Конкурс уголков природы в детском саду

41740

Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между природными объектами, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу.

В рамках деятельности дошкольного учреждения это возможно путем создания разнообразных уголков природы в групповых помещениях.

Человек неотделим от окружающего мира. Каждое звено в природной цепочке имеет значение, а выпадение одного из них может привести к необратимым процессам. Природа хранит множество тайн, постижению ко­торых некоторые люди посвящают всю жизнь.

Значение природы для человека мно­гообразно: производственное, научное, оздоровительное, эстетическое и воспи­тательное. Скольких художников и поэтов вдохновила естественная красота на создание неповторимых произведений. Трудно пе­реоценить ее роль в воспитании детей.

Общение с природой положительно влияет на ребенка, помогает формиро­вать в нем лучшие чувства и качества (лю­бознательность, ответственность за со­хранение природных объектов, стремление логически мыслить, наблюдать, устанав­ливать простейшие связи между живой и неживой природой), различные умения (уход за растениями, животными).

Любовь к природе, навыки бережно­го отношения к ней способствуют, в свою очередь, формированию у дошкольников лучших черт характера, таких как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых и т. д.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "Програм­ма воспитания и обучения в детском саду" (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой), ре­ализуемая в МБДОУ "Детский сад № 48 "Веснянка", предусматривает раздел "Природное окружение. Экологическое воспитание". В нем сформулирова­ны разнообразные задачи по ознакомлению детей с природными объектами. И педагоги дошкольного учреждения обязаны их решать.

Знакомству детей с природой, воспитанию любви к ней способствуют наблюдения, прогулки и экскурсии. Дошкольникам представляется возмож­ность узнать о специфике климатических условий, в которых они живут, признаках сезонов года, о расте­ниях и животных, характерных для данного региона.

На решение этих же задач направлено, в том числе, оформление уголков природы в детском саду.  Создание стенда следует проводить согласно основным требованиям, а именно СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно­эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в до­школьных учреждениях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 (далее - СанПиН). Согласно им, например, запрещается размещать аквариумы, жи­вотных и птиц в помещениях групповых. Также сле­дует учитывать возрастные особенности воспитан­ников конкретной группы и специфику природного окружения той местности, где находится дошколь­ное учреждение.

Отбор объектов для уголка природы в МДОУ «Детский сад № 48 "Веснянка"» осуществляется в со­ответствии с реализуемой примерной основной об­щеобразовательной программой и особенностями помещений . Если окна групповой выходят на южную сторону, целесообразно подобрать светолюбивые растения. В помещениях с окнами на север хорошо приживутся теневыносливые растения. Заранее важ­но продумать, где разместить трудовой инвентарь, оборудование для опытно-экспериментальной дея­тельности и календарь природы.

Требования при организации в ДОУ уголков и комнат природы¹

В отдельных помещениях или в отдельно выделенных местах воз­можна организация уголков и комнат природы, фитоогорода, фито­бара и др.

При их организации соблюдают следующие требования:

  • животные и растения должны быть безопасны для детей и взрослых;
  • недопустимы больные, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные, а также ядовитые и колючие растения;
  • животных принимают с разрешения органов ветеринарного над­зора (постановка на учет, своевременные прививки, гигиениче­ские процедуры);
  • недопустимо принимать бродячих животных;
  • уборка за животными и уход за растениями осуществляются еже­дневно и только персоналом дошкольной организации. Полив растений могут осуществлять дети.

Комнату природы оборудуют подводкой горячей и холодной воды, ка­нализацией, стеллажами для хранения инвентаря и корма. Корма для жи­вотных следует хранить в местах, недоступных для детей.
___________________________________

¹ Пункт 6.13. СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устрой­ству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. по­становлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91.

Таким образом, оформление уголка природы в группе детского сада требует от воспитателя глубоких знаний программы и методики ознакомления детей с окружающим миром, а также эстетического вкуса. Кроме того, он должен сам любить все живое, бережно относить­ся к растениям и животным. Но не наличие уголка в группе сделает процесс экологического воспитания эффективным, а организация деятельности по его наполнению и использованию в ходе воспитательно-образовательной работы подо­бранных объектов.

Так, с целью систематизации работы по эколо­гическому воспитанию в МБДОУ "Детский сад № 48 "Веснянка" был проведен смотр-конкурс в детском саду на лучший эко-уголок.

Подготовка и проведение конкурса уголков природы в детском саду

Подготовка и проведение данного смотра-конкурса предусматривает несколько этапов.

На 1-м этапе старший воспитатель разрабатывает положение о смотре-конкурсе на лучший уголок при­роды в группе ДОУ, в котором определяются его цели, задачи, условия и сроки проведения, требования к оформлению, перечисляются члены жюри (прило­жение). После утверждения положения заведующим дошкольным учреждением с документом знакомят­ся педагоги. На данном этапе старший воспитатель оказывает методическую помощь: подбирает мето­дическую литературу, журналы, газеты, проводит консультации (индивидуальные и групповые), разрабатывает па­мятки, представляет опыт рабо­ты педагогов других ДОУ. Кроме того, он рекомендует воспита­телям тщательно изучить Про­грамму воспитания и обучения в детском саду, особенно раздел "Природное окружение, эколо­гическое воспитание" примени­тельно к той группе, в которой педагог работает.

На 2-м этапе воспитатели групп самостоятельно изучают положение, намечают план ра­боты, готовят материал, эскизы, наброски, зарисовки, обраща­ются за помощью к родителям, воспитателю по изобразитель­ной деятельности.

На 3-м этапе члены жюри смотра-конкурса разра­батывают критерии, по которым будут оцениваться уголки, и балльную шкалу оценки. К уста­новленному сроку воспитатели проводят презента­цию уголков. Затем в течение некоторого времени члены жюри наблюдают за деятельностью детей возле тематического стенда, беседуют с ними. На этом же этапе уголки оцениваются согласно выработанным крите­риям, подсчитываются набранные баллы и распре­деляются призовые места (при необходимости про­водится голосование).

На 4-м этапе заведующий ДОУ приобретает гра­моты, дипломы, призы и сувениры. Победители награждаются на педагогическом совете, об ито­гах конкурса сообщается на общем родительском собрании. Здесь же поощряются самые активные родители.

На 5-м этапе старший воспитатель совмест­но с педагогами фотографирует уголки и оформляет фотоальбом.

Проведение смотра-конкурса способствует по­вышению уровня экологической культуры детей и педагогов, приобщению дошкольников к творче­ской и исследовательской деятельности экологи­ческой направленности, а также помогает осознать важность уголка природы как средства экологиче­ского воспитания.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Положение о смотре-конкурсе на лучший уголок природы в группе ДОУ.docx



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль