обществе);
  • толерантность (взаимное уважение, доброжелательность, терпимое отношение к представителям иных социальных, культурных, религиозных групп).

Характеристика проектов воспитательной программы "Ступеньки роста"

Название проекта

Цель

Направления деятельности

Формы работы

Потенциал

Раскрытие потенциала личности ученика, помощь ребенку впонимании своих возможностей, осознании своего человеческого достоинства, в осмыслении ребенком окружающего мира и себя в нем

Формирование гражданской компетентности

Проведение уроков мужества, встреч с ветеранами ВОВ, конкурсы инсценированной военной песни, классные мероприятия, проведение недели толерантности, акции "Нет наркотикам!"; сбор подарков, проведение игровых программ для детского дома, посещение экскурсий повоенно-патриотической тематике. Развитие ученического самоуправления:• создание программы перспективных действий школьного ученического совета (ШУС);• развитие коллективно-творческой деятельности через систему традиционных школьных мероприятий;• психологические тренинги;• классные часы, внеклассные мероприятия

Формирование социальной, культурно-досуговой компетентности учащихся

Совершенствование совместной проектной деятельности учащихся, учителей, классных руководителей. Разработка проектов: "Я и моя семья", "Город, в котором мы живем","Дорогой боевой славы" (сбор информации для уголка боевой славы)

Помощь в самоопределении и самореализации

Интеграция основного общего и дополнительного образования: продолжение сотрудничества с ДЮЦ, библиотекой, вовлечение учащихся школы в работу спортивного клуба

Укрепление сотрудничества семьи и школы, повышение родительской компетентности, помощь в решении проблем в воспитании

Разработка и реализация программы "Родители – партнеры образования". Проведение совместных праздников "День открытых дверей", "Семейный калейдоскоп", "От всей души". Организация системы работы общешкольного родительского комитета и Совета Школы. Психолого-педагогическое просвещение родителей через родительские собрания, родительские конференции, психолого-логопедич-ское консультирование

Твой выбор

Формирование здорового жизненного стиля, стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих совершению правонарушений и преступлений среди школьников, посредством работы с учащимися группы риска, их родителями и учителями

Работа с учащимися

Целевые ориентиры дошкольного образования – образовательныее: знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание способов работы с ними, заботы о себе. Формы работы: тренинги, просвещение, индивидуальное консультирование. Психологический ориентир: коррекция определенных психологических особенностей личности, способствующих развитию девиантного поведения. Формы работы: тренинги, индивидуальное консультирование.

Социальный ориентир: помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения. Форма работы: тренинги

Работа с родителями

Родительские семинары: всего 15 ч; проводятся 1–2 раза в месяц в течение года. Оказание индивидуальной и групповой психологической помощиродителям

Работа с педагогами

Цикл теоретических и практических занятий

Учебно-познавательныеэкскурсии

Экскурсия

Формирование компетентностей в сфере познавательной, граж-данской и культурно-досуговой деятельности через организацию в школе системной экскурсионной работы

Профориентационные экскурсии

По каждому направлению составлен план проведения экскурсий с учетом учебных программ, программ элективных курсов, памятных юбилейных дат календарного года, направлений работы и объединений блока дополнительного образования школы

Художественно-эстетические экскурсии

Гражданско-патриотические экскурсии

Традиция

Создание условий для реализации творческого потенциала и возможностей всех участников образовательного процесса

Образовательная деятельность

Внеклассные мероприятия по предмету и общешкольные воспитательные мероприятия, их интеграция: развлекательно-познавательные игры, шоу-программы и т. п. (конкурс экологического костюма, игра "Следопыт", проектно-исследовательская игра "Страна, которой нет на карте", интеллектуальные игры и т. п.). Праздники юмора и конкурсы: "Мушкетеры вперед!", "Али-баба шоу", "Крестики нолики", "Золотая осень", "Космические путешествия" и др. Художественно-эстетические мероприятия: конкурс инсценированной песни, школьный театр, литературная гостиная, литературное кафе, конкурс чтецов и др. Общественно полезные трудовые коллективные мероприятия: акция "Чистый город", акция "Дари тепло людям!", "От сердца к сердцу", рейды Айболита и др. Спортивные мероприятия: школьная спартакиада, Веселые старты, "Мама, папа, я – спортивная семья", военно-спортивные эстафеты, Зарница. Интеллектуальные игры: "Что? Где? Когда?", "Эрудит", "Колесо фортуны", "Взрослый против пятиклассника" и др.

Общие критерии (для оценки психологического состояния субъектов воспитательной деятельности):

  • эмпатия (способность педагога "вчувствоваться" в состояние ребенка и принятие его переживаний независимо от способа выражения);
  • принятие (основано на твердой уверенности педагога в том, что любой ребенок имеет право быть принятым таким, какой он есть, без предварительного оценивания и каких бы то ни было условий);
  • способность к рефлексии (проявляется в помощи педагога детям в осмыслении того, что происходит с ними в процессе их жизнедеятельности). Конкретные критерии (для оценки качества воспитательной деятельности):
  • модель выпускника (ориентир для построения процесса подготовки выпускника и критерий качества обучения и воспитания);
  • оценка выпускниками школы (через Интернет, на различных сайтах);
  • оценка учащимися воспитательных мероприятий (в качестве единицы оценки используются термины "событие" – "не событие");
  • стиль общения педагога с воспитанниками в школе (обеспечивает создание условий для саморазвития учащихся, создает пространство становления субъектных качеств ребенка).

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 16 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО

      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        ВЫ ПОЛУЧИТЕ:

        • ✱ Смотрите запись вебинара в любое время
        • ✱ Задайте вопрос лектору в чате в течение вебинара – и получите ответ
        • ✱ После вебинара Вы получите презентацию лектора
        • ✱ После вебинара Вы получите электронный сертификат
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль