Сотрудничество ДОУ с психолого-медико-педагогической комиссией

12201

Г.В. Козырева,
зав. МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 81 "Медвежонок"» г. о. Тольятти Самарской области,

С.А. Будакова,
зам. зав. по воспитательно-методической работе
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 81 "Медвежонок"» г. о. Тольятти Самарской области

Во многих дошкольных учреждениях есть группы для детей с особыми образовательными потребностями. Обеспечить их необходимой педагогической и медицинской помощью позволяет совместная коррекционно-развивающая деятельность ДОУ и психолого-медико-педагогической комиссии.

Самую многочисленную группу среди дошкольников с особыми образовательными потребностями составляют дети с отклонениями в речевом развитии (до 60%).

Коррекция речевых дефектов – один из наиболее сложных видов комплексной медико-педагогической помощи детям. Его специфика в том, что нарушение речевой деятельности затрудняет взаимодействие детей с окружающими, сдерживает процесс формирования представлений о мире, ведет к деформированному развитию личности.

В связи с этим дошкольное учреждение призвано:

  • создать систему комплексной психолого-медико-педагогической коррекционной помощи детям с общим недоразвитием речи (далее – ОНР), обеспечивающей оптимальные условия воспитания и обучения в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и нервно-психического здоровья;
  • осуществлять поиск эффективных форм коррекционного воздействия на дошкольников с ОНР;
  • обеспечивать общую готовность воспитанников к школе.

В МДОУ «Детский сад № 81 "Медвежонок"» г. о. Тольятти Самарской области (далее – Детский сад № 81) функционируют три группы для детей с ОНР. Их деятельность регламентируется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утв. постановлением Правительства РФ от 10.03.2000 № 212, уставом Детского сада № 81 и Положением о порядке организации и функционирования групп для детей с нарушениями речи (приложение 1).

Комплектование групп для детей с общим недоразвитием речи

Группы для детей с ОНР комплектуются на основе следующих принципов:

  • разграничение детей с ОНР при наличии слуха и сохранном интеллекте и детей с другими отклонениями в психофизическом развитии;
  • дифференциация детей по возрасту, виду и степени выраженности речевых нарушений.

Согласно Порядку организации коррекционно-развивающего сопровождения дошкольников с отклонениями в развитии в образовательных учреждениях Самарской области, утв. приказом департамента науки и образования администрации Самарской области от 04.11.2000 № 32-од, и ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон РФ "Об образовании"), прием детей в группы компенсирующего вида осуществляется на следующих основаниях:

  • письменное согласие родителей;
  • заключение городской психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) (выписка из протокола дается на руки родителю или законному представителю ребенка);
  • наличие в дошкольном учреждении условий для коррекционной работы.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей

В Детском саду № 81 организовано системное педагогическое сопровождение детей в детском саду, направленное на восстановление воспитанников с тяжелыми нарушениями речи. При этом системообразующей является деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее – консилиум), созданного в дошкольном учреждении приказом руководителя Детского сада № 81 на основании письма Минобразования России от 27.03.2000 № 27/901-6 (приложение 2). Его деятельность регламентируется Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме (приложение 3). Договор о взаимодействии ПМПК и психолого-медико-педагогического консилиума Детского сада № 81 приведен в приложении 4.

Обязательным условием психолого-медико-педагогического обследования каждого воспитанника учреждения являются заключение договора с родителями (законными представителями) (приложение 5) и подписание заявления о согласии родителя (законного представителя) на сбор, обработку и хранение персональных данных в ПМПК (приложение 6).

К основным функциям консилиума дошкольного учреждения относятся:

  • диагностико-коррекционное психолого-медико-педагогическое сопровождение, т. е. индивидуальное обследование ребенка специалис­тами;
  • профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных срывов;
  • разработка оптимального двигательного режима и лечебно-оздоровительных мероприятий;
  • социальная защита ребенка в случае неблагоприятных условий жизни;
  • выработка коллективного решения о мерах педагогического воздействия;
  • повторное направление детей на ПМПК: для снятия предыдущего диагноза в случае успешного усвоения программы или для увеличения сроков пребывания ребенка в логопедической группе;
  • определение возможных путей дальнейшего коррекционного психолого-педагогического сопровождения ребенка при неусвоении программы обучения – направление в класс коррекции по окончании дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) или обеспечение пребывания ребенка в ДОУ до 8 лет.

Согласно Порядку освидетельствования детей психолого-медико-педагогическими комиссиями, утв. приказом Главного управления образования администрации Самарской области, Главного управления здравоохранения администрации Самарской области, Комитета по вопросам семьи, материнства и детства администрации Самарской области от 23.12.1999 № 10/401/83, на ПМПК предоставляются следующие документы:

  • копия свидетельства о рождении ребенка;
  • выписка из истории развития ребенка (форма Ф-12) от педиатра;
  • заключение невропатолога (для детей до 4 лет) или детского психиатра (для детей старше 4 лет);
  • заключение офтальмолога;
  • заключение отоларинголога;
  • педагогическое представление (характеристика), рекомендации по воспитанию;
  • представление педагога-психолога (при наличии в учреждении);
  • представление логопеда или учителя-дефектолога (при наличии в учреждении);
  • работы детей по изобразительной деятельности.

С письменного согласия родителей (законных представителей) и в их присутствии специалистами городской ПМПК в детском саду проводится обследование детей и составляется протокол с указанием заключительного диагноза. На основании заявления родителей ребенок ставится в очередь на перевод в специализированную группу ДОУ.

Несмотря на то, что группы комплектуются по решению ПМПК, содержащему логопедическое заключение на каждого ребенка, логопед начинает учебный год с тщательного психолого-педагогического обследования, чтобы установить причины и степень выраженности отклонений в речевом развитии.

Обобщение данных обследования позволяет сформировать объективное логопедическое заключение и составить расписание индивидуальных и групповых программ коррекционно-педагогической работы с детьми, план работы на учебный год с педагогическим коллективом, младшим обслуживающим персоналом и родителями. С индивидуальными и групповыми коррекционно-педагогическими программами знакомятся педагогические работники ДОУ и родители (законные представители).

Взаимодействие субъектов коммуникативной деятельности в ДОУ

В Детском саду № 81 сложилась определенная модель взаимодействия субъектов коммуникативной деятельности, в рамках которой можно выделить несколько направлений:

  • логопед – ребенок с нарушением речи;
  • педагогический коллектив – ребенок с нарушением речи;
  • родители – ребенок с нарушением речи. Предусматривается оказание коррекционно-речевой и социально-коммуникативной помощи. Основная задача родителей – помочь ребенку овладеть родным языком, научиться пользоваться речью как средством общения;
  • педагогический коллектив – родители. В рамках этого направления проводятся устные консультации участников коррекционно-педагогического процесса, происходит обмен мнениями на микропедсоветах, ведутся записи в тетради взаимодействия специалистов ДОУ.

Основные функции логопеда Детского сада № 81:

  • диагностическая;
  • профилактическая;
  • коррекционно-педагогическая;
  • организационно-методическая;
  • консультативная;
  • координирующая;
  • контрольно-оценочная.

Игнорирование хотя бы одной из этих функций приводит к дефицитарности других и снижению качества коррекционной работы с детьми в целом.

Ключевую роль в организации коррекционной деятельности играет организация работы учителя- логопеда. Совместно с психологом он дает рекомендации педагогам и сотрудникам по речевому развитию детей, работает с медицинским персоналом, ведет тетради взаимодействия педагогических работников групп для детей с ОНР.

Большой потенциал коррекционного воздействия имеют воспитатели, помощники воспитателя, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по лечебной физической культуре, воспитатель по изобразительной деятельности, а также родители, другие близкие ребенку люди и, конечно, сам ребенок.

Организация коррекционной деятельности

В процессе коррекционной деятельности педагоги ДОУ совершенствуют формы речевого общения и языковые средства по следующим направлениям:

  • развитие у детей диалогической и монологической устной речи на основе обобщения знаний об окружающем мире;
  • расширение словарного запаса;
  • овладение грамматикой родного языка.

Коррекционная работа строится по принципу коммуникативной направленности речи, который предполагает формирование у воспитанников потребности к общению путем стимуляции их речевой активности.

Выявлению динамики коррекционно-образовательного процесса воспитанников способствует диагностика, которая проводится дважды в год – в начале и в конце учебного года.

Организация деятельности специализированных компенсирующих групп связана с рядом проблем:

  • отсутствие адекватных развивающих и коррекционных программ обучения;
  • увеличение количества детей, рождающихся с врожденными аномалиями развития, травмами центральной нервной системы, а также детей, проживающих в асоциальных семьях и семьях, относящихся к категории социально незащищенных;
  • нехватка бюджетных средств на методическое и материально-техническое обеспечение.

Согласно постановлению исполняющего обязанности первого замес­тителя мэра г. о. Тольятти Самарской области В.В. Иванова от 31.05.2007 № 1396-1/п «Об утверждении Порядка предоставления субвенций на реализацию статьи 52.1 Закона Российской Федерации "Об образовании" и порядка организации работы по предоставлению в городском округе Тольятти компенсации части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», на содержание одного ребенка в группе для детей с ОНР выделяется на 1,1% больше средств по сравнению с общеразвивающей группой. Кроме того, в соответствии с Законом РФ "Об образовании" родителям (законным представителям) воспитанников полностью компенсируется внесенная ими плата за питание детей.

Результаты коррекционно-развивающей работы с детьми

В ДОУ постоянно ведутся мониторинговые исследования успешности выпускников.

За последние три года (2009–2011 гг.) группы для детей с ОНР закончил 41 ребенок: с чистой речью – 78%, со значительным улучшением – 18, без значительных улучшений – 4 (дети с врожденной патологией).

Наметилась тенденция увеличения количества выпускников, продолжающих обучение в гимназиях, лицеях, классах углубленного изучения определенных предметов:

  • 60% выпускников коррекционных групп поступили в средние общеобразовательные школы;
  • 38% – в гимназии и лицеи;
  • 2% – в коррекционные классы.

Анализ результатов последующего обучения выпускников ДОУ в школе показывает, что 77% детей успевают на "хорошо" и "отлично".

Опыт работы подтверждает, что специально организованный коррекционно-образовательный процесс для детей, имеющих трудности в обучении и общении, дает положительный эффект:

  • поднимает воспитанника на более высокий уровень социального развития;
  • обеспечивает усвоение федеральных государственных требований в области дошкольного образования;
  • развивает личные качества ребенка, позволяющие адаптироваться в школьном сообществе и социуме.

Результативность работы ДОУ в данном направлении находится в прямой зависимости от уровня профессиональной компетентности педагогов. Все логопеды и воспитатели коррекционных групп имеют высшую квалификационную категорию, прошли курсы повышения квалификации по работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Целенаправленная совместная коррекционно-развивающая деятельность консилиума ДОУ и городской ПМПК способствует своевременному выявлению детей с особыми образовательными потребностями и дает возможность обеспечить им необходимую социально-педагогическую и медико-социальную помощь.

Приложения к статье читайте в полной версии материала, опубликованной в журнале Справочник руководителя дошкольного учреждения 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль