Мониторинг качества сформированности общеучебных умений и навыков

33621

Т.В. Шишкина,
зам. директора по УВР,
МБОУ "СОШ № 20", г. Астрахань,

Е.А. Алисова,
учитель биологии, МБОУ "СОШ№ 20", г. Астрахань

Одна из актуальных задач современного образования - формирование и развитие у обучающихся общеучебных умений и навыков (далее - ОУУН), которые необходимы для формирования базовых компетенций личности.

На протяжении нескольких лет МБОУ "СОШ № 20" г. Астрахани работа­ло над общешкольной методической темой "Формирование общеучебных умений и навыков. Воспитание образованием".

Для успешной работы над темой была проведена определенная работа:

  • знакомство педагогов с методологией, теорией, существующей практикой формирования ОУУН;
  • разработка программы по формированию и развитию ОУУН по клас­сам;
  • создание банка данных по формированию ОУУН (памятки, инструк­ции, рекомендации);
  • работа с тематическими планами (определение возможностей рабо­ты по формированию и развитию ОУУН);
  • изучение, обобщение и распространение педагогического опыта по формированию и развитию ОУУН;
  • разработка инструментария по изучению уровня сформированности ОУУН обучающихся.

Цели изучения уровня сформированности ОУУН:

  1. Составление профиля ОУУН каждого ученика класса для выявления тех умений и навыков, которые требуют коррекции.
  2. Составление программ индивидуальных коррекционных занятий учи­телями-предметниками.
  3. Планирование работы по развитию и формированию ОУУН на уроках всех образовательных областей.

Именно мониторинг качества сформированности ОУУН позволяют опре­делить "профиль" коррекции, т. е. выявить несформированные общеучебные и предметные умения и навыки для целенаправленной работы по их форми­рованию, а также отметить те ОУУН, которые на данный момент станут "опор­ными" для обеспечения успешной предметной деятельности учащихся.

Виды общеучебных умений и навыков

При мониторинге результативности учебного процесса оцениваются, прежде всего, следующие ОУУН:

  • мыслительные (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, умение делать выводы);
  • информационные (умение "сворачивать" информацию - от текста к таблице, схеме; умение "разворачивать" информацию - описать словами схему, формулу, чертеж, таблицу и т. д.);
  • коммуникативные (умение работать в группе, в паре, грамотная устная речь, навыки смыслового чтения);
  • организационные (умение самостоятельно выполнять задание по ал­горитму, умение вести тетрадь, навыки самопроверки и самооценки).

Уровень всех ОУУН, кроме мыслительных, каждый учитель определяет путем наблюдения, оценивания их в балльной системе:

0 - навык не сформирован;
1 - недостаточно сформирован;
2 - сформирован достаточно для учебной деятельности в рамках данно­го курса, для данного этапа обучения.

Сформированность мыслительных ОУУН оценивается в ходе выполнения специальных заданий с предметным содержанием (контрольно-методические срезы) и отмечается знаком "+" (справился) или "-" (не справился).

Определение сформированности мыслительных ОУУН

Для определения уровня владения учащимися мыслительными ОУУН проводятся специальные контрольно-методические срезы (далее - КМС). Эти работы выполняются после изучения конкретной учебной темы, после зачетной работы, работы по коррекции предметных знаний, т. е. после того, как ученики усвоят содержание темы. Иначе проводимый КМС покажет не­адекватные результаты: измерит уровень знаний, а не мыслительных навы­ков.

На предметном содержании пройденной темы составляются специальные работы, включающие 5 частей. В каждой части содержатся вопросы опреде­ленного вида, выявляющие уровень владения конкретным мыслительным навыком:

  • анализ (найдите соответствие между понятиями и определениями; между формулами и определениями; между рисунками и опреде­лениями; в коротком тексте подчеркните все слова, относящиеся к...);
  • синтез (назовите процесс по его характеристикам; назовите общим словом несколько слов, рисунков и т. д.);
  • сравнение (чем отличается А от Б? Что общего между А и Б? И т. д.);
  • причинно-следственные связи (продолжите ряд слов, понятий; вставь­те недостающее слово, рисунок, число; расположите в логической последовательности слова, числа, рисунки и т. д. Для старших клас­сов: постройте систему понятий)
  • выводы (сделайте вывод на основании текста, рассказа в рисунках. Для старших классов: сделайте вывод на основании таблицы или схемы).

Определение сформированности навыка смыслового чтения

Большинство остальных ОУУН являются синтетическими. Например, навык смыслового чтения представляет целый комплекс различных навыков: техника чтения, выделение главного, анализ материала, сравнение его отдельных частей, синтез, выделение существенных признаков, абстрагирование, конкретизация и обобщение и т. д.

Текст для проведения диагностики смыслового чтения должен:

  • содержать материал, знакомый учащимся;
  • исключать понятия, термины, еще не усвоенные учащимися;
  • иметь несложную структуру.

Уровень усвоения текста учащимися оценивается по ответам на вопросы. Если учащийся может ответить только на вопросы фактологического харак­тера, делается вывод о низком развитии навыка смыслового чтения (0 баллов). Хорошее развитие этого навыка выявляют вопросы причинно-следственного характера (1, 2 балла).

Навык грамотной устной речи:

  • пересказ по наводящим вопросам (0 баллов);
  • пересказ по плану, опорной схеме (1 балл);
  • самостоятельный пересказ текста (2 балла). Умение работать со "свернутой" информацией:
  • обучающийся не видит зависимости, логики в таблице, схеме (0 бал­лов);
  • видит зависимость в таблице, схеме, графике (1 балл);
  • умеет сделать выводы, составить рассказ по таблице, графику, схе­ме (2 балла).

Уровень развития остальных умений и навыков оценивается по резуль­татам наблюдений на уроке.

В течение учебного года проводится:

  1. Контроль качества сформированности ОУУН обучающихся (график контроля представлен в приложении 1).
  2. Проверка техники чтения, скорости письма и вычислительных навыков.
  3. КМС по предметам. Пример КМС сформированности ОУУН представ­лен в приложении 2.

Итоги этих мероприятий оформляются в виде таблиц (карты сформиро-ванности ОУУН и проверки техники чтения представлены в приложении 3) и анализируются на заседаниях методических объединений, методических советов, педагогических советов.

Приложение 1

ГРАФИК контроля качества
сформированности общеучебных умений и навыков обучающихся

Цель: проверка уровня сформированности общеучебных умений и навыков.

Ответственные: руководители методических объединений.

Класс

Месяц

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Февраль

Март

Апрель

5

Скорость вычислитель­ных навыков. Скорость письма. Техника чтения

Контрольно-ме­тодический срез (далее - КМС)

 

 

КМС

Скорость вычислитель­ных навыков. Скорость письма. Техника чтения

6

Скорость вычислитель­ных навыков. Скорость письма. Техника чтения

 

 

 

КМС

Скорость вычислитель­ных навыков. Скорость письма. Техника чтения

7

Скорость вычислитель­ных навыков. Скорость письма. Техника чтения

 

КМС

 

 

Скорость вычислитель­ных навыков. Скорость письма. Техника чтения

8

Скорость вычислитель­ных навыков. Скорость письма. Техника чтения

 

 

КМС

 

Скорость вычислитель­ных навыков. Скорость письма. Техника чтения

9

Скорость вычислитель­ных навыков. Скорость письма. Техника чтения

 

 

КМС

 

Скорость вычислитель­ных навыков. Скорость письма. Техника чтения

10

Скорость вычислитель­ных навыков. Скорость письма. Техника чтения

КМС

 

 

КМС

Скорость вычислитель­ных навыков. Скорость письма. Техника чтения

11

Скорость вычислитель­ных навыков. Скорость письма. Техника чтения

 

 

КМС

 

 

Приложение 2

КОНТРОЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СРЕЗ
сформированности общеучебных умений и навыков

Предмет: Биология
Тема
: Беспозвоночные животные
Класс: 7

1. Мыслительные общеучебные умения и навыки: письменная работа по вариантам.
Вариант 1.

Первый уровень (анализ)

Выберите правильный ответ.

  1. Для питания животные организмы:
    1. используют готовые органические вещества;
    2. образуют органические вещества на свету;
    3. поглощают углекислый газ;
    4. поглощают воду из окружающей среды.
  2. Все функции живого организма выполняет клетка:
    1. многоклеточного организма;
    2. простейшего;
    3. любого животного;
    4. любого живого организма.
  3. Лучевая симметрия впервые появляется:
    1. у простейших;
    2. кишечнополостных;
    3. губок;
    4. плоских червей.
  4. Отличительной особенностью червей в сравнении с другими беспозвоночными не считается появление:
    1. систем органов;
    2. нервной системы;
    3. полового размножения;
    4. органоидов движения.
  5. Кровеносная система впервые появляется:
    1. у кишечнополостных;
    2. плоских червей;
    3. круглых червей;
    4. кольчатых червей.
  6. Употребляя в пищу плохо проваренное мясо, можно заразиться:
    1. бычьим цепнем;
    2. человеческой аскаридой;
    3. белой планарией;
    4. печеночным сосальщиком.
  7. Моллюски - обитатели воды - дышат:
    1. жабрами;
    2. легкими;
    3. не имеют органов дыхания;
    4. поверхностью тела.
  8. К признакам высокой организации членистоногих относится: а) двусторонняя симметрия;
    1. хитиновый покров;
    2. половое размножение;
    3. клеточное строение.
  9. Ракообразные - это:
    1. наземные животные;
    2. животные, способные летать;
    3. преимущественно водные животные;
    4. животные, обитающие только в пресных водоемах.
  10. Для насекомых характерны следующие признаки:
    1. 4 пары ног и отсутствие усов;
    2. 3 пары ног и пара усов;
    3. головогрудь и брюшко;
    4. голова, грудь, брюшко.

Второй уровень (синтез)

1. Из перечня животных выберите тех, которые относятся к типам:

  1. простейшие (1, 5, 7);
  2. плоские черви (2, 9, 12);
  3. моллюски (3, 4, 6);
  4. членистоногие (8, 10, 11).

1 - амеба дизентерийная; 2 - свиной цепень; 3 - малый прудовик; 4 - жемчужница; 5 - эвглена зеленая; 6 - каракатица; 7 - инфузория-туфелька; 8 - таежный клещ; 9 -печеночный сосальщик; 10 - креветка; 11 - пчела; 12 - белая планария.

2. Соотнесите названия животных и классы, к которым они относятся:
Названия:

  1. Сенокосец.
  2. Креветка.
  3. Вошь.
  4. Пчела.
  5. Крестовик.

Классы:

А - Ракообразные.
Б - Паукообразные.
В - Насекомые.

1

2

3

4

5

Б

А

В

В

Б


Третий уровень (сравнение)

Что общего между раком-отшельником и бабочкой-крапивницей? В чем их различие?

Четвертый уровень (логика)

Дайте определение понятий:

  • паразит;
  • окончательный хозяин.

Приведите примеры животных-паразитов. Назовите меры профилактики паразитарных заболеваний.

Пятый уровень (выводы)

  1. Составление схемы, таблицы и т. д.
  2. Информационные общеучебные умения и навыки:
    1. оформление лабораторной работы (работа в тетради);
    2. составление таблицы (работа в тетради на печатной основе).
  3. Коммуникативные умения: чтение учебных текстов на обобщающем уроке (по це­почке, по абзацам, с выделением главной мысли) - в течение изучения темы.
  4. Организационные умения:
    1. проверка выполнения домашнего задания в тетради на печатной основе;
    2. ведение тетради - ежемесячно;
    3. самопроверка и самооценка (проверка выполнения домашнего задания) - работа карандашом в тетради на печатной основе по проверке домашнего задания.

Приложение 3

КАРТА сформированности общеучебных умений и навыков

Учитель:_________________

Класс:_____________________

Предмет:___________________

Инструкция: в столбцах "Мыслительные общеучебные умения и навыки" ставится "+", если учащийся справился с заданием, и "-", если учащийся не справился. В остальных столбцах: "0" - навык не сформирован, "1" - недостаточно сформирован, "2" - сфор­мирован достаточно для учебной деятельности в рамках данного курса, для данного этапа обучения.

 

Ф. И. ученика

Общеучебные умения и навыки

Мыслительные

Информационные

Коммуникативные

Организационные

Анализ

Синтез

Сравнение

Логика

Выводы

Умение "сворачивать" информацию

Умение "разворачивать" информацию

Навыки смыслового чтения

Грамотная устная речь

Умение работать в паре, в группе

Умение самостоятельно выполнять задание

Умение самостоятельно вести тетрадь

Навык самопроверки

Навык самооценки

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого "+"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"0"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"1"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"2"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАРТА проверки техники чтения

Учитель:_______________________________

Класс:_________________________________

"_"_20_г.

Ф. И.

ученика

Темп чтения

Способ чтения

Уровень ошибочности при чтении

Выразительность чтения (смысловые паузы)

Сознательное чтение

Уровень восприятия
учащимися слов (что означает слово?)

По слогам

Полным словом

Искажение слов

Неправильное ударение

Проглатывание окончаний прочитанных слов

Смысловые ошибки

По памяти написать слово, подчеркнуть орфограмму

Пересказ прочитанного (о чем читал?)

Выделить главную мысль в содержании про­читанного (что хотел сказать автор?)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль