Каковы требования к открытию коррекционной группы в ДОУ общего назначения?

141

Вопрос

Каковы требования к открытию коррекционной группы в ДОУ общего назначения? Если нет такой группы, что можно использовать в работе как её альтернативу?

Ответ

Для осуществления коррекционной работы допустимо открыть группы компенсирующей направленности.

Обоснование по рекомендации «Реализация каких программ должна осуществляться в группах разной направленности в дошкольной образовательной организации?»

Согласно приказу Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования" группы в образовательной организации могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

Так, в группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.

В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. С учетом этого в данных группах осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических процедур, общеразвивающих мероприятий (например, организация вокального ансамбля в ДОУ).

И, наконец, в группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ.

При этом данным приказом предусматривается организация групп в образовательной организации без реализации образовательной программы дошкольного образования.

При организации получения образования обучающимися с ОВЗ следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами и письмами органов государственной власти:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО).
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 (далее – Порядок № 1014).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 "Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (далее – СанПин 2.4.1.3049-13).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (далее – СанПиН 2.4.2.3286-15) (вступает в силу 01.09.2016).
  • Письмо Минобрнауки России от 08.08.2013 № 08-1063 (далее – Письмо № 08-1063).
  • Письмо Минобразования и науки России от 18.04.2008 № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами".

Для обеспечения обучения лиц с ОВЗ и инвалидов образовательная организация должна выполнить следующие требования в рамках полномочий, установленных ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ:

  • утвердить соответствующую адаптированную программу;
  • обеспечить необходимыми специальными средствами обучения;
  • утвердить штатное расписание;
  • обеспечить наличие соответствующего оборудования.

Согласно п. 19 Порядка № 1014 в целях доступности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается:

1) для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

  • присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую помощь;
  • обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы;

2) для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

3) для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

В положениях ФГОС ДО установлена необходимость учета специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ, – в специальном подразделе содержательного раздела образовательной программы.

Этот подраздел называется "Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования". Согласно п. 2.11 ФГОС ДО, данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. механизмы адаптации образовательной программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Все направления коррекционной работы необходимо указать в разделе "Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования", не составляя отдельную адаптированную программу для детей с ОВЗ, получающими дошкольное образование совместно со сверстниками, ограничений в здоровье не имеющими. Согласно положениям ФГОС ДО раздел "Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования" достаточен для описания системы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

В электронной системе «Образование» по теме вопроса размещен экспертный материал «Отличие содержания раздела "Коррекционная работа" в ООП ДО от адаптированной образовательной программы».

Согласно п. 1.11 СанПиН 2.4.1.3049-13 рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать:

  • обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
  • для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей;
  • для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет - 12 детей;
  • для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
  • для слабослышащих детей - 6 и 8 детей;
  • для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
  • для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - 6 и 10 детей;
  • для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8 детей;
  • для детей с задержкой психического развития - 6 и 10 детей;
  • для детей с умственной отсталостью легкой степени - 6 и 10 детей;
  • для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой в возрасте старше 3 лет - 8 детей;
  • для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет - 5 детей;
  • для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - 5 детей для обеих возрастных групп;
  • для детей с иными ограниченными возможностями здоровья - 10 и 15 детей. Допускается организовывать разновозрастные (смешанные) группы детей в дошкольных образовательных организациях компенсирующей направленности с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.

Также комплектование групп регулируется ФГОС ДО, Порядком № 1014.

Согласно п. 3.2.5 ФГОС ДО наполняемость группы определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья, специфики соответствующей программы.

Согласно п. 13 Порядка № 1014 образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. В группы могут включаться воспитанники как одного возраста, так и разных возрастов (разновозрастные группы).

Детализированный порядок комплектования дошкольной образовательной организации определяется учредителем в соответствии с законодательством РФ и закрепляется в уставе организации (п. 13 Рекомендаций по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, направленных письмом Минобрнауки России от 08.08.2013 № 08-1063). Таким образом, порядок комплектования и расформирования разновозрастной группы, права и обязанности заведующего ДОО регламентируются уставом.

Кроме того, в ДОО может быть разработан локальный акт, устанавливающий порядок комплектования и наполняемость групп. При разработке локального нормативного акта следует учитывать требования СанПин 2.4.1.3049-13, Порядка № 1014, а также региональных и муниципальных нормативных правовых актов.

Вступающие в силу 1 сентября 2016 г. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26, определяют максимальное количество детей с ОВЗ в классах (группах) в зависимости от категории учащихся и вариантов программы. Подробная информация содержится в материале «Наполняемость классов обучающихся с ОВЗ».

Дополнительно сообщаем, что по теме вопроса в ЭС "Образование" размещены материалы в следующих рубриках:

Управление и развитие > Обучение лиц с особыми образовательными потребностями;

Обучение и воспитание > Дошкольное образование.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

1. Редакция проанализировала судебную практику и выявила пять основных источников несчастных случаев в детских садах.

2. Как составить договор, который защитит интересы дошкольной организации?

3. Как правильно провести мастер-класс

4. Организуйте тематические выставки. Подобные мероприятия развивают творческие способности дошкольников.

5. Что будет за подделку подписи родителей на информированном согласии?

6. Как деликатно рассказать родителям о трудностях, которые испытывает их сын или дочь?



Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях