Проблемно-ориентированный анализ

179

Вопрос

Что такое проблемно-ориентированный анализ?

Ответ

Для того чтобы ответить на этот вопрос следует разобрать такие понятия как: "анализ", "анализ результатов", "анализ образовательного процесса", "анализ условий", "традиционный анализ", "проблемно-ориентированный анализ".

Так, анализ – это первый шаг на пути к определению целей. После проведенного анализа должно стать ясно, что надо изменять, улучшать, совершенствовать. Задача анализа состоит в том, чтобы конкретизировать и структурировать проблему, обеспечивая возможность ее решения по частям.

Анализ результатов – это сравнение того что есть в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) (или какие действительные результаты получились по завершению проделанной работы) с тем, что требуется в соответствии с нормативными установками (социальным заказом).

Анализ образовательного процесса – это поиск недостатков в организации образовательного процесса, которые привели к несоответствию между нормой (социальным заказом) и полученным результатом, с указанием степени этого несоответствия. В ходе анализа образовательного процесса может быть выявлено много недостатков, но тот, кто осуществляет этот анализ, должен уметь ранжировать выявленные недостатки по степени их влияния ("сильно", "средне", "слабо") и обозначить не более 3–5 недостатков, как основных причин неудовлетворенности полученного результата.

Анализ условий – это определение недостатков тех условий, которые являются причинами дефектов образовательного процесса. Это могут быть: неподготовленность кадров, отсутствие научно-методического обеспечения и др.

Традиционный анализ – начинается с выделения недостатков в условиях, а потом без логических обоснований связывают их с результатами. Схема такого анализа выглядит следующим образом: "Условия – Образовательный процесс – Результаты", т.е. "от начала к концу".

Проблемно-ориентированный анализ отличается от традиционного тем, что схема анализа предполагает движение "от конца к началу", т.е. от выявления того, что не удовлетворяет в результатах работы ДОУ, к недостаткам образовательного процесса, порождающего недостатки в результатах, а затем к недостаткам в условиях, определяющих дефекты образовательного процесса. Таким образом, схема проблемно-ориентированного анализа выглядит следующим образом: "Результаты – Образовательный процесс – Условия".

Рекомендуемый современной методологией (В.С. Лазарев, М.М. Поташник) путь анализа "от конца к началу" позволяет отсекать несущественные для конечного результата возможные области поиска проблем и оставлять в поле зрения только наиболее значимые. Тем самым рационализируется процесс анализа. Наряду с этим в ходе анализа выстраиваются логические связи между следствием (результат) и причиной (недостатки образовательного процесса и условий). Реализация такой схемы проблемно-ориентированного анализа предусматривает:

  • анализ результатов;

  • анализ образовательного процесса;

  • анализ условий.

Проблемно-ориентированный анализ рекомендуется использовать при разработке программы развития ДОУ.



Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам документ с примерными вопросами мониторинга педагогических компетенций воспитателей в ходе реализации требований ФГОС ДО.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль