Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ

21215

Организация образовательного процесса в образовательном учреждении согласно действующим нормативно-правовым актам РФ в системе дошкольного образования предполагает построение процесса обучения на основе форм работы, соответствующих возрасту детей. Об этом свидетельствуют федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ), утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655. 

Положение о ФГТ вызывает множество вопросов у практиков дошкольного образования, представителей интересов творческих мастерских воспитателей. Методисты и воспитатели часто не понимают, какие педагогические методы и приемы можно трактовать как «адекватные возрасту детей» и отменяется ли в свете этих требований привычная образовательная форма работы в детском саду – занятие. 

Как организовать образовательный процесс дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГТ

Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ предусматривает отказ от четко регламентированных элементов образовательного процесса (в том числе от занятий, которые могут проводиться только в подготовительных группах детского сада), но не от обучения. Федеральные государственные стандарты для реализации программного содержания предусматривают использование принципиально новых форм работы с дошкольниками, организуемых по событийному принципу. Таким образом, педагоги дошкольного образования продолжают заниматься с детьми во время совместной деятельности, обеспечивая интеграцию программного содержания и поступательного развития малышей. Главное, что следует изменить в традиционной воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ – отношение воспитателей и воспитанников, которые должны осваивать новые знания и умения в ходе значимых видов деятельности, а не в ходе работы по учебному плану.

Существенные изменения претерпели принципы организации детской деятельности в дошкольной образовательной организации. Длительное время к основным видам деятельности дошкольников относились игровая, трудовая, учебная, традиционно определявшие содержание учебного процесса в детском саду. Воспитатель был обязан организовывать разные виды занятий в рамках установленных временных регламентов. 

После введения федеральных государственных стандартов понятия о видах детской деятельности изменились: на первый план была выдвинута совместная деятельность воспитателей и детей, которая ранее присутствовала только в режимных моментах. В современном детском саду воспитатель не руководит деятельностью детей, а направляет их, помогает получать новые знания, осваивать новые навыки и умения на протяжении всего времени пребывания в ДОУ. 

Организация образовательного процесса: выбираем формы педагогической работы в соответствии с ФГТ

С введением ФГТ сместилось представление о различных формах педагогической работы в ходе организации образовательного процесса в образовательном учреждении. Молодое поколение воспитателей часто сталкивается с проблемой трактовки таких понятий, как «беседа», «рассматривание», «наблюдение», которые долгое время воспринимались как методы, а не формы работы с детьми. Чтобы разобраться в терминологии, следует вспомнить, что форма – это внешнее выражение содержания предмета или понятия, а значит, все вышеперечисленные понятия являются внешними выражениями содержания дошкольного образования. Так, содержание дошкольного образования в вопросе музыкального воспитания малышей может быть реализовано через проведение следующих форм работы:

  • совместное прослушивание музыкальных произведений; 
  • рассматривание (портретов композиторов, иллюстраций музыкальных образов);
  • беседа с воспитателем на музыкальные темы. 

В сфере российского дошкольного образования накоплено и апробировано большое количество форм педагогической работы, и воспитатель имеет право применять любые из них. Главное, чтобы выбранные формы педагогической деятельности помогали воспитанникам с удовольствием и интересом осваивать программное содержание дошкольного образования.

Различия процесса обучения в детском саду, организованного в виде учебной деятельности и через организацию детских видов деятельности

Процесс обучения в детском саду
в виде учебной деятельности через организацию детских видов деятельности
1. Ребенок - объект педагогических воз­действий. Педагог руководит детской деятельностью согласно утвержденному распорядку. 1. Ребенок и взрослый - оба субъекты взаимодействия, осуществляющие совместную деятельность на равных правах.
2. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый "много" говорит) 2. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого
3. Основная деятельность - учебная. Главный результат учебной деятельности - решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель - знания, умения и навыки детей. Актив­ность детей нужна для достижения этой цели

3. Основная деятельность - это так называемые детские виды деятельности.

Воспитатель направляет деятельность дошкольника (во избежание хаотичных проявлений) в игре, предметной деятельности, конструировании, эеспериментировании, в процессе общения. Процесс выполнения разных видов деятельности не ограничивается жесткими правилами. 

Цель работы воспитателя - проявление подлинной активности детей, а не обеспечение освоения ЗУН в виде побочного эффекта детской активности.

4. Основная модель организации образовательного про­цесса - учебная 4. Основная модель организации образовательного про­цесса - совместная деятельность взрослого и ребенка
5. Основная форма работы с детьми - занятие 5. Основные формы работы с детьми - рассматривание, наблюдение, беседы, разговоры, экспериментирование и исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т. д.
6. Применяются в основном так называемые пря­мые методы обучения (при частичном использовании опосредованных) 6. Применяются в основном так называемые опосредо­анные методы обучения (при частичном использовании прямых)
7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. "Удерживает" детей на занятии авторитет взрослого.  7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности
8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии

8. Внедряется практика свободного «входа-выхода»: воспитатель, уважая состояние здоровья, настроение ребенка, обязан предоставить воспитаннику свободный выбор в вопросах участия в совместной деятельности с другими ребятами. Такая практика не должна допускать анархию или ущемление интересов других участников совместного дела.  

9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого - двигаться по заранее намеченному плану, программе. 

9. Процесс обучения и воспитания может меняться воспитателем в соответствии с образовательными потребностями и интересами дошкольников. Планы-конспекты могут использоваться частично.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль