Технология проектирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования

23383

Проблема проектирования основной общеоб­разовательной программы дошкольного образова­ния (далее - ООП) стала актуальной для дошкольных образовательных учреждений после утверждения приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 Федеральных государственных требований к струк­туре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ).

Согласно п. 5 ст. 14 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", содержание образования в кон­кретном образовательном учреждении определя­ется образовательной программой (образователь­ными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоя­тельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образо­вательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образова­тельных программ и должна обеспечивать достиже­ние обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ...".

Соответственно, задачей каждого дошкольного образовательного учреждения является не столько написание, сколько разработка ООП*. Это тщатель­ная подготовка к использованию в условиях кон­кретного учреждения материалов примерной основ­ной общеобразовательной программы дошкольного образования и образовательных программ по при­оритетным направлениям развития воспитанников.
__________________________
* См. также: учебно-методический комплекс на CD “Повышение квалификации на рабочем месте”. Выпуск № 1-2012 “Механизмы проектирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования”. – Примеч. ред.

Проектирование ООП начинается с проблемно-ориентированного анализа, который дает представ­ление о качестве осуществляемой образовательной деятельности на основе оценки ее результатов. Этот этап связан с тщательным изучением промежуточ­ных и итоговых результатов освоения примерной основной общеобразовательной программы, уточ­нения критериев оценки достижений детей. Ориен­тиром являются интегративные качества ребенка, заложенные в ФГТ.

Например, одним из интегративных качеств ребенка является "эмоционально отзывчивый" (п. 3.5 ФГТ). Проблемно-ориентированный анализ как результат мониторинга образовательного про­цесса должен показать специфику проявления дан­ного качества в разных сферах жизнедеятельности дошкольника. Это требует определения критериев оценки на основе возрастных нормативов, преду­смотренных примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования, на основе которой строится деятельность ДОУ. Особенности проявления каждого критерия целесо­образно фиксировать в таблице, подобрав цвето­вые обозначения:

  • зеленый цвет - критерий проявляется устойчиво;
  • желтый цвет - критерий проявляется неустойчиво; 
  • красный цвет - критерий не проявляется*.

Технология проектирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Заполнение сводной таблицы по каждому инте-гративному качеству развития ребенка показывает как особенности его освоения отдельным воспитан­ником, так и картину достижений и проблем группы в целом, а далее и детьми всего ДОУ.

При этом к каждому критерию предварительно подбирается небольшое количество показателей, по которым ведется наблюдение за проявлением до­школьниками эмоциональной отзывчивости. Напри­мер, к критерию "откликается на эмоции близких лю­дей, друзей" могут подойти следующие показатели:

  • наличие эмоционального отклика на ситуа­ции, требующие проявления эмоциональной отзывчивости;
  • использование различных средств при выраже­нии эмоций (вербальных, невербальных);
  • желание самостоятельно выразить свои чувства; 
  • наличие представлений об эмоциях и причинах их появления.

Таким образом, проектирование ООП начинается "с конца" - с уточнения особенностей результатов ее освоения ребенком, установления их соответствия ФГТ, выявления достижений воспитанников и про­блем в организации образовательного процесса. Од­новременно подбирается и уточняется инструмента­рий для проведения мониторинга, отрабатываются формы обработки и хранения полученной информа­ции. Напомним, что образовательный мониторинг - это система организации, сбора, хранения, обработ­ки и распространения информации о деятельности педагогической системы, которая характеризуется непрерывностью действия*.
__________________________________
* Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие /Под ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.

Результаты проблемно-ориентированного анали­за являются отправной точкой для проектирования пояснительной записки к ООП. Уточним, что пояснительная записка является структурным элементом обязательной части ОПП. Экспертиза создаваемых дошкольными учреждениями образовательных про­грамм свидетельствует о том, что типичной ошиб­кой педагогических коллективов является отделе­ние пояснительной записки от обязательной составляющей образовательной программы ДОУ и написание ее как самостоятельного структурного элемента данного документа.

В пояснительной записке должно найти отраже­ние своеобразие образовательного процесса кон­кретного дошкольного образовательного учреж­дения. Прежде всего следует охарактеризовать возрастные и индивидуальные особенности контингента детей. При написании этой части пояснитель­ной записки необходимо указывать те особенности воспитанников, которые имеют непосредственное отношение к содержанию и организации образова­тельного процесса в данном ДОУ. Именно эта часть пояснительной записки вызывает у разработчиков типичные трудности, что зачастую приводит к опи­санию возрастных и индивидуальных особенно­стей воспитанников безотносительно к образова­тельным достижениям и проблемам детей. В таком случае составленный текст напоминает содержание учебных пособий детской психологии, описывающих обобщенные возрастные особенности детей раз­ных периодов дошкольного детства. Избежать этой ошибки позволяет отражение данных проблемно-ориентированного анализа за последние три года, особенностей готовности к школе выпускников дет­ского сада, раскрывающих достижения и проблемы детей в освоении образовательного содержания, ха­рактеристика воспитывающихся в детском саду до­школьников с особыми потребностями.

Ориентация данной части пояснительной за­писки на достижения и проблемы развития детей позволяет конкретизировать задачи деятельности дошкольного образовательного учреждения по ре­ализации ООП.

В этом случае в задачах по реализации ООП поя­вятся формулировки: "усилить внимание к...", "соз­дать условия для...", "продолжить работу по...", "усо­вершенствовать систему работы по...". При этом формулировки задач начинаются именно с глаголов совершенного вида неопределенной формы, т. к. это определяет необходимость решения задачи в тече­ние конкретного периода времени, направленность на достижение результата.

Также в текст пояснительной записки целесо­образно включить графики, диаграммы, показы­вающие динамику результатов образовательного процесса. Отражение возрастных и индивидуаль­ных особенностей конкретных детей делает данный документ рабочим и свидетельствует о том, что эта часть ООП требует ежегодного обновления.

Зачастую при описании индивидуальных и воз­растных особенностей детей в ООП указывается рас­пределение воспитанников по типам темперамен­та, приводится характеристика семей, соотношение полных и неполных семей воспитанников, уровень образования, социальный состав семьи и пр. Важно учитывать, что данные сведения имеют ценность для ООП не сами по себе, а только в отношении индиви­дуальных особенностей воспитанников, поведения и отношений детей в группе сверстников, их инте­ресов, склонностей к видам деятельности. Поэтому столь широкий взгляд на описание возрастных и ин­дивидуальных особенностей детей представляется нецелесообразным.

Пояснительная записка раскрывает приоритет­ные направления деятельности дошкольного об­разовательного учреждения по реализации ООП. Поэтому создание программы связано также с проблемно-ориентированным анализом реализации приоритетного направления, уточнением его специ­фики. Взаимосвязь основного и приоритетного на­правлений деятельности ДОУ прослеживается в его миссии, подчеркивающей основные отличия данно­го учреждения (организации) от других учреждений (организаций) того же вида. Миссия ДОУ позволяет найти ответ на вопрос: "Что мы можем предложить людям, которые среди множества образовательных предложений выбирают наше?". Уточним, что фор­мулирование или уточнение на основе анализа уже имеющейся миссии дошкольного образовательно­го учреждения не входит в текст ООП. Пример фор­мулирования миссии Государственным бюджетным дошкольным образовательным учреждением ком­бинированного вида г. Санкт-Петербурга представ­лен в приложении 1.

Четкое понимание специфики образовательной деятельности детского сада позволяет отобрать  образовательные программы, обеспечивающие реа­лизацию основного и приоритетного направлений, а затем на их основе определить цели деятельности ДОУ. Пример выбора программ по приоритетному направлению дошкольным учреждением г. Санкт-Петербурга представлен в приложении 2.

Стоит отметить, что в тексте ООП необходимо правильно указывать название примерных основ­ных общеобразовательных программ дошкольного образования, фамилии и инициалы их авторов, место и год издания. К сожалению, в практике проек­тирования ООП эти данные зачастую искажаются.

Выбор и обоснование сочетаемости образова­тельных программ позволяет перейти к формули­рованию целей и задач деятельности дошкольного образовательного учреждения по реализации ООП, которое осуществляется на основе анализа:

  • Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной про­граммы дошкольного образования;
  • Типового положения о дошкольном образова­тельном учреждении;
  • примерной основной общеобразовательной про­граммы дошкольного образования и образова­тельных программ по приоритетным направле­ниям развития детей дошкольного возраста;
  • характеристики возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • образовательных запросов родителей, социума;
  • возможности реализации предназначения ДОУ (его миссии) на основе выбранных общеобразо­вательных программ.

Ответственность за выбор образовательных программ сегодня несет само дошкольное образо­вательное учреждение. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 08.04.2005 № 107 "Об экспер­тизе учебников" образовательные программы для дошкольных учреждений не подлежат экспертизе. Недопустимо использовать в образовательном про­цессе две и более примерные основные общеобра­зовательные программы дошкольного образования, выбирая оттуда содержание образовательных обла­стей по принципу "где лучше". Такой подход, к сожа­лению, нередко встречается в практике работы ДОУ, как и использование отдельных разделов (образова­тельных областей) примерных основных общеобра­зовательных программ дошкольного образования в качестве парциальных программ в соответствии с видовым своеобразием дошкольных учреждений. В указанных случаях нарушается целостность при­мерной основной общеобразовательной програм­мы дошкольного образования, следствием чего яв­ляется нарушение целостности образовательного процесса в ДОУ. При некоторой схожести примерных программ, обусловленной требованиями к содержа­нию образовательных областей в рамках ФГТ, каж­дая из них имеет свои особенности, сложившиеся за период существования вариативных комплексных программ дошкольного образования.

В качестве цели выступают обобщенные ожидае­мые результаты реализации ООП, например:

  • формирование у ребенка общей культуры, раз­витие физических, интеллектуальных и личност­ных качеств, формирование предпосылок учеб­ной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
  • осуществление необходимой коррекции недостат­ков в психическом развитии детей, развитии речи;
  • укрепление здоровья дошкольников на основе развития двигательных навыков в процессе обу­чения плаванию;
  • воспитание у детей интереса к своей малой ро­дине, ознакомление с достопримечательностями родного края, культурой и традициями;
  • оказание консультативной и методической по­мощи родителям по вопросам воспитания, обу­чения и развития детей.

В указанном в приложении 2 примере прослежи­вается линия: миссия дошкольного образователь­ного учреждения - формулирование основного и приоритетного направлений деятельности - опре­деление целей по реализации основной общеобра­зовательной программы дошкольного образования.

Особенности реализации целей и задач ООП находят отражение в разделах "Организация режи­ма пребывания детей в образовательном учреж­дении" и "Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных об­ластей". Организация режи­ма пребывания детей в ДОУ предусматривает:

  • описание ежедневной организации жизни и дея­тельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, обеспечивающей личностно ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности;
  • проектирование воспитательно-образова­тельного процесса в соответствии с континген­том воспитанников, их индивидуальными и воз­растными особенностями.

Несмотря на то, что ФГТ полностью исключают использование в детских садах учебной модели по­строения образовательного процесса, типичной тенденцией при проектировании ООП во многих регионах стало составление Учебного плана непо­средственно образовательной деятельности, ре­гламентирующего время в часах и минутах на ре­ализацию образовательных областей или детских видов деятельности по дням недели. Создается ана­лог учебного плана, типичного для школьной систе­мы образования. Вряд ли данный подход оправдан, т. к. это искажает основную идею ФГТ - реализацию образовательного содержания внутри детской дея­тельности, отказ от жесткой системы занятий в дет­ском саду. По сути, при составлении учебных планов на сегодняшний день происходит подмена понятия "занятие" термином "непосредственно образова­тельная деятельность". При этом даются ссылки на ст. 6 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образова­нии", согласно которой образовательные учрежде­ния, реализующие образовательный процесс, долж­ны составлять учебные программы и учебные планы. Заметим, что данное положение не относится к сту­пени дошкольного образования, где структура ООП определяется только соответствующими ФГТ.

Более того, ФГТ дают возможность строить об­разовательный процесс детского сада более гибко, природосообразно, максимально используя разви­вающий потенциал детских видов деятельности и современных форм организации образовательно­го процесса ("метод проектов", "творческая мастер­ская", "образовательное путешествие" и пр.). В этом случае раздел "Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контин­гентом воспитанников, их индивидуальными и воз­растными особенностями" должен показать, каким образом в современных формах образовательного процесса осуществляется интеграция содержания образовательных областей, обеспечивается разви­тие физических, личностных и индивидуальных ка­честв ребенка.

На основе примерной основной общеобразова­тельной программы дошкольного образования сле­дует конкретизировать содержание предлагаемой тематики образовательного процесса, определить основные формы работы над темой, сочетание раз­ных видов деятельности ребенка. Важно выделить итог освоения каждой темы для воспитанника - ин­тересный продукт проектной деятельности, создан­ную обстановку для новой сюжетно-ролевой игры, мини-музей или коллекцию и пр. При проектирова­нии ООП разработчикам необходимо увидеть по­вторяемость и усложнение тем в разных возрастных группах, а также повторяемость содержания темы на протяжении учебного года при освоении новых тем, что обеспечивает возможность прочного усво­ения образовательного содержания в дошкольный период детства.

Так, например, работа по теме "Наша Родина -Россия", как правило, планируется в октябре в свя­зи с подготовкой к празднованию Дня народного единства. В средней группе детского сада эта ра­бота может осуществляться в рамках темы "Наш дом - Россия" и раскрывать особенности жизни людей в стране по аналогии с особенностями жиз­ни людей в доме. В старшей группе акцент может быть сделан на содержании "Мы вместе, мы раз­ные", отражающем многонациональность России, своеобразие и единство проживающих в нашей стране людей. В подготовительной группе основ­ное внимание может быть уделено теме "Дружат люди всей земли", раскрывающей связь России и других стран, схожесть и различия людей, прожи­вающих у нас и за рубежом. Соответственно, для каждой возрастной группы определяется результат освоения темы как продукт, создаваемый детьми и взрослыми (например, оформление эмблемы груп­пы на основе изучения символов России в среднем дошкольном возрасте). На протяжении года тема закрепляется через ознакомление с героями зем­ли российской (былинными, реальными), традици­ями празднования государственных праздников. При проектировании образовательного процесса важно показать единство инвариантной части со­держания и регионального компонента (например, для Санкт-Петербурга значим День Ленинградской победы - 27 января 1944 года, который ежегодно отмечается в городе).

При проектировании образовательного процес­са также необходимо учитывать интересы и особен­ности контингента воспитанников. Следовательно, должна быть предусмотрена возможность организа­ции работы по темам, возникающим в течение учеб­ного года на основе вопросов и пожеланий детей или родителей (законных представителей).

Раздел "Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей", согласно ФГТ, должен содержать перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий и методических пособий. При проектировании дан­ного раздела важно стремиться к "разумному ми­нимуму", не перегружать образовательный процесс большим количеством программ и пособий.

Нецелесообразно также перегружать данный раздел, как и организационный раздел программы ДОУ, перечнем образовательных областей, с ко­торыми может быть интегрирована каждая образо­вательная область, т. к. номинативное указание на интеграцию не раскрывает ее сущности. Также не стоит переписывать в данный раздел программы задачи работы по образовательным областям для каждой возрастной группы из примерной общеоб­разовательной программы дошкольного образова­ния. Это перегружает содержание текста ООП. Раз­дел "Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей" должен отвечать на вопрос: "Что является основой проектирования воспитательно-образовательного процесса, какие образовательные технологии используются?"

В целом проектирование ООП должно привести к созданию рабочего документа, относительно не­большого по объему (40-60 страниц текста), дающе­го представление о содержании и организации обра­зовательного процесса в конкретном ДОУ, отражать специфику и подчеркивать преимущества образова­тельной деятельности данного учреждения.

Приложение 1

Пример формулирования миссии Государственным бюджетным дошкольным
образовательным учреждением №___________________комбинированного вида г Санкт-Петербурга

"Мы обеспечиваем условия для охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья воспитанников.

Мы предоставляем образовательные услуги, обеспечивающие становление общей культуры воспитан­ников и готовность к обучению в школе на основе развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности.

Мы осуществляем квалифицированную коррекцию недостатков психического здоровья и речевого раз­вития детей.

Мы реализуем оздоровительную программу для детей от трех до семи лет.

Главными ценностями для нас являются укрепление здоровья, всестороннее развитие ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей и обеспечение стартовых возможностей для перехода на на­чальную ступень образования.

В нашем дошкольном образовательном учреждении работают высококвалифицированные педагоги, постоянно повышающие свою профессиональную компетентность. Это требует участия в образователь­ном процессе педагога-психолога, руководителя физического воспитания, музыкального руководителя, инструктора ЛФК, учителей-логопедов, осуществляющих развитие, коррекцию, профилактику и оздоров­ление воспитанников.

Мы пропагандируем ценности "семьи", "родительства" и "детства". В нашем дошкольном образователь­ном учреждении взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется за счет создания условий для интерактивного общения родителей и детей, выпуска детско-родительского интернет-журнала, оказания консультативной помощи родителям по вопросам психического развития детей и коррекции их речи, оздо­ровления, методической помощи по вопросам воспитания и обучения дошкольников.

Мы разработали и реализовали модель дошкольного образовательного учреждения, ориентированного на культурную среду Санкт-Петербурга. Для этого создали, апробировали и используем парциальную образовательную программу "Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом" и тех­нологию ее реализации. Мы хотим, чтобы в Санкт-Петербурге культурных людей становилось все больше.

В соответствии с миссией приоритетными направлениями деятельности дошкольного образовательно­го учреждения являются:

  • подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;
  • укрепление здоровья воспитанников посредством обучения плаванию;
  • коррекция недостатков в психическом и речевом развитии дошкольников;
  • развитие интереса к культурному наследию родного города".

Приложение 2

Пример выбора программ по приоритетному направлению
дошкольным учреждением №_____________г. Санкт-Петербурга

"Ведущим компонентом предназначения (миссии) дошкольного образовательного учреждения №_ является обеспечение условий для охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья вос­питанников; развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности. Реализация данного компонента обеспечивается благодаря использованию в обра­зовательном процессе Примерной основной общеобразовательной программы "Детство" / Под ред. Т.И. Ба­баевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой. СПб.: Детство-Пресс, 2011. Данная программа комплексно пред­ставляет все содержательные линии воспитания и развития детей от трех до семи лет.

Приоритетным направлением деятельности дошкольного образовательного учреждения №_ являет­ся осуществление квалифицированной коррекции недостатков психического развития детей, коррекция общего недоразвития их речи. Этому способствует использование в образовательном процессе программ:

  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недо­развитием речи: Старшая группа детского сада. М.: МГОПИ, 1993;
  • Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи: Под­готовительная к школе группа. М.: Просвещение, 1987.

В данных программах отражена специфика коррекционно-воспитательного процесса, преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя.

Приоритетным направлением деятельности дошкольного образовательного учреждения №_ является оздоровление воспитанников. Осуществление данного приоритетного направления может быть успешно выполнено при реализации образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность" Примерной основной общеобразовательной программы "Детство" и использовании программы Вороно­вой К.Е. "Программа обучения плаванию в детском саду" (СПб.: Детство-Пресс, 2003), направленной на об­учение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма, создание основы для разностороннего физического развития.

Дошкольное образовательное учреждение №_ создает и применяет на практике модель дошкольного образовательного учреждения, ориентированного на культурную среду г. Санкт-Петербурга. Этому способ­ствует использование в образовательном процессе программы Солнцевой О.В., Кореневой-Леонтьевой Е.В. "Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом" (рекомендована к использова­нию Региональным экспертным советом при Комитете по образованию Санкт-Петербурга в дошкольных об­разовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования Санкт-Петербурга). Программа расширяет и дополняет за счет введения регионального компонента содержание образовательных обла­стей "Социализация", "Познание", "Художественное творчество" Примерной основной общеобразователь­ной программы "Детство".



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль