Эмоциональное благополучие детей в ДОУ

20016

Сегодня не составляет большого труда найти готовые игры на развитие эмоциональной сферы детей. Они отличаются качественной полиграфи­ей, но часто стандартны и маловариативны. Содержание данных игр не может в полной мере отразить всего разнообразия чувств и эмоций, свой­ственных детям 3-7 лет. Чтобы их заинтересовать и увлечь, вызвать живой эмоциональный отклик, педагогу-психологу желательно адаптиро­вать уже известные эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в современном детском саду. Ведь эмоции дошкольника - это своеоб­разный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью (которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, од­новременно познавая его.

Психологической наукой доказано, что у ребенка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преоб­разуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши, напри­мер, живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Стар­шие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее зна­чимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гар­монии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации лич­ности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.

Эмоциональная сфера ребенка в детском саду при этом сама по себе стать совершен­ной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно раз­вивать. Делать это профессионально и грамотно призван педагог-психолог.

В наши дни уместно вспомнить феномен "засушенного серд­ца", открытый еще Л.С. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что, помимо часто встречающихся недочетов в вос­питании и образовании, "обесчувствованию" людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, маль­чики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу, способствует эмоциональному благополучию дошкольников. Поэтому малыши и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленны­ми и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со сторо­ны взрослых также не всегда встречается должное внимание к на­строениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на "детские" проблемы. Ме­жду тем, ростки негативных чувств и эмоций дошкольника могут принести самые нежелательные плоды.

Таким образом, сейчас особенно важно при ведущей роли пе­дагогов-психологов объединить усилия воспитателей и всех спе­циалистов детского сада, направив их на развитие чувственной сферы дошколят и обеспечение благоприятного эмоционального мик­роклимата.

Обеспечение эмоционального благополучия детей в ДОУ

Для обеспечения эмоционального благополучия дошкольников необхо­димо:

  • безусловное принятие каждого малыша взрослыми для развития у него жиз­ненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных си­лах;
  • позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);
  • равенство в отношениях между взрослым и дошколенком (организация продук­тивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольни­ками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней);
  • обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада (например, в музыкальном и физ­культурном залах), непосредственно общаться со сверстниками;
  • гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых "ярлыков", учет психических и личностных особенностей каждого ребенка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения;
  • тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимо­действия с дошкольниками (в частности, при разработке индивидуальных обра­зовательных маршрутов для воспитанников с проблемами со здоровьем и развитием);
  • создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанни­ков, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг (периодическое отслеживание динамики), поощ­рение даже небольших достижений каждого воспитанника и его стремления к са­мостоятельности;
  • внимательное отношение к дошкольнику в семье и чуткая реакция на возникающие детские пробле­мы, тревоги и страхи;
  • тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки;
  • конфиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия, осуществление профессиональной деятельности под деви­зом "Не навреди!"

"Домотека" - возможность даже 3-летним крохам размещать в специально отведенном про­странстве группы предметы, принесенные из дома

На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет создание в группах уголков психологической разгрузки:

  • для малышей - "домотека", в специально отведенном пространстве группы де­ти размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или дру­гие вещи, напоминающие о доме. Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает про­блему адаптации и преодоления неред­ко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микрокли­мата;
  • для детей 4-5 лет - "дерево эмоций", на котором дошкольник, приходя утром, раз­мещает свою фотографию в соответствии с настроением - в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В течение дня по своему желанию он мо­жет вносить изменения. Его внутреннее состояние, эмоциональное благополучие дошкольника становится таким образом более понятным, а помощь взрослого в случае необходимости - эффективной и своевременной;
  • старшим дошкольникам для достижения эмоционального благополучия в детском саду и некоторой разрядки подходит уголок с мягкой мебелью или модулями с подобранными для данного возраста книга­ми, журналами, иллюстрациями, интересными настольными играми и игрушками. 

Возможность 5-7-летнему малышу иногда побыть одному, ненадолго сменить обстановку и немного отдохнуть от стремительного потока событий и информации приобретает все большую актуальность, т. к. способ­ствует профилактике эмоциональных срывов, перенапряжения, негативных настроений.

Игры для развития эмоциональной сферы детей

В качестве эффективно работающих нестандартных игр можно предложить.

"Необычный колобок"

Для организации общения с дошкольниками в кругу большин­ство педагогов-психологов обычно использует мяч, передаваемый от одного ребенка к другому. Это помогает создать настрой на об­щую деятельность, сформировать "единое пространство группы".

Опыт показывает, что интерес детей 3-5 лет к работе в под­группе значительно возрастает, если им предлагается не просто мячик, а "колобок" (небольшой шарик с двумя нанесенными маркером контрастными выражениями лица: с одной стороны - веселым, с другой - грустным).  Вспоминая сказку, ребенок младшей и средней группы воспринимает "колобка" как реального собеседника, эмоционально сопереживает ему и, как правило, по­ворачивает к себе именно той стороной, которая отражает его на­строение. С помощью такого сказочного посредника даже не очень общительные дети легче идут на контакт с педагогом-психо­логом и сверстниками, охотнее высказывают свои впечатления от участия в совместных играх и упражнениях, а значит - активнее действуют и эмоционально раскрываются.

"Живые картинки" (игра для работы с подгруппой малышей 3-5 лет)

Педагог-психолог поочередно рассматривает с детьми схема­тические изображения людей и объясняет, какие действия нужно выполнить. Например, улыбающееся лицо на картинке (рот "ло­дочкой", уголками вверх) - значит, настроение веселое, можно всем вместе порадоваться, попрыгать; спокойное лицо (линия рта прямая) - отдыхаем, стоим на месте; грустное лицо («лодочка» пе­ревернута уголками вниз) - мы расстроены, приседаем, закрывая глаза ладошками. Поочередно меняя изображения и выполняя вместе с детьми соответствующие действия, педагог-психолог как бы оживляет картинки. Игра способствует закреплению представ­лений детей об основных видах настроения и способах его выра­жения с помощью движений.

Вариант игры - под музыку дети берут из "волшебного мешоч­ка" по одному рисунку с изображением сказочного персонажа и внимательно его рассматривают. По завершении музыкального фрагмента каждому ребенку нужно найти обладателя такого же рисунка и встать с ним в пару. Правильность выполнения задания педагог-психолог проверяет каждый раз, при этом аплодисмента­ми награждаются все участники - для развития у них позитивного эмоционального отклика на общее игровое взаимодействие.

"Волшебное зеркальце" (игровое упражнение для индивидуаль­ной работы с воспитанниками 5-7 лет)

Ребенку предоставляется двусторонний макет зеркала, выра­жения лица на котором, как и в игре с "колобком", изображаются по принципу контраста (доброе - злое, радостное - печальное). Поворачивая зеркало и разглядывая отражения, дошкольник ста­рается определить, какое из них ему нравится и более привычно, т. е. подходит лично для него. Данное игровое упражнение способ­ствует активному самовыражению ребенка, проговариванию ос­новных переживаний, предупреждению различных комплексов и случаев необоснованного недовольства собой, т.е. профилакти­ке детских депрессивных состояний.

"Дорисуй портрет" (игра для воспитанников 4-7 лет проводится индиви­дуально или в подгруппе по 2-3 человека)

Каждый ребенок получает возможность «помочь художнику», завершив его работу. На портрете-заготовке с уже имеющимися изображениями глаз и носа ему предстоит самостоятельно нари­совать рот (по своему выбору, например, с уголками вверх - улы­бающийся, радостный; с уголками вниз - грустный, расстроенный). А затем вместе с педагогом-психологом он пробует отгадать, какое настроение было у человека, изображенного на картине. Дети та­ким образом в занимательной и непринужденной форме упражня­ются в умении отличать проявления основных чувств человека и сопоставлять их с разными эмоционально окрашенными ситуа­циями.

Для работы со старшими дошкольниками (5-7 лет) в подгруппе аналогичную игру можно провести с объемной моделью - воздуш­ными шариками, прикрепляя к ним с помощью двухстороннего скотча разные улыбки (веселые, грустные, растерянные, жалобные). В результате портрет становится завершенным и выразительным, а разговор с педагогом-психологом о совместно выполненной ра­боте - более непосредственным и живым. С помощью данного уп­ражнения у старших дошкольников появляется возможность узна­вать свое настроение среди прочих, называть его, определенным образом реагировать, наводя порядок в своем внутреннем мире. Нахождение похожих изображений среди получившихся в даль­нейшем стимулирует детей к совместной игре, развивая необходи­мые навыки самостоятельного общения со сверстниками.

"Разноцветные бабочки" (игровое упражнение для работы инди­видуально или по два человека с дошкольниками 4-6 лет)

Воспитанникам среднего дошкольного возраста предлагается, исполь­зуя магнитную доску или мольберт, составить изображения бабо­чек из 4-5, а старшим - из 5-7 цветных фрагментов. Для педагога-психолога это упражнение информативно, т. к. соотнесение цветов напрямую свидетельствует о внутреннем эмоциональном состоя­нии воспитанника, способствует достижению эмоционального благополучия детей в детском саду. Кроме того, параллельно можно заняться профилак­тикой перенапряжения, предложив малышам «разбу­дить» получившихся бабочек, изобразив их полет под музыку (например, с помощью движений рук). Как показывает опыт прове­дения подобных игровых упражнений, дошкольники с удоволь­ствием в них участвуют и таким образом осваивают несложный способ самовыражения и активной эмоциональной разрядки.

"Оле-Лукойе" (игра для индивидуального взаимодействия со старшими дошкольниками)

Практика показывает, что доверительная беседа под зонти­ком Оле-Лукойе повышает эмоциональный статус ребенка, корректирует самооценку и дарит яркие впечатления, так необходи­мые дошкольнику

Многим детям 5-7 лет хорошо знаком персонаж Г.Х. Андерсена, раскрывавший один из зонтиков - разноцветный или темный - над детьми в зависимости от их персональных особенностей и поступ­ков. Вспомнив сказку про Оле-Лукойе, целесообразно сначала по­работать с плоскостным изображением зонтика, предложив его самостоятельно раскрасить. Таким об­разом педагог-психолог получает пред­ставление о самооценке ребенка и его эмоциональном самочувствии. Игровое упражнение в момент, когда дошколь­ник по сигналу взрослого (например, чуть слышному хлопку в ладоши) закры­вает глаза, завершается «превращением» нарисованного зонтика в настоящий.

Оле-Лукойе можно сделать также героем игрового взаимодей­ствия с отдельными детьми, испытывающими затруднения в разви­тии эмоциональной сферы, создав свои "карты-схемы" воображае­мых путешествий с этим персонажем. Смысл игры будет заключаться тогда в "прокладывании" с каждым ребенком своего "маршрута" по определенным эмоциональным состояниям, их ри­совании, назывании и "примеривании" на себя, т. е. активном и глубоком "проживании" в целях обогащения чувственных впечат­лений данного конкретного дошкольника.

"Сказочная радуга" (игровое упражнение для работы с подгруп­пой детей 5-7 лет)

Под музыкальное сопровождение (например, можно использо­вать композиции из альбома А.П. Чайковского "Времена года") участники игры "превращаются" в разноцветные карандаши из ко­робки художника. Каждый "волшебный карандаш" пробует с помо­щью движений, мимики и жестов показать, какие предметы он сво­им цветом может раскрасить, остальные стараются этот цвет отгадать и назвать. В случае точного ответа свои силы пробует сле­дующий участник, а правильно названные "карандаши" берутся за руки, образуя свою "волшебную" сказочную радугу. Последова­тельность ее цветов и их сочетание подробно обсуждается с до­школьниками. С очередным включением музыкального фрагмента волшебство завершается, а на память о "чудесном превращении" дети совместно с педагогом-психологом воспроизводят получив­шуюся у них радугу, выкладывая ее перед собой из цветных каран­дашей или рисуя на большом общем листе. Данное игровое уп­ражнение не только способствует проявлению индивидуальных цветовых предпочтений детей, но и стимулирует к объединению в игровое сообщество, вызывая у них позитивный эмоциональный отклик на совместную деятельность со сверстниками.

Этим несложным играм и упражнениям на развитие "гаммы чувств" можно научить не только детей, но и родителей. Ведь для каждого ребенка, только еще открывающего для себя мир, важно, чтобы микроклимат в детском саду и семье был по возможности позитивным, устойчивым и стабильным. К сожалению, не все роди­тели готовы к эмоциональному общению со своими детьми, достижению ими эмоционального благополучия в детском саду. При­ходится учить их этому в ходе индивидуальных встреч и консульта­ций, направленных на активизацию творчества взрослых и создание потенциала авторских игровых вариантов.

Новые, нестандартные игры на развитие эмоций могут успешно сочетаться с самыми разными видами деятельности (от бесед и рисования до танцевальных движений). При этом включение музыки и применение современных технических средств (на­пример, мультимедийной системы для показа наиболее ярких фрагментов детско-родительского взаимодействия) также служит улучшению общего настроения всех присутствующих и повыше­нию их эмоционального тонуса.

Практика свидетельствует, что главное в деле обеспечения эмоционального благополучия ребенка в ДОУ - искренняя заинтересо­ванность в успехе, а также единство взглядов значимых взрослых - родителей, воспитателей, специалистов детского сада. Задача пе­дагога-психолога при этом состоит в том, чтобы наглядно показать: эмоциональная сфера, определяющая детям 3-7 лет их будущее, не терпит стандартных подходов. Поиск оптимальных путей дости­жения эмоционального благополучия дошкольников необходимо вести постоянно, применяя фантазию и творчество, находя свои варианты решений в ходе непосредственного общения и активно­го взаимодействия взрослых и малышей.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль