Как формировать у детей умение высказывать свои мысли и принимать чужие

16

Вопрос

Как формировать у детей умение высказывать свои мысли и принимать чужие?

Ответ

В возрастном периоде от 6 до 9 лет (старший дошкольный и младший школьный) важная задача – научиться формировать и высказывать свое мнение, а также понимать и принимать точку зрения других людей. На первый взгляд, задача кажется вполне простой и понятной. Но к сожалению, в большинстве семей процесс общения сводится к постановке задач и контролю за их выполнением: "Ты оделась? А колготки? Мы же опаздываем в детский сад (на занятия, в школу искусств)! Ты ел?".

Иногда родители задают вопросы, на которые ребенок может дать развернутый ответ, например: "Что было в детском саду? Как тебе мультик? Почему небо голубое?". Но если малыш слишком долго, на взгляд взрослых, думает или же отвечает неправильно – они тут же его перебивают и начинают говорить сами. Потом звучит риторический вопрос: "Ты понял(а)?". Ребенок, конечно же, кивает головой. Но если спросить его, что именно он понял, окажется, что его восприятие отключилось где-то на 20-й секунде родительского монолога.

Как ни странно, в образовательных организациях у педагогов бывает больше времени и возможностей общаться с детьми, которые до 7–8 лет сами подходят к взрослым, задают вопросы или высказывают свое мнение – был бы действительно заинтересованный слушатель. Многие педагоги любую совместную деятельность с детьми превращают в дискуссионный клуб. Например, рисуют белку и спрашивают: "А как вы думаете, почему она летом рыжая, а зимой серая?". И если все начинают говорить одновременно, грамотный педагог вводит правила, которые поддерживает сам.

Принципы проведения такой дискуссии просты:

  1. Высказываться следует по очереди. Кто хочет сказать – поднимает руку.

  2. Что бы ни говорил ребенок, взрослый может уточнять ("Ты имеешь в виду то-то, то-то?") и обобщать ("То есть вот так…"). И обязательно должен подчеркнуть, что высказанное мнение интересно.

  3. Дабы все не заскучали, нужно уделять одному ребенку не более 2–5 минут. В конце обязательно обобщить услышанное. Если ребенок уже перескочил на другую тему – отметить: "Это тоже интересно, и в следующий раз мы об этом поговорим, а сейчас все-таки о белках". Правда, если цель педагога – разговорить аудиторию для общения на разные темы, то можно просто "закруглить" репликой: "Спасибо, очень интересно ты рассказала, я вижу, Петя и Лена тоже хотят что-то сказать – давай передадим слово кому-нибудь из них".

  4. Если мнения детей сильно отличаются от общепринятых, например: "Это Дед Мороз зимой белок красит" или "Это папа-белка своей семье новые шубы покупает", – то можно привести точку зрения ученых. Но не следует преподносить ее с позиции: "Вы сейчас полную ерунду сказали, а на самом деле правильно так". Нужно отметить, что мнение ученых такое же интересное и ценное, как и мысли детей.



Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам документ с примерными вопросами мониторинга педагогических компетенций воспитателей в ходе реализации требований ФГОС ДО.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль