text

Скидки до 65% на комплекты журналов >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ

  • 24 февраля 2012
  • 21329

Организация образовательного процесса в образовательном учреждении согласно действующим нормативно-правовым актам РФ в системе дошкольного образования предполагает построение процесса обучения на основе форм работы, соответствующих возрасту детей. Об этом свидетельствуют федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ), утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655. 

Положение о ФГТ вызывает множество вопросов у практиков дошкольного образования, представителей интересов творческих мастерских воспитателей. Методисты и воспитатели часто не понимают, какие педагогические методы и приемы можно трактовать как «адекватные возрасту детей» и отменяется ли в свете этих требований привычная образовательная форма работы в детском саду – занятие. 

Как организовать образовательный процесс дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГТ

Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ предусматривает отказ от четко регламентированных элементов образовательного процесса (в том числе от занятий, которые могут проводиться только в подготовительных группах детского сада), но не от обучения. Федеральные государственные стандарты для реализации программного содержания предусматривают использование принципиально новых форм работы с дошкольниками, организуемых по событийному принципу. Таким образом, педагоги дошкольного образования продолжают заниматься с детьми во время совместной деятельности, обеспечивая интеграцию программного содержания и поступательного развития малышей. Главное, что следует изменить в традиционной воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ – отношение воспитателей и воспитанников, которые должны осваивать новые знания и умения в ходе значимых видов деятельности, а не в ходе работы по учебному плану.

Существенные изменения претерпели принципы организации детской деятельности в дошкольной образовательной организации. Длительное время к основным видам деятельности дошкольников относились игровая, трудовая, учебная, традиционно определявшие содержание учебного процесса в детском саду. Воспитатель был обязан организовывать разные виды занятий в рамках установленных временных регламентов. 

После введения федеральных государственных стандартов понятия о видах детской деятельности изменились: на первый план была выдвинута совместная деятельность воспитателей и детей, которая ранее присутствовала только в режимных моментах. В современном детском саду воспитатель не руководит деятельностью детей, а направляет их, помогает получать новые знания, осваивать новые навыки и умения на протяжении всего времени пребывания в ДОУ. 

Организация образовательного процесса: выбираем формы педагогической работы в соответствии с ФГТ

С введением ФГТ сместилось представление о различных формах педагогической работы в ходе организации образовательного процесса в образовательном учреждении. Молодое поколение воспитателей часто сталкивается с проблемой трактовки таких понятий, как «беседа», «рассматривание», «наблюдение», которые долгое время воспринимались как методы, а не формы работы с детьми. Чтобы разобраться в терминологии, следует вспомнить, что форма – это внешнее выражение содержания предмета или понятия, а значит, все вышеперечисленные понятия являются внешними выражениями содержания дошкольного образования. Так, содержание дошкольного образования в вопросе музыкального воспитания малышей может быть реализовано через проведение следующих форм работы:

  • совместное прослушивание музыкальных произведений; 
  • рассматривание (портретов композиторов, иллюстраций музыкальных образов);
  • беседа с воспитателем на музыкальные темы. 

В сфере российского дошкольного образования накоплено и апробировано большое количество форм педагогической работы, и воспитатель имеет право применять любые из них. Главное, чтобы выбранные формы педагогической деятельности помогали воспитанникам с удовольствием и интересом осваивать программное содержание дошкольного образования.

Различия процесса обучения в детском саду, организованного в виде учебной деятельности и через организацию детских видов деятельности

Процесс обучения в детском саду
в виде учебной деятельности через организацию детских видов деятельности
1. Ребенок - объект педагогических воз­действий. Педагог руководит детской деятельностью согласно утвержденному распорядку. 1. Ребенок и взрослый - оба субъекты взаимодействия, осуществляющие совместную деятельность на равных правах.
2. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый "много" говорит) 2. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого
3. Основная деятельность - учебная. Главный результат учебной деятельности - решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель - знания, умения и навыки детей. Актив­ность детей нужна для достижения этой цели

3. Основная деятельность - это так называемые детские виды деятельности.

Воспитатель направляет деятельность дошкольника (во избежание хаотичных проявлений) в игре, предметной деятельности, конструировании, эеспериментировании, в процессе общения. Процесс выполнения разных видов деятельности не ограничивается жесткими правилами. 

Цель работы воспитателя - проявление подлинной активности детей, а не обеспечение освоения ЗУН в виде побочного эффекта детской активности.

4. Основная модель организации образовательного про­цесса - учебная 4. Основная модель организации образовательного про­цесса - совместная деятельность взрослого и ребенка
5. Основная форма работы с детьми - занятие 5. Основные формы работы с детьми - рассматривание, наблюдение, беседы, разговоры, экспериментирование и исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т. д.
6. Применяются в основном так называемые пря­мые методы обучения (при частичном использовании опосредованных) 6. Применяются в основном так называемые опосредо­анные методы обучения (при частичном использовании прямых)
7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. "Удерживает" детей на занятии авторитет взрослого.  7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности
8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии

8. Внедряется практика свободного «входа-выхода»: воспитатель, уважая состояние здоровья, настроение ребенка, обязан предоставить воспитаннику свободный выбор в вопросах участия в совместной деятельности с другими ребятами. Такая практика не должна допускать анархию или ущемление интересов других участников совместного дела.  

9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого - двигаться по заранее намеченному плану, программе. 

9. Процесс обучения и воспитания может меняться воспитателем в соответствии с образовательными потребностями и интересами дошкольников. Планы-конспекты могут использоваться частично.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.