Музыкально-художественная деятельность в детском саду: современные проблемы и решения

26216

Реформирование системы дошкольного образо­вания в связи с выходом в свет федеральных го­сударственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации (далее -ФГТ) заставляет пересматривать устоявшиеся в тео­рии и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Так, в педагогиче­ских исследованиях заметно акцентируется необхо­димость применения гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих акти­визацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка, привлекатель­ные для детей формы организации деятельности.

Проблемы в практике применения технологии музыкального воспитания дошкольников

Появление этих документов совпало с усилени­ем негативных тенденций в педагогической практи­ке и необходимостью их преодоления. Конечно, общая и профессиональная культура многих педа­гогов-музыкантов высока (любовь к музыке, жела­ние поделиться с детьми своими впечатлениями, увлечь их общением с прекрасным). Они показыва­ют удивительные результаты работы с детьми. Но содержанием музыкально-эстетического воспитания дошкольников нередко становится развлекательная музыка, что, к большому сожалению, часто радует и руководителей детских садов, и родителей. Многим заведующим нравится проведение разнообразных шоу на материале дешевой поп-музыки, веселящей взрослых и оглупляющей детей.

Слушая дома и в школе музыкальные произведения низкого художественного уровня и видя положительное отношение к ним взрослого (при недостаточно развитой музыкальной и общей культуре педагогов), ребенок дезориентируется в представлениях о красоте музыки, о цен­ностных эталонах музыкального искусства.

Несмотря на обилие правильных слов, которые мы находим в большинстве программ, о необходи­мости развития у детей любви к музыке, творче­ского начала, способностей, в практике превали­рует научение навыкам и умениям в разных видах деятельности(которые и диагностируются в каждой возрастной группе). При таком подходе нашим де­тям может быть обеспечен успех только на дискоте­ках. Задачи же развития интегративных качеств личности детей (прежде всего формирование основ музыкальной и общей культуры) лишь де­кларируются или не ставятся вообще.

Специалисты знают, какими большими возмож­ностями для развития ребенка обладают сюжетно-ролевые, театрализованные игры, сочетающие разные виды художественной деятельности, раз­ные виды искусства: литературные произведения, изобразительное искусство, театр.

В дошкольных учреждениях часто проводят­ся театральные конкурсы, в которых интеграция видов художественной деятель­ности прослеживается слабо, поскольку отсутствует важнейший для формирования художественной культуры эмоциональный стержень, обеспечиваемый музыкой. Такие спектакли часто ставятся не для детей (с целью их эстетического и общего разви­тия), а «на показ». Музыкальное же оформле­ние (при его наличии), как правило, не несет в себе никакого ценностного содержания. Кроме того, одни и те же дети исполняют главные роли, другие выступают лишь в качестве фона, что не может не сказать­ся на личностном развитии и тех, и других.

А между тем музыкально-театрализованные игры служат другим целям. Игра является одним из методов воспитания и обучения, одной из форм ор­ганизации деятельности детей, рассматривается как ведущая деятельность, "внутри которой развивают­ся психические процессы, подготавливающие пере­ход ребенка к новой, высшей ступени его развития".

В музыкальном воспитании дошкольников игровая деятельность имеет специфический харак­тер. Она эмоциональна в силу особенностей содер­жания музыкального искусства, что усиливает воз­можности развития мышления, воображения детей, музыкальных и творческих способностей, а также при условии применения высокохудожест­венного репертуара - развития эстетических эмо­ций, основ художественного вкуса, представлений о красоте в искусстве и жизни.

Музыкальные руководители и старшие воспита­тели знают, что праздничные даты могут отмечать­ся по-разному, не только в виде утренников, но и в виде развлечений, тематических или комплексных занятий. Традиционно в детском саду проводятся следующие праздники: осенний праздник, Новый год, 8 Марта, "Выпуск в школу".

Если в программе заявлен календарный прин­цип проведения праздничных мероприятий, то до­полнительные (к названным) праздники должны проводиться не силами детей, а в свободных фор­мах - «для детей», всем коллективом дошкольного учреждения совместно с родителями.

Доказано, что избыток праздников мешает пла­номерному музыкальному развитию детей, вносит в работу элементы показухи, нервозность в обще­ние педагога с детьми. Возникают ситуации "гонки, натаскивания, муштры".

Решение проблем

Современные цели и задачи дошкольного воспи­тания обозначены в ФГТ: цель - это формирование общей культуры детей, а задачи образовательной области "Музыка" включают "развитие музыкально­сти, способности эмоционально воспринимать му­зыку, приобщение к музыкальному искусству".

В свете поставленных перед дошкольными уч­реждениями задач приобщения детей к культуре и искусству необходим приоритет культурных ценностей в содержании образования до­школьников.

Положительным моментом для отслеживания результатов воспитательно-образовательного процесса является и новое требование, обозна­ченное в ФГТ: проведение мониторинга не по полученным знаниям, умениям и навыкам, а по формируемым всем коллективом педагогов дошкольного учреждения интегративным личностным качествам детей.

Интегративные личностные качества ребенка:

  • "физически развитый, овладевший основны­ми культурно-гигиеническими навыками";
  • "любознательный, активный";
  • "эмоционально отзывчивый";
  • "овладевший средствами общения и способа­ми взаимодействия со взрослыми и сверстни­ками (вербальными и невербальными сред­ствами общения)";
  • "способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе пер­вичных ценностных представлений";
  • "способен решать интеллектуальные и лич­ностные задачи (проблемы), адекватные воз­расту";
  • "имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), о его культурных ценностях и своем месте в нем, о государстве, о мире и природе";
  • "овладевший универсальными предпосыл­ками учебной деятельности";
  • "овладевший необходимыми умениями, на­выками" (для осуществления музыкальной деятельности).

Как мы видим, знания, умения и навыки обо­значены в последней графе интегративных лич­ностных качеств, что уже сейчас положительно сказывается на диагностике, отраженной в перера­ботанных в соответствии с требованиями ФГТ и вы­шедших в свет программах (количество формируе­мых умений и навыков в них заметно уменьшилось).

Конечно, проведение новой диагностики по­требует от ученых и педагогов-практиков разработки тех показателей, которые свидетельствуют о вкладе разных образовательных областей в развитие каждо­го интегративного личностного качества детей.

Если говорить об образовательной области "Музыка", то она (при условии применения ценностного содержания музыкального образования в соответствии с целью форми­рования общей культуры детей), несомненно, внесет свой весомый вклад в формирование всех перечисленных выше интегративных качеств детей.

Попробуем обосновать это утверждение:

  • двигательная активность детей под музыку, окрашивающую движения ребенка эмоция­ми, способствует физическому развитию, увлеченности этой деятельностью (диагно­стируется увлеченность детей движениями под музыку, качество их согласованности с музыкой), что помогает формированию интегративного качества "Физически разви­тый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками в детском саду";
  • привлекательная музыкальная деятельность вызывает активность детей, которая прояв­ляется в их вопросах, ответах на вопросы, же­лании действовать (интегративное качество "Любознательный, активный");
  • эстетические чувства при восприятии музы­ки закрепляются в виде личностных нравст­венно-эстетических проявлений (в процессе наблюдений диагностируется поведение во время слушания, степень эмоциональной от­зывчивости) - внимания, внешних эмоцио­нальных проявлений (интегративное каче­ство "Эмоционально отзывчивый");
  • совместная художественная деятельность сплачивает, объединяет детей и взрослых. В процессе наблюдений диагностируются личностные проявления детей - желание помочь другому ребенку, желание действо­вать сообща (интегративное качество "Овла­девший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстни­ками");
  • интегративное качество "Способен управ­лять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений" диагностируется в процессе наблюдений за поведением детей (помощь другим детям, доброжелательность);
  • интегративное качество "Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (про­блемы), адекватные возрасту" проявляется в экспериментировании: в пении, движении, игре на музыкальных инструментах, выска­зываниях о музыке;
  • в процессе музыкальной, художественной деятельности наиболее успешно формируют­ся представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), о его культурных цен­ностях и своем месте в нем, о государстве, мире и природе в силу эмоциональной окра­шенности художественных образов. При изу­чении произведений о семье, родной стране, природе диагностируются проявления эмо­циональной отзывчивости, понимание деть­ми того, что люди берегут, дорожат этими произведениями, потому что они обладают красотой, как и сам мир, который в них изо­бражен;
  • развитие музыкального восприятия - про­цесс обучения детей умению слушать и слы­шать, выполнять задания взрослого, что спо­собствует подготовке детей к школе. В процессе наблюдений диагностируются умения сосредоточиться и точно выполнить задание педагога (остановиться с окончани­ем звучания марша, петь выразительно, рит­мично встряхивать погремушку, звенеть в колокольчик и др.);
  • интегративное качество "Овладевший необ­ходимыми умениями, навыками" (для осуще­ствления музыкальной деятельности) диа­гностируется по предпочтениям детей, желанию слушать художественно полноцен­ную музыку, называнию любимых произведе­ний, композиторов, высказываниям о музыке (восприятие), исполнительским и творческим умениям.

Интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования названных личностных качеств детей - еще одно новое требова­ние, обозначенное в ФГТ.

Вместе с тем некоторые положения, обоснованные в ФГТ, вызывают многочисленные споры педагогов, ученых и практиков, т.  к. не согласуются с привычными стереотипами в работе. Наибольшее сопротивление вызывает требование отказа от занятий (для детей в возрасте до пяти лет) и за­мена их совместной деятельностью взрослого и де­тей, осуществляемой в игре, с целью сделать воспитательно-образовательный процесс более гибким и менее ориентированным на приоритет выработки умений и навыков.

Думается, что сами занятия, осуществляемые в разных формах:

  • типовые (включающие все виды музыкаль­ной деятельности), доминантные (с учетом индивидуальных особенностей детей);
  • тематические (сюжетно-тематические и му­зыкально-тематические, на определенный сюжет, со сказочными образами);
  • комплексные (с объединением разных видов искусств);
  • интегрированные (объединяющие и другие области воспитания детей: экологию, физиче­скую культуру),

не являются самым большим злом, при отмене которого в детском саду что-то изменится к лучшему. Эти разновидности занятий были разработаны под руководством ведущего российского ученого -Н.А. Ветлугиной, доказана эффективность их вариативного применения.

Главный вопрос в другом: что сегодня диагностируется у детей в итоге проведения музыкальных занятий? Как согласуется диагностика с целями и задачами, декларируемыми программой? На каком содержании (репертуаре) и какими методами они проводятся?

Музыкальная культура дошкольника

Ориентация ребенка-дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не толь­ко для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности.

Ядром понятия "музыкальная культура до­школьника" является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознан­ности восприятия (эмоционально-оценочного от­ношения к музыке)ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные шедевры для дошкольников, рождает творческую активность.

Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности, музыкально-игровой деятельности), с опорой на развитие эстетических эмоций, интереса, вкуса, представлений о красоте.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Чем раньше ребенок полу­чает возможность накапливать опыт восприятия народной музыки и шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем бо­гаче его тезаурус, тем успешнее достигается его развитие, духовное становление.

Музыкальные шедевры формируют у ребенка представления о красоте, эталоны красоты, основы эстетического вкуса.

В результате развития основ музыкальной куль­туры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка - важнейшая задача сего­дняшнего дня, позволяющая реализовать возмож­ности музыкального искусства в процессе становления личности.

При этом весьма существенно, что ценностные ориентации личности можно воспитать только на восприятии истинных ценностей и постоянных их оценках ребенком.

Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической музыки, постигает «интонационный словарь» музыки раз­ных эпох и стилей.

В журнале "Справочник музыкального руководите­ля", № 1 (июль), 2012 мы рассмотрим соответ­ствие программы музыкального развития детей "Музыкальные шедевры" (авт. О.П. Радынова) но­вым установкам ФГТ.

Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник музыкального руководителя"

Сценарии музыкальных праздников, тексты, ноты и аудио песен современных авторов всегда под рукой с электронной версией журнала.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник музыкального руководителя»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль