Конкурс уголков природы в детском саду

41906

Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между природными объектами, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу.

В рамках деятельности дошкольного учреждения это возможно путем создания разнообразных уголков природы в групповых помещениях.

Человек неотделим от окружающего мира. Каждое звено в природной цепочке имеет значение, а выпадение одного из них может привести к необратимым процессам. Природа хранит множество тайн, постижению ко­торых некоторые люди посвящают всю жизнь.

Значение природы для человека мно­гообразно: производственное, научное, оздоровительное, эстетическое и воспи­тательное. Скольких художников и поэтов вдохновила естественная красота на создание неповторимых произведений. Трудно пе­реоценить ее роль в воспитании детей.

Общение с природой положительно влияет на ребенка, помогает формиро­вать в нем лучшие чувства и качества (лю­бознательность, ответственность за со­хранение природных объектов, стремление логически мыслить, наблюдать, устанав­ливать простейшие связи между живой и неживой природой), различные умения (уход за растениями, животными).

Любовь к природе, навыки бережно­го отношения к ней способствуют, в свою очередь, формированию у дошкольников лучших черт характера, таких как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых и т. д.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "Програм­ма воспитания и обучения в детском саду" (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой), ре­ализуемая в МБДОУ "Детский сад № 48 "Веснянка", предусматривает раздел "Природное окружение. Экологическое воспитание". В нем сформулирова­ны разнообразные задачи по ознакомлению детей с природными объектами. И педагоги дошкольного учреждения обязаны их решать.

Знакомству детей с природой, воспитанию любви к ней способствуют наблюдения, прогулки и экскурсии. Дошкольникам представляется возмож­ность узнать о специфике климатических условий, в которых они живут, признаках сезонов года, о расте­ниях и животных, характерных для данного региона.

На решение этих же задач направлено, в том числе, оформление уголков природы в детском саду.  Создание стенда следует проводить согласно основным требованиям, а именно СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно­эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в до­школьных учреждениях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 (далее - СанПиН). Согласно им, например, запрещается размещать аквариумы, жи­вотных и птиц в помещениях групповых. Также сле­дует учитывать возрастные особенности воспитан­ников конкретной группы и специфику природного окружения той местности, где находится дошколь­ное учреждение.

Отбор объектов для уголка природы в МДОУ «Детский сад № 48 "Веснянка"» осуществляется в со­ответствии с реализуемой примерной основной об­щеобразовательной программой и особенностями помещений . Если окна групповой выходят на южную сторону, целесообразно подобрать светолюбивые растения. В помещениях с окнами на север хорошо приживутся теневыносливые растения. Заранее важ­но продумать, где разместить трудовой инвентарь, оборудование для опытно-экспериментальной дея­тельности и календарь природы.

Требования при организации в ДОУ уголков и комнат природы¹

В отдельных помещениях или в отдельно выделенных местах воз­можна организация уголков и комнат природы, фитоогорода, фито­бара и др.

При их организации соблюдают следующие требования:

  • животные и растения должны быть безопасны для детей и взрослых;
  • недопустимы больные, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные, а также ядовитые и колючие растения;
  • животных принимают с разрешения органов ветеринарного над­зора (постановка на учет, своевременные прививки, гигиениче­ские процедуры);
  • недопустимо принимать бродячих животных;
  • уборка за животными и уход за растениями осуществляются еже­дневно и только персоналом дошкольной организации. Полив растений могут осуществлять дети.

Комнату природы оборудуют подводкой горячей и холодной воды, ка­нализацией, стеллажами для хранения инвентаря и корма. Корма для жи­вотных следует хранить в местах, недоступных для детей.
___________________________________

¹ Пункт 6.13. СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устрой­ству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. по­становлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91.

Таким образом, оформление уголка природы в группе детского сада требует от воспитателя глубоких знаний программы и методики ознакомления детей с окружающим миром, а также эстетического вкуса. Кроме того, он должен сам любить все живое, бережно относить­ся к растениям и животным. Но не наличие уголка в группе сделает процесс экологического воспитания эффективным, а организация деятельности по его наполнению и использованию в ходе воспитательно-образовательной работы подо­бранных объектов.

Так, с целью систематизации работы по эколо­гическому воспитанию в МБДОУ "Детский сад № 48 "Веснянка" был проведен смотр-конкурс в детском саду на лучший эко-уголок.

Подготовка и проведение конкурса уголков природы в детском саду

Подготовка и проведение данного смотра-конкурса предусматривает несколько этапов.

На 1-м этапе старший воспитатель разрабатывает положение о смотре-конкурсе на лучший уголок при­роды в группе ДОУ, в котором определяются его цели, задачи, условия и сроки проведения, требования к оформлению, перечисляются члены жюри (прило­жение). После утверждения положения заведующим дошкольным учреждением с документом знакомят­ся педагоги. На данном этапе старший воспитатель оказывает методическую помощь: подбирает мето­дическую литературу, журналы, газеты, проводит консультации (индивидуальные и групповые), разрабатывает па­мятки, представляет опыт рабо­ты педагогов других ДОУ. Кроме того, он рекомендует воспита­телям тщательно изучить Про­грамму воспитания и обучения в детском саду, особенно раздел "Природное окружение, эколо­гическое воспитание" примени­тельно к той группе, в которой педагог работает.

На 2-м этапе воспитатели групп самостоятельно изучают положение, намечают план ра­боты, готовят материал, эскизы, наброски, зарисовки, обраща­ются за помощью к родителям, воспитателю по изобразитель­ной деятельности.

На 3-м этапе члены жюри смотра-конкурса разра­батывают критерии, по которым будут оцениваться уголки, и балльную шкалу оценки. К уста­новленному сроку воспитатели проводят презента­цию уголков. Затем в течение некоторого времени члены жюри наблюдают за деятельностью детей возле тематического стенда, беседуют с ними. На этом же этапе уголки оцениваются согласно выработанным крите­риям, подсчитываются набранные баллы и распре­деляются призовые места (при необходимости про­водится голосование).

На 4-м этапе заведующий ДОУ приобретает гра­моты, дипломы, призы и сувениры. Победители награждаются на педагогическом совете, об ито­гах конкурса сообщается на общем родительском собрании. Здесь же поощряются самые активные родители.

На 5-м этапе старший воспитатель совмест­но с педагогами фотографирует уголки и оформляет фотоальбом.

Проведение смотра-конкурса способствует по­вышению уровня экологической культуры детей и педагогов, приобщению дошкольников к творче­ской и исследовательской деятельности экологи­ческой направленности, а также помогает осознать важность уголка природы как средства экологиче­ского воспитания.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Положение о смотре-конкурсе на лучший уголок природы в группе ДОУ.docx
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль