Механизмы стимулирования профессиональной деятельности педагогов

22104
Сложность перехода образовательных учреждений (далее - ОУ) в режим развития связана с наличием ряда противоречий, в частности, между осозна­нием значимости педагогического персонала как самого важного ресурса ОУ и недостатком мотивационных факторов, содействующих повышению про­фессиональной компетентности и позволяющих эффективно реализовывать потенциал каждого педагога.

Несовершенство существующей системы поощрений педагогического персонала проявляется в отсутствии в большинстве ОУ общественной экс­пертизы педагогической деятельности и критериев для определения вида поощрения педагогов за работу, направленную на собственное профессио­нальное развитие и развитие ОУ.

В развивающемся ОУ дополнительным мотивационным фактором могут стать гибкие механизмы вознаграждения (термин заимствован из теории обучающейся организации). В этом случае понятие "вознаграждение" рас­сматривается шире, чем оплата труда.

При определении вида вознаграждения, прежде всего, учитывается вклад работника в общие результаты деятельности организации. Необходи­мо, чтобы все работники были вовлечены в процесс определения оптималь­ных форм вознаграждения. Подобные стимулы являются своеобразными инвестициями в будущее сотрудников, позволяют сформировать высокопро­фессиональную команду как условие развития ОУ и его конкурентного пре­имущества на рынке образовательных услуг и могут быть использованы независимо от выплат стимулирующего характера, предусмотренных коллек­тивным договором ОУ.

В приложении представлено Положение о системе поощрений педагогов БОУ ДОД "Центр развития творчества детей и юношества "Амурский"" (да­лее - положение), в основу которого легли возможные наборы стимулов, разработанных В.М. Лизинским, и перечень поощрений педагогов, предло­женных в работе М.М. Поташника "Управление профессиональным ростом учителя в современной школе".
Положение содержит палитру возможных материальных (не предусма­тривающих непосредственное выделение денежных средств) и нематериаль­ных стимулов, доступных ОУ, побуждающих персонал к профессиональному и личностному развитию.

Для реализации профессиональной функции педагога детского сада необходи­мо выявлять и учитывать индивидуальную мотивацию, поскольку для одного педагога наиболее значимым стимулом является публичное признание заслуг и возможность презентации опыта, а для другого - предоставление особых условий труда и дополнительных дней к отпуску. В связи с этим в положении отражено, что педагогу при определении вида поощрения предоставляется право выбора из возможных стимулов, имеющихся на момент выдвижения на поощрение.

Система поощрений, основанная на гибких механизмах вознаграждения, является не альтернативой, а возможным дополнением к фонду стимулирова­ния и существующим надбавкам, предусмотренным коллективным договором, и для большинства педагогов может стать значимым фактором, влияющим на стремление к деятельности, развивающей профессиональную компетентность.

С определенными коррективами данное положение может использовать­ся в ОУ различного вида.

Приложение

ПОЛОЖЕНИЕ о системе поощрений педагогов
БОУ ДОД "Центр развития творчества детей и юношества "Амурский" г. Омска

1. Общие положения

  1. Настоящее положение разработано с целью создания необходимых условий для развития профессиональной компетентности педагогов в условиях образовательного учреждения (далее - ОУ).
  2. Возможный набор поощрений может быть использован независимо от выплат стимулирующего характера, предусмотренных коллективным договором ОУ.
  3. На поощрение педагог выдвигается независимой группой экспертов (из числа представителей научно-методической службы ОУ, общественных организаций и роди­тельской общественности), по результатам ежегодного творческого отчета педагоги­ческого персонала.
  4. Педагогу при определении вида поощрения предоставляется право выбора из возможных стимулов, имеющихся на момент выдвижения на поощрение.
  5. Поощрение педагогического персонала осуществляется за следующие виды дея­тельности, способствующие развитию ОУ:
    1. участие в системе непрерывного педагогического образования (постоянное повы­шение квалификации и саморазвитие через семинары, курсы повышения квалифи­кации и курсы переподготовки, обучение в магистратуре, аспирантуре, получение высшего и второго высшего образования, участие в образовательных программах, разработка и инициация педагогических проектов и др.);
    2. организация системы педагогического, социально-психологического, психолого-педагогического просвещения и обмена педагогическим опытом (организация или активное участие в педагогических советах, семинарах, мастерских, методических днях, творческих отчетах, научно-практических конференциях, педагогических чтениях и т. п.);
    3. участие в опытно-экспериментальной работе ОУ;
    4. самостоятельное освоение и осуществление инновационной деятельности;
    5. участие в научно-методической работе ОУ, руководство профессиональными сооб­ществами, освоение и осуществление новых профессиональных педагогических ролей (супервизора, консультанта, коуча*, модератора, координатора, наставника);
    6. участие в работе над значимыми для ОУ проблемами (изменения в образовательном процессе в логике компетентностного подхода, создание здоровьесберегающей образовательной среды, создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для выявления и поддержки одаренных детей и т. д.);
    7. создание педагогических продуктов (программы, проекты, методические рекомен­дации, разработки мероприятий, диагностические пакеты, технологические карты и т. п.), внедренных или имеющих перспективы внедрения в образовательный и научно-методический процессы ОУ, способствующих повышению качества образо­вания, решению значимых для ОУ проблем, развитию ОУ;
    8. содействие созданию положительного имиджа ОУ в социуме (публикации в печат­ных СМИ о деятельности ОУ, создание материалов для сайта ОУ, общественная деятельность и руководство общественной деятельностью воспитанников, участие в сетевых сообществах и объединениях, осуществление социального партнерства, представительство ОУ в комиссиях, рабочих группах аттестационных комиссий, экспертных советах, жюри различных уровней).

2. Перечень возможных поощрений

За перечисленные в п. 1.5 виды деятельности, способствующие развитию ОУ, возмож­ны следующие виды поощрений:

  • благодарность в приказе;
  • публичная похвала в докладе или выступлении на собрании, представительном совещании, конференции педагогических работников;
  • материальное стимулирование работников ДОУ;
  • доброжелательный предметный разговор с позитивной оценкой конкретной работы, выражение личной благодарности;
  • похвала, высказанная после посещения занятия;
  • предоставление максимально удобного для педагога расписания занятий;
  • присвоение более высокого разряда по итогам аттестации;
  • выдвижение на обобщение накопленного педагогического опыта педагога;
  • направление на муниципальные или региональные конкурсы профессионального мастерства;
  • рекомендация для участия педагога в конкурсном отборе лучших педагогов, актив­но внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритет­ного национального проекта "Образование";
  • выдвижение на награждение городской, областной, министерской грамотой, гра­мотой главы администрации, губернатора, органа образования;
  • награждение педагога благодарственным письмом, грамотой, дипломом ОУ или общественной организации;
  • представление педагога к местным или государственным наградам;
  • выдвижение педагога на грант или другую форму финансовой поддержки;
  • представление к почетному знаку, к почетному званию "Заслуженный учитель";
  • награждение ценным подарком;
  • награждение педагога подпиской на профессиональные издания и приобретение для него необходимой техники и литературы для улучшения обеспечения образо­вательного процесса;
  • предоставление права самоконтроля, самоанализа, самообобщения накопленного опыта и предоставления полученных результатов педагогическому коллективу;
  • организация персональной выставки творческих работ педагога;
  • предоставление права выступить с научным отчетом на педагогическом совете или ином педагогическом форуме;
  • проведение научно-практического семинара или конференции по изучению опыта педагога;
  • предоставление права педагогу вести школу молодого педагога, школу передово­го опыта и т. п.;
  • предложение возглавить профессиональное педагогическое сообщество (методи­ческое объединение, кафедру, творческую группу и т. д.);
  • выдвижение педагога в резерв на повышение;
  • включение в состав жюри конкурсов, экспертные советы, привлечение к рецензи­рованию документов, разработок, программ и т. п.;
  • делегирование педагогу функций методиста: приглашение методическими центра­ми, институтами повышения квалификации в качестве лектора при проведении курсовой подготовки и семинаров различного уровня, открытых уроков в форме мастер-класса с целью повышения квалификации других педагогов (работа опла­чивается дополнительно);
  • предоставление педагогу рекомендательного письма для поступления в аспиран­туру или для соискательства с целью подготовки кандидатской диссертации;
  • предоставление дополнительных дней, освобожденных от работы (творческого отпуска в дни осенних, весенних, зимних каникул), педагогам, обучающимся на курсах, получающим высшее образование, обучающимся в магистратуре и аспи­рантуре, являющимся соискателями;
  • отгул или предоставление дополнительных дней к ежегодному отпуску;
  • освобождение от работы в дни сдачи экзаменов обучающимися педагогами с со­хранением заработной платы;
  • выделение бесплатной туристической путевки или путевки в дом отдыха;
  • предоставление отдельным сотрудникам особых условий работы (гибкий или сво­бодный график, самоконтроль качества и т. п.);
  • публикация о педагоге в СМИ, на сайте ОУ;
  • размещение фотографии на стенде ("Лучшие педагоги", "Золотой фонд" и т. п.);
  • выпуск буклета, брошюры с изложением инноваций и достижений педагога;
  • подготовка публикации по итогам серии открытых мероприятий, проведенных пе­дагогом;
  • оплата участия педагога в региональных, всероссийских, международных конфе­ренциях;
  • подготовка передачи о достижениях педагога на радио или местном телевидении;
  • подготовка и проведение творческого вечера успешного педагога;
  • изготовление видеоверсии комплексного творческого отчета педагога; дайджеста материалов, используемых педагогом в профессиональной деятельности, программ и сценариев открытых мероприятий, проведенных педагогом;
  • подготовка видеофильма о достижениях педагога и его воспитанников (выпускни­ков);
  • предоставление педагогу возможности пройти обучение у известных ученых и практиков;
  • направление на престижные курсы переподготовки и повышения квалификации.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль