Методы исследования семейного воспитания

329

Вопрос

Какие методы исследования семейного воспитания являются наиболее эффективными?

Ответ

Исследование семейного воспитания может осуществляться с помощью разнообразных методов. При этом важно помнить, что именно их грамотное сочетание поможет получить объективные знания о ребенке и его родителях, определить оптимальные педагогические условия воспитания в данной конкретной семье.

Т.А. Марковой выделены две группы методов исследования проблем семейного воспитания:

  • направленные на углубленное изучение относительно узкого круга семей (целенаправленные наблюдения, беседы, опытная экспериментальная работа и др.);

  • направленные на сбор материала о состоянии вопроса в широкой практике семейного воспитания (социально-педагогические, социологические и социально-психологические методы: анкетирование, интервьюирование и др.).

Наблюдение – незаменимый источник информации. Оно всегда имеет определенную цель. При помощи этого метода можно узнать о стиле семейного воспитания, индивидуальных особенностях детей, типичных затруднениях родителей, применении ими тех или иных методов воздействия на детей и др. Например, можно наблюдать за тем, как общаются взрослые и дети по дороге в дошкольное образовательное учреждение (далее – ДОУ), в утренние и вечерние часы. Как взрослые поддерживают стремление ребенка к познанию, самостоятельности и др.

Беседа помогает выявить положительные стороны семейного воспитания, типичные проблемы воспитания, ошибки и трудности родителей. Она проводится в доверительной обстановке, конфиденциально, в ее основе лежит диалог. Во время беседы записи не ведутся. Она строится таким образом, чтобы родители захотели вступить в диалог, отвечать на вопросы, приводить примеры, делиться опытом. Поэтому педагогу важно давать положительную характеристику ребенку и говорить о том, что для родителей важно и интересно. Беседа является одновременно и методом исследования семейного воспитания, и формой взаимодействия.

К методам диагностики семейного воспитания можно отнести метод родительских "сочинений". Родителям предлагается написать сочинение о своем ребенке по предложенному плану. Затем оценивается их умение "видеть" ребенка, приводить примеры из опыта воспитания. Сочинения в устной форме можно предложить и детям на темы "Моя любимая игрушка", "Как я провел лето" и др.

Особо следует выделить дневниковые записи, которые ведут сами родители. Анализ дневников позволяет увидеть многие стороны семейной жизни, выявить нормы, социальные ценности конкретной семьи. Дневники ценны тем, что в них отражаются результаты систематических наблюдений, непроизвольные высказывания. Кроме того, они не только помогают установить причины того или иного поведения ребенка, но и являются своеобразным обобщением опыта воспитания.

Метод сопоставления характеристик семьи и ребенка предполагает, что педагог и родители составляют характеристики независимо друг от друга. Данный метод помогает выявить общее, типичное для семейного воспитания.

Используются и другие методы: фиксация дня ребенка, анализ детских рисунков, рассказов на заданную тему, запись вопросов родителей и др.

Относящийся ко второй группе метод анкетирования предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способа ответа. С помощью анкетирования можно получить следующую информацию: состав семьи, положительный опыт воспитания, типичные затруднения родителей, их отношение к ДОУ, потребности в педагогических знаниях, педагогические установки родителей и др. Достоинством данного метода является его доступность, возможность охвата большого количества респондентов. Бытует мнение, что анкету составить легко. Однако неверно составленная анкета даст неверную информацию. Поэтому педагогам важно учитывать такое требование, как постепенное усложнение вопросов: постановка более общих вопросов в начале и последующий переход к сложным и важным вопросам в середине анкеты.

Таким образом, единого универсального метода исследования семейного воспитания нет, они используются в комплексе, взаимодополняя друг друга. Их можно применять в разных ситуациях: дома, на улице, в ДОУ, в присутствии обоих родителей, брата или сестры воспитанника, в разных видах деятельности. При этом родители в исследовательской работе участвуют только по желанию.



Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам документ с примерными вопросами мониторинга педагогических компетенций воспитателей в ходе реализации требований ФГОС ДО.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль