Начала работу Первая Всемирная конференция по воспитанию и образованию детей младшего возраста

29 сентября 2010 1587
В понедельник, 27 сентября в Москве Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова открыла Первую Всемирную конференцию по воспитанию и образованию детей младшего возраста. В Конференции участвуют министры из 65 стран, ведущие специалисты системы дошкольного воспитания.

В понедельник, 27 сентября в Москве Генеральный директор ЮНЕСКОИрина Бокова открыла Первую Всемирную конференцию по воспитанию иобразованию детей младшего возраста, напомнив, что воспитание детей вмладшем возрасте – "наилучшей гарантией от нищеты". "Нет лучшего моментадля ориентации развития в нужном направлении, чем в первые годы жизниребенка", - подчеркнула она.

В Конференции, организованной ЮНЕСКО, правительствомРоссийской Федерации и мэрией Москвы, участвуют министры из 65 стран,ведущие специалисты, академики и работники системы дошкольноговоспитания.

Начала работу Первая Всемирная конференция по воспитанию и образованию детей младшего возрастаГенеральный директор ЮНЕСКО открыла конференцию вприсуствии мэра Москвы Юрия Лужкова, министра образования и науки РФАндрея Фурсенко, вице-президента Сейшельских островов Дэнни Фора, первойледи Азербайджана и Посла доброй воли ЮНЕСКО Мехрибан Алиевой иПредседателя Исполнительного совета ЮНЕСКО Элеоноры Митрофановой.

"Программы по воспитанию и образованию в раннемдетском возрасте более продуктивны, чем программы на любом другом уровнеобразования, - сказала в своей приветственной речи Ирина Бокова. – Это,возможно, один из наименее известных фактов в области формированияполитики и развития". Генеральный директор ЮНЕСКО также подчеркнулаважность программ ранеего воспитания для преодоления неравенства вдоступе к образованию, поскольку они являются «отправной точкой для игрыв равных условиях".  

"Число детей, не посещающих начальную школу, - а это69 миллионов, - могло бы быть сокращено, если бы  были разработаныадекватные программы для детей до 8-летнего возраста. Также сократилосьбы и число детей, которые слишком рано бросают школу. В Европе,например, до 50 процентов детей народа рома не смогут завершитьначальное образование. И это не справедливое начало их жизни."

Приветствуя прогресс, достигнутый в областидошкольного образования, начиная с 2000 года, Ирина Бокова указала, чтотем не менее только 15 процентов детей имеют доступ к дошкольномуобразованию в  странах Африки южнее Сахары,  19 процентов – в арабскихгосударствах, 28 процентов – в странах Центральной Азии и 36 процентов –в Южной и Западной Азии. «Масштаб прогресса огромный.  Особенно важното, что есть реальная причина для расширения доступа детей младшеговозраста к образованию», - считает Ирина Бокова.      

Андрей Фурсенко, министр образования и наукиРоссийской Федерации в своем привественном слове отметил, что Россияимеет немало достижений в области воспитания и образования детеймладшего возраста, но немаловажно узнать, какие новые подходы и формыдошкольного образования считаются сегодня в мире наиболее эффективными икак они работают.

Вице-президент Сейшельских островов Дэнни Форпризвал правительства действовать "быстро и целенаправлено". Онподчеркнул, что правительства должны уделять приоритетное вниманиепрограммам по дошкольному воспитанию и образованию и «продемонстрироватьсвою политическую волю, чтобы они были реализованы».

Понятие "ранний детский возраст" определяется какпериод с рождения до 8 лет. Это самое важное   время для развития мозга,но также это период крайней ранимости маленьких детей, что особеннозаметно в развивающихся странах, где ребенок в 4 из 10 случаев рискуетоказаться в условиях крайней нищеты и где каждый год 10,5 миллионовдетей младше 5 лет умирают от вполне излечимых болезней.

Московская конференция подведет итог достигнутым запоследнее десятилетие результатам, а также определит  пути длядостижения  государствами к 2015 году цели по расширению и улучшениювсеобщего доступа к воспитанию и образованию детей младшего возраста,особенно для наименее обеспеченных слоев. Кроме того, на ней будутисследованы механизмы, позволяющие зафиксировать намеченные цели и этапыих достижения, преодолеть препятствия, которые  мешают развитиюструктур, задействованных в воспитании и образовании детей младшеговозраста, и оценить достигнутый в этой области прогресс.

В центре дискуссий на конференции будут рассмотрены итакие темы, как разработка политики, расходы и финансирование,юридические и институциональные рамки; региональный опыт; качество иреагирование; социальное исключение и маргинальность, мониторинг ианализ. Будут также представлены результаты исследований в некоторыхстранах, позволяющие акцентировать внимание на наиболее эффективныхпрограммах, реализуемых в разных частях света.

Дополнительная информация о конференции

Начала работу Первая Всемирная конференция по воспитанию и образованию детей младшего возрастаРекомендуем ознакомиться:
Доклад Министерством образования и науки РФ
Воспитание и образование детей младшего возраста

1. Государственная образовательная политика в сфере дошкольного образования.

Базовыми принципами развития системы российского образования являются:

  • открытость к общественным запросам и требованиям времени;
  • привлечение общества к активному диалогу и непосредственному участию в управлении образованием, в образовательных реформах;
  • переход на современные образовательные технологии;
  • обеспечение доступного качественного образования для всех граждан России.

Для обеспечения доступного качественного образования ключевое значение имеет наличие у каждого ребенка равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе. Создать равные стартовые возможности – значит, достичь оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста до начала обучения в школе.

Адекватное возрастным и индивидуальным возможностям гармоничное развитие ребенка-дошкольника позволит ему быть успешным в школе. Именно поэтому достижение равных стартовых возможностей - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, которая обеспечивает конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Важность и значимость дошкольного образования, которую хорошо понимают представители органов государственной власти и органов местного самоуправления, обусловлена следующим. Только дошкольное образование дает ребенку дошкольного возраста возможность самоопределиться в 3
обществе сверстников, тем самым достигнуть необходимого уровня социально-личностного развития, получить навыки социальной адаптации.

Далее, дошкольное образование позволяет ребенку овладеть специфическими видами детской деятельности - игрой, конструированием, изобразительной деятельностью, наблюдением и экспериментированием. В грамотно организованной детской деятельности у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь). Именно они позволяют ребенку успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию в начальной школе и на последующих ступенях обучения.

Кроме того, система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), с тем чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки.

В Российской Федерации существует законодательно закрепленное разделение полномочий в сфере дошкольного образования, согласно которому организация общедоступного дошкольного образования - компетенция или полномочие муниципалитета, органов местного самоуправления.

Компетенция субъекта Российской Федерации - разработка региональных программ развития образования, в том числе дошкольного образования, выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, с тем чтобы они могли реализовать взятые на них полномочия. Российская Федерация обеспечивает разработку государственной политики в сфере дошкольного образования, а также нормативное правовое сопровождение функционирования системы образования,

С целью координации действий по развитию системы дошкольного образования в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также во исполнение решения заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике был разработан Комплекс мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2010 годы (далее - Комплекс мер). Правительство Российской Федерации в июне 2007 года направило в федеральные органы исполнительной власти и в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручение по реализации Комплекса мер.

В соответствии с разделением полномочий в сфере дошкольного образования Комплекс мер предусматривает реализацию мероприятий по развитию дошкольного образования на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном - по двум основным направлениям: обеспечение доступности дошкольного образования и обеспечение его качества.

На федеральном уровне деятельность системы дошкольного образования регулируется Законом Российской Федерации «Об образовании», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», другими нормативными документами.

2. О состоянии системы дошкольного образования в Российской Федерации.

Основной особенностью системы дошкольного образования Российской Федерации является то, что она представлена сетью образовательных учреждений разных типов и видов. При формировании сети дошкольных учреждений государство в лице органов власти всех уровней старается максимально учесть особенности детей, запросы их родителей.

Основной структурной единицей, в которой дети получают дошкольное образование, является группа детей дошкольного возраста. Группы имеют разную направленность с целью учета различных особенностей детей: общеразвивающую, компенсирующую, комбинированную, оздоровительную.
Деятельность групп общеразвивающей направленности направлена на гармоничное и всестороннее развитие каждого ребенка.

Группы компенсирующей направленности создаются для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Основной целью деятельности таких групп является квалифицированная коррекция их недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий. В этих группах осуществляются дошкольное образование детей, а также комплекс санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.

Группы детей дошкольного возраста могут работать в разном режиме полного (10,5 - 12 часов), укороченного (8-10 часов), продленного (14 часов) дня, круглосуточного или кратковременного (3-5 часов) пребывания. Такой различный режим пребывания связан как с особенностями самих детей, так и с потребностями их семей. Наибольшим спросом у родителей пользуются детские сады полного дня, в которых в течение 10 - 12 часов осуществляются присмотр, уход и дошкольное образование детей, в то время как их родители работают.

В течение времени пребывания в детском саду дети получают 3-5 разовое питание (в зависимости от длительности пребывания), организуется сон, обязательны прогулки. Следуя программе, реализуемой в учреждении, воспитатели и другие специалисты проводят занятия, играют с детьми, гуляют, проводят экскурсии.

Занятия проводятся по разным направлениям, по освоению различных образовательных областей и направлены на физическое, художественно-эстетическое, познавательно-речевое, социально-личностное развитие детей.

Прогулка в детском саду организуется так, что в ее процессе развиваются различные виды активности детей - познавательная, физическая, художественная. Во время прогулки воспитатели организуют наблюдение за явлениями живой и неживой природы, труд детей в природе (например, на огороде и в цветнике), различные игры. Дети конструируют из песка, деталей конструкторов, кубиков; они могут рисовать, используя цветные мелки; лепить из глины, мастерить различные поделки из природного материала. На любой прогулке уделяется особое внимание физическому развитию детей, организации различных подвижных игр.

Важную роль в развитии детей играет воспитательная составляющая; она направлена на воспитание культурно-гигиенических навыков, положительного отношения к труду, толерантного отношения к окружающим людям, патриотическое воспитание.

В зависимости от направленности групп и возраста детей различаются 8 видов дошкольных образовательных учреждений: детский сад, детский сад для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет), детский сад для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет), детский сад комбинированного вида, детский сад компенсирующего вида, детский сад присмотра и оздоровления, детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей; центр развития ребенка - детский сад.

Группы для детей дошкольного возраста могут создаваться в образовательных учреждениях других типов (помимо дошкольных): в общеобразовательных учреждениях, в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в учреждениях дополнительного образования детей. При необходимости дошкольные группы могут создаваться в учреждениях культуры, учреждениях социального назначения.

В настоящее время дошкольное образование в Российской Федерации осуществляют около 57 тысяч дошкольных учреждений разных типов и видов, из них 43,3 тыс. - детские сады разных видов. В дошкольных учреждениях в настоящее время воспитывается более 5,3 млн. детей. Также отличительной чертой дошкольного образования России является то, что оно сочетается с присмотром и уходом за детьми. При этом важной составляющей присмотра и ухода является медицинское обслуживание детей в дошкольных учреждениях.

Поскольку в дошкольном возрасте физическое развитие и здоровье тесно связаны с интеллектуальным развитием детей, в каждом дошкольном учреждении работает медицинская сестра, в обязанности которой входят ежедневные профилактические осмотры детей, профилактические прививки, при необходимости - оказание первой медицинской помощи, контроль за организацией рационального питания, взаимодействие с педагогическими работниками и семьями детей в вопросах воспитания навыков здорового образа жизни.

Помимо медицинской сестры, по меньшей мере один раз в неделю осмотр детей в дошкольных учреждениях производит врач детской поликлиники, дважды в год проходят профилактические осмотры всеми специалистами детской поликлиники - педиатром, невропатологом, ортопедом, логопедом, офтальмологом и другими. На каждого медицинского работника в дошкольных учреждениях приходится в среднем около 90 детей дошкольного возраста. Для сравнения – у участковой медицинской сестры в детской поликлинике около 600 подопечных детей (от рождения до 14 лет).

Особенно сильна медицинская составляющая деятельности в дошкольных учреждениях компенсирующего вида. Одной из функций этих учреждений является оказание ранней медицинской помощи детям и коррекция недостатков в их физическом и психическом развитии. У нас есть детские сады для детей с нарушениями в развитии речи, где ежедневно с каждым ребенком работают квалифицированные логопеды и психологи; детские сады для детей с нарушениями зрения, в которых дети получают помощь тифлопедагогов, офтальмологов; детские сады для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, где дети получают медицинскую помощь врачей-ортопедов, лечебный массаж, ежедневные занятия лечебной физкультурой. Работают детские сады для детей с другими ограниченными возможностями здоровья. Для осуществления коррекционной работы эти детские сады укомплектованы медицинским персоналом, в них созданы соответствующие условия.

Следует отметить, что коррекционная работа в дошкольных учреждениях гармонично совмещается с дошкольным образованием. Дети получают не только медицинскую помощь, но и адекватное их возрасту развитие, которое позволит им быть успешными в дальнейшем образовании.

Образовательный процесс в дошкольных учреждениях осуществляют около 590 тысяч педагогических работников, среди которых воспитатели и старшие воспитатели, музыкальные руководители, воспитатели по физической культуре, педагоги-психологи, учителя-логопеды, педагоги дополнительного образования. В среднем на одного педагогического работника приходится по 10 воспитанников дошкольных учреждений. Как правило, педагоги имеют профессиональное образование либо совмещают педагогическую деятельность с получением профессионального образования.

Условия предоставления дошкольного образования, а также присмотра и ухода за детьми в дошкольных учреждениях регламентируются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, которые включают требования к помещению, его освещению и теплоснабжению, к обустройству (включая требования к детской мебели), к прогулочным площадкам, к организации питания детей. Так, нормативы площади земельного участка составляют не менее 29 кв.метров на 1 ребенка, при этом не менее половины этой площади должно быть озеленено. Также на участке детского сада обязательно оборудуются 1-2 физкультурные площадки.

Комната для игр и спальное помещение должны иметь площадь не менее 50 кв. метров. При этом в групповом помещении оборудуются умывальная и туалетная комнаты. В каждом дошкольном учреждении созданы музыкальный и физкультурный зал; в учреждениях, которые строятся с 90-х годов прошлого века, обязательно предусматриваются бассейны. Групповые помещения, в которых дети проводят более 50% времени пребывания в детском саду, разделены на:

  • прихожую с индивидуальными шкафчиками для одежды;
  • игровую комнату, в которой дети играют и занимаются;
  • спальню, в которой организуется дневной сон, а в группах круглосуточного пребывания - также ночной сон.

Во всех групповых комнатах, музыкальных и спортивных залах, кабинетах специалистов - психологов, логопедов, дефектологов и других - создается соответствующая среда. Мебель (столы, стулья, кроватки) подбирается по росту воспитанников, игрушки подобраны так, чтобы удовлетворить интересы и мальчиков, и девочек, чтобы развивать конструктивную и художественную деятельность, организовывать дидактические и сюжетные игры.

Существуют государственные механизмы определения соответствия созданных в дошкольных учреждениях условий установленным требованиям, а также определения государственного статуса дошкольного учреждения, его типа и вида. Это механизмы лицензирования и государственной аккредитации образования. Они позволяют контролировать качество предоставляемых услуг - как образовательных, так и медицинских.

Содержание дошкольного образования определяется основными и дополнительными образовательными программами. Требования к основной программе, как обязательному минимуму дошкольного образования, определены на федеральном уровне. Министерством образования и науки Российской Федерации утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Федеральные требования определяют, какое содержание должно реализовывать любое дошкольное учреждение для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей. Федеральные требования учитывают, что содержание дошкольного образования должно охватывать все направления развития личности ребенка-дошкольника: социально-личностное, интеллектуальное, физическое, художественно-эстетическое.

Важно, что педагоги стараются конструктивно взаимодействовать с семьями воспитанников, чтобы обеспечить единство подходов к воспитанию и образованию детей и со стороны семьи, и со стороны детского сада. Каждый день родители получают информацию об успехах своего ребенка, могут обсудить с воспитателем волнующие их проблемы, получить квалифицированный совет.

За содержание ребенка в дошкольных учреждениях с его родителей (законных представителей) взимается родительская плата. Законом установлено, что размер родительской платы не может превышать 20% от всех расходов дошкольного учреждения на содержание ребенка дошкольного возраста. Для детей с ограниченными возможностями родительская плата не взимается.

Кроме того, государством установлена новая форма материальной поддержки граждан, имеющим детей дошкольного возраста, - компенсация части родительской платы. В 2007 - 2009 годах компенсацию получало в среднем более 4 млн. семей ежегодно.

3. Региональная политика в сфере дошкольного образования.

На региональном уровне основным мероприятием Комплекса мер является разработка и реализация региональных программ развития дошкольного образования как составной части региональной системы образования.

  • В Ростовской области принята "Областная целевая программа улучшения демографической ситуации в Ростовской области на 2008-2010 годы", в которой предусмотрено введение 20,5 тысяч мест для дошкольников до конца 2010 года.
  • В Брянской области разработана областная целевая программа "Развитие образования в Брянской области на 2007-2010 годы", реализация которой предполагает увеличение охвата детей в возрасте от 1 года до 6 лет услугами дошкольного образования с 51% в 2006 году до 65% в 2009 году.
  • В Алтайском крае разработана и реализуется краевая целевая программа «Демографическое развитие Алтайского края на 2008-2015 годы», содержащая подраздел "Поддержка семей с детьми". В нем предусматривается: к 2015 году увеличить сеть ДОУ, создав около 21 тысячи дополнительных мест для детей дошкольного возраста. Для этого строятся новые здания, проводится реконструкция зданий, увеличивается количество групп в действующих детских садах.
  • Законом Красноярского края от 26 декабря 2006 г. № 21-5664 утверждена краевая целевая программа "Дети" на 2007-2009 годы, которой предусмотрено к 2009 году сокращение очереди для определения детей в дошкольные учреждения на 50%, обеспечение доступного дошкольного образования на 75%. 12

Кстати, Красноярский край (а также Пермский край), стремясь выполнить государственные гарантии на общедоступное дошкольное образование, пошли по интересному пути. Принимая во внимание трудности с осуществлением капитального строительства, введением в строй новых зданий детских садов, в этих регионах выплачивают из средств региональных бюджетов компенсацию тем родителям, дети которых нуждаются в дошкольном учреждении, но место в детском саду пока не может быть им предоставлено (по причине дефицита мест).

Размер компенсации равен нормативу на содержание одного ребенка в детском саду (в месяц). Таким образом родители, осуществляющие дошкольное образование своих детей дома, ежемесячно получают компенсации. При этом для того, чтобы обеспечить психолого-педагогическое сопровождение таких детей, создана система консультативных пунктов, родительских клубов, "Маминых школ", в которых родители могут получить консультацию психолога, методиста, музыкального руководителя, воспитателя по физкультуре.

Особого упоминания заслуживает программа развития дошкольного образования в Москве, Краснодарском и Пермском краях и Челябинской области. Помимо строительства новых детских садов, реконструкции зданий, здесь апробируется такая форма дошкольного образования, как семейные дошкольные группы. Это дошкольные группы малой наполняемости (3-5 детей), которые могут создаваться в многодетных семьях, в свободных муниципальных помещениях, на дому у воспитателя. Важно, что каждая семейная дошкольная группа может получать разнообразную помощь и поддержку ближайшего детского сада, - и консультации специалистов, и медицинское обслуживание детей, и обучение воспитателей семейных групп.

В Москве созданы такие формы дошкольного образования, как Центры игрового развития детей и лекотеки, которые являются одновременно и учреждениями кратковременного пребывания детей, не посещающих детские сады, и центрами консультативной помощи их родителям. Особенно ценен опыт создания лекотек, в которых осуществляются коррекционные мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализация.

Во многих субъектах реализуется региональный компонент приоритетного национального проекта "Образование". Постановлением Кабинета министров Республики Адыгея учреждены с 2008 года 10 ежегодных премий в размере 300,0 тысяч рублей каждая - лучшим муниципальным дошкольным образовательным учреждениям и 66 ежегодных премий в размере 30,0 тысяч рублей каждая - лучшим воспитателям муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

Указом Президента Республики Саха (Якутия) также с 2008 года учреждены 35 ежегодных премий для лучших педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в размере 50 тыс. рублей. Такие же ежегодные премии или гранты лучшим детским садам и лучшим воспитателям существуют в республиках Хакасия и Калмыкия, Краснодарском и Красноярском краях, Нижегородской, Оренбургской, Свердловской, Ульяновской областях, других субъектах Российской Федерации.

4. О перспективах развития дошкольного образования.

Перспективы развития системы дошкольного образования определяются рядом программных документов Правительства Российской Федерации: Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1663-р) и Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации 9 октября 2007 года № 1351).

Так, в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года предусмотрено:

  • внедрение моделей дошкольного образования, обеспечивающих каждому ребенку возможность осваивать образовательные программы для детей старшего дошкольного возраста и полноценно общаться на государственном языке и языке обучения при поступлении в первый класс;
  • разработка механизма стимулирования создания системы образовательных услуг, обеспечивающих поддержку семейного воспитания, в первую очередь для семей с детьми до 3 лет, включая создание центров поддержки семейного воспитания на базе дошкольных образовательных и других учреждений);
  • внедрение новых организационных форм дошкольного образования - так называемых «семейных детских садов» или встроенных детских садов, надомных или гувернерских групп, семейных клубов, социальных игровых комнат - как структурных подразделений муниципальных или государственных ДОУ, которые обеспечивают указанные формы кадрами, осуществляют психолого-педагогическое сопровождение и контроль;
  • внедрение механизмов нормативного подушевого финансирования услуг дошкольного образования, предоставляемых образовательными учреждениями любых типов, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности;
  • поддержка муниципальных программ развития дошкольного образования, обеспечивающих внедрение современных моделей дошкольного образования;
  • нормативное и методическое обеспечение по вопросам развития негосударственного сектора дошкольного образования на основе муниципального задания.

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года предусматривает разработку и реализацию региональных программ развития системы дошкольного образования как составной части образовательной системы субъектов Российской Федерации.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль