Подготовка методических материалов для портфолио педагога-психолога ДОУ

18991

Теория без практики мертва, как говорит афоризм. Это хорошо понима­ют в Московском городском психолого-педагогическом университете, где действует программа постдипломного образования психологов -своеобразная «интернатура» для молодых специалистов, помогающая им набраться опыта, отточить навыки, более того - накопить собствен­ные профессиональные разработки. Они становятся основой портфолио, по которому оцениваются результаты стажировки. Рассмотрим, какими должны быть структура и содержание портфолио и на что следует обра­щать внимание начинающему психологу при его подготовке.

В МГППУ успешно апробирована программа постдипломного образования молодых специалистов по практической психологии. Обучение по программе занимает три года и преду­сматривает овладение практическими навыками под руко­водством наставника-супервизора на специально подготов­ленных стажировочных базах. В течение этого времени молодой педагог-психолог, выпускник вуза, может накопить соб­ственные методические разработки и оформить портфолио, кото­рое в конце обучения, при аттестации, позволит оценить уровень его профессиональной готовности к самостоятельной продуктив­ной деятельности.

Эти методические разработки, или кейсы, могут представлять собой описание работы со сложными профессиональными слу­чаями, обоснование деятельности, изложение рефлексии по работе с этими случаями. В качестве иллюстраций могут прилагать­ся видеоматериалы по проведению отдельных мероприятий (диагностики, консультации, коррекционно-развивающего заня­тия). Видеоматериалы могут сопровождаться комментариями, де­монстрирующими умение анализировать работу, отражающими факты ее эффективности.

Что такое кейс?

Кейс (от англ. case - случай, коробка, папка с бумагами) - это подборка материалов по проблеме и их систематизация, позволяющая получить представление о ситуации, привлекшей ваше внимание.

Главное - кейс должен заключать в себе проблему, которую следует всесторонне изучить, проанализировать, а также предло­жить ее решение, обоснованное рядом условий и критериев.

Хороший кейс - это не просто качест­венное описание рабочей проблемы. Это информация, изложенная таким способом, чтобы читатель погрузился в ту же самую ситуацию, что и сам создатель кейса, когда он впервые столкнулся со сложным слу­чаем.

Три основных этапа составления кейса: исследование, анализ и фактическое напи­сание.

Содержание описываемой моло­дым специалистом рабочей психо­логической ситуации может быть разным, в зависимости от рассма­триваемой проблемы. Объект описа­ния любой: ребенок, семья или груп­па детей. Учитывается умение делать обобщения и выводы, владение спе­циальной терминологией, соблюде­ние этических стандартов и границ компетентности.

Компетентность оценивается по следую­щим критериям:

  • правильность постановки целей и задач;
  • адекватность использования практических техник;
  • умение интерпретировать полученные материалы, выделять показатели результа­тивности, давать рекомендации доступным образом и т. д.

Структура кейса:

  • состоит из двух частей - теоретической и практической;
  • имеет название по теме рассматриваемой проблемы с указанием статуса и/или возраста клиента (клиентов). Например: "Психологическая помощь при страхах ребенка дошкольного возраста", "Подготовка к школе ребенка, имею­щего особенности в развитии", "Работа с родителями аутичного ребенка" и т. п.В теоретической части дается обоснование работы с проблемой:
  • общая характеристика проблемы;
  • онтогенез и более подробное описание проявления проблемы;
  • общая схема диагностики, коррекционной и/или развивающей работы по данной проблеме, перечисление наиболее подходящих методов и приемов работы;
  • список литературы, к которому обращается специалист по данной проблеме.

В практическую часть входят:

  1. Описание проблемы, психологической ситуации, первичного запроса представляемого случая.
  2. Первичная гипотеза для решения проблемы.
  3. Описание методов диагностики заявленной рабочей ситуа­ции, обоснование индивидуально-личностного подхода. Интер­претация полученных диагностических материалов.
  4. Уточнение гипотезы проблемы и формулирование плана ее решения.
  5. Описание системы психологической помощи в данной ситуа­ции (программа коррекционных и/или развивающих занятий и консультаций):
    1. для иллюстрации навыков оказания психологической помощи демонстриру­ется коррекционное и/или развивающее занятие (желательно видеосъемка), а также прилагается комментарий с самоанализом;
    2. для иллюстрации навыка консультирования прилагается видеосъемка сеанса консультирования и комментарий с самоанализом.
  6. Описание результатов проведенной психологической ра­боты.
  7. Описание рекомендаций родителям, педагогам по дальней­шему сопровождению клиента (клиентов).
  8. Изложение рефлексии собственной работы психолога по данному случаю (что получилось, что не получилось, причины ус­пехов и неудач, отношение к работе, что в ней можно улучшить, самокоррекция и т. д.).

Выявление и формулирование проблемы рабочей ситуации -это перевод первичного запроса в адекватный и построение пра­вильной гипотезы. Для примера рассмотрим ситуацию. К психоло­гу детского сада обратилась мама по поводу своего сына Ивана (4,5 года). Со слов мамы, воспитатели отмечают агрессивные вспышки в его поведении, во время которых он совершенно не способен себя сдерживать. Мальчик может ударить сверстника тем, что в данный момент находится у него в руках. При этом он совершенно не реагирует на замечания воспитателей и их попыт­ки вмешаться в конфликт. Ваня никогда не признает свою вину, по его словам, виноват кто угодно, только не он.

Ваня - единственный и желанный ребенок в полной семье, ро­жденный достаточно поздно. Родители его очень любят, считают необыкновенно умным, красивым и способным. Как сказала мама, на занятиях сын демонстрирует широкий кругозор, высокие интел­лектуальные способности. Ребенок имеет приятную внешность, он открытый, эмоциональный, общительный, склонный к демонстра­тивности, в отношениях со сверстниками активный, стремится к лидерству. При этом, по маминым словам, еще несколько месяцев назад агрессивного поведения у мальчика не было.

Запрос мамы выражался в том, чтобы психолог выяснила, поче­му возникла проблема агрессии, и дала рекомендации, как взаимо­действовать с сыном, чтобы вернуть его послушное поведение. Дословно запрос был таким: "Сделайте что-нибудь, чтобы он начал наконец-то опять нормально общаться с детьми".

ПРЕДПОЛОЖИВ, ЧТО РЕЗКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА ПРОИЗОШЛО НЕ ТАК ДАВНО, ПСИХОЛОГ ВЫЯСНЯЕТ, ЧТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ ЗА ЭТО ВРЕМЯ

Запрос мамы о возвращении спо  койствия и послушания сына - это  первичный запрос. Получив его и  предположив, что резкое изменение в поведении ребенка произошло не так давно, психолог выясняет, что же случилось за это время. В последующем диалоге с мамой психолог узнает, что после летнего отдыха мальчик перешел в дан­ное ДОУ из логопедического детского сада. По словам мамы, в ран­нем возрасте у него наблюдалась задержка развития речи, что яви­лось причиной направления его в коррекционное учреждение. Следует заметить, что Ваня очень старался на занятиях с педагога-ми-дефектологами, мама и папа тоже выполняли все их рекомен­дации по развитию ребенка. И в результате - резкий скачок в раз­витии: Ваня быстро достиг уровня возрастной нормы и даже превысил его. В логопедическом саду воспитатели ставили его в пример сверстникам практически во всех видах деятельности. "Он был лучшим" - по словам мамы.

Далее психолог предположила, что проблемы с поведением у ребенка стали следствием затянувшейся адаптации к новому образовательному учреждению, где не сразу и безоговорочно при­знали его способности. Агрессию ребенок выражал по отношению к тем, кто более успешен, чем он. Завышенное отношение родите­лей к способностям Ивана и, как следствие, неадекватная само­оценка вызывали внутреннее несоответствие действительности. Ребенок привык быть «лучшим» среди заведомо слабых интеллектуально детей, ему трудно перестроиться на детскую аудиторию «возрастной нормы». Решение данной проблемы было построено совсем по-другому, нежели представлялось вначале, при первич­ном знакомстве. Адекватный запрос к психологу от мамы должен быть сформулирован следующим образом: «Помогите мне научить сына нормально общаться с детьми, адекватно реагировать на конкуренцию, без занижения его самооценки». Это и есть перевод первичного запроса в адекватный.

На следующем этапе специалисту необходимо сосредоточить­ся на правильности построения гипотезы, т. е. предположения ис­тинных условий развития проблемной ситуации и путей их кор­ректирования.  При  этом  необходимо  учитывать результаты психологической диагностики. Желательно, чтобы сбор диагности­ческой информации осуществлялся из разных источников. В част­ности, в приведенном выше примере нужно побеседовать не толь­ко с мамой, но и с воспитателем, самим ребенком, а также посмотреть медицинскую карту: в ней могут быть важные данные -как часто болеет ребенок, не стоит ли на учете у какого-либо врача, как происходило развитие в раннем возрасте и т. д. Все это помо­жет выстроить четкую гипотезу проблемы.

НУЖНО ОБОБЩИТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ДАННЫЕ И СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ,  ОБОСНОВЫВАЮЩИЕ ВЫБОР КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ    

Описывая этот этап, нужно обобщить     полученные данные и сделать выводы,     обосновывающие выбор коррекционно-развивающей программы. Предлагается приложить в качестве примера умения вести профессиональную документацию, психологические заключения на 1-2 детей. В зави­симости от решаемой проблемы, поставленных целей и задач про­грамма работы может быть короткой или продолжительной, по­строенной как на основе готовых известных технологий, так и с использованием авторских приемов. Если технологии известные, то достаточно указать их. Если программа предназначена для инди­видуального случая - необходимо описать применяемые техники и обосновать целесообразность их использования. В любом случае нужно представить планы-конспекты 1-2 типовых занятий, конкре­тизировать условия их проведения.

В ходе коррекционно-развивающих занятий педагогу-психологу важно отслеживать динамику проявления проблемы. Возможны про­межуточные диагностические процедуры, которые нужно описать и указать их результат. На основе диагностики может понадобиться корректирование самой программы. Тогда  следует внести в описание эти изменения и сопоставить их с начальными целями и задачами.

­ЖЕЛАТЕЛЬНО ДАТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ НАИБОЛЕЕ ДОСТУПНЫМ ОБРАЗОМ, УЧИТЫВАЯ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ 

Подводя итог, специалист должен выделить показатели резуль­тативности работы, проанализировать не только изменения, про­изошедшие в процессе решения проблемы, но и профессиональ­ную деятельность психолога, что покажет его умение видеть причины успеха и возникающие сложности. Для логического за­вершения работы должны быть предложены рекомендации по дальнейшему конструктивному взаимодействию социального окружения (педагоги, родители, сверстники) с ребенком, семьей, группой. Желательно дать рекомендации наиболее доступным об­разом, учитывая особенности восприятия разных людей.

Пример оформления кейса по теме: "Работа педагога-пси­холога детского сада с ребенком, проявляющим синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ)"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль