Проблемно-ориентированный анализ

201

Вопрос

Что такое проблемно-ориентированный анализ?

Ответ

Для того чтобы ответить на этот вопрос следует разобрать такие понятия как: "анализ", "анализ результатов", "анализ образовательного процесса", "анализ условий", "традиционный анализ", "проблемно-ориентированный анализ".

Так, анализ – это первый шаг на пути к определению целей. После проведенного анализа должно стать ясно, что надо изменять, улучшать, совершенствовать. Задача анализа состоит в том, чтобы конкретизировать и структурировать проблему, обеспечивая возможность ее решения по частям.

Анализ результатов – это сравнение того что есть в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) (или какие действительные результаты получились по завершению проделанной работы) с тем, что требуется в соответствии с нормативными установками (социальным заказом).

Анализ образовательного процесса – это поиск недостатков в организации образовательного процесса, которые привели к несоответствию между нормой (социальным заказом) и полученным результатом, с указанием степени этого несоответствия. В ходе анализа образовательного процесса может быть выявлено много недостатков, но тот, кто осуществляет этот анализ, должен уметь ранжировать выявленные недостатки по степени их влияния ("сильно", "средне", "слабо") и обозначить не более 3–5 недостатков, как основных причин неудовлетворенности полученного результата.

Анализ условий – это определение недостатков тех условий, которые являются причинами дефектов образовательного процесса. Это могут быть: неподготовленность кадров, отсутствие научно-методического обеспечения и др.

Традиционный анализ – начинается с выделения недостатков в условиях, а потом без логических обоснований связывают их с результатами. Схема такого анализа выглядит следующим образом: "Условия – Образовательный процесс – Результаты", т.е. "от начала к концу".

Проблемно-ориентированный анализ отличается от традиционного тем, что схема анализа предполагает движение "от конца к началу", т.е. от выявления того, что не удовлетворяет в результатах работы ДОУ, к недостаткам образовательного процесса, порождающего недостатки в результатах, а затем к недостаткам в условиях, определяющих дефекты образовательного процесса. Таким образом, схема проблемно-ориентированного анализа выглядит следующим образом: "Результаты – Образовательный процесс – Условия".

Рекомендуемый современной методологией (В.С. Лазарев, М.М. Поташник) путь анализа "от конца к началу" позволяет отсекать несущественные для конечного результата возможные области поиска проблем и оставлять в поле зрения только наиболее значимые. Тем самым рационализируется процесс анализа. Наряду с этим в ходе анализа выстраиваются логические связи между следствием (результат) и причиной (недостатки образовательного процесса и условий). Реализация такой схемы проблемно-ориентированного анализа предусматривает:

  • анализ результатов;

  • анализ образовательного процесса;

  • анализ условий.

Проблемно-ориентированный анализ рекомендуется использовать при разработке программы развития ДОУ.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

1. Редакция проанализировала судебную практику и выявила пять основных источников несчастных случаев в детских садах.

2. Как составить договор, который защитит интересы дошкольной организации?

3. Как правильно провести мастер-класс

4. Организуйте тематические выставки. Подобные мероприятия развивают творческие способности дошкольников.

5. Что будет за подделку подписи родителей на информированном согласии?

6. Как деликатно рассказать родителям о трудностях, которые испытывает их сын или дочь?



Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях