Изменение процедуры закупки товаров для автономных учреждений

39190

До недавнего времени самым весомым аргументом в пользу выбора государственным учреждением правового статуса "автономное" было нерас­пространение на автономные учреждения действия Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполне­ние работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ). Однако 18 июля 2011 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельны­ми видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ), который сущест­венным образом изменил ситуацию.

Цели реализации Закона № 223-ФЗ

Закон № 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, компаниями, субъектами естественных монополий, ор­ганизациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере коммунального хозяйства, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, а также их дочерними хозяй­ственными обществами и дочерними хозяйственными обществами последних.

Закон № 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные:

  • с размещением заказов на поставки товаров, выполне­ние работ, оказание услуг в соответствии с Законом № 94-ФЗ;
  • отбором аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) от­четности в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Закон № 223-ФЗ. Ч. 4 ст. 1

Основные цели закона - создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей указанных выше юридических лиц в товарах, работах, услугах, эффективное исполь­зование денежных средств, расширение возмож­ностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчи­ков, стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Закон № 223-ФЗ официально вступил в силу 1 января 2012 г., однако для различных организаций установлены разные сроки начала его действия (таблица).

Юридические лица, на которые распространяется действие Закона № 223-ФЗ

Срок начала действия Закона № 223-ФЗ

Государственные корпорации, государственные компании, госу­дарственные унитарные предприятия, государственные автоном­ные учреждения, хозяйственные общества, доля участия государ­ства в которых в совокупности превышает 50%

С 1 января 2012 г.

Субъекты естественных монополий и организации, осуществляю­щие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов

С 1 января 2013 г., если общая выруч­ка данных лиц от указанных видов деятельности составляет не более 10% общей выручки за 2011 г., в остальных случаях - с 1 января 2012 г.

Дочерние хозяйственные общества, более 50% долей в уставном капитале которых принадлежит указанным выше юридическим лицам, а также дочерние хозяйственные общества таких дочерних хозяйственных обществ c совокупной долей участия более 50%

С 1 января 2013 г.

Автономные учреждения, созданные муниципальными образова­ниями

С 1 января 2014 г., если более ранний срок не предусмотрен пред­ставительным органом муниципаль­ного образования

Муниципальные унитарные предприятия, хозяйственные обще­ства, доля участия муниципального образования в которых в совокупности превышает 50%, дочерние хозяйственные обще­ства, более 50% долей в уставном капитале которых принадлежит указанным в настоящем пункте юридическим лицам, а также дочерние хозяйственные общества таких дочерних хозяйственных обществ c совокупной долей участия более 50%

С 1 января 2014 г., если более ранний срок не предусмотрен пред­ставительным органом муниципаль­ного образования

Разработка и утверждение положения о закупке

Какие же действия следует предпринять руководителю автономного образовательного учреждения в связи со вступлением в силу Закона № 223-ФЗ? В первую очередь он должен организовать разработку и утвер­ждение положения о закупке.

Согласно ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в т. ч.:

  • порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая спо­собы закупки), а также условия их применения;
  • порядок заключения и исполнения договоров.

Для такой серьезной работы целесообразно сформировать компетент­ную рабочую группу, в которую могут входить как работники автономного образовательного учреждения, так и приглашенные специалисты.

Основными способами закупок для автономных образовательных уч­реждений являются конкурс и аукцион, однако согласно ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ в положении о закупке могут быть установлены иные способы. При

этом учреждения обязаны не просто указать их название, но и прописать порядок закупки.

Закон № 223-ФЗ предусматривает рамочное регулиро­вание процедур закупок для автономных учреждений, сохраняя за ними право на самостоятельное принятие решений.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке утверждается наблюда­тельным советом автономного образовательного учреждения. Если в нор­мативном акте учреждения, регулирующем порядок деятельности наблюда­тельного совета (например, в положении о наблюдательном совете), не от­ражен этот вид обязанностей, его необходимо внести.

Согласно ст. 8 Закона № 223-ФЗ после того, как положение утвержде­но, его необходимо в течение 15 дней разместить в сети Интернет: до 1 июля

2012 г. - на сайте автономного образователь­ного учреждения, после этой даты - на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).

В случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона № 223-ФЗ уч­реждение по какой-либо причине этого не сделало, оно должно при закупке руководство­ваться положениями Закона № 94-ФЗ.

Автономное образовательное учреждение, созданное после дня вступления в силу Закона № 223-ФЗ, должно утвердить положение о закупке в течение трех месяцев с даты его регистрации в едином государственном реестре юридических лиц. В случае, если в течение указанного срока положение не утверждено и не разме­щено на сайте, учреждение должно при закупке руковод­ствоваться положениями Закона № 94-ФЗ.

Закон № 223-ФЗ. Ч. 5 ст. 8

Обеспечение информационной открытости закупки товаров, работ, услуг

В целях обеспечения информационной открытости закупки Закон № 223-ФЗ обязывает автономные образовательные учреждения размещать на официальном сайте: извещение о закупке; изменения, вносимые в изве­щение; документацию о закупке; разъяснения документации о закупке; проект договора; протоколы, составляемые в ходе закупки (ч. 5 ст. 4).

Закон № 223-ФЗ позволяет автономному образовательному учреждению не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает:

  • 100 тыс. руб.;
  • 500 тыс. руб. - в случае, если годовая выручка учреждения за отчет­ный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб. (ч. 15 ст. 4).

Помимо положения о закупке, Закон № 223-ФЗ обязывает автономные образовательные учреждения размещать на официальном сайте план закупки в ДОУ товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Требования к форме такого плана, порядок его формирования и сроки его размещения на сайте устанавливаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 4).

Автономное образовательное учреждение также должно разместить на официальном сайте не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, сведения о количестве и об общей стоимости договоров,

  • заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг;
  • заключенных по результатам закупки у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика (ч. 19 ст. 4).

Требования к закупке товаров, работ, услуг

В Законе № 223-ФЗ отсутствует детальная регламентация закупки различными способами и перечисление случаев, когда должен быть приме­нен конкретный способ, как это было сделано в Законе № 94-ФЗ. В то же время в нем содержатся новые требования к ее проведению, в частности:

  • извещение о проведении конкурса или аукциона должно быть разме­щено на официальном сайте не менее чем за 20 дней до дня оконча­ния подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе (ч. 2 ст. 3);
  • участником закупки может быть любое юридическое лицо или не­сколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участ­ника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в т. ч. ин­дивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника за­купки, которые отвечают требованиям, установленным заказчиком (ч. 5 ст. 3);
  • условия договора (объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг, сроки исполнения договора) могут быть изменены по сравнению с определенными по результатам закупки (ч. 5 ст. 4);
  • выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложи­ло лучшие условия исполнения договора в соответствии с критерия­ми и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установле­ны в конкурсной документации, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора (ч. 2 ст. 3).

Кроме того, Закон № 223-ФЗ не установил сроки закупок и заключения договоров для автономных образовательных учреждений. В данной ситуации необходимо руководствоваться ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

Согласно ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ Правительство РФ вправе уста­новить приоритет товаров российского происхождения по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, с учетом таможенного законодательства Таможенного союза и международных договоров РФ, а также особенности участия в закупке субъектов  малого и среднего предпринимательства. Автономным образовательным учреждениям надо быть готовыми к тому, чтобы учитывать эти требования при составлении плана закупок в ДОУ на очередной финансовый год.

В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Закон № 223-а Ч. 5 ст 4
  

Руководителям автономных образовательных учреждений следует так­же учесть, что ч. 7 ст. 3 Закона № 223-ФЗ предусмотрен реестр недобросо­вестных поставщиков, ведение которого на официальном сайте должен осуществлять уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. При этом каждое автономное образовательное учреждение при проведении закупки вправе установить требование об от­сутствии сведений об участниках закупки в данном реестре недобросовест­ных поставщиков и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, преду­смотренном Законом № 94-ФЗ.

В соответствии со ст. 7 Закона № 223-ФЗ за нарушение требований данного нормативного акта и иных принятых в соответствии с ним норма­тивных правовых актов РФ виновные лица несут ответственность в соответ­ствии с законодательством РФ. Очевидно, в ближайшее время будут внесе­ны поправки и в соответствующие законодательные акты (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и проч.).

Примерный устав автономного дошкольного образовательного учреждения

С принятием Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муни­ципальных) учреждений" (далее - Закон № 83-ФЗ) все государственные и муниципальные образовательные учреждения должны привести свои уста­вы в соответствие с этим законом[1].

Предлагаемый ниже устав автономного образовательного учреждения (приложение) составлен на основе типового устава, утвержденного Депар­таментом образования города Москвы, с учетом требований Закона № 83-ФЗ и может использоваться в качестве базы для создания аналогичного доку­мента в любом подобном учреждении.

"Утверждаю"

Руководитель Департамента

образования города Москвы

______/_____

Устав[2]

Государственного автономного образовательного учреждения

города Москвы "Детский сад комбинированного вида №_"

(редакция №_)

Принят конференцией

ГОУ "Детский сад комбинированного вида №__"

Протокол №__от_____

г. Москва


[1]Об особенностях принятия устава образовательного учреждения и внесения в него изменений см.: Справочник руководителя дошкольного учреждения за 2011 г. - Примеч. ред.

[2]Устав проэкспертирован ст. науч. сотр. Центра правовых прикладных разработок Института развития образования ФГОУ ВПО "НИУ ГУ - Высшая школа экономики" А.И. Вавиловым. - Примеч. ред.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.pdf



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль