Проверка готовности ДОУ к новому учебному году

11257

В.Г. Боровик, 

нач. отдела управления надзора и контроля
за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ,
заслуженный учитель РФ

Ежегодно в августе более 43 тысяч дошкольных образовательных учреждений России инспектируют на предмет их готовности к новому учебному году. Как проводится проверка детского сада и что необходимо знать о ней руководителю – рассмотрим в данной статье.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон РФ "Об образовании") образовательное учреждение, в т. ч. дошкольное, несет ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся и воспитанников. Проверка готовности дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) к новому учебному году – это форма контроля учредителем деятельности образовательного учреждения по созданию необходимых условий организации работы учреждения.

Проведение подобной проверки не входит в компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования, этим полномочием наделен учредитель государственного и муниципального ДОУ. Иными словами, готовность дошкольного учреждения к новому учебному году проверяется администрацией муниципального района, городского округа или органом исполнительной власти субъекта РФ, которому непосредственно подчиняется ДОУ.

Проверка готовности ДОУ к новому учебному году осуществляется ежегодно в период с 10 по 25 августа. Допускается досрочное проведение проверки.

Компетенция проверяющих органов

Для проведения проверки учредитель формирует межведомственную комиссию. В ее состав входят: представители учредителя, профсоюза работников народного образования и науки, Госпожнадзора, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, органа внутренних дел, а также органа, осуществляющего управление в сфере образования.

Предметом проверки являются состояние ДОУ, его готовность к новому учебному году и деятельности в осенне-зимний период.

Комиссия обеспечивает контроль ДОУ по следующим направлениям:

  • наличие необходимой документации;
  • состояние здания и территории;
  • групповых комнат;
  • пищеблока;
  • кладовых;
  • дезинфекционного режима;
  • медицинского кабинета;
  • спортивного оборудования;
  • противопожарная антитеррористическая защищенность;
  • укомплектованность воспитанниками и кадрами;
  • готовность кабинетов и групп к образовательному процессу.

Рассмотрим подробнее каждое из указанных направлений.

Проверка наличия необходимой документации

В ходе инспекции дошкольного учреждения комиссия проверяет наличие следующих документов: устава ДОУ, лицензии на право ведения образовательной деятельности, локальных актов, должностных инструкций, планов работы учреждения на учебный год, подготовки к новому учебному году и осенне-зимнему сезону, книги движения детей, книг приказов, плана повышения квалификации педагогических работников, трудовых книжек, журналов инструктажа по охране труда, пожарной безопасности, договоров с родителями воспитанников, журнала технической эксплуатации здания. Также может осуществляться проверка планов воспитательной работы в ДОУ

Важно! С 1 января 2011 г. утратили силу положения Закона РФ "Об образовании", предусматривавшие наличие договора о взаимоотношениях учредителя и образовательного учреждения, а также наличие у ДОУ свидетельства о государственной аккредитации.

Оценка состояния здания и территории ДОУ

Готовность здания (зданий) дошкольного учреждения к новому учебному году и работе в осенне-зимний период оценивается по следующим критериям:

  1. Общее состояние помещений, качество выполненного текущего или капитального ремонта.
  2. Состояние искусственного и естественного освещения. Основные помещения дошкольного учреждения должны иметь естественное освещение. Его отсутствие допускается только в помещениях кладовых, подсобных, буфетных, раздевалках, туалетных для персонала, ванных, душевых, помещениях для колясок и велосипедов, медицинских помещений в детском лагере.
  3. Хранение неисправных и перегоревших ртутьсодержащих ламп, порядок организации их вывоза из здания дошкольного учреждения.
  4. Состояние отопления, оснащение отопительных приборов регулируемыми кранами. В случае отсутствия централизованного отопления проверяется обеспеченность дошкольного учреждения топливом (в процентах к годовой потребности) и условия его хранения. Использование в учреждении переносных обогревательных приборов, обогревателей с инфракрасным излучением, а также ограждение отопительных приборов изделиями из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускается.
  5. Состояние системы вентиляции – исправность (неисправность) фрамуг в групповых комнатах, принудительной вентиляции в пищеблоке, прачечной (если имеется). Концентрация вредных веществ воздуха в помещениях с постоянным пребыванием детей (групповых комнатах, игровых, спальнях, комнатах для музыкальных занятий и занятий физической культурой) не должна превышать предельно допустимых концентраций для атмосферного воздуха в населенных пунктах.
  6. Состояние холодного и горячего водоснабжения. В соответствии с установленными требованиями горячей и холодной водой обязательно обеспечиваются помещения пищеблока, туалетов для детей и персонала, постирочных, бассейна (при наличии), помещения медицинского назначения.
  7. Наличие резервных источников горячего водоснабжения в помещениях пищеблока, буфетных, медицинского назначения, туалетных, которые эксплуатируются в отсутствие централизованного горячего водоснабжения в период профилактических работ в котельных и на инженерных сетях централизованного горячего водоснабжения.
  8. Обеспеченность механизированной подачи воды в пищеблок, помещения медицинского назначения, прачечную (постирочную), туалетные всех групповых комнат при отсутствии централизованного водоснабжения (холодного и горячего).
  9. Состояние централизованной канализации, а при ее отсутствии – автономной канализации здания, выгребов или локальных очистных сооружений.
  10. Наличие журнала технической эксплуатации здания, а также актов опрессовки отопительной системы, проверки ртутьсодержащих и ионизирующих приборов в помещениях учреждения, общего и технического состояния здания, проверки готовности кабинетов и групп к новому учебному году.

В ходе проверки территории ДОУ комиссия анализирует:

  1. Наличие и состояние ограждения учреждения по всему периметру территории.
  2. Соблюдение дошкольным учреждением установленных требований к озеленению территории: деревья должны расти не ближе 15 м, кустарники – не ближе 5 м от здания. Площадь озеленения должна составлять не менее 50% площади, свободной от застройки.
  3. Наличие и состояние наружного электрического освещения территории учреждения (уровень искусственной освещенности территории не должен быть менее 10 лк на уровне земли).
  4. Наличие или отсутствие экологически опасных промышленных объектов в непосредственной близости от территории учреждения.
  5. Наличие обновленных указательных знаков дорожного движения при подъезде к учреждению.
  6. Подготовленность групповых площадок, веранд, теневых навесов и другого оборудования для воспитанников.
  7. Наличие площадки для сбора мусора, состояние мусоросборников, наличие договора со специализированными организациями о вывозе мусора, соблюдение учреждением требования о местонахождении площадки для сбора мусора на расстоянии не менее 20 м от здания.

Укомплектованность ДОУ воспитанниками и кадрами

Укомплектованность дошкольного учреждения воспитанниками и кадрами анализируют по следующим критериям: соблюдение требований к предельной наполняемости групп воспитанников, наличие групп круглосуточного пребывания, путевок и правильность их оформления и хранения, правильность расстановки кадров.

Проверка состояния помещений ДОУ

В ходе инспекции состояния групповых комнат проверяются:

  • готовность групповых комнат к пребыванию детей;
  • санитарное и техническое состояние комнат;
  • обеспеченность комнат мебелью (ее состояние и маркировка), постельным бельем (его состояние);
  • обеспеченность учебным и игровым оборудованием, игрушками, дидактическими материалами;
  • наличие специально оборудованных помещений для организации учебных занятий;
  • состояние технических средств (телевизора, компьютера и др.);
  • готовность физкультурного зала и зала для музыкальных занятий с воспитанниками.

Оценка степени готовности пищеблока предусматривает проверку:

  • состояния технологического и холодильного оборудования;
  • наличия маркировки кухонного инвентаря и кухонной посуды для сырых и готовых пищевых продуктов;
  • отдельных разделочных столов, ножей и досок из дерева твердых пород (без щелей и зазоров) для разделки сырых и готовых продуктов (не допускается использовать разделочные доски из пластмассы и прессованной фанеры);
  • посуды из нержавеющей стали для приготовления компотов и киселей;
  • отдельной посуды для кипячения молока;
  • состояния столовой посуды и соответствия количества одновременно используемой столовой посуды и приборов списочному составу детей в группе;
  • плиты для приготовления пищи, наличия аварийного титана;
  • наличия посудомоечных ванн, их состояния и количества;
  • наличия и маркировки уборочного инвентаря, моющих средств, специальной ветоши, мочалок и щеток для мытья посуды;
  • наличия следующих актов:
    – о проведении электроизмерительных работ (проверки состояния заземления и изоляции электросетей, электрооборудования, испытания и измерения сопротивления изоляции электропроводов);
    – готовности оборудования пищеблока к новому учебному году.

При проверке состояния кладовых комиссия обращает внимание на наличие и исправность:

  • холодильных камер или холодильников для скоропортящихся пищевых продуктов, наличие в них специальных полок, легко поддающихся мойке, тары с крышкой для хранения сметаны и творога, тары для хранения крупы, муки, макаронных изделий, стеллажей и шкафов для хранения ржаного и пшеничного хлеба;
  • темных помещений для хранения картофеля и корнеплодов, отдельных стеллажей для хранения капусты, ларей для хранения квашеных, соленых овощей, ящиков для хранения плодов и зелени, условий для хранения продуктов, имеющих специфический запах (специй, сельди);
  • тары для перевозки продуктов.

В ходе проверки состояния медицинского кабинета контролируются:

  • наличие необходимого медицинского оборудования и его состояние;
  • хранение скоропортящихся лекарственных средств;
  • наличие комнаты для заболевшего ребенка;
  • медицинской документации (медицинских книжек, своевременности прохождения медосмотров, журнала бракеража, санитарного журнала и инструкций по эксплуатации медицинского оборудования);
  • акта проверки физиотерапевтического оборудования;
  • порядок дезинфекции медицинских инструментов многоразового пользования.

Оценка состояния дезинфекционного режима

При проверке состояния дезинфекционного режима основное внимание комиссия уделяет:

  • наличию и состоянию уборочного инвентаря, дезинфицирующих растворов и моющих средств, условий их хранения;
  • маркировки с указанием названия дезинфицирующего средства, его концентрации, назначения, даты приготовления;
  • отдельного уборочного инвентаря для туалетов, его маркировке ярким цветом;
  • порядку организации влажной уборки спален, мытья столов в групповых помещениях, стульев, пеленальных столов, манежей и другого оборудования, а также подкладочных клеенок и клеенчатых нагрудников;
  • планированию мероприятий на случай неблагоприятной эпидемиологической ситуации;
  • обеспеченности работников спецодеждой, наличию мест для ее хранения.

Проверка противопожарного и антитеррористического состояния ДОУ

Проверяя противопожарное состояние и уровень антитеррористической защищенности здания, комиссия контролирует:

  1. Наличие правил пожарной безопасности.
  2. Эвакуационных выходов и их состояние.
  3. Плана эвакуации воспитанников на случай возникновения пожара, утвержденного приказом руководителя ДОУ и согласованного с органами пожарного надзора, инструкций, определяющих порядок действий персонала при пожаре.
  4. Оснащение здания дошкольного учреждения средствами оповещения людей о пожаре. Наличие предписывающих и указательных знаков безопасности в коридорах, вестибюлях, холлах, на лестничных клетках и дверях. Для оповещения о пожаре можно использовать внутреннюю телефонную и радиотрансляционную сети, специально смонтированные сети вещания, звонки и другие звуковые сигналы.
  5. Наличие и состояние противопожарного водоснабжения и первичных средств пожаротушения (пожарных кранов, рукавов, водоемов и резервуаров, ручных огнетушителей).
  6. Состояние наружных пожарных лестниц, лестниц-стремянок и ограждений на крышах здания (допускается покрытие нижней части наружных вертикальных пожарных лестниц легкоснимаемыми щитами на высоту не более 2,5 м от уровня земли), слуховых окон чердачных помещений (они должны быть остеклены и находиться в закрытом состоянии), приямков окон подвальных и цокольных помещений.
  7. Наличие и состояние:
  • электрических фонарей на случай отключения электроэнергии;
  • автоматической пожарной сигнализации и договоров, заключенных на ее обслуживание;
  • актов о замере сопротивления изоляции электропроводки, проверки пожарных кранов на водоотдачу;
  • приказов о назначении ответственного работника за состояние электрохозяйства, ответственного за пожарную безопасность и приказов о мерах ее обеспечения, об установлении противопожарного режима;
  • документов, подтверждающих прохождение курсов по программе "Пожарно-технический минимум для ответственных за пожарную безопасность";
  • журналов инструктажа по пожарной безопасности;
  • договора на оказание охранных услуг;
  • системы видеонаблюдения;
  • кнопки экстренной связи с органами внутренних дел.

Изучение состояния спортивного оборудования

Во время проверки состояния спортивного оборудования анализируется санитарно-техническое состояние физкультурного зала, открытых спортивных площадок, спортивного оборудования и инвентаря. В учреждении должны быть оформлены акты испытания гимнастических снарядов и оборудования в физкультурном зале и на спортивной площадке.

Готовность кабинетов к образовательному процессу

Готовность кабинетов к воспитательно-образовательной работе предполагает наличие нормативных документов, справочной и художественной литературы, обучающих компьютерных программ, видеоматериалов, игровых материалов, пособий, поделок для организации разнообразной деятельности детей, соответствие учебно-методического обеспечения требованиям образовательной программы.

Оформление результатов проверки

По итогам проверки работы ДОУ составляется акт о готовности (неготовности) ДОУ к новому учебному году, который подписывается всеми членами комиссии.

В случае если комиссия принимает решение о неготовности дошкольного учреждения к новому учебному году, в акте указываются нарушения, которые необходимо устранить, и устанавливается срок их устранения.

По истечении установленного срока в ДОУ проводится проверка на предмет устранения нарушений. Если нарушения не устранены в указанный срок, учредитель может принять решение о приостановлении деятельности дошкольного учреждения. Кроме того, за нарушение норм пожарной безопасности, санитарных норм руководитель ДОУ может быть привлечен к административной ответственности.


Нормативные документы

  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.05.2011)
  • Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (ред. 
  • от 29.12.2010)
  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 02.02.2011)
  • Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"» (ред. от 20.12.2010)
Читайте в ближайших номерах журнала «Нормативные документы образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...




       Вебинары
      • 21 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Аверин Сергей Александрович
        МГПУ доцент, кандидат физико-математических наук

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования

        Тел.: 8 800 511-0833

        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль