Принципы отбора музыкального репертуара для слушания с детьми

190

Вопрос

По каким принципам следует отбирать музыкальный репертуар для слушания с детьми?

Ответ

Большинство ученых и методистов (Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, А.И. Катинене и др.) в качестве ведущих принципов отбора музыкального репертуара для восприятия выделяют:

  • образность музыки – наличие в произведении яркого музыкального образа;          

  • доступность музыкальных произведений для восприятия ребенка;          

  • высокая эмоциональность музыки, соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка;          

  • соответствие содержания музыкального произведения жизненному опыту детей;          

  • доступность музыкального произведения по продолжительности звучания.

С точки зрения концепции, согласно которой ребенок выступает как субъект детской музыкальной деятельности, отбор репертуара для слушания может осуществляться по следующим принципам.

Принцип учета детских музыкальных интересов, детской субкультуры, предполагает, что каждый ребенок, вне зависимости от возраста, уже обладает индивидуальным музыкальным опытом, имеет начальное, пусть и не явное, избирательное отношение к музыке. Реализация этого принципа предусматривает дифференцированный подход – предложение разным детям разной музыки для слушания.

Принцип учета деятельностной природы ребенка предполагает, что музыкальный репертуар позволяет дошкольнику выразить доступными средствами результаты собственного восприятия – в рисунке, слове, игре. Данный принцип учитывает моторно-ритмическую природу самой музыки и природную активность ребенка.

Принцип учета эмоционального опыта ребенка при восприятии музыки выражается в подборе музыкальных произведений, учитывающих эмоциональное состояние и переживания воспитанников. Ребенок получает возможность "прожить" в музыке те события, которые вызвали в нем сильные эмоциональные переживания.

Принцип учета индивидуальных особенностей восприятия музыки ребенком – реализация данного принципа возможна при условии хорошего знания педагогом особенностей отношения ребенка к процессу слушания музыки. Есть дети, для которых главное в музыке – зрительный ряд, есть дети-музыковеды, которых очень интересует и биография композитора, и история создания произведения. Есть дети, которые воспринимают музыку только эмоционально, и выражение в слове результатов прослушивания для них неприемлемо. Поэтому и музыкальный репертуар, и организация слушания музыки должны осуществляться с учетом данных особенностей.

Принцип разнообразия задач, решаемых в процессе восприятия музыки, определяется, с одной стороны, целостностью развития ребенка в дошкольный период, а с другой – многомерной природой музыки. Поскольку процесс слушания музыки организуется для решения разных задач развития ребенка, то и палитра музыкальных произведений, которые может слушать дошкольник, становится безгранична.



Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам документ с примерными вопросами мониторинга педагогических компетенций воспитателей в ходе реализации требований ФГОС ДО.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль