По мнению профессора Любимова, учителям РФ необходимо повышение квалификации

15 ноября 2010 745
11 ноября руководитель Департамента образования города Москвы, Исаак Калина, провел своё первое заседание коллегии. Профессор Лев Любимов, заместитель научного руководителя ГУ-ВШЭ, рассказывая о собрании, подчеркнул, что преподавателям необходимо предоставить право выбора пути развития.

11 ноября состоялось первое заседание коллегии Департамента образования Москвы, которое провел его новый руководитель, бывший замминистра образования РФ Исаак Калина. Своими впечатлениями в интервью РИА Новости поделился член коллегии Департамента образования, заместитель научного руководителя ГУ-ВШЭ, профессор Лев Любимов.

- Лев Львович, каковы ваши впечатления от заседания коллегии?

- Заседание сначала проходило в том формате, который существовал при прежнем руководителе департамента Ольге Ларионовой. Сначала делает доклад начальник городского уровня, потом тему продолжает его заместитель, потом подчиненный ему же чиновник окружного уровня и так далее. На одной из коллегий я как-то по-профессорски заметил, что в академическом сообществе принято, чтобы при обсуждении темы, помимо докладчика, выступали еще и его оппоненты. Ольга Ларионова ответила: "У нас тут не академики, а власть". К сожалению, не удалось донести, что любая демократическая власть предполагает систему сдержек и противовесов и уж, по крайней мере, учитывает мнение экспертного сообщества.

Вчера на коллегии в этом старом формате обсуждалось развитие ученического самоуправления в школах Москвы. Выслушали доклад заместителя руководителя департамента, и я задал вопросы: "В чем состоит объект этого управления? Кем и чем управляют? Какова цель? Как можно измерить результаты?" "Как эта деятельность вбирает в себя соответствующие компоненты (знаниевые и другие) из основной образовательной программы школы?" Исаак Иосифович Калина деликатно предложил считать эти вопросы моим выступлением, не обязывая докладчика отвечать на них.

Затем доклад сделал одиннадцатиклассник - председатель городского ученического совета из одной московской школы, бойкий такой юноша. Едва ли не главная его мысль заключалась в том, что основное чаяние школьников – стать успешными. Я его спросил: "А не хотите ли вы быть гражданами? Не хотите быть патриотами, законопослушными, добрыми, с крепкой любовью "к родному пепелищу?" Ведь тема самоуправления - это как раз о воспитании гражданственности, а не о примитивном утилитаризме.

- А как на это среагировал Исаак Калина?

- Он выслушал все выступления – после основных докладчиков выступали еще несколько человек с короткими, формальными, полными декларациями об успехах сообщениями – и предложил в течение ближайшей недели обсудить тему в дистанционном режиме, по электронной почте, и совместно переработать проект решения. А второй вопрос, который был вынесен на коллегию, - о реализации в Москве президентской образовательной инициативы "Наша новая школа" - пока снять с повестки дня, также обсудить материалы для коллегии в дистанционном режиме, а потом принять решение, как проводить открытое обсуждение.

Я такой подход поддерживаю. Если уж ставится какой-то вопрос, значит, нужно обсуждать его с экспертами, а не только с подчиненными тебе же сотрудниками. На мой взгляд, Исаак Калина сразу понял, что такой формат работы коллегии - пустая трата времени и предоставление любому чиновнику шанса докладывать о своих же успехах. Его решение – это отмена данного формата. Никому не нужны отчетные доклады, когда один за другим чиновники поднимаются на трибуну для чтения по бумажке торжественных деклараций об успехах. В пример могу привести опыт ГУ-ВШЭ: человек пятьдесят руководителей разного уровня 3-4 раза в год на 2 дня выезжают за город и обсуждают проблемы университета. Но мы не доклады делаем, а по-настоящему обсуждаем, даже кричим друг на друга!

По итогам заседания Исаак Калина поручил создать рабочую группу, которая будет определять новые механизмы работы коллегии.

- Что, на ваш взгляд, новому руководителю предстоит изменить в московской системе образования?

- При прежнем руководстве система замерла. На нее тратятся такие деньги, что ожидать следовало бы намного больше, чем мы имеем сегодня. Если в Рязани на школьника в среднем тратится 10 тыс. рублей в месяц, то в Москве - 120 тыс. рублей. И я имею право спросить о результатах не сотню элитных школ, а все 1500. Москва может похвастаться десятками школ городского подчинения, где созданы особые условия. А обычные школы? Мы же понимаем, как они работают.

Вот ставится вопрос о "Нашей новой школе" – центральный вопрос, по которому надо утверждать систему мероприятий. А в этом огромном городе, где 1500 школ и 150 тысяч учителей – тех людей и те учебные заведения, которые способны воспринять идеи президентской инициативы, по пальцам можно пересчитать. Ни педагогический корпус, ни школьные администраторы к этому не готовы. Делать надо очень многое, а для этого принимать продуманные, а не парадные решения.

- С чего же начинать?

- Главная позиция – кадры. Нужна их переподготовка, повышение квалификации, причем не в той системе переподготовки учителей, которая действует сегодня. Как в условиях нормативно-подушевого финансирования деньги следуют за школьником, так и за учителем они должны следовать – надо дать ему ваучер на переподготовку, а куда уж он пойдет повышать квалификацию – его дело. Дайте учителю право самостоятельно решить: если он химик, может, он в Менделеевку пойдет или в МГУ. Вместо этого в Москве - классическая советская система, когда все учителя идут в Московский институт открытого образования.

- Как работники московского образования отнеслись к назначению Исаака Калины?

- Они понимают, что он, во-первых, очень опытный человек, а, во-вторых, новый для Москвы человек, и это дает ему преимущества. Он пришел из образовательной среды, которую никогда не покидал. Ему хватило одного часа, чтобы понять, что происходило в Москве последние три года, достаточно деликатно оставить эту эпоху в прошлом. На членов коллегии это произвело вдохновляющее впечатление.

РИА "Новости"

Источник: www.menobr.ru



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×