Компоненты психологической готовности ребенка к школе

27

Вопрос

Какие компоненты включает психологическая готовность ребенка к обучению в школе?

Ответ

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе включает в себя следующие компоненты:

  • интеллектуальную готовность;

  • личностную готовность ребенка к школе;

  • социально-психологическую готовность;

  • эмоционально-волевую готовность.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Обобщая исследования Л.И. Божович, Л.А. Венгера, А.Л. Венгера, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, И.В. Дубровиной, Р.С. Немова, Е.Е. Сапоговой и многих других авторов, можно сказать, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

  • дифференцированное восприятие;

  • аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

  • рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

  • логическое запоминание;

  • интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

  • овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта образных и пространственных представлений, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции ("внутренняя позиция школьника"); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения, произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.

Личностная готовность ребенка к школе, по мнению Е.Е. Кравцовой, проявляется в произвольности поведения, сформированности общения, самооценки и мотивации учения.

Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, Д.Б. Эльконин коллеги выделили следующие параметры:

  • умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

  • умение ориентироваться на заданную систему требований;

  • умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

  • умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.

По мнению группы ученых (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.А. Иванников, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, Т.И. Шульга и др.), начало школьного обучения предполагает наличие у ребенка высокого уровня развития произвольной и эмоционально-волевой регуляции, проявляющейся в умении:

  • самостоятельно совершать действия и поступки;

  • приобретать знания, находить способы решения в трудных ситуациях;

  • контролировать себя, управлять своим поведением.

Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы затрудняет обучение ребенка в школе, вызывает ряд трудностей, проявляющихся в импульсивных формах поведения, неадекватной реакции на трудности в учении, неумении трудиться, слушать и понимать учителя.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

1. Редакция проанализировала судебную практику и выявила пять основных источников несчастных случаев в детских садах.

2. Как составить договор, который защитит интересы дошкольной организации?

3. Как правильно провести мастер-класс

4. Организуйте тематические выставки. Подобные мероприятия развивают творческие способности дошкольников.

5. Что будет за подделку подписи родителей на информированном согласии?

6. Как деликатно рассказать родителям о трудностях, которые испытывает их сын или дочь?



Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях