Формы семейного устройства детей-сирот и детей без попечения родителей

2647

За последние годы число детей, оказавшихся в опасной жизненной ситуации, в России увеличилось и, к сожалению, продолжает увеличиваться.

Обо всех существующих на сегодняшний день в Москве формах семейного устройства детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о том, куда обращаться за необходимыми документами, а также о психологической помощи потенциальным приемным родителям рассказывают Елена Константиновна Синилкина, начальник Управления семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, Департамента семейной и молодежной политики города Москвы и Антонина Ивановна-Ляшенко, кандидат психологических наук, директор Школы приемных родителей, руководитель Московской службы психологической помощи населению Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.

В России много детей-сирот. Как вы считаете, это вина отдельно взятых родителей или всего общества в целом?

А.И. Ляшенко: Детей-сирот действительно много. Только в Москве в 2008 г. выявлено и учтено 2917 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 577 малышей было оставлено родителями или одинокими матерями в родильных домах, 5257 детей состоят на учете в региональном банке данных детей, оставшихся без попечения родителей. Цифры говорят сами за себя, но есть и обратная сторона медали: брошенных детишек усыновляют, берут в приемные семьи и под опеку, оформляют патронат. То, что у нас так много сирот, большинство из которых – социальные сироты, говорит о том, что наше общество позволяет кому-то бросать своих родных детей в родильных домах, оставлять их на улицах, выбрасывать в помойные баки, жестоко с ними обращаться, сдавать в детские сады сироты. Перечислять можно до бесконечности. Я уверена, что пока общество это позволяет, подобные трагедии будут происходить. Отношение людей к проблеме нужно менять на психологическом уровне.

И уже немало сделано, особенно за последние два года, провозглашенные Годом ребенка и Годом семьи. Правительство Москвы очень много делает для семей, решивших взять ребенка из сиротского учреждения. В первую очередь, это материальное и социальное обеспечение. И еще одну, очень важную задачу решают сегодня столичные власти вместе с нами: поднимают в обществе, в СМИ престиж семьи как самой главной ценности в жизни любого человека. И не важно, какой ребенок воспитывается в этой семье – свой или приемный.

Расскажите, пожалуйста, об усыновлении в частности и об устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, вообще?

Е.К. Синилкина: Устройством ребенка, оставшегося без попечения родителей, называют передачу полномочий по защите прав и законных интересов ребенка, законного представительства ребенка от одного лица к другому, включая обязанности воспитания, заботу о его здоровье. В момент, когда ребенок выявлен как оставшийся без попечения родителей, полномочия по защите прав и интересов несовершеннолетнего передаются органам опеки и попечительства, т. е. с этого момента они становятся его законными представителями. Устройством ребенка будет являться его передача органами опеки и попечительства в государственную организацию (дом ребенка, детский дом и др.), под опеку физическому лицу или лицам, либо в приемную семью, когда законным представителем ребенка становится опекун или приемные родители. При усыновлении воспитанника детского дома, когда законным представителем было учреждение, полномочия по защите прав и законных интересов ребенка передаются усыновителю.

Таким образом, сегодня в Москве существует две формы семейного устройства детей – этоусыновление и опека (попечительство).

Усыновление – приоритетная форма устройства детей в семью, которая наиболее полно отвечает как интересам ребенка, так и взрослых людей, когда ребенок приобретает все права кровного ребенка. Как правило, на усыновление идут либо бездетные пары, либо родители, кото­рые потеряли ребенка. Согласно постановлению правительства Москвы от 26.05.2009 № 492­ПП "Об утверждении Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной компенсационной выплаты лицам, усыновившим на территории города Москвы после 1 января 2009 г. ребенка из числа детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" москвичам, усыновившим ребенка после января 2009 г., выплачивается ежемесячное денежное пособие в размере 12 000 руб.

А какая форма устройства наиболее распространенная в столице?

Е.К. Синилкина: Наиболее распространенная форма для Москвы – это безвозмездная опека, когда ребенок передается на воспитание близким родственникам, чаще всего бабушкам. Опекуны безвозмездно выполняют принятые на себя обязанности, а на содержание ребенка им выплачиваются денежные средства до достижения подопечным 18­летнего возраста. Кроме того, за ребенком, находящимся под опекой, сохраняются все льготы, которые положены воспитаннику сиротского учреждения, – и выходное пособие по достижении совершеннолетия, и сохранение жилья и др. До 14 лет ребенок находится под опекой, с 14 и до 18 – под попечительством родственника. Бывают случаи, когда опеку оформляет посторонний че­ловек.

Вторая форма опеки – на возмездной основе, когда ребенок передается на воспитание в приемную семью, а родители не просто являются папами и мамами, а работают профессиональными родителями, т. е. за свою работу они получаю заработную плату – 3,5 МРОТ и ежемесячное денежное пособие на содержание ребенка. То есть приемная семья в этом случае – это профессиональная семья, которая берет к себе ребенка на осно­вании договора на какое­то определенное время – на год, два, а может быть и до 18 лет. В такой семье приемных детей может проживать вместе с кровными детьми, как правило, до 8 человек.

Если гражданин или семья решили, например, стать приемными родителями, какими должны быть их первые шаги?

Е.К. Синилкина: Им необходимо обратиться в свой муниципалитет по месту жительства к специалистам по опеке и попечительству. Далее подать заявление, собрать все документы, установленные законодательством. Затем снова обратиться в муниципалитет. Если все документы в порядке, следующий шаг делают уже специалисты органов опеки и попечительства, которые придут к ним домой. Причем они не просто посмотрят, какие у кандидатов условия, есть ли необходимое жизненное пространство для развития, роста малыша и т. д., но и пообщаются с кандидатами очень предметно и обстоятельно. Хорошие специалисты долго готовятся к такой беседе, потому что это основной, определяющий момент, когда решается очень многое, выясняется самое главное: насколько люди готовы к тому, чтобы усыновить ребенка, взять его на патронат или в приемную семью, насколько взвешенно, осознанно и серьезно их намерение. Результатом этой встречи становится заключение специалистов органов опеки и попечительства о возможности конкретных граждан стать усыновителем, опекуном, патронатным воспитателем, приемным родителем.

В Семейном кодексе РФ сказано, что любое решение по устройству ребенка на любую из форм семейного воспитания должно приниматься в интересах самого ребенка. Поэтому, внимательно изучив и взвесив все представленные документы, поняв, что ждет ребенка в этом доме, в этой семье, специалисты органов опеки и попечительства вправе отказать гражданам в их просьбе об усыновлении или посоветовать, подсказать, рекомендовать людям иную форму.

Как помочь потенциальным родителям принять правильное решение и понять, насколько они готовы к этому?

Е.К. Синилкина: Несомненно, будущие родители должны тщательно подготовиться к такому серьезному шагу, все взвесить. Нельзя в состоянии повышенного эмоционального возбуждения, после, скажем, просмотренного по телевизору социального ролика о сиротах или трогательной статьи в газете тут же принимать решение об усыновлении. Необдуманное решение может привести к печальным последствиям для ребенка и для них самих. В этом вопросе очень много нюансов. Но я настоятельно рекомендую всем, кто хочет взять в свою семью ребенка, пройти Школу приемных родителей. Их несколько, школы работают при Департаменте ­семейной и молодежной политики (при Московской школе психологической помощи населению, при учебно-методическом центре "Детство"), есть они и при общественных организациях, например при благотворительном фонде "Семья".

Как появилась Школа приемных родителей и какие результаты ее работы уже имеются?

А.И. Ляшенко: Началось все с поручения первого заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы Людмилы Ивановны Швецовой подготовить предложения к программе по преодолению социального сиротства. Департамент семейной и молодежной политики города Москвы выступил с инициативой открыть при службе психологической помощи населению Школу для приемных родителей (далее – Школа), которые хотели бы взять на воспитание в свою семью ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Как психологи мы можем помочь им осмыслить свое решение и, самое главное, на первом этапе, этапе адаптации ребенка в семье, сопровождать этот процесс. Так была открыта Школа. Пройдя курс обучения, многие родители не спешили нас покидать. Они, уже в качестве волонтеров, организовали группы поддержки и помогали тем, кто только пришел на первые занятия. Кроме того, при Школе создан Клуб приемных родителей, где они встречаются, делятся опытом, общаются. А это говорит о том, что мы достигли главного: сегодня Школа – это важная и значимая работа. И если в начале пути были сомнения в собственных силах и заинтересованности в нас кандидатов в усыновители, опекуны и приемные родители, то сейчас стало понятно, что Школа очень востребована. В первое время нам приходилось одно-два занятия тратить на то, чтобы объяснить людям необходимость такого обучения, а сейчас такого нет, все группы укомплектованы. Начинали с одной Школы, теперь их уже восемь, т. е. сегодня мы готовы в индивидуальном порядке сопровождать каждую обратившуюся к нам приемную семью. И, конечно, мы будем и дальше развивать эту деятельность и помогать людям, которые берут на себя такую сложную, но очень благородную миссию. К сожалению, иногда поддавшись эмоциональному порыву, не найдя ответов на мучившие вопросы и просто лишенные элементарных зна­ний о поведении ребенка, попавшего в ­семью из сиротского учреждения, усыновители возвращают его обратно. Тяжелейшая травма для всех. И это не столько их вина, сколько вина тех, кто не смог им вовремя помочь, поддержать. Я говорю об окружении этой семьи, об обществе. Значит в таком драматическом исходе событий виновато общество, т. е. все мы.

С какими конкретно проблемами могут столкнуться приемные родители и как Школа может помочь их преодолеть?

А.И. Ляшенко: Основной диагноз, который ставят ребенку в таких учреждениях, – задержка психического развития – результат того, что он лишен эмоционального общения с родными, близкими людьми. Ведь этих детишек никто не ласкает, не говорит им добрых слов, не играет с ними, не баюкает, не прижимает к себе. И даже если малыш оказывается в семье, где его по-настоящему любят, и он отвечает приемным родителям взаимностью, этот диагноз снимается только через несколько лет нахождения ребенка в семье!

В Школе мы объясняем слушателям, что ребенок "волчонком смотрит" не потому, что он плохой или генетически расположен к злобе (существует и такой стереотип в обществе), а потому что никто не научил его любить. Он искренне стремится овладеть этим чувством, но у него не получается. На занятиях мы рассказываем, как правильно родителям проявлять любовь к ребенку и как научить его ответному чувству. Подчеркиваю, именно научить. И здесь огромную роль играет помощь специалистов высочайшего класса, которыми и являются наши психологи.

Что делать после того, как кандидаты прошли курсы Школы приемных родителей и получили заключение о том, что могут стать усыновителями?

Е.К. Синилкина: Определившись с формой устройства и возрастом ребенка, нужно обратиться в муниципалитет. Если родители хотят грудничка, то в муниципалитете им обязаны предоставить информацию обо всех родильных домах, больницах, в которых находятся оставленные матерями новорожденные. Получив нужную информацию, надо обращаться в органы опеки и попечительства, на территории которых находятся эти учреждения. Если родители хотят ребеночка постарше, лет двух-трех, то опять-таки базы данных на этих детей есть в муниципалитетах, сотрудники которых обязаны помочь в выборе. Можно прийти в Департамент семейной и молодежной политики и обратиться в наш Региональный банк данных. С собой необходимо иметь паспорт обоих родителей и заключение органов опеки о возможности быть приемным родителем, усыновителем и др., выданное сроком на один год. Здесь мы снимаем с него копию, подлинник возвращается. Операторы базы данных поставят усыновителей на учет.

Нормативные документы об опеке и попечительстве

  • Федеральный закон от 24.04.2008 № 48 "Об опеке и попечительстве";
  • постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан";
  • постановление Правительства РФ от 19.05.2009 № 432 "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации"

Расскажите поподробнее о том, что представляет собой Региональный банк данных.

Е.К. Синилкина: В нашем банке данных содержится информация обо всех детях, которые нуждаются в устройстве в семью, в той или иной форме семейного воспитания (кроме грудничков). Сюда поступают сведения обо всех отказниках, сиротах, детях, оставшихся без попечения, находящихся в детских домах, больницах, домах ребенка, интернатах, социальных приютах, – словом, во всех сиротских учреждениях г. Москвы. На сегодняшний день в базе данных около 5000 детей. Эта цифра почти постоянная – одни детки нас покидают, уходят в семьи, другие – приходят.

Какие данные по усыновлению в г. Москве имеются в настоящее время?

Е.К. Синилкина: На сегодняшний день в г. Москве 8575 семей, воспитывающих ребенка, оставшегося без попечения родителей. Только в прошлом году 2396 детей обрели новые семьи, в их числе и 50 инвалидов, 449 человек, желающих принять в свою семью сироту, встали на учет в региональный банк данных. Такая тенденция не может не радовать. Мы уверены, что информация обо всех возможных формах семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поможет тем, кто хочет принять участие в судьбе обездоленных детей, но еще не знает, чем усыновление отличается от опеки, а опека, от патронатного воспитания. Полезной станет и информация об оказываемой правительством Москвы психологической помощи кандидатам на усыновление.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль