Музыкально-художественная деятельность в детском саду: современные проблемы и решения

26002

Реформирование системы дошкольного образо­вания в связи с выходом в свет федеральных го­сударственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации (далее -ФГТ) заставляет пересматривать устоявшиеся в тео­рии и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Так, в педагогиче­ских исследованиях заметно акцентируется необхо­димость применения гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих акти­визацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка, привлекатель­ные для детей формы организации деятельности.

Проблемы в практике применения технологии музыкального воспитания дошкольников

Появление этих документов совпало с усилени­ем негативных тенденций в педагогической практи­ке и необходимостью их преодоления. Конечно, общая и профессиональная культура многих педа­гогов-музыкантов высока (любовь к музыке, жела­ние поделиться с детьми своими впечатлениями, увлечь их общением с прекрасным). Они показыва­ют удивительные результаты работы с детьми. Но содержанием музыкально-эстетического воспитания до­школьников нередко становится развлекательная музыка, что, к большому сожалению, часто радует и руководителей детских садов, и родителей. Многим заведующим нравится проведение разнообразных шоу на материале дешевой поп-музыки, веселящей взрослых и оглупляющей детей.

Слушая дома и в школе музыкальные произведения низкого художественного уровня и видя положительное отношение к ним взрослого (при недостаточно развитой музыкальной и общей культуре педагогов), ребенок дезориентируется в представлениях о красоте музыки, о цен­ностных эталонах музыкального искусства.

Несмотря на обилие правильных слов, которые мы находим в большинстве программ, о необходи­мости развития у детей любви к музыке, творче­ского начала, способностей, в практике превали­рует научение навыкам и умениям в разных видах деятельности(которые и диагностируются в каждой возрастной группе). При таком подходе нашим де­тям может быть обеспечен успех только на дискоте­ках. Задачи же развития интегративных качеств личности детей (прежде всего формирование основ музыкальной и общей культуры) лишь де­кларируются или не ставятся вообще.

Специалисты знают, какими большими возмож­ностями для развития ребенка обладают сюжетно-ролевые, театрализованные игры, сочетающие разные виды художественной деятельности, раз­ные виды искусства: литературные произведения, изобразительное искусство, театр.

В дошкольных учреждениях часто проводят­ся театральные конкурсы, в которых интеграция видов художественной деятель­ности прослеживается слабо, поскольку отсутствует важнейший для формирования художественной культуры эмоциональный стержень, обеспечиваемый музыкой. Такие спектакли часто ставятся не для детей (с целью их эстетического и общего разви­тия), а «на показ». Музыкальное же оформле­ние (при его наличии), как правило, не несет в себе никакого ценностного содержания. Кроме того, одни и те же дети исполняют главные роли, другие выступают лишь в качестве фона, что не может не сказать­ся на личностном развитии и тех, и других.

А между тем музыкально-театрализованные игры служат другим целям. Игра является одним из методов воспитания и обучения, одной из форм ор­ганизации деятельности детей, рассматривается как ведущая деятельность, "внутри которой развивают­ся психические процессы, подготавливающие пере­ход ребенка к новой, высшей ступени его развития".

В музыкальном воспитании дошкольников игровая деятельность имеет специфический харак­тер. Она эмоциональна в силу особенностей содер­жания музыкального искусства, что усиливает воз­можности развития мышления, воображения детей, музыкальных и творческих способностей, а также при условии применения высокохудожест­венного репертуара - развития эстетических эмо­ций, основ художественного вкуса, представлений о красоте в искусстве и жизни.

Музыкальные руководители и старшие воспита­тели знают, что праздничные даты могут отмечать­ся по-разному, не только в виде утренников, но и в виде развлечений, тематических или комплексных занятий. Традиционно в детском саду проводятся следующие праздники: осенний праздник, Новый год, 8 Марта, "Выпуск в школу".

Если в программе заявлен календарный прин­цип проведения праздничных мероприятий, то до­полнительные (к названным) праздники должны проводиться не силами детей, а в свободных фор­мах - «для детей», всем коллективом дошкольного учреждения совместно с родителями.

Доказано, что избыток праздников мешает пла­номерному музыкальному развитию детей, вносит в работу элементы показухи, нервозность в обще­ние педагога с детьми. Возникают ситуации "гонки, натаскивания, муштры".

Решение проблем

Современные цели и задачи дошкольного воспи­тания обозначены в ФГТ: цель - это формирование общей культуры детей, а задачи образовательной области "Музыка" включают "развитие музыкально­сти, способности эмоционально воспринимать му­зыку, приобщение к музыкальному искусству".

В свете поставленных перед дошкольными уч­реждениями задач приобщения детей к культуре и искусству необходим приоритет культурных ценностей в содержании образования до­школьников.

Положительным моментом для отслеживания результатов воспитательно-образовательного процесса является и новое требование, обозна­ченное в ФГТ: проведение мониторинга не по полученным знаниям, умениям и навыкам, а по формируемым всем коллективом педагогов дошкольного учреждения интегративным личностным качествам детей.

Интегративные личностные качества ребенка:

  • "физически развитый, овладевший основны­ми культурно-гигиеническими навыками";
  • "любознательный, активный";
  • "эмоционально отзывчивый";
  • "овладевший средствами общения и способа­ми взаимодействия со взрослыми и сверстни­ками (вербальными и невербальными сред­ствами общения)";
  • "способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе пер­вичных ценностных представлений";
  • "способен решать интеллектуальные и лич­ностные задачи (проблемы), адекватные воз­расту";
  • "имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), о его культурных ценностях и своем месте в нем, о государстве, о мире и природе";
  • "овладевший универсальными предпосыл­ками учебной деятельности";
  • "овладевший необходимыми умениями, на­выками" (для осуществления музыкальной деятельности).

Как мы видим, знания, умения и навыки обо­значены в последней графе интегративных лич­ностных качеств, что уже сейчас положительно сказывается на диагностике, отраженной в перера­ботанных в соответствии с требованиями ФГТ и вы­шедших в свет программах (количество формируе­мых умений и навыков в них заметно уменьшилось).

Конечно, проведение новой диагностики по­требует от ученых и педагогов-практиков разработки тех показателей, которые свидетельствуют о вкладе разных образовательных областей в развитие каждо­го интегративного личностного качества детей.

Если говорить об образовательной области "Музыка", то она (при условии применения ценностного содержания музыкального образования в соответствии с целью форми­рования общей культуры детей), несомненно, внесет свой весомый вклад в формирование всех перечисленных выше интегративных качеств детей.

Попробуем обосновать это утверждение:

  • двигательная активность детей под музыку, окрашивающую движения ребенка эмоция­ми, способствует физическому развитию, увлеченности этой деятельностью (диагно­стируется увлеченность детей движениями под музыку, качество их согласованности с музыкой), что помогает формированию интегративного качества "Физически разви­тый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками в детском саду";
  • привлекательная музыкальная деятельность вызывает активность детей, которая прояв­ляется в их вопросах, ответах на вопросы, же­лании действовать (интегративное качество "Любознательный, активный");
  • эстетические чувства при восприятии музы­ки закрепляются в виде личностных нравст­венно-эстетических проявлений (в процессе наблюдений диагностируется поведение во время слушания, степень эмоциональной от­зывчивости) - внимания, внешних эмоцио­нальных проявлений (интегративное каче­ство "Эмоционально отзывчивый");
  • совместная художественная деятельность сплачивает, объединяет детей и взрослых. В процессе наблюдений диагностируются личностные проявления детей - желание помочь другому ребенку, желание действо­вать сообща (интегративное качество "Овла­девший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстни­ками");
  • интегративное качество "Способен управ­лять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений" диагностируется в процессе наблюдений за поведением детей (помощь другим детям, доброжелательность);
  • интегративное качество "Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (про­блемы), адекватные возрасту" проявляется в экспериментировании: в пении, движении, игре на музыкальных инструментах, выска­зываниях о музыке;
  • в процессе музыкальной, художественной деятельности наиболее успешно формируют­ся представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), о его культурных цен­ностях и своем месте в нем, о государстве, мире и природе в силу эмоциональной окра­шенности художественных образов. При изу­чении произведений о семье, родной стране, природе диагностируются проявления эмо­циональной отзывчивости, понимание деть­ми того, что люди берегут, дорожат этими произведениями, потому что они обладают красотой, как и сам мир, который в них изо­бражен;
  • развитие музыкального восприятия - про­цесс обучения детей умению слушать и слы­шать, выполнять задания взрослого, что спо­собствует подготовке детей к школе. В процессе наблюдений диагностируются умения сосредоточиться и точно выполнить задание педагога (остановиться с окончани­ем звучания марша, петь выразительно, рит­мично встряхивать погремушку, звенеть в колокольчик и др.);
  • интегративное качество "Овладевший необ­ходимыми умениями, навыками" (для осуще­ствления музыкальной деятельности) диа­гностируется по предпочтениям детей, желанию слушать художественно полноцен­ную музыку, называнию любимых произведе­ний, композиторов, высказываниям о музыке (восприятие), исполнительским и творческим умениям.

Интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования названных личностных качеств детей - еще одно новое требова­ние, обозначенное в ФГТ.

Вместе с тем некоторые положения, обоснованные в ФГТ, вызывают многочисленные споры педагогов, ученых и практиков, т.  к. не согласуются с привычными стереотипами в работе. Наибольшее сопротивление вызывает требование отказа от занятий (для детей в возрасте до пяти лет) и за­мена их совместной деятельностью взрослого и де­тей, осуществляемой в игре, с целью сделать воспитательно-образовательный процесс более гибким и менее ориентированным на приоритет выработки умений и навыков.

Думается, что сами занятия, осуществляемые в разных формах:

  • типовые (включающие все виды музыкаль­ной деятельности), доминантные (с учетом индивидуальных особенностей детей);
  • тематические (сюжетно-тематические и му­зыкально-тематические, на определенный сюжет, со сказочными образами);
  • комплексные (с объединением разных видов искусств);
  • интегрированные (объединяющие и другие области воспитания детей: экологию, физиче­скую культуру),

не являются самым большим злом, при отмене ко­торого в детском саду что-то изменится к лучшему. Эти разновидности занятий были разработаны под руководством ведущего российского ученого -Н.А. Ветлугиной, доказана эффективность их вариа­тивного применения.

Главный вопрос в другом: что сегодня диагно­стируется у детей в итоге проведения музыкальных занятий? Как согласуется диагностика с целями и задачами, декларируемыми программой? На каком содержании (репертуаре) и какими методами они проводятся?

Музыкальная культура дошкольника

Ориентация ребенка-дошкольника на ценно­сти музыкальной культуры как части общей ду­ховной культуры имеет важное значение не толь­ко для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становле­ния личности.

Ядром понятия "музыкальная культура до­школьника" является эмоциональная отзывчи­вость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ре­бенка роль первоначальной положительной оцен­ки и способствует формированию интереса к музы­ке, начал вкуса, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознан­ности восприятия (эмоционально-оценочного от­ношения к музыке)ведет к проявлениям предпоч­тений, желанию слушать музыкальные шедевры для дошкольников, рождает творческую активность.

Музыкальная культура дошкольника формиру­ется во всех видах музыкальной деятельности (вос­приятии, исполнительстве, творчестве, музыкаль­но-образовательной деятельности, музыкально-игровой деятельности), с опорой на развитие эстетических эмоций, интереса, вкуса, представле­ний о красоте.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и об­щее развитие человека. Чем раньше ребенок полу­чает возможность накапливать опыт восприятия народной музыки и шедевров мировой музы­кальной классики разных эпох и стилей, тем бо­гаче его тезаурус, тем успешнее достигается его развитие, духовное становление.

Музыкальные шедевры формируют у ребенка представления о красоте, эталоны красоты, основы эстетического вкуса.

В результате развития основ музыкальной куль­туры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации: способность ценить кра­соту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллек­туальному и эмоциональному развитию.

Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстети­ческой культуры ребенка - важнейшая задача сего­дняшнего дня, позволяющая реализовать возмож­ности музыкального искусства в процессе становления личности.

При этом весьма существенно, что ценностные ориентации личности можно воспитать только на восприятии истинных ценностей и постоянных их оценках ребенком.

Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической музыки, постигает «интонационный словарь» музыки раз­ных эпох и стилей.

В журнале "Справочник музыкального руководите­ля", № 1 (июль), 2012 мы рассмотрим соответ­ствие программы музыкального развития детей "Музыкальные шедевры" (авт. О.П. Радынова) но­вым установкам ФГТ.

Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник музыкального руководителя"

Сценарии музыкальных праздников, тексты, ноты и аудио песен современных авторов всегда под рукой с электронной версией журнала.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль