Воспитательно-образовательная работа в группах раннего возраста: новая система планирования (на примере музыкально-ритмической деятельности)

29463
О.Е. Веннецкая, канд. пед. наук, ведущий науч. сотр. дошкольного отдела ФГУ "ФИРО", Г.В. Кузнецова, науч. сотр. дошкольного отдела ФГУ "ФИРО"

В последние годы в системе образования многое сделано для возрождения педагогики раннего детства, восстановления системы ясельного образования детей раннего возраста, успешно функционировавшей до 80-х гг. ХХ в.: созданы программы, методики, разработаны развивающие технологии.

Но организовать с оптимальной эффективностью воспитательно-образовательный процесс с детьми раннего возраста в группе непросто, ведь необходимо разобраться в технологиях и выбрать ту, которая соответствует данной группе детей, их уровню здоровья, развития, а также особенностям самого педагога.

В связи с дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях и государственной политикой, ориентированной на обеспечение общедоступного дошкольного образования всем слоям населения, в настоящее время появились новые перспективные формы дошкольного образования для детей раннего возраста:

  • ясельные группы;
  • центры игровой поддержки;
  • группы кратковременного пребывания;
  • служба ранней помощи и др.

Эти формы задают широкий спектр возможностей полного и неполного пребывания маленького ребенка вместе с мамой и без нее в детском саду в специально созданной группе.

В этих группах работают в основном одни и те же специалисты. Им необходим универсальный механизм планирования работы, который позволил бы организовать единую систему развития детей и решать задачи в соответствии с потребностями и особенностями детей раннего возраста.

Сотрудниками дошкольного отдела Федерального института развития образования г. Москвы под руководством Т.Н. Дороновой подобраны и экспериментально апробируются игры и игровые упражнения, направленные на формирование у детей от 1 года до 3 лет двигательной, музыкальной, речевой активности, на развитие коммуникативных навыков, формирование сенсорной сферы ребенка.

Одним из критериев подбора игр и игровых упражнений является единство в содержании деятельности дошкольников.

Взрослые, окружающие детей (специалисты, воспитатели группы, родители), используют одни и те же игры:

  • "Ровным кругом",
  • "Паровоз",
  • "Бусинки",
  • "Воробушки и автомобиль",
  • "Зайка серенький",
  • "Мой веселый звонкий мяч" и др.

Ребенок быстрее принимает ситуацию и проявляет активность, потому что знает игру и игровое упражнение. Чем младше ребенок, тем ярче проявляется эта особенность.

Условные рефлексы формируются сравни­тельно быстро, но закрепление их проис­ходит медленно. Многие умения, навыки, не будучи подкрепленными, в дальней­шем легко могут разрушиться. Поэтому так важна преемственность воспитания.
Н.М. Аксарина

Еще одним критерием при отборе игр и игро­вых упражнений является необходимость в про­цессе игры обращать внимание на развитие у детей различных видов деятельности: двига­тельной, коммуникативной, речевой, познаватель­ной. В раннем возрасте у детей формируются игро­вые умения, сначала собственные, затем дети начинают испытывать потребность в общении (вза­имодействии).

Поэтому в основе активной деятель­ности детей лежат игры, в которых:

  • присутствует движение,
  • игры, развивающие двигательные уме­ния и навыки,
  • стимулирующие ритмичность и темп выполнения.

Они сопровождаются стихами или веселыми потешками, формирующими пассивный и активный запас слов малыша. Звук, ритмичные со­четания музыки и слов (стихи, потешки) задают ди­намику активности детей. Эта особенность важна для них, т. к. ребенок в данном возрасте ведом окру­жающей ситуацией.

Игры чаще всего коллективные, они направлены на установление контакта детей с игрушками, другими детьми, взрослыми. Действия комментируются стихами, поэтому не требуют специального объяснения движений. В основе та­кой деятельности лежит общение, как тактильное, так и вербальное, движение, речевая активность, визуальный контакт с игрушкой, предметом.

По мнению И.М. Сеченова, восприятие будет более полным, если в нем участвует одновре­менно несколько анализаторов, т. е. ребенок не только видит и слышит, но и действует с этими предметами: ощупывает, произво­дит различные движения.

Для детей раннего возраста характерным явля­ется процесс действия, им это интересно, они прак­тикуются в выполнении движений, общении, осваи­вая речевую практику (повторяя ударные слова и слоги), знакомятся со способами познания окружа­ющего мира.

Важным условием для проведения наших игр и игровых упражнений стало использование набора пластизолевых игрушек, комплект которых разра­ботан Т.Н. Дороновой и С.Г. Дороновым. Игрушкам, по мнению авторов комплекта, принадлежит особая роль, они способствуют появлению эмоционально­го отклика, организуют восприятие, побуждают к проявлению активности, развивают ориентировоч­ное поведение, что позволяет взрослым организо­вать самостоятельность действий детей.

В применяемых нами играх дети оживленно под­ражают действиям (движениям, имитационным зву­кам) персонажа-игрушки, радостно выполняют его задания, выполняют «соотносящие и орудийные действия» (В.С. Мухина).

Таким образом, мы подобрали игры и игровые упражнения, которые позволяют организовать со­образную возрасту и особенностям развития детей деятельность. На основе этих игр и игровых упражнений нами была разработана система планирования, пред­ставленная в виде карточек.

В карточках описаны этапы проведения игры. Все игры и игровые упражнения:

  • собраны и распределены по карточкам для детей в возрасте от 1 г. 3 мес.;
  • представлены одинаковым содержанием для детей различных возрастных периодов, но для старших детей даны усложнения, соответ­ствующие периоду развития.

Подчеркнем, предложенный подход позволяет одну и ту же игру использовать для детей разных возрастных групп. Такая форма распределения игр позволяет педа­гогам, специалистам, родителям:

  • во-первых, ориентироваться на игру как на средство развития активности детей;
  • во-вторых, выбирать игры и игровые упраж­нения в соответствии с индивидуальностью ребенка и особенностями его развития, ви­дом организуемой детской деятельности;
  • в-третьих, эта система рациональна и удобна в использовании.

Карточки с играми могут быть собраны в карто­теку. Игры одинаковые, но каждый педагог, специа­лист, родитель может применять их при решении разных задач развития и воспитания детей.

Для музыкального развития детей подобра­ны музыкальные игры и упражнения, которые предполагают активное взаимодействие взрослого с ребенком, ребенка с игрушкой или предметом, на­пример с погремушкой (приложение 1). Эти игры способствуют знакомству детей с новой для них де­ятельностью и направлены на развитие музыкаль­ной активности: слушания, подражания, выполне­ния движений в соответствии с мелодией музыки или песней (приложение 2).

Игры на развитие коммуникативных умений спо­собствуют включению детей в сообщество сверст­ников и взрослых. Эти игры направлены на преодо­ление робости, переключение ребенка с плача на активность, а также успокаивают слишком расша­лившегося, рассерженного и агрессивного малыша. Таким образом, на основе этих игр мы организо­вали различные взаимодействия детей, детей и взрослых. Нами собраны игры, игровые упражнения, которые позволяют детям играть и в коллективе, и индивидуально со своими родителями и в подгруппе детей. Само содержание игр не является чем-то но­вым в практике педагогики раннего возраста. Но та­кая система карточек позволяет педагогу:

  • оптимально и эффективно организовать под­готовку и распределение содержания игр в разные виды детской деятельности;
  • стимулировать развитие различных сфер детей;
  • включить в совместную деятельность с ребен­ком окружающих его взрослых.

Карточки
Скачать в .docx

Приложение 1. КАРТОЧКА "Упражнение с погремушкой"Скачать карточку 

1 г. 3 мес. - 1 г. 5 мес.
Цель: побуждать детей к выполнению ритмичных движений под музыку. Оборудование: погремушки по количеству детей.

Музыкальный репертуар: "Ой, на горе-то", русская народная песня, обр. М. Раухвергера.

Содержание:

  • внесите коробку с погремушками;
  • предложите детям взять погремушки и потанцевать с ними;
  • выполняйте движения, ударяя погремушкой о ладонь и подпевая:
    По ладошке стук да стук,
    Вот какой веселый звук.
    Что же это за игрушки?
    Это наши погремушки;
  • под вторую часть музыки предложите детям покружиться.

Усложнение

1 г. 6 мес. - 2 г. - предложите детям постучать погремушкой по коленке:
По коленочке стучим,
Громко-громко говорим:
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Погремушка, ты наш друг.

2-3 г. - предложите детям исполнить танец целиком, добавьте припев с кружением:
Мы покружимся сейчас,
Вот какой веселый пляс!

Карточки
Скачать в .docx

Приложение 2. Музыкальные занятия для детей с 1 года до 1,5 лет
Скачать карточкуЗанятие на интонационную выразительность речи

Цель: познакомить детей с интонационной выразительностью речи на примере потешки про гуся.
Оборудование (материал): игрушка – белый гусь.

Ход занятия
1. Педагог (или родитель) предлагает ребенку игрушку и называет ее: "Это гусь".
2. Взрослый выразительно читает потешку:
Гусь, гусь, белый гусь!
Нашу деточку не кусь!
Иди на лужок,
Там ждет Ваня-пастушок.

3. Взрослый играет с ребенком и при этом по-разному, с разной интонацией читает потешку.Усложнение
Взрослый предлагает ребенку: "Давай позовем гуся: "Тега, тега, тега!" (приближает гуся к ребенку) А как гусь разговаривает? Он говорит "Га-га-га". Взрослый предлагает детям песенку "Гуси, гуси", муз. народная.
Стихи про гуся:
Ой, глядите – это гусь!
А тебя я не боюсь!
Ну, лети-ка ты домой,
И не стой передо мной!
Гусь, гусь, сердитый гусь!
Ты смотри, ребят не кусь!
В ванне мы с тобой вдвоем
И играем, и поем.

Взрослый показывает, как гусь ходит, летает, плавает.Занятие на интонационную выразительность речи

Цель: познакомить детей с интонационной выразительностью речи на примере потешки про петушка.
Оборудование (материал): игрушка – петушок.

Ход занятия
1. Педагог (или родитель) показывает ребенку игрушку и называет ее: "Это петушок!"
2. Взрослый выразительно читает потешку:
Посмотрите, петушок,
Ярко-красный гребешок,
Он в сапожках идет
И для всех ребят поет:
"Ку-ка-ре-ку!"

3. Взрослый играет с ребенком и при этом по-разному, с разной интонацией читает потешку.

Усложнение
Взрослый предлагает ребенку: "Давай позовем петушка: "Петя, Петя!" (приближает петушка к ребенку) А как петушок разговаривает? Он говорит "Ку-ка-ре-ку!"
Взрослый предлагает песенку про петушка "Петушок, петушок, золотой гребешок!", муз. народная.
Стихи про петушка:
Петушок, петушок,
золотой гребешок,
маслена головушка,
шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь,
голосисто поешь,
голосисто поешь –
деткам спать не даешь?

Карточки
Скачать в .docx

Музыкальное занятие с игрушечной кошкой
Скачать карточку

Цели: побуждать детей произносить звукоподражание "мяу", широко открывая рот; разучить танец "Ай, да".
Оборудование: игрушка – кошка.

Ход занятия
1. Воспитатель (или родитель) показывает игрушечную кошку и говорит: "Это кошка, она мяукает, вот так: "Мяу-мяу". Кошечка широко открывает ротик, чтобы все ее слышали".
2. Взрослый поет песню "Кошка" (муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель) и обыгрывает ее. Предлагает ребенку сложить ладони "мисочкой" и "покормить" кошечку.
3. Взрослый: "Когда киска была голодная, она мяукала жалобно мяу-мяу, а когда поела из наших мисочек, сразу весело замурлыала мур-мур. Давайте повеселимся вместе с кошечкой и потанцуем".
4. Взрослый предлагает детям разучить танец "Ай, да", муз. В. Верховинца, сл. и движения Г. Ильиной.Усложнение
Взрослый предлагает позвать киску: "Кис-кис-кис" (приближает кошку), затем проводит игру "Догоним киску".
Взрослый предлагает поиграть с киской в прятки: накрывает детей прозрачной тканью – прячет их, а киска детей ищет, и наоборот: взрослый прячет кошку, а дети ее ищут.

Карточки
Скачать в .docx

Музыкальное занятие с игрушечным мишкой Скачать карточку

Цель: учить в танце ставить ножку на пятку, пританцовывая.
Оборудование: игрушка – мишка.

Ход занятия
1. Воспитатель (или родитель) показывает игрушечного мишку и говорит: "Это мишка. Он большой, сильный, красивый и умеет танцевать вот так, посмотрите (показывает). Ну-ка, а как мы с вами будем танцевать, давайте покажем мишке". Все разучивают танец.
2. Взрослый: "Мишка так рад, что вы разучили его танец, что решил с вами поиграть в игру "Кто умеет лучше топать" (муз. М. Раухвергера). Мишка топает ногами в ритме музыки, дети повторяют движения, затем мишка кружится ("Парный танец", литовская народная музыка), дети повторяют.

Усложнение
Взрослый предлагает игру "Догонялки с мишкой".
Детям читаются стихи про мишку:
Мишка наш в кусты залез,
Мишка наш малину ест.
А потом пойдет плясать,
Наших деток забавлять.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник музыкального руководителя»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль