Владимир Путин призвал развивать негосударственные школы

27 февраля 2010 1075
Премьер-министр Владимир Путин провел 26 февраля в Тюмени заседание в рамках образовательной инициативы "Наша новая школа". Он предсказуемо коснулся темы сельских школ и учительских зарплат, а также определил начало действия новых образовательных стандартов для школ. Интересно другое: премьер заявил, что регионам необходимо поддерживать негосударственные школы.

Премьер-министр Владимир Путин провел 26 февраля в Тюмени заседание в рамках образовательной инициативы "Наша новая школа". Он предсказуемо коснулся темы сельских школ и учительских зарплат, а также определил начало действия новых образовательных стандартов для школ. Интересно другое: премьер заявил, что регионам необходимо поддерживать негосударственные школы.

"Необязательно частная"

"Многие из них [негосударственных школ] дают качественное образование, а главное — позволяют учитывать особые нужды тех детей, которым по различным причинам непросто адаптироваться в обычных муниципальных школах",— заявил Путин. Премьер призвал руководителей субъектов Федерации уже сейчас "более активно поддерживать успешные негосударственные учебные заведения, в том числе финансировать их на основе государственного задания по установленным в регионах нормативам".

"Развитие негосударственного сектора школ не означает появления большого количества школ частных, и, следовательно, коммерческих",— заявил  Исак Фрумин, научный руководитель Института развития образования Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ).

"В таких, скажем так, квазисоциалистических скандинавских странах, или Голландии более 50% школ именно негосударственные. Их создают ассоциации родителей, церковь или крупные корпорации. Как показывает практика, в таких школах более внимательное отношение к ребенку, подростку, юноше. Любопытно, что на Западе даже самые богатые школы стараются отдавать 20% мест небогатым, но умным ребятам. У нас такая практика не распространена вовсе. У нас такие школы могут создавать только энтузиасты, родители или учителя. Крупные корпорации у нас медленно созревают на развитие подобных социально-значимых проектов. Единственный пример, который приходит в голову — это школа, созданная Михаилом Ходорковкским. Что касается церкви, то я бы был здесь осторожен. В то время как у нас намечается чуть ли не ренессанс религиозного образования, в Европе даже орден иезуитов становится все более светским учреждением",— рассказывает Исак Фрумин.

С 1987 по 1999 Исак Фрумин работал директором экспериментальной школы "Универс" в Красноярске. "Школа хоть была и экспериментальной, но самой что ни на есть государственной. Я всегда ориентировался на потребности своих учеников и их родителей. Но к сожалению, большинство моих товарищей — директоров школ ориентировались исключительно на начальство",— рассказывает Фрумин.

"Логика поддержки негосударственных школ проста: государство по Конституции гарантирует бесплатное среднее образование, закон "Об образовании" предполагает разные формы собственности у школ. Учредителем может выступать как государство, так и учитель-энтузиаст, меценат или родительское собрание. Все частные школы получают лицензию и госаккредитацию, они имеют равные права с обычными школами. Тем не менее, с 2004 года в России возникла проблема дискриминации негосударственных школ. Ранее все образовательные учреждения были освобождены от налога на имущество и на землю. Но потом, Федерация передала полномочия субъектам и наделила их правом определять налоговые льготы. И субъекты радостно этим правом воспользовались: у госшкол они остались, а негосударственные платят по полной",— рассказывает член Общественной палаты Любовь Духанина, курирующая образовательную тематику.

"Седьмой год одни российские дети бегают во дворе своей школы бесплатно, а родители других платят. А ведь частные негосударственные школы — это не обязательно школы для богатых. Это и школы для детей с ослабленным здоровьем, зрением, слухом и прочее. А кроме того, школы для одаренных детей. Я с грустью наблюдаю, как частные школы закрываются. Надеюсь, что заявления Путина ознаменуют обратную реакцию",— говорит Духанина, уже 17 лет являющаяся директором частной школы "Наследник".

По мнению математика и педагога Фрумина, система российского школьного образования "неповоротливая и медленно реагирующая на инновации". "Мне кажется, сейчас необходимо раскачать эту систему, заставить ее переориентироваться на клиента. При этом, развивая негосударственных образовательных провайдеров, нельзя допустить распространение платного образования. Я ведь в глубине души социалист, и поэтому надеюсь, что такой институт, как государственная бесплатная школа сохранится, но будет развиваться",— считает он.

Исак Фрумин называет призывы премьер-министра к главам субъектов Федерации помочь негосударственным школам "опасным сигналом": "Инициативные группы появятся, а практика показывает, что в регионах зачастую самые интересные школы попадают под пресс чиновников от образования".

"Я знал одну такую школу в Новокузнецке, ее просто съело местное руководство. Их успехи, эксперименты и идеи были у них как бельмо в глазу",— рассказывает он.

Примером школы, созданной родителями, может служить Московская экономическая школа (МЭШ). Председатель правления школы — Александр Захаров, зампред правления Сбербанка, а его замом является Олег Дерипаска, владелец "Базэла".

"Обеспеченные люди не хотели, чтоб их дети учились за границей, но хотели, чтоб их учили как на Западе. Талантливому руководителю Юрию Шамилову это удалось. Хотя это конечно очень дорогая частная школа, куда очень трудно попасть",— рассказывает Фрумин.

О чем еще говорил Путин

Новые образовательные стандарты, которых, как и нового закона "Об образовании", так долго ждут все участники образовательного процесса будут опробованы в школах с 1 сентября 2011 года.

В Министерстве образования и науки пока ничего конкретного об этом не говорят. Известно, лишь, что издательство "Просвещение" еще осенью 2009 года подготовило несколько вариантов новых стандартов. В ведомстве объясняют, что изменения коснутся в больше степени условий обучения, нежели содержания образовательных программ. Владимир Путин же отметил, что "введение новых образовательных стандартов не должно превратиться в пустую формальность а реально изменить к лучшему и содержание обучения, и условия пребывания детей в школах".

Также премьер заявил, что в тех субъектах Федерации, где внедрены новые системы оплаты труда (она зависит от количества учеников в классе), зарплата педагогов растет намного быстрее. По его данным, в 20 регионах-лидерах зарплата учителей сравнялась со средней зарплатой или даже превысила ее, а в семи — превысила на 20%. Одной из новаций проекта "Наша новая школа" стал переход на нормативное подушевое финансирование (запланирован на 2012 год), что позволило повысить зарплаты учителям, утверждают разработчики проекта. Впрочем, в средней школе № 88 Тюмени ( Тюменская область — один из 31-го региона, где внедряется комплексный проект модернизации образования "Наша новая школа"), где побывал сегодня премьер Владимир Путин, ему рассказали, что заработок преподавателей в последнее время увеличился с 9 до 22 тысяч рублей.

Учительская зарплата в Москве

По состоянию на 1 ноября 2009 года среднемесячная зарплата московского учителя составляла 34,5 тыс. рублей.

Владимир Путин и министр Андрей Фурсенко также заявили о необходимости переходить от маленьких школ в сельских районах к системе укрупненных учебных заведений. Содержание "школьных изб" государству обходится в 4–10 раз дороже. Но отказ от классических небольших сельских школ "не должен стать самоцелью".

"Чтобы переходить к системе укрупненных учебных заведений, необходимо создать соответствующие условия: нормальные дороги между селами, энергетическое обеспечение, питание детей, безопасность их передвижения". Путин отметил, что "нельзя забегать вперед, но и нельзя отговариваться, что в том или ином месте нет еще условий". "Надо их создавать и двигаться в эту сторону",— добавил премьер.

"Новая школа" Дмитрия Медведева

Проект "Наша новая школа" еще в ноябре 2009 года инициировал президент Дмитрий Медведев: он служит для реализации комплексных проектов модернизации образования. Инициатива, по идее президента должна, прежде всего, помочь совершить поэтапный переход с уже в 2010 году на новые государственные образовательные стандарты общего образования. Второе важное направление — выработка системы поддержки талантливых детей. Другие цели: сохранение и укрепление здоровья школьников; расширение финансово-хозяйственной самостоятельности школ, направленной на обеспечение права граждан на выбор образовательной организации.

Источник: GZT.RU

Источник: www.menobr.ru



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях